Исконно.ruТема: Япония

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Никко в записках путешественника

 ссылкаНикко в записках путешественника

Свои личные впечатления об обезьянахПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам на конюшне в ТосёгуПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам оставил Редьярд КиплингПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (Rudyard Kipling) в книге «От моря до моря» (Rudyard Kipling. 1899. From Sea to Sea — Letters of Travel). [Читать Читать текст книги От моря до моря, Редьярд Киплинг]

Книга «От моря до моря», Редьярд Киплинг
Книга «От моря до моря», Редьярд Киплинг

Темы: [Япония][книги] [писатели] [путешествия]

Игроки из Эрмитажа

 ссылкаИгроки из Эрмитажа

В собрании «Эрмитажа» есть известная японская миниатюрная скульптура из слоновой кости, представляющая трех задумчивых обезьян, окруживших доску для какой-то настольной игры. Подпись утверждает, что это «шашки го», что, конечно же, не может быть правдой из-за того, что камни в го ставятся на пересечения линий, а не в клетки и традиционное поле немного побольше. Более всего игра похожа на игру реверси (иначе «отелло»), правда, она — позднее изобретение. Как бы то ни было, если присмотреться к позам обезьянок, можно увидеть намеки на знакомую нам композицию: у правой, чешущей затылок, занят рот; средняя поправляет очки, то есть не видит; у левой подвязки очков совсем прижали уши. То есть за «новаторской» сатирической композицией скрыт и традиционный образ тройственного отрицания: не говорю, не вижу, не слышу.

Синкэйсай Масатоси. Три обезьяны за игрой. Слоновая кость. Япония, Сер. — 2-я пол. XIX в.
Синкэйсай Масатоси. Три обезьяны за игрой. Слоновая кость. 4,1×3,1 см. Япония, Эдо. Сер. — 2-я пол. XIX в.

Темы: [Япония][искусство] [музеи] [скульптура]

Обезьяны ли японцы?

 ссылкаОбезьяны ли японцы?

Во время Второй Мировой войны союзники на Тихоокеанском театре военных действий распространяли среди японцев пропагандистские листовки. Одна из них (1943 г.), экземпляр которой хранится в собрании музея Австралийского военного мемориала, довольно жестко использует образ трех обезьян как символ японской нации. Листовку полностью, а также русский и английский переводы [можно увидеть Смотреть пропагандистскую листовку о трех обезьянах времен Второй Мировой и ее переводы] в библиотеке сайта.

Листовка, лицевая сторонаЛистовка, оборотная сторона

Темы: [Япония][агитация] [музеи]

Атака клонов

 ссылкаАтака клонов

Издавна в Японии хорошо знаком и любим классический китайский роман У Чэнъэня «Путешествие на Запад» (1590-е гг.) о приключениях царя обезьян Сунь-УкунаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Только по-японски его имя читается как Сонгоку. О нем читали в первоисточнике и переложениях, его иллюстрировали и ставили по нему спектакли. В частности, сцены из романа популярны в театре Кабуки. Среди избранных моментов победа Сонгоку над полчищами врагов с помощью особых способностей. Волшебная обезьяна вырывала у себя клок волос и превращала их в маленьких обезьянок — свои подобия-клоны.

Сотня боевых обезьян стала популярным сюжетом для татуировок, отделки оружия и других «мужественных» способов применения.

В собраниях некоторых художественных музеев есть примечательные цубыПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (гарды японских мечей), использующие тему ста обезьян. Все они похожи между собой, различаясь в деталях и материале. Множество фигур дают простор художнику использовать разнообразные, часто забавные позы и композиции. В верхней части цубы обычно можно найти трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, которые не видят, не слышат и не говорят.

Цуба «Сто обезьян»
Цуба «Сто обезьян», серебро. 7,25×6,88×0,52 см. Нода Мицухиро II (1748—1823 гг.), Эдо (ныне Токио), Япония. Художественный музей Уолтерса, Балтимор (штат Мэриленд), США. Инв. №51.133
Деталь цубы, три обезьяны
Деталь цубы, три обезьяны «не вижу, не слышу, не говорю»
Цуба «Сто обезьян»
Цуба «Сто обезьян». Латунь-сентоку (宣徳, сплав меди, свинца и цинка). Охара Мицухиро (大原光廣), Ягами, провинция Хидзэн, Япония. Британский музей, Лондон, Великобритания. Инв. №OA+.3319
Темы: [Япония][искусство] [музеи] [украшения] [холодное оружие]

Гейши с почты

 ссылкаГейши с почты

С приходом XX в. фотография начинает вытеснять гравюру. Но тема красавиц остается неизменной. Массовые почтовые открытки часто сюжетом по сути являются такими же бидзин-гаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, как ксилография художников прошедших времен.

И совсем не удивительно, что фотографии красавиц на открытках предстают не только портретами или жанровыми сценками, но и нагружаются тайными или явными символическими посланиями: смена техники еще не означает отмену традиций.

До сих пор у коллекционеров или на торговых площадках в интернете тема «трех гейш в позах обезьян» на довоенных открытках представлена довольно широко.

Открытка. Тонированная фотография. 1905 г.
Открытка. Тонированная фотография. 1905 г.

Открытка. Тонированные фотографии. 1905 г.
Открытка. Тонированные фотографии. 1905 г.

Открытка. Тонированная фотография
Открытка. Тонированная фотография. Современная репродукция
Темы: [Япония][почтовые открытки]

Предотвращая землетрясения

 ссылкаПредотвращая землетрясения

В собрании Метрополитен-музея (Нью-Йорк, США) есть очень необычная по сюжету нэцкэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Это классические три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, только восседают они на спине какой-то крупной рыбы. Какого-либо описания сюжета не приводится, так что давайте попробуем реконструировать.

Рыба хорошо узнаваема. Это сом, по-японски «намадзу», вернее, «о-намадзу» (大鯰, большой сом). Он довольно часто встречается в японском искусстве. По преданию большой сом лежит где-то в море у острова Хонсю, сдерживаемый силой богов. Но сто́ит ему пошевелиться, и в Японии происходит землетрясение.

Очень часто сом о-намадзу изображается с тыквой-горлянкой. В японском языке есть даже устойчивое выражение 瓢箪鯰 [хётан намадзу] — поймать сома тыквой горлянкой, то есть сделать нечто невозможное. И вот в таких композициях нередко усмиряет сома при помощи горлянки именно обезьяна.

Еще один сюжет с гигантским сомом показывает, как о-намадзу под угрозой землетрясения заставляет преступников раскаиваться, а богачей делать пожертвования беднякам. То есть сом видится воплощением наказания, кары за прегрешения. Так может быть три обезьяны — это способ сдерживания кары? Поступай, как они и несчастья тебя минуют?

Обычно о-намадзу изображается, сдерживаемым крупным камнем 要石 [канамэ иси] (краеугольный камень). В нашей нэцкэ обезьяны заменяют собой такой камень. Видимо, три действия и являются тем краеугольным камнем, что сохраняет мир от разрушения.

Нэцкэ. Три обезьяны на соме. Дерево. Япония, XIX в.
Нэцкэ. Три обезьяны на соме. Дерево. Япония, XIX в. 3,4×4,1 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (штат Нью-Йорк), США. Инв. №10.211.2216
. Поступила в 1910 г. как дар госпожи Рассел Сэйдж (Russell Sage)
Нэцкэ, обратная сторона
Нэцкэ, обратная сторона

Ну и чтобы сразу завершить рассмотрение коллекции нэцкэ из музея искусств Метрополитен, обратим внимание на еще один экспонат — подвесную коробочку-инроПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Инро замечательный, золото с серебром, но нас пока интересует только брелок-нэцкэ. Это одна из классических композиций с тремя обезьянами, в которой персонажи образуют компактную группу, прижавшись друг к другу спинами.

Инро, одзимэ и нэцкэ
Инро, одзимэ и нэцкэ. Япония, сер. XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (штат Нью-Йорк), США. Инв. №91.1.678
. Поступил в 1891 г. из коллекции Эдварда Мура (Edward C. Moore)
Нэцкэ, обратная сторона
Нэцкэ, обратная сторона
Темы: [Япония][музеи]

Колодцы мудрости

 ссылкаКолодцы мудрости

Что в городской среде может быть банальнее и скучнее чугунной крышки люка? А между тем в Японии нашли способ превратить эти элементы в незабываемые произведения городского искусства, настоящие изюминки дизайна. Почти в каждом муниципалитете страны разработаны люки со своим неповторимым рисунком. Чаще всего на люках изображаются какие-то местные символы. В пешеходных зонах, на тротуарах люки могут быть очень яркими, покрытыми разноцветными эмалями, но на проезжей части они остаются строгими.

За 20 лет программы благоустройства разработано несколько тысяч видов люков. И никак не удивительно, что на них нашлось место и трем обезьянам.

У г. Нагато на западе о. Хонсю есть онсэны (купальни при термальных источниках) 俵山 (Тавараяма). Местные легенды рассказывают о белой обезьяне, воплощении Будды Медицины. Дизайн крышки люка объединяет источник и легенды: три обезьяны совершают омовение в онсэне. В нижней части можно увидеть цветы азалии, которыми славится местность.

Крышка канализационного люка у горячих источников Тавараяма (префектура Ямагути)
Крышка канализационного люка у горячих источников Тавараяма (префектура Ямагути)

В Гёкуто (玉東町) на о. Кюсю тоже можно увидеть трех обезьян, но набор местных символов здесь больше: цветы и плоды мандарина, птичка камышовка (самая знаменитая певчая птица Японии, которую переводчики японской поэзии называют «соловьем») и в орнаменте по кругу листья дерева гинкго.

Крышка люка ливневой канализации, Гёкуто (уезд Тамана, префектура Кумамото)
Крышка люка ливневой канализации, Гёкуто (уезд Тамана, префектура Кумамото)

Темы: [Япония][декоративно-прикладное искусство] [дизайн] [символы] [стрит-арт]

Хокусай у Пушкина

 ссылкаХокусай у Пушкина

Самым знаменитым художником Японии можно уверенно назвать Кацусику ХокусаяПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, его «Волна в Канагаве» — первое произведение, приходящее на ум при упоминании японских гравюр укиё-эПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Ксилография — продукция достаточно массовая, поэтому та же «Волна» встречается во многих собраниях, например в московском Пушкинском музее (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; ул. Волхонка, 12). Но нас сейчас интересует не она, а другая гравюра мастера, называемая музеем «У могильного камня». Вернее даже не она, а тот самый камень.

Суримоно. Кацусика Хокусай. 1800 (?) г. Цветная ксилография. 152×198 мм. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Инв. №А-30457. В собрании с 1924 г.
Суримоно. Кацусика Хокусай. 1800 (?) г. Цветная ксилография. 152×198 мм. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Инв. №А-30457. В собрании с 1924 г.

Итак, перед нами бытовая сцена на фоне каменной стелы. На стеле два иероглифа: 庚申 (яп. ко-синПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам или кит. гэн-шеньПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам) и изображения трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, которые не видят, не слышат и не говорят. Всем, кто хотя бы немного знаком с историей символики трех обезьян, должно быть понятно, что этот камень не может быть «могильным», как определили в музее. Он ближе к придорожным межевым и пограничным знакам, это стела косин-то или косин-дзукаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, устанавливаемая во время ритуального бденияПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам в ночь ко-син и служащая своеобразным охранным амулетом для поселения. В интернете можно найти фото стел косин-то с очень похожей иконографией.

Стела косин-то около храма Хэйрин-дзи (Сайтама, Япония)
Стела косин-то около храма Хэйрин-дзи (Сайтама, Япония)

Интересно, что гравюра датирована 1800 г. Вероятно источником датировки послужили те же иероглифы 庚申. Ведь сочетаниями небесных стволовПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и земных ветвейПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам обозначаются не только дни, но и года. Год ко-син повторяется каждые 60 лет. В период творчества Хокусая он выпадал именно на 1800 г. Мог ли художник зашифровать в записи на камне год создания гравюры? Мог, конечно. Но совершенно не обязательно. Надпись «ко-син» сама по себе нагружена значениями. Это знак границы миров, призыв к праведной жизни и пожелание счастливо избежать кары за жизненные проступки.

Темы: [Япония][искусство] [музеи] [укиё-э]

Детские шалости

 ссылкаДетские шалости

Мы уже неоднократно видели отражение темы трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам в традиционных японских гравюрах укиё-эПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Художник Рюрюкё Синсай нам продемонстрировал триптих, в котором, вроде бы, в отвлеченных позах персонажей «зашифрована» символика трех обезьян. И вот еще один пример, на сей раз из собрания Художественных музеев Гарварда (Harvard Art Museums), Кембридж, Массачусетс, США.

Еще более прославленный столичный японский художник Кэйсай ЭйсэнПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам знаменит портретами красавиц-куртизанок бидзин-гаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и эротическими гравюрами сюн-га, но в нашем случае тематика целомудренна: три обезьяны на трех цветных гравюрах-суримоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам переданы через детские шалости. Кажется, решение Кэйсая не столь изящно: для листа «не говорить» он дал ребенку обезьянью маску, прямо указывая зрителю, что персонаж играет роль обезьяны, прикрывающей рукой рот. Обезьянка «не видеть» закрывает руками глаза мужчине, который несет ребенка на плечах, а «не слышать» затыкает уши от резкого звука праздничной дудки.

Гравюра «Не слышать». Кэйсай Эйсэн
Гравюра-суримоно «Не слышать». Кэйсай Эйсэн
. 20,7×18,4 см. Из собрания Harvard Art Museums. Инв. №1933.4.974
Гравюра «Не говорить». Кэйсай Эйсэн
Гравюра-суримоно «Не говорить». Кэйсай Эйсэн
. 20,5×18,5 см. Из собрания Harvard Art Museums. Инв. №1933.4.975
Гравюра «Не видеть». Кэйсай Эйсэн
Гравюра-суримоно «Не видеть». Кэйсай Эйсэн
. 20,9×18,5 см. Из собрания Harvard Art Museums. Инв. №1933.4.976

Темы: [Япония][искусство] [музеи] [укиё-э]

Вижу, слышу, говорю... Или нет?

 ссылкаВижу, слышу, говорю... Или нет?

Когда разговор заходит об истории трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, обычно самым старым достоверным примером называются три обезьяны из НиккоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Резное украшение конюшни относят к 1636 г. Его приписывают авторству полулегендарной личности — скульптора-левши Хидари ДзингороПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. А святилище Тосёгу, в котором находится конюшня, посвящено духу сёгуна Токугавы Иэясу, это по сути его мавзолей.

А между тем, в Японии известно еще одно святилище с тремя обезьянами, но обезьяны в нем, будто бы, вырезаны еще при живом Токугаве Иэясу (1592 г., еще до получения им титула сёгуна и окончательного объединения страны). Святилище это называется Титибу-дзиндзяПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (яп. 秩父神社) и находится в городке Титибу (префектура Сайтама). Обычно в его яркой, красочной резьбе выделяют эффектную фигурку совы, обезьянам выпадает меньше внимания, а они стоят того!

Эти три обезьяны противоположны обезьянам из Никко: они видят, слышат и говорят. Хотя на самом деле символизируют те же самые отрицания. В японском языке есть суффикс «-сару» или «-дзару», означающий сознательное отрицание действия и полностью созвучный слову «обезьяна». Именно на этой омофонииПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам как на игре слов построена композиция с тремя обезьянами. Например, «не говорить» звучит как «ива-дзару» и может быть записано как «говорит обезьяна». То есть, смотрящая, слушающая и говорящая обезьяны из Титибу означают «не видеть, не слышать, не говорить». Что обезьяны в Никко выражают явным образом, в Титибу скрыто за загадкой-ребусом. Интересно, что резьбу в Титибу тоже приписывают Левше Дзингоро. Если это так, то обезьяны в Никко — наследницы обезьян из Титибу, развитие их образа в более наглядной форме.

Святилище Титибу-дзиндзя
Святилище Титибу-дзиндзя
Три обезьяны из Титибу-дзиндзя
Три обезьяны из Титибу-дзиндзя
Три обезьяны из Никко
Три обезьяны из Никко
Темы: [Япония][символы] [скульптура]

Прикрывая столицу

 ссылкаПрикрывая столицу

Как к северо-востоку от старой японской столицы Киото есть гора ХиэйПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, так и к северо-востоку от нынешней столицы Токио можно увидеть характерный «двугорбый» профиль горы Цукуба (筑波山), под которой расположился одноименный наукоград, центр японской аэрокосмической промышленности.

Гора Цукуба
Гора Цукуба

Такое совпадение не случайно: места для поселений, особенно для таких важных, как столицы, выбирались с учетом древнего китайского искусства геомантии. Мистически опасное направление именуется «кимон» (鬼門, «демоновы врата») и должно быть прикрыто камнем (а для города — горой). Геомантическим защитником от демонических энергий является обезьяна. На киотской горе Хиэй возведен защитный культовый центр — Энряку-дзи, связываемый с обезьянами. Вполне вероятно, что именно там и появилась символика трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Токийская гора Цукуба тоже священна, ведь именно здесь «приземлились», сойдя с неба, супруги-демиурги и, вероятно, предки японцев Идзанаги и Идзанами.

На горе Цукуба расположено одноиз древнейших синтоистскихПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам святилищ страны — Цукубаяма-дзиндзя (или более уважительно Цукубасан-дзиндзя), популярное место свадеб и прошений о супружеском счастье. И в резьбе одного из строений можно разглядеть трех обезьян, которые не говорят, не видят и не слышат. Эти обезьяны не так известны, как их коллеги из НиккоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, про них не нашлось никакой информации, но символика и связь с географией и фэн-шуй вполне понятны.

Святилище Цукубасан-дзиндзя, префектура Ибараки, Япония
Святилище Цукубасан-дзиндзя, префектура Ибараки, Япония
Резьба с тремя обезьянами
Резьба с тремя обезьянами
Темы: [Япония][символы] [скульптура]

Экспрессия чувств

 ссылкаЭкспрессия чувств

В богатейшей коллекции Британского музея (Грэйт Рассел стрит, Лондон, Великобритания) есть немало экспонатов, связанных с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Мы уже видели гарду японского меча и китайское литое украшение с обезьянами, а теперь обратимся к японскому свитку суримоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, работе автора гравюр укиё-э Ёкоямы КадзанаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Ёкояма Кадзан. Суримоно «Три обезьяны». Гравюра на дереве. Предположительно 1800—1837 гг.
Ёкояма Кадзан. Суримоно «Три обезьяны». Гравюра на дереве. 22×57,3 см. Предположительно 1800—1837 гг. Инв. №1993,0405,0.10. Подпись: «Кадзан»
Левая часть суримоно. Обезьяна «не слышу»
Левая часть суримоно. Обезьяна «не слышу»
Правая часть суримоно. Обезьяны «не вижу» и «не говорю»
Правая часть суримоно. Обезьяны «не вижу» и «не говорю»

Обезьяны на гравюре Кадзана композиционно напоминают трех обезьян из НиккоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, особенно тем, что левая фигура «не слышу» несколько отдалена от тесной группы двух других обезьян (но их порядок не совпадает).

Если на резном панно в Никко обезьяны довольно статичны, то у Кадзана они экспрессивны, полны движения. Левая обезьяна с криком и ужасной гримасой показана, видимо, в рывке прыжка. Средняя в опаске пригибается, правая же от неожиданности опрокидывается назад и опирается на руку.

Темы: [Япония][искусство] [музеи] [укиё-э]

У берлинских этнологов

 ссылкаУ берлинских этнологов

Как мы знаем, старейший музей России, питерская Кунсткамера из развлекательного собрания диковинок давно превратилась в солидный этнологический музей. Петр I создавал свой «кабинет редкостей» по примеру коллекций, существовавших в «просвещенной Европе». И одна из них — Прусская королевская кунсткамера.

Как и в Петербурге, на основе коллекции Кунсткамеры появился крупный Этнологический музей (Ethnologisches Museum), ныне находящийся в Берлине, в музейном центре «Берлин-Далем» (Lansstraße 8 / Arnimallee 25, 14195 Berlin).

И как и в собрании российской Кунсткамеры, в коллекции берлинского Этнологического музея тоже есть свои три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Три обезьяны в собрании Этнологического музея, Берлин. Инв. № I D 51492 a—c
Три обезьяны в собрании Этнологического музея, Берлин. Инв. № I D 51492 a—c

Небольшие (4,6 см) керамические фигурки произведены в 1985 г. в поселке Гёкуто (玉東町), пригороде города Кумамото на острове Кюсю в префектуре Кумамото региона Кюсю, Япония. В качестве автора указан гончар Рэйзо Нагата (永田禮三).

Простые, даже приимитивные по исполнению, эти обезьянки чрезвычайно притягательны и очень архетипичны. Именно так больше тысячелетия назад изображали своих веселых терракотовых обезьян древние жители города-оазиса ХотанПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам на Великом шелковом пути.

Остается отметить, что подобные фигурки не являются раритетом и во множестве предлагаются в Японии в качестве сувениров. Вы запросто можете позволить себе обезьянок «как в музее». В нашей скромной коллекции тоже есть подобные экземпляры.

Темы: [Япония][Германия] [искусство] [музеи] [скульптура]

Художник из обезьяньего рода

 ссылкаХудожник из обезьяньего рода

В собрании Художественного музея Индианаполиса (Indianapolis Museum of Art или IMA, Индианаполис, Индиана, США), в разделе азиатского искусства находится живописное произведение на шелке с изображением трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Три обезьяны, Мори Сонэцу, ок. 1820 г., тушь, цветные краски, шелк
Три обезьяны, Мори Сонэцу, ок. 1820 г., тушь, цветные краски, шелк. Размер (с полями) 137×72 см. Инв. №2000.60

Авторская подпись и печать гласит «Сонэцу». Фамилия у этого художника прославленная: Мори.

Сонэцу Мори происходит из художественной династии. Его дед, Сосэн Мори был, пожалуй, самым знаменитым «обезьяньим» художником Японии. Говорят, что Сосэн утверждал, будто в числе его предков была обезьяна. Сосэн добивался особой реалистичности в изображении обезьян. Ради этого ему даже пришлось сменить художественную школу (поступок сродни предательству), чтобы обогатить свой художественный арсенал новыми техниками. Городской житель, Сосэн перебрался в горы и три года вел жизнь горного отшельника, чтобы наблюдать любимых обезьян. В результате он стал признанным мастером, а его «обезьяньи» работы назывались «божественными».

Отец автора, Тэцудзан Мори был учеником великого Маруямы ОкёПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, еще одного любителя обезьян и изобретателя оригинальной композиции, в которой одна обезьяна заменяет трех.

Так что Сонэцу Мори было просто суждено обратиться к обезьяньей тематике. С точки зрения композиции его решение вполне традиционно: одна обезьяна несколько противопоставлена группе из двух. Технически Сонэцу изображает мех животных чрезвычайно мягкими растушевками, как бы оставляя его вне поля резкости, добавляя картине глубину. Взгляд приковывается к наиболее четким деталям: лицам и лапам обезьян.

Темы: [Япония][живопись] [искусство] [музеи]

Окимоно из Иллинойса

 ссылкаОкимоно из Иллинойса

В американском штате Иллинойс в слившихся соседних городках Урбана (Urbana) и Шампейн (Champaign) расположился крупнейший кампус Иллинойсского университета, а при нем работает основанный в 1911 и открытый для широкой публики в 2002 г. этнографический музей, названный в честь благотворителей Уильяма и Кларисы Спёрлок. Чаще всего его называют просто «Музей Спёрлок» (Spurlock Museum).

Собрание музея насчитывает более 50 тыс. экспонатов, посвященных истории человеческой культуры, поступивших из коллекций университета и частных собраний. И первой по значимости среди даров музею называют коллекцию резной японской и китайской скульптуры, переданную в 1999 г. Фредом Фройдом (Fred A. Freund).

В постоянной экспозиции музея сразу несколько скульптурных композиции из коллекции Фройда посвящены обезьянам, а одна, весьма примечательная скульптура-окимоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам — трем обезьянам.Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Окимоно «Три обезьяны» из собрания Музея Спёрлок. Япония, период Мэйдзи, около 1880 г. Дерево, резьба. Инв. №1999.13.0019
Окимоно «Три обезьяны» из собрания Музея Спёрлок. Япония, период Мэйдзи, около 1880 г. Дерево, резьба. Инв. №1999.13.0019

Несмотря на малые размеры (высота 9,4 см, ширина 6,5 см, глубина 5,0 см, вес 84 г), композиция монументальна и величественна. Возвышающаяся в полный рост над двумя сидящими фигурами и опирающаяся на них обезьяна, немного склонив голову, как бы в сочувствии, прикрывает сидящим рот и глаза, а они, в свою очередь, тянутся вверх, чтобы прикрыть уши у стоящей фигуры. Между собой нижние обезьяны тоже взаимодействуют: левая прикрывает правой ухо. Только правая фигурка одета: на ней кимоно с коротким рукавом.

Вся композиция очень цельная: фигуры образует собой устремленную вверх коническую форму, прочно стоящую на широком основании. Несмотря на общую симметричность и статичность композиции, в деталях чувствуется напряжение и движение: небольшие повороты и наклоны, перехватывание одной лапки другой оживляют форму.

Темы: [Япония][искусство] [музеи] [скульптура]

Обезьяны старой Иокогамы

 ссылкаОбезьяны старой Иокогамы

После прорыва добровольной изоляцииПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам Японии с 1853 г. страна стала молниеносно «модернизироваться» и в нее хлынули потоки иностранцев.

Очень скоро главным портом Японии стала Иогогама (横浜) в Эдоском (Токийском) заливе. Именно Иокогама давала первые впечатления об экзотической азиатской стране. Можно сказать, что здесь Запад встречался с Востоком.

Утагава Садахидэ, «Иностранные торговцы в порту Иокогамы», гравюра, 1861 г.
Утагава Садахидэ, «Иностранные торговцы в порту Иокогамы», гравюра, 1861 г.

Возникшую в мире моду на все японское утоляли торговцы, во множестве вывозящие диковинки и предметы искусства. А интерес к Японии покрывали записки путешественников, научные исследования и фотография.

И постановочные, и «репортажные» фотоснимки тонировались по моде того времени и собирались в тематические альбомы. В настоящее время в музеях и на выставках можно увидеть настоящие фрагменты старой Японии.

Один из снимков Иогогамы неизвестного автора, датированный 1880-ми гг. демонстрирует лавку гравюр. Мы можем рассмотреть, как именно распространялись считающиеся сейчас шедеврами произведения графики укиё-эПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Любопытно, что в самой Японии к тому времени интерес к гравюре сходил на нет, вытесняясь техническим чудом — фотографией, зато остальной мир «распробовал» японскую гравюру, давшую вдохновение многим западным художникам.

Неизвестный фотограф, «Лавка изображений в Иокогаме», черно-белая фотография, ручная тонировка, 1880-е гг.
Неизвестный фотограф, «Лавка изображений в Иокогаме», черно-белая фотография, ручная тонировка, 1880-е гг.

Фотографию интересно рассматривать: дети на переднем плане и взрослые за прилавком, одежда и выражения лиц персонажей, ассортимент и подача товара. В самом верхнем ряду в центре угадывается портрет семьи императора Муцухито (Мэйдзи) и пейзажи. Во втором ряду — театральные актеры и, возможно, знаменитые самураи, а под ними прицеплены рядами развлекательные полумаски и какие-то таблицы (?). Но слева на самом крупном светлом листе, без сомнения, изображены три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Давайте попробуем их немного приблизить.

Лист с тремя обезьянами
Лист с тремя обезьянами

Однозначно, это обезьяны «не говорю, не слышу, не вижу». Среди множества известных нам изображений трех обезьян именно такой группы обезьян не припоминается, что не удивительно, сюжет достаточно популярен и среди художников были даже специализирующиеся на обезьянах, вроде Мори Сосэна (森狙仙). Как бы то ни было, размещение трех обезьян на выгодном месте «витрины» может быть дополнительным подтверждением популярности трех обезьян у потенциальных покупателей. Обезьяны должны были привлечь интерес и сложно сказать, чей сильнее: японцев или иностранцев.

Темы: [Япония][укиё-э]

Дело — табак

 ссылкаДело — табак

Табак попал в Японию сравнительно поздно, на рубеже XVI и XVII вв., очевидно, через голландцев, но курение распрстранилось быстро и повсеместно. Курить стали все и всюду, а единственным противником вредной привычки за всю японскую историю стал эксцентричный «собачий сёгун» Токугава Цунаёси.

Китагава Утамаро. Женщина, выпускающая трубочный дым. Фрагмент. Гравюра, 1792—1793 г.
Китагава Утамаро. Женщина, выпускающая трубочный дым. Фрагмент. Гравюра, 1792—1793 г.

Курили в Японии очень тонкие и длинные трубки с маленькими чашками (порция табака в них обычно меньше, чем в современной сигарете). Табак, трубку и иные принадлежности носили с собой. Так как в традиционном японском костюме отсутствуют карманы, мелкие носимые вещи в специальных футлярах крепились к поясу, называясь сагэмоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (下げ物, «подвешенное»). Табак носился или в мягком кисете из кожи или ткани, или же в твердой табакерке, тонкоцу (とんこつ).

15 апреля 2017 г. аукционный дом Jasper52 (Нью-Йорк) выставил на продажу интересный комплект сагэмоно, предназначенный для ношения табака: собственно табакерка-тонкоцу; скользящая бусина-одзимэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, не дающая подвешенной табакерке открыться и брелок-нэцкэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, при помощи которого табакерка крепится на поясе. Не представляя собой какой-то особой, выдающейся художественной ценности, этот комплект очень интересен для нас своим решением, ведь все три предмета в нем исполнены в виде трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Нэцкэ, обезьяна «не слышу»
Нэцкэ, обезьяна «не слышу»
Одзимэ, обезьяна «не вижу»
Одзимэ, обезьяна «не вижу»
Тонкоцу, обезьяна «не говорю»
Тонкоцу, обезьяна «не говорю»

Аукционисты относят комплект по дате к середине XIX в., а по стилистике к «народному творчеству» мингэй. Ожидаемая цена лота составляла 4,5—6 тыс. долларов. Лот не набрал требуемой суммы и был снят с торгов.

Комплект сагэмоно, три обезьяны, Япония, сер. XIX в.
Комплект сагэмоно, три обезьяны, Япония, сер. XIX в.
Темы: [Япония][декоративно-прикладное искусство] [искусство] [скульптура]

Алхимические зомби

 ссылкаАлхимические зомби

Если перефразировать российского императора Александра III, сказавшего, что у России есть только два союзника: армия и флот, у современной японской культуры в покорении мира тоже есть два союзника: комиксы-манга и мультфильмы-анимэ.

Среди наиболее успешных манга как в Японии, так и за ее пределами часто называют «Стального алхимика» (鋼の錬金術師, по-английски Fullmetal Alchemist) Хирому Аракавы. Ее действие разворачивается в фэнтэзийном мире, главным отличием которого от нашего является использование науки алхимии и, в первую очередь, в военном деле.

По комиксам создано несколько анимэ-сериалов, наиболее успешным из которых стал «Стальной алхимик: братство». Американская газета «Los Angeles Times» даже ставила его на второе место в списке лучших аниме всех времен (после культового «Евангелиона»).

Судя по всему, японцам не чужда американская точка зрения, что «зомби могут сделать лучше любую историю» и один из эпизодов (серия 51, «Бессмерный легион», 不死の軍団, The Immortal Legion) построен, по сути, по шаблонам зомби-апокалипсиса. Беспринципные военные подготовили армию «бессмерных воинов-манекенов» (которые для вящего ужаса еще и циклопы). «Манекены», естественно, выходят из повиновения и убивают всех вокруг.

В традициях анимэ-телесериалов кроме красочной динамичной общей заставки-опенинга давать в начале и завершении рекламной врезки в каждый эпизод особую статичную картинку, называемую в оригинале アイキャッチ [айкятти] (от англ. eyecatch — «поимка взгляда»), своеобразную границу между рекламой и телепередачей. Эта картинка почти всегда посвящена непосредственно эпизоду.

В 51-й серии «Братства» в качестве «айкача» использовалась картинка с изображением воинов-манекенов в позах трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Заставка-«айкач» из эпизода 51 сериала «Стальной алхимик: братство» с изображением воинов-манекенов в позах трех обезьян
Заставка-«айкач» из эпизода 51 сериала «Стальной алхимик: братство» с изображением воинов-манекенов в позах трех обезьян

Сложно сказать, что именно хотел передать художник таким решением. Самый тривиальный вариант — что «зомби»-манекены попросту бесчувственны.

Темы: [Япония][мультфильмы]

Воины-оборотни

 ссылкаВоины-оборотни

Если в Европе слава главных оборотней закрепилась за волками, причем оборотень-вервольф — в первую очередь человек и лишь потом зверь, то в Японии мастерами перевоплощений считали лис — кицунэ и енотовидных собак — тануки (которых переводчики упорно называют «барсуками»). Вот про тануки и их способности самая титулованная японская анимационная студия Гибли в 1994 г. сняла полнометражный мультфильм.

Мультфильм называется очень громко, явно в подражание историям про великие сражения прошлого: 平成狸合戦ぽんぽこ («Пом-поко: битва тануки в эпоху Хэйсэй»), правда ХэйсэйПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам — это не какая-то давняя история, а настоящее время, период правления текущего императора Акихито, начавшийся в 1989 г., то есть практически перед выпуском фильма.

Пригороды Токио бурно застраиваются, уничтожая леса, горы и поля, места обитания главных героев. Тануки пытаются решить конфликт с людьми в том числе и насильственными методами. Старейшины взялись за обучение молодежи искусству перевоплощения. Как в классической японской сказке, тануки, в первую очередь, учатся превращаться в чайник, а после — в другие предметы и, наконец, в людей.

В одном из эпизодов во время занятий прилежные ученики стараются сохранить концентрацию, дружно перекувыркиваются через голову и ритмично и синхронно меняют свой облик (а одному нерадивому тануки это никак не удается). Сперва ученики становятся каменными буддистскими монументами бодхисаттвы Дзидзо, потом фигурками «манящих кошек» манэки-нэко, традиционными куклами Дарумы (Бодхидхармы), статуями лис-кицунэ — посланниками богини Инари, золотыми полурыбами-полутиграми Сятихоко, обезьянами не вижу — не слышу — не говорюПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и, наконец, венцом преобразований служит, видимо, наиболее комичный с точки зрения создателей фильма образ: тануки превращаются в садовые фигурки тануки же (традиционное украшение участков).

Кадр из мультфильма «Пом-поко: битва тануки в эпоху Хэйсэй». Тануки превращаются в трех обезьян
Кадр из мультфильма «Пом-поко: битва тануки в эпоху Хэйсэй». Тануки превращаются в трех обезьян

Фигуры трех обезьян появляются на экране максимум на секунду, да и сам эпизод с перевоплощением теряется на фоне последующего эпичного «парада чудовищ» но нам очень интересен этот случай. Все образы, принимаемые молодыми оборотнями, очень японские. Перед нами проносится калейдоскоп «визитных карточек» страны, ее визуальных символов. И три обезьяны занимают здесь не последнее место!

Темы: [Япония][мультфильмы]

 Родительские темы

[страны] 

 Дочерние темы

[укиё-э] 
Исконно.ru
Исконно.ru

Коллекция обезьян
Словарь по трем обезьянам
Три обезьяны в культуре и искусстве
Библиотека по трем обезьянам

Толковый словарь по ножам

Четки

О проекте / Координаты

Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест