Трудно представить более русский символ, чем традиционная матрешка — точеная деревянная раскрашенная кукла, разнимающаяся на две половинки и рекурсивно содержащая в себе свои уменьшенные копии.
Кажется, что матрешка глубоко архаична, но на самом деле ее возраст сравнительно невелик: впервые она увидела свет в конце 1890-х гг. Известны ее родители: токарь московской мамонтовской мастерской «Детское воспитание» Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин.
В поздних воспоминаниях токаря форму куклы он изобрел сам, отдав расписывать «глухую» (неразъемную) заготовку художникам. Но более распространена другая гипотеза: жена основателя «Детского воспитания» Анатолия Ивановича Мамонтова якобы привезла из Японии фигурку какого-то божества, «старца Фукурумы». Она-то и вдохновила художника на создание куклы.
Кем был «Фукурума» — версии разнятся. По одной версии на самом деле это один из семи богов счастья (ситифукудзин) Фукурокудзю (福禄寿). Он больше отвечает определению «старец» и начало имени совпадает. Это божество китайского даосского происхождения, действительно старец, изображения которого отличаются более или менее удлиненным лбом, иногда несущим явные признаки фаллического культа. Фигура Фукурокудзю с вытянутым лбом напоминает очертаниями грушу, именно такая форма и выбрана для матрешки. Часть исследователей предполагает, что японский «старец» был разъемным и весь комплект составлял полный набор из семи богов, вкладываемых один в другого. Это сомнительно, хотя в Загорске (ныне Сергиев Посад) в музее игрушки можно увидеть «многоместные» японские куклы, они достаточно поздние, можно предположить обратное влияние уже получившей славу матрешки на японские статуэтки.
По другой версии «старцем» был никто иной как первый патриарх буддистской школы дзэн (в Китае чань) Бодхидхарма, чаще называемый в Японии сокращенным именем Дарума (то есть совпадает окончание имени). Изображения Дарумы чрезвычайно популярны в стране Восходящего Солнца. В пользу этой версии говорит то, что часто роспись на фигурках достаточно абстрактна (как и на первой матрешке) а Бодхидхарма почти всегда изображается с накинутым на голову красным плащом (у матрешки голову закроет платок).
Есть в Японии и полнофункциональные аналоги матрешшек — куклы ирэко (или ирэко-нингё, 入れ子人形), характерные для окрестностей Хаконэ и Одавара, однако, сложно сказать, старше ли они матрешки. В виде вложенных фигурок в настоящее время чаще всего делают Даруму (обычно пятиместную куклу), встречаются также семь богов счастья и (как и у русских токарей до появления матрешки) вложенные разноцветные яйца. В Японии признаком мастерства было изготовить 12 яиц, вложенных друг в друга.
Как бы то ни было, в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже матрешки получили золотую медаль как образец «национального искусства», именно с этого времени началась всемирная слава «национальной русской куклы» и одного из главных сувениров, которые можно привезти ранее из СССР, а теперь из России.
Теперь переходим к основной цели статьи. Американец Уолтон Конвей (Walton Conway) провел несколько лет в Советском Союзе, преподавая английский язык. Там у него и его русских знакомых родилась бизнес-идея: российские художники изготавливают матрешек, а Конвей ищет для них покупателей в США. Название совместного предприятия позаимствовали у Пушкина: «Золотой петушок» (Golden Cockerel). Дела шли с переменным успехом, пока в 1994 г. не поступил заказ на изготовление 40 000 матрешек в качестве рекламного сувенира для фильма «Быть Джоном Малковичем» (Being John Malkovich). Компания Конвея из маленького городка Бун (Boone) в Северной Каролине получила «неофициальный Оскар» от журнала Premiere за лучший промо-продукт в индустрии кинематографа. С тех пор от крупных заказчиков нет отбоя, а «Золотой петушок» превратился в одного из крупнейших в мире производителей матрешек.
Ассортимент «Золотого петушка» достаточно широк и, конечно, не ограничивается классическими образами девушек в сарафанах. Вот среди нестандартных матрешек мы и нашли трех обезьян.
В сопутствующем описании кроме размера (4 дюйма = 10 см) и того, что изделие произведено «Золотым петушком» нет никаких подробностей. На другом сайте (видимо, розничный агент «Петушка») сказано, что матрешки раскрашены вручную в российском Санкт-Петербурге.
Этот случай нам интересен не только тем, что три обезьяны коммерчески привлекательны на американском рынке. Художник или заказчик, тот, кто сгенерировал идею с обезьянами, невольно снова соединил японскую символику с русской, вернувшись к тому, как появилась русская точеная кукла.
※