Безусловно, самые известные из трех обезьян в мире вырезаны на панно, украшающем священную конюшну в святилище в Тосёгу в Никко (Япония).
Одним из первых европейцев свои личные впечатления об этих обезьянах оставил сэр Редьярд Киплинг (Rudyard Kipling) в книге «От моря до моря» (Rudyard Kipling. 1899. From Sea to Sea — Letters of Travel). [Читать ]
Киплинг полон имперского снобизма, но при этом не чужд самоиронии, рассказывая о своем промахе: он принял хозяйственные постройки комплекса Тосёгу за кумирни (то есть непосредственно святилища). Одной из этих построек была конюшня, украшенная резными обезьянами. В настоящее время стены конюшни естественного цвета старого дерева, но при Киплинге она была покрыта красным лаком (материал напомнил писателю сердолик) — весьма любопытная подробность.
Вторая подробность касается обезьян: Киплинг, якобы со слов местного гида передает, что они не видят, не слышат и не говорят именно зло (то, чего обычно не встретишь в японских текстах). Устойчивые выражения «не слушай зла, не смотри на зло, не говори зла» независимо от японских обезьян отмечаются в немецком и английском языках[1], но вот перед нами свидетельство, что зло есть и в Японии. Можно ли ему доверять?
Оригинальное значение символики трех обезьян англичанина не волнует. Узнав, что в здании размещалась конюшня, Киплинг острит, что эти обезьяны — хорошая эмблема для конюхов, ворующих зерно (предназначенное для корма лошадям).
Экономика «частично признанного государства» Абхазия официально держится на двух главных составляющих: сельское хозяйство и туризм. И для туристов в республике есть множество привлекательного: субтропический климат, море и горы, самобытная культура и многотысячелетняя история.
Отдых в Гагре, Пицунде или Новом Афоне весьма популярен у россиян.
И как на курортах любой страны мира, в Абхазии во множестве продаются сувениры. Может быть, нам только показалось, но в Абхазии продавцы особенно ценят символику трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят. Как иначе объяснить, что мы встречали разные примеры на каждом абхазском курорте?
Многие сувениры, продаваемые в Абхазии, на самом деле делаются за ее пределами. Это обычная практика. Три деревянные кошки, закрывающие в Гагре глаза, уши и рот, не исключение. Можно ошибиться, но в России такие статуэтки появились (довольно давно) с подписями об Индонезии и острове Бали. Отметим для себя, что отдельные ценники стоят на каждой фигурке и продавцы могут запросто разлучить троицу.
В Новом Афоне мы видим сразу два варианта композиции. В окрашенном «под бронзу» обезьянки закрывают глаза, уши и рот друг другу, а вот формы фигурок позади них узнаются китайские предки, которые есть в нашей коллекции. Отметим только, что в оригинале их было 4 и позже в Пицунде мы увидим полный набор с обезьянкой, зажимающей пах.
В абхазской столице — Сухуме — мы опять встречаем несколько вариантов сувенирных обезьян, но для примера приведем один: довольно свободная композиция, обезьянки сидят на бревне, а на подножии написано «Абхазия» (как гармонично они смотрятся с горцами на заднем плане!). Для Сухума «обезьянья» тема вполне объяснима: там располагается крупный обезьяний питомник, который был важнейшим в СССР, одна из столичных достопримечательностей.
И, наконец, в Пицунде ассортимент был самым разнообразным, частично повторяя сувениры с других курортов. Здесь мы приводим только одну керамическую статуэтку, воспроизводящую обезьян, прижатых спиной к спине. Заметим, что и здесь присутствует подпись «Абхазия».
Самый необычный, на наш взгляд, предмет был приобретен (куплен в Сухуме, но попадался в Пицунде в разных вариантах окраски). Это керамическая бутыль, причем вполне функциональная, изнутри покрытая темной глазурью, хотя снаружи шероховатая и пористая.
Всего одна обезьянка использует все свои 4 конечности, чтобы закрыть глаза, уши и рот. Если вы знакомы с историей символики, наверняка знаете, что такую форму изобрел японский резчик брелоков-нэцкэ Кайгёкусай (Масцугу) в XIX в.
А теперь композиция для дальневосточного костюмного аксессуара используется для хранения вина в Закавказье. Удивительное путешествие образа!