Исконно.ruТема: живопись

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Игры в символы

ссылка ⚓

Игры в символы

Тема трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и/или принципа «не видеть, не слышать, не говорить» нередко используется в современном изобразительном искусстве. Тем более, если речь идет о художниках-символистах. Нидерландский живописец Джек Баддели (Jake Baddeley, род. в 1964 г.) изображает мир, наполненный тайными знаками и символами. Картина «Престол» (The Thron) использует образ римской богини Юстиции, по средневековым канонам с повязкой на глазах и обнаженной грудью, дополняя ее двумя богами до «обезьяньей» троицы

Престол (The Thron). Джек Бэдделей (Jake Baddeley), 2009 г.
Престол (The Thron). Джек Баддели (Jake Baddeley), 2009 г. 80×70 см, холст, масло

Ссылки

Темы: [живопись][искусство]

Ученые обезьяны

ссылка ⚓

Ученые обезьяны

Современный английский художник Дэмиэн Бузугбе (Damian Buzugbe), известный также в сети под псевдонимом OmenD4 — специалист в разработке персонажей как в плоской, так и в трехмерной графике.

В его работе «Три очень умные обезьяны» (Three Very Wise Monkeys, 2012 г.) мы видим шимпанзе в белых халатах с микроскопами. Сильный образ.

Дэмиэн Бузугбе. Три очень умные обезьяны. 2012 г.
Дэмиэн Бузугбе. Три очень умные обезьяны. 2012 г.

Ссылки

Темы: [живопись][искусство]

Обезьяны в жанре ню

ссылка ⚓

Обезьяны в жанре ню

Французская художница Франсин Ван Хов (Francine Van Hove, род. в 1942 г.) — признанный мастер света и обнаженного женского тела.

Ее натурщицы горячо любимы не только в собраниях галерей и частных коллекций, но и в социальных сетях. И, между прочим, в своем творчестве она обращалась к теме трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Полотно Les Trois singes («Три обезьяны») раскрывает тему необычно: роли всех трех обезьян исполняет одна девушка, этот прием не нов, но лишь один раз она дана в живописной технике, два других ее портрета — графические эскизы, будто бы висящие на стене. Мы видим портреты в портрете и только вместе они образуют законченную композицию.

Три обезьяны (Les Trois singes). Франсин Ван Хов (Francine Van Hove), 2004 г
Три обезьяны (Les Trois singes). Франсин Ван Хов (Francine Van Hove), 2004 г. 116×73 см, холст, масло. Частная коллекция

Ссылки

Темы: [живопись][искусство]

Обезьяны Забайкалья

ссылка ⚓

Обезьяны Забайкалья

В российской сибирской республике Бурятия изобразительное искусство представляет собой причудливый синтез европейского (в том числе русского) и восточного (прежде всего, традиционного буддистского) визуальных языков при постоянных поисках своего лица, собственной идентичности.

Творчество бурятской художницы Аллы (по паспорту Альбины) Ойдоповны Цыбиковой (1951—1998 гг.) насколько своеобразно, настолько же и характерно. Получив классическое художественное образование (отделение театрально-декорационной живописи Суриковского института в Москве), Алла вернулась в Бурятию, где, помимо театрально-оформительских работ, занималась и станковой живописью.

Одно из наиболее известных произведений Аллы Цыбиковой — триптих «У истока», причем чаще воспроизводят боковые, портретные части триптиха, оставляя сложную центральную композицию без внимания. А нам как раз интересна именно она.

Алла Цыбикова. «У истока», 1982—83 гг.
Алла Цыбикова. «У истока», 1982—83 гг.

В левой части девушка на фоне еще холодного забайкальского пейзажа ранней весной. В руках лилия — явная отсылка к западноевропейским ангелам, прежде всего, к сцене Благовещения. Справа задумчивая женщина с сосудом в руках. Сама художница в качестве источника называла Марию Магдалину. А в центральной части триптиха весьма сложный пейзаж с многочисленными аллегорическими фигурами, которые язык не поворачивается назвать «стаффажем» — это равноценные составляющие многогранного, полицентрического повествования: тут и мистическое древо с источником у корней, и мать с ребенком (начало жизни), всадник на светлом коне, старик в лодке (комментаторы в один голос вспоминают перевозчика Харона), а вдали меж гор под светом радуги — океан, к которому всё стремится...

Алла Цыбикова. «У истока», фрагмент
Алла Цыбикова. «У истока», фрагмент: три обезьяны

А на переднем плане — три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят. Сама художница описывала их так:

...Что до трех обезьян, то в них я по причине своей не очень большой грамотности в восточных делах вложила свое толкование: не слышу, не вижу, молчу — непознаваемость и безнадежность поиска смысла жизни...

Алла Цыбикова
Алла Цыбикова

Литература: Кореняко В. А. Альбина Цыбикова — Художник и друг / Вестник Евразии № 2, 2003

Темы: [живопись][искусство]

Художник из обезьяньего рода

ссылка ⚓

Художник из обезьяньего рода

В собрании Художественного музея Индианаполиса (Indianapolis Museum of Art или IMA, Индианаполис, Индиана, США), в разделе азиатского искусства находится живописное произведение на шелке с изображением трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Три обезьяны, Мори Сосэцу, ок. 1820 г., тушь, цветные краски, шелк
Три обезьяны, Мори Сосэцу, ок. 1820 г., тушь, цветные краски, шелк. Размер (с полями) 137×72 см. Инв. №2000.60
Обезьяна Не слышу
Обезьяны Не говорю и Не вижу

Авторская подпись и печать гласит «Сосэцу». Фамилия у этого художника прославленная: Мори.

Сосэцу Мори происходит из художественной династии. Его дед, Сосэн МориПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам был, пожалуй, самым знаменитым «обезьяньим» художником Японии. Говорят, что Сосэн утверждал, будто в числе его предков была обезьяна. Сосэн добивался особой реалистичности в изображении обезьян. Ради этого ему даже пришлось сменить художественную школу (поступок сродни предательству), чтобы обогатить свой художественный арсенал новыми техниками. Городской житель, Сосэн перебрался в горы и три года вел жизнь горного отшельника, чтобы наблюдать любимых обезьян. В результате он стал признанным мастером, а его «обезьяньи» работы назывались «божественными».

Отец автора, Тэцудзан Мори был учеником великого Маруямы ОкёПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, еще одного любителя обезьян и изобретателя оригинальной композиции, в которой одна обезьяна заменяет трех.

Так что Сосэцу Мори было просто суждено обратиться к обезьяньей тематике. С точки зрения композиции его решение вполне традиционно: одна обезьяна несколько противопоставлена группе из двух. Технически Сосэцу изображает мех животных чрезвычайно мягкими растушевками, как бы оставляя его вне поля резкости, добавляя картине глубину. Взгляд приковывается к наиболее четким деталям: лицам и лапам обезьян.

Темы: [живопись][искусство] [музеи] [Япония]

Обезьяны обезьяньего мастера

ссылка ⚓

Обезьяны обезьяньего мастера

Недавно мы рассматривали трех обезьянок, нарисованных японским художником по фамилии Мори, а сейчас мы можем сравнить их с работой его титулованного деда. Нет смысла повторять про него анекдоты и истории, можно просто авторитетно заявить, что Сосэн МориПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (森 狙仙) — главный специалист в изображении обезьян за всю историю японского искусства.

Три обезьяны, Мори Сосэн
Три обезьяны, Мори Сосэн

В художественном музее токийского района Футю демонстрируется триптих, посвященный трем обезьянамПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. И каждый из трех персонажей дан в своем окружении.

Обезьяна «Не говорю»
Обезьяна «Не говорю», фрагмент

Обезьяна «Не говорю» (ИвадзаруПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам) показана на фоне цветущей ветви.

Обезьяна «Не слышу»
Обезьяна «Не слышу», фрагмент; авторская подпись и печать

Над «Не слышу» (КикадзаруПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам) пролетает певчая птица.

Обезьяна «Не вижу»
Обезьяна «Не вижу», фрагмент

А самой любопытной показалась нам третья обезьяна, «Не вижу» (МидзаруПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам). Она тянется к отражению в воде.

На самом деле художник воспроизвел здесь древнюю композицию «энко сокугэцу», что является лишь японским чтением китайской фразы «юаньхоу чжоюе» (猿猴捉月, «обезьяны ловят луну»). В Китае такие произведения известны как минимум с VIII в. и изображают они круглолицых гиббонов, свешивающихся с высокой ветки, держащих друг друга, порой очень сложными гроздьями в попытках достать отражение полнолуния.

Трактовку такой композиции обычно связывают с буддизмомПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и даже конкретно со школой чань/дзэнПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Дело в том, что для восточных культур (что индийской, что китайской) характерны метафоры, когда обезьяной называется человеческий разум. Разуму-обезьяне луна в воде кажется такой близкой и соблазнительной, что, вроде бы, можно дотянуться рукой, но и вода, и луна уходят сквозь пальцы, их нельзя ухватить. Луна — лишь иллюзия, а желание ее ухватить не только бессмысленно, но и гибельно, так и утонуть не долго. Может быть поэтому обезьянка у Сосэна закрывает лапкой глаза, стараясь избавиться от иллюзорных целей. Тогда понятны и поступки ее подруг: не слушать пустых песен и не рассуждать о мимолетном цветении и тогда, вероятно, cможешь найти истинную природу [Будды].

Темы: [живопись][искусство] [Япония]

Символическая анималистика

ссылка ⚓

Символическая анималистика

Британский музей — один из крупнейших и второй по популярности (после Лувра) художественных и исторических музеев мира. Мы уже неоднократно рассматривали экземпляры с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам из его собрания. Вспомним свиток-суримоно Ёкоямы Кадзана, гарду японского меча с сотней маленьких обезьян или загадочный китайский предмет в виде горы.

Продолжить можно еще одним свитком, подписанным именем Ёсинобу.

Свиток с деревом и обезьянами. Ёсинобу. 1817 г.
Свиток с деревом и обезьянами. Ёсинобу. 1817 г.

Это монохромное (в подражание традиционной китайской живописи) изображение черной тушью (то есть суми-э) в не менее традиционном жанре «цветы и птицы», только вместо цветов здесь живописные стволы старых деревьев, а птиц заменяют обезьяны.

Фрагмент свитка
Фрагмент свитка

Если присмотреться к обезьянам, изображенным на ветвях и группками, и отдельно, можно заметить, что три из них вполне отчетливо воспроизводят знакомые нам позы: одна подносит лапу к губам («не говорю»), вторая закрывает глаза («не вижу»), третья, отвернувшись, затыкает уши («не слышу»).

Размеры свитка 174,2×94 см. Датирован 14-м г. периода БункаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (1817). Инвентарный номер 1881,1210,0.1156. Дополнительный номер в коллекции японской живописи Jap.Ptg.2265.

Темы: [живопись][искусство] [Япония]

Рассветные иглы

ссылка ⚓

Рассветные иглы

Японского художника Сакамото Томоёси (坂本 友由), выпускника Токийского Университета искусств, уверенно причисляют к стилю «нео-нихонга», то есть он один из тех, кто создает новое японское искусство.

Его обычные герои — токийские девушки. Они часто чисты и невинны, иногда активны и вызывающи, но почти всегда в работе присутствует боль и скорбь. Картины могут вызвать неприязнь или какое-то жуткое ощущение, но приковывают к себе внимание.

Одна из самых известных работ Томоёси посвящена сразу трем девушкам.

Сакамото Томоёси, «Три мудрые девушки: не видеть зла, не говорить, зла, не слышать зла (она одевается)»
Сакамото Томоёси, «Три мудрые девушки: не видеть зла, не говорить, зла, не слышать зла». 2014 г.

Три девушки очень спокойно и буднично заняты утренним нанесением макияжа, попутно зашивая друг другу глаза, рот и уши.

Картина совсем не маленькая, как может показаться в начале. Зритель может изучать крупное изображение в подробностях.

Картина в галерее
Картина в галерее

Есть у автора и вариант с одной девушкой, лишающей себя чувств.

Сакамото Томоёси. Токийская девушка, зашивающая себе глаза, уши и рот
Сакамото Томоёси. Токийская девушка, зашивающая себе глаза, уши и рот

Зрители без труда узнают отсылку к классической схеме трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Нам же эти картины напомнили еще одну символику.

В обширном буддийском пантеоне нам вспомнилась богиня (дэва) Маричи (मरीचि, на Тибете Одсер-Чен-ма, у китайцев Молиши, у японцев Мариси-тэн). Изначально, возможно, богиня рассвета и солнечных лучей, позже наделялась и другой символикой, собирая в себе черты нескольких, в том числе и небуддийских персонажей.

Нам интересна Маричи как одно из охранных божеств. Многие охранники учения изображаются многорукими, держащими различное устрашающее оружие. У Маричи в его число входят игла (в правой руке метода) и нить (в левой руке мудрости). Тибетские справочники дополняют, что медной иглой и красной нитью богиня Мерцающего Огня зашивает глаза и рты вредоносных духов.

Богиня Маричи (Молиши), Китай
Богиня Маричи (Молиши), Китай. В нижней правой руке игла, в нижней левой — нить

Вряд ли художник имел в виду это божество, но такие совпадения не случайны. Многорукая богиня лишает злые силы возможности действовать, отнимая у них способность различать. Не этим же ли заняты и девушки Сакамото Томоёси?

Темы: [живопись][искусство] [Япония]

 Родительские темы

[изобразительное искусство]
QR-код сайта iskonno.ru
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
Исконно.ru iskonno.ru
о проекте / координаты
новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Дзен Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест