Исконно.ruТема: живопись

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Игры в символы

ссылка ⚓

Игры в символы

Тема трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и/или принципа «не видеть, не слышать, не говорить» нередко используется в современном изобразительном искусстве. Тем более, если речь идет о художниках-символистах. Нидерландский живописец Джек Баддели (Jake Baddeley, род. в 1964 г.) изображает мир, наполненный тайными знаками и символами. Картина «Престол» (The Thron) использует образ римской богини Юстиции, по средневековым канонам с повязкой на глазах и обнаженной грудью, дополняя ее двумя богами до «обезьяньей» троицы

Престол (The Thron). Джек Бэдделей (Jake Baddeley), 2009 г.
Престол (The Thron). Джек Баддели (Jake Baddeley), 2009 г. 80×70 см, холст, масло

Ссылки

Темы: [живопись][искусство]

Ученые обезьяны

ссылка ⚓

Ученые обезьяны

Современный английский художник Дэмиэн Бузугбе (Damian Buzugbe), известный также в сети под псевдонимом OmenD4 — специалист в разработке персонажей как в плоской, так и в трехмерной графике.

В его работе «Три очень умные обезьяны» (Three Very Wise Monkeys, 2012 г.) мы видим шимпанзе в белых халатах с микроскопами. Сильный образ.

Дэмиэн Бузугбе. Три очень умные обезьяны. 2012 г.
Дэмиэн Бузугбе. Три очень умные обезьяны. 2012 г.

Ссылки

Темы: [живопись][искусство]

Обезьяны в жанре ню

ссылка ⚓

Обезьяны в жанре ню

Французская художница Франсин Ван Хов (Francine Van Hove, род. в 1942 г.) — признанный мастер света и обнаженного женского тела. Ее натурщицы горячо любимы не только в собраниях галерей и частных коллекций, но и в социальных сетях. И, между прочим, в своем творчестве она обращалась к теме трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Полотно «Les Trois singes» раскрывает тему необычно: роли всех трех обезьян исполняет одна девушка, этот прием не нов, но лишь один раз она дана в живописной технике, два других ее портрета — графические эскизы, будто бы висящие на стене. Мы видим портреты в портрете и только вместе они образуют законченную композицию.

Три обезьяны (Les Trois singes). Франсин Ван Хов (Francine Van Hove), 2004 г.
Три обезьяны (Les Trois singes). Франсин Ван Хов (Francine Van Hove), 2004 г. 116×73 см, холст, масло. Частная коллекция

Ссылки

Темы: [живопись][искусство]

Обезьяны Забайкалья

ссылка ⚓

Обезьяны Забайкалья

В российской сибирской республике Бурятия изобразительное искусство представляет собой причудливый синтез европейского (в том числе русского) и восточного (прежде всего, традиционного буддистского) визуальных языков при постоянных поисках своего лица, собственной идентичности.

Творчество бурятской художницы Аллы (по паспорту Альбины) Ойдоповны Цыбиковой (1951—1998 гг.) насколько своеобразно, настолько же и характерно. Получив классическое художественное образование (отделение театрально-декорационной живописи Суриковского института в Москве), Алла вернулась в Бурятию, где, помимо театрально-оформительских работ, занималась и станковой живописью.

Одно из наиболее известных произведений Аллы Цыбиковой — триптих «У истока», причем чаще воспроизводят боковые, портретные части триптиха, оставляя сложную центральную композицию без внимания. А нам как раз интересна именно она.

Алла Цыбикова. «У истока», 1982—83 гг.
Алла Цыбикова. «У истока», 1982—83 гг.

В левой части девушка на фоне еще холодного забайкальского пейзажа ранней весной. В руках лилия — явная отсылка к западноевропейским ангелам, прежде всего, к сцене Благовещения. Справа задумчивая женщина с сосудом в руках. Сама художница в качестве источника называла Марию Магдалину. А в центральной части триптиха весьма сложный пейзаж с многочисленными аллегорическими фигурами, которые язык не поворачивается назвать «стаффажем» — это равноценные составляющие многогранного, полицентрического повествования: тут и мистическое древо с источником у корней, и мать с ребенком (начало жизни), всадник на светлом коне, старик в лодке (комментаторы в один голос вспоминают перевозчика Харона), а вдали меж гор под светом радуги — океан, к которому всё стремится...

Алла Цыбикова. «У истока», фрагмент
Алла Цыбикова. «У истока», фрагмент: три обезьяны

А на переднем плане — три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят. Сама художница описывала их так:

...Что до трех обезьян, то в них я по причине своей не очень большой грамотности в восточных делах вложила свое толкование: не слышу, не вижу, молчу — непознаваемость и безнадежность поиска смысла жизни...

Алла Цыбикова
Алла Цыбикова

Литература: Кореняко В. А. Альбина Цыбикова — Художник и друг / Вестник Евразии № 2, 2003

Темы: [живопись][искусство]

Художник из обезьяньего рода

ссылка ⚓

Художник из обезьяньего рода

В собрании Художественного музея Индианаполиса (Indianapolis Museum of Art или IMA, Индианаполис, Индиана, США), в разделе азиатского искусства находится живописное произведение на шелке с изображением трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Три обезьяны, Мори Сонэцу, ок. 1820 г., тушь, цветные краски, шелк
Три обезьяны, Мори Сонэцу, ок. 1820 г., тушь, цветные краски, шелк. Размер (с полями) 137×72 см. Инв. №2000.60

Авторская подпись и печать гласит «Сонэцу». Фамилия у этого художника прославленная: Мори.

Сонэцу Мори происходит из художественной династии. Его дед, Сосэн МориПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам был, пожалуй, самым знаменитым «обезьяньим» художником Японии. Говорят, что Сосэн утверждал, будто в числе его предков была обезьяна. Сосэн добивался особой реалистичности в изображении обезьян. Ради этого ему даже пришлось сменить художественную школу (поступок сродни предательству), чтобы обогатить свой художественный арсенал новыми техниками. Городской житель, Сосэн перебрался в горы и три года вел жизнь горного отшельника, чтобы наблюдать любимых обезьян. В результате он стал признанным мастером, а его «обезьяньи» работы назывались «божественными».

Отец автора, Тэцудзан Мори был учеником великого Маруямы ОкёПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, еще одного любителя обезьян и изобретателя оригинальной композиции, в которой одна обезьяна заменяет трех.

Так что Сонэцу Мори было просто суждено обратиться к обезьяньей тематике. С точки зрения композиции его решение вполне традиционно: одна обезьяна несколько противопоставлена группе из двух. Технически Сонэцу изображает мех животных чрезвычайно мягкими растушевками, как бы оставляя его вне поля резкости, добавляя картине глубину. Взгляд приковывается к наиболее четким деталям: лицам и лапам обезьян.

Темы: [живопись][искусство] [музеи] [Япония]

Обезьяны обезьяньего мастера

ссылка ⚓

Обезьяны обезьяньего мастера

Недавно мы рассматривали трех обезьянок, нарисованных японским художником по фамилии Мори, а сейчас мы можем сравнить их с работой его титулованного деда. Нет смысла повторять про него анекдоты и истории, можно просто авторитетно заявить, что Сосэн МориПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (森 狙仙) — главный специалист в изображении обезьян за всю историю японского искусства.

Три обезьяны, Мори Сосэн
Три обезьяны, Мори Сосэн

В художественном музее токийского района Футю демонстрируется триптих, посвященный трем обезьянамПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. И каждый из трех персонажей дан в своем окружении.

Обезьяна «Не говорю»
Обезьяна «Не говорю», фрагмент

Обезьяна «Не говорю» (ИвадзаруПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам) показана на фоне цветущей ветви.

Обезьяна «Не слышу»
Обезьяна «Не слышу», фрагмент; авторская подпись и печать

Над «Не слышу» (КикадзаруПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам) пролетает певчая птица.

Обезьяна «Не вижу»
Обезьяна «Не вижу», фрагмент

А самой любопытной показалась нам третья обезьяна, «Не вижу» (МидзаруПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам). Она тянется к отражению в воде.

На самом деле художник воспроизвел здесь древнюю композицию «энко сокугэцу», что является лишь японским чтением китайской фразы «юаньхоу чжоюе» (猿猴捉月, «обезьяны ловят луну»). В Китае такие произведения известны как минимум с VIII в. и изображают они круглолицых гиббонов, свешивающихся с высокой ветки, держащих друг друга, порой очень сложными гроздьями в попытках достать отражение полнолуния.

Трактовку такой композиции обычно связывают с буддизмомПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и даже конкретно со школой чань/дзэнПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Дело в том, что для восточных культур (что индийской, что китайской) характерны метафоры, когда обезьяной называется человеческий разум. Разуму-обезьяне луна в воде кажется такой близкой и соблазнительной, что, вроде бы, можно дотянуться рукой, но и вода, и луна уходят сквозь пальцы, их нельзя ухватить. Луна — лишь иллюзия, а желание ее ухватить не только бессмысленно, но и гибельно, так и утонуть не долго. Может быть поэтому обезьянка у Сосэна закрывает лапкой глаза, стараясь избавиться от иллюзорных целей. Тогда понятны и поступки ее подруг: не слушать пустых песен и не рассуждать о мимолетном цветении и тогда, вероятно, cможешь найти истинную природу [Будды].

Темы: [живопись][искусство] [Япония]

Символическая анималистика

ссылка ⚓

Символическая анималистика

Британский музей — один из крупнейших и второй по популярности (после Лувра) художественных и исторических музеев мира. Мы уже неоднократно рассматривали экземпляры с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам из его собрания. Вспомним свиток-суримоно Ёкоямы Кадзана, гарду японского меча с сотней маленьких обезьян или загадочный китайский предмет в виде горы.

Продолжить можно еще одним свитком, подписанным именем Ёсинобу.

Свиток с деревом и обезьянами. Ёсинобу. 1817 г.
Свиток с деревом и обезьянами. Ёсинобу. 1817 г.

Это монохромное (в подражание традиционной китайской живописи) изображение черной тушью (то есть суми-э) в не менее традиционном жанре «цветы и птицы», только вместо цветов здесь живописные стволы старых деревьев, а птиц заменяют обезьяны.

Фрагмент свитка
Фрагмент свитка

Если присмотреться к обезьянам, изображенным на ветвях и группками, и отдельно, можно заметить, что три из них вполне отчетливо воспроизводят знакомые нам позы: одна подносит лапу к губам («не говорю»), вторая закрывает глаза («не вижу»), третья, отвернувшись, затыкает уши («не слышу»).

Размеры свитка 174,2×94 см. Датирован 14-м г. периода БункаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (1817). Инвентарный номер 1881,1210,0.1156. Дополнительный номер в коллекции японской живописи Jap.Ptg.2265.

Темы: [живопись][искусство] [Япония]

 Родительские темы

[изобразительное искусство] 
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
О проекте / координаты
Новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест