Японского художника Сакамото Томоёси (坂本 友由), выпускника Токийского Университета искусств, уверенно причисляют к стилю «нео-нихонга», то есть он один из тех, кто создает новое японское искусство.
Его обычные герои — токийские девушки. Они часто чисты и невинны, иногда активны и вызывающи, но почти всегда в работе присутствует боль и скорбь. Картины могут вызвать неприязнь или какое-то жуткое ощущение, но приковывают к себе внимание.
Одна из самых известных работ Томоёси посвящена сразу трем девушкам.
Три девушки очень спокойно и буднично заняты утренним нанесением макияжа, попутно зашивая друг другу глаза, рот и уши.
Картина совсем не маленькая, как может показаться в начале. Зритель может изучать крупное изображение в подробностях.
Есть у автора и вариант с одной девушкой, лишающей себя чувств.
Зрители без труда узнают отсылку к классической схеме трех обезьян. Нам же эти картины напомнили еще одну символику.
В обширном буддийском пантеоне нам вспомнилась богиня (дэва) Маричи (मरीचि, на Тибете Одсер-Чен-ма, у китайцев Молиши, у японцев Мариси-тэн). Изначально, возможно, богиня рассвета и солнечных лучей, позже наделялась и другой символикой, собирая в себе черты нескольких, в том числе и небуддийских персонажей.
Нам интересна Маричи как одно из охранных божеств. Многие охранники учения изображаются многорукими, держащими различное устрашающее оружие. У Маричи в его число входят игла (в правой руке метода) и нить (в левой руке мудрости). Тибетские справочники дополняют, что медной иглой и красной нитью богиня Мерцающего Огня зашивает глаза и рты вредоносных духов.
Вряд ли художник имел в виду это божество, но такие совпадения не случайны. Многорукая богиня лишает злые силы возможности действовать, отнимая у них способность различать. Не этим же ли заняты и девушки Сакамото Томоёси?
※