Исконно.ruТема: скульптура

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Обезьяны самородка

 ссылкаОбезьяны самородка

В 1917 г. мартовский журнал «Popular Mechanics» поделился с читателями открытием в Техасе негритянского скульптора-самородка. Среди его произведений первыми запечатлены три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Вырезка из «Popular Mechanics». Март 1917, стр. 393
Вырезка из «Popular Mechanics». Март 1917, стр. 393

Темы: [скульптура][народное творчество] [периодические издания]

Обезьяны из музея

 ссылкаОбезьяны из музея

В коллекциях многих всемирно известных музеев находятся произведения, посвященные обезьянам «не вижу, не слышу, не говорю»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Нэцкэ Обезьяна Не вижу, не слышу, не говорю. Масацугу Кайгёкусай. Янтарь. Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA)
НэцкэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам Обезьяна Не слышу, не вижу, не говорю; янтарь; XIX в.
3,3×3,3×3,1 см
Масацугу КайгёкусайПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (懐玉斎正次, 1813—1892), прославленный нэцукэсиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам из Осаки
Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA, 5905 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California, United States), ID экспоната AC1998.249.87

Нэцкэ Обезьяна Не слышу, не вижу, не говорю, Охара Мицухиро (小原 光博)
Нэцкэ Обезьяна Не слышу, не вижу, не говорю; слоновая кость; XIX в.
Охара МицухироПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (小原 光博, 1810—1875), один из наиболее известных нэцукэси из Осаки
Государственный музей искусства народов Востока (Никитский бульвар, 12-а, Москва, Россия), отдел японского искусства, коллекция нэцкэ, экспонат №68

Нэцкэ Три обезьяны, Япония
Нэцкэ Три обезьяны; слоновая кость; XVIII в.; Япония
код NE90-093a
Галерея Zacke, Вена, Австрия (Kohlmarkt 7, Stiege 3/1. Stock 1010 Wien)

Темы: [скульптура][искусство] [музеи]

На скамейке в Иркутске

 ссылкаНа скамейке в Иркутске

В городе Иркутске между улицами Ленина, Карла Маркса и Марата, во двореГеографические координаты: 52.280138,104.28161; Щелкните для просмотра на Google-картах между зданиями поликлиники и стоматологии стараниями директора стоматологичеческого центра территория всячески благоустраивается, в частности устанавливается множество скульптур. Среди них особо любимы прохожими и посетителями клиники три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам на скамейке. Скульптура заказана в Китае. Очевидно, что она повторяет (не копируя в деталях) аналогичную скамейку в Чайна-тауне Сан-Франциско (Калифорния, США).

Скульптурная группа из трех обезьян на скамейке. Иркутск. Двор домов 36 и 38 по ул. Ленина, проход с ул. Марата
Скульптурная группа из трех обезьян на скамейке. Иркутск. Двор домов 36 и 38 по ул. Ленина, проход с ул. Марата

Темы: [скульптура]

В собрании диковинок

 ссылкаВ собрании диковинок

Первый музей России — петербургская Кунсткамера уже давно из сборника разнородных диковинок превратился в солидный этнографический музей (официально Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, МАЭ). Этнографическая часть экспозиции музея разделена по географическому признаку. В разделе Южной и Юго-Восточной Азии среди народов Индонезии выделены батаки — народ севера острова Суматра — довольно изолированный народ с патриархальным устройством общества, свежей памятью каннибализма, традиционными религиозными культами. В одном из «батакских» стендов за стеклом выставлены три фигуры в характерных «обезьяньих» позах. Судя по табличке, резные фигурки поступили в собрание МАЭ в 1997 г. Да, это уже период глубокой глобализации, но все равно странно видеть эту композицию из такого уголка Земли.

Надпись на табличке гласит:

Фигурки символизируют представление о необходимости отрешения от земных соблазнов, отвлекающих от благочестивых помыслов

Любопытно, что фигурка «не вижу» несет первичные мужские половые признаки, а две другие — женские.

Фигурки «Не вижу, не слышу, не говорю» в экспозиции Кунсткамеры
Фигурки «Не вижу, не слышу, не говорю» в экспозиции Кунсткамеры
Общий вид стенда
Общий вид стенда
Темы: [скульптура][музеи]

Окимоно для Горького

 ссылкаОкимоно для Горького

Московский дом-музей на пересечении Малой Никитской и Спиридоновки неразрывно связан сразу с тремя фамилиями: Рябушинского как заказчика и владельца, Шехтеля, как архитектора и ГорькогоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, как жильца. Максим (Алексей Максимович) Горький (Пешков) был не только востребованным писателем, но и ценителем прекрасного. Еще находясь в Италии он собрал великолепную коллекцию японских резных фигурок — окимоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и нэцкэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, она теперь демонстрируется в доме-музее. А рабочий стол Горького украшает статуэтка трех обезьян, видимо, особо выделяемая писателем из всей коллекции.

Максим Горький
Максим Горький
Три обезьяны, окимоно. Рабочий стол в кабинете М. Горького
Три обезьяны, окимоно. Рабочий стол в кабинете М. Горького

Адрес дома-музея М. Горького в Москве (особняка Рябушинского):

Темы: [скульптура][личности, связываемые с тремя обезьянами] [музеи] [писатели]

Игроки из Эрмитажа

 ссылкаИгроки из Эрмитажа

В собрании «Эрмитажа» есть известная японская миниатюрная скульптура из слоновой кости, представляющая трех задумчивых обезьян, окруживших доску для какой-то настольной игры. Подпись утверждает, что это «шашки го», что, конечно же, не может быть правдой из-за того, что камни в го ставятся на пересечения линий, а не в клетки и традиционное поле немного побольше. Более всего игра похожа на игру реверси (иначе «отелло»), правда, она — позднее изобретение. Как бы то ни было, если присмотреться к позам обезьянок, можно увидеть намеки на знакомую нам композицию: у правой, чешущей затылок, занят рот; средняя поправляет очки, то есть не видит; у левой подвязки очков совсем прижали уши. То есть за «новаторской» сатирической композицией скрыт и традиционный образ тройственного отрицания: не говорю, не вижу, не слышу.

Синкэйсай Масатоси. Три обезьяны за игрой. Слоновая кость. Япония, Сер. — 2-я пол. XIX в.
Синкэйсай Масатоси. Три обезьяны за игрой. Слоновая кость. 4,1×3,1 см. Япония, Эдо. Сер. — 2-я пол. XIX в.

Темы: [скульптура][искусство] [музеи] [Япония]

Автомудрость

 ссылкаАвтомудрость

Когда автомобили стали поистине массовым, но еще не повсеместно конвейерным, крупносерийным товаром, множество производителей старалось удовлетворить запросы автовладельцев, в том числе в индивидуальности. А замечательным способом придать индивидуальность стала накапотная фигурка — «маскот». Чаще всего такая фигурка крепилась к крупной винтовой пробке радиатора

В настоящее время украшения капота — анахронизм и реликт старых времен. Из широко известных выжил разве что «дух экстаза» на роскошных Rolls-Royce. А вот в 1920-е гг. каких только фигурок не было!

Во Франции отмечен маскот с наименованием «La Sagesse» («Мудрость») в виде компактной скульптурной группы из трех обезьян.

Накапотная фигурка-маскот «La Sagesse» с тремя обезьянами. Франция, 1920-е гг.
Накапотная фигурка-маскот «La Sagesse» с тремя обезьянами. Франция, 1920-е гг.
Подпись «A. Delm»
Подпись «A. Delm»

В 2016 г. такая фигурка из никелированной бронзы полной высотой с пробкой и резьбой ок. 10 см была продана на английском аукционе «Bonhams». При ожидаемой цене 300—600 фунтов фигурка ушла за £1500 (примерно $1873).

Накапотная фигурка-маскот «La Sagesse» с аукциона Bonhams
Накапотная фигурка-маскот «La Sagesse» с аукциона Bonhams

Темы: [скульптура][дизайн] [средства передвижения]

Под ногами на подножии

 ссылкаПод ногами на подножии

Память легендарного борца за расовое равноправие в США Мартина Лютера Кинга, когда-то преследовавшегося властями и застреленного в Мемфисе в 1968 г., ныне увековечена многими-многими способами. В Портленде (штат Орегон) у Орегонского конференц-центра на бульваре Мартина Лютера Кинга установлена крупная многофигурная скульптурная композиция, посвященная программной речи Кинга «У меня есть мечта» (I have a dream).

Кроме самого Кинга в композиции участвует несколько аллегорических фигур, но нам интереснее сейчас не они, а постамент. На нем, в задней его части размещена бронзовая плакетка с изображением Махатмы ГандиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам в знак того, что деятельность Кинга основывается на учении Ганди (Мартин Лютер Кинг даже ездил в Индию, изучая наследие Ганди).

А если присмотреться внимательнее, то у ног Ганди изображены три крошечные обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, как символ его учения (Махатма Ганди действительно ценил фигурку трех обезьян).

Скульптурная композиция The Dream (Мечта), посвященная Мартину Лютеру Кингу. Портленд, Орегон, США
Скульптурная композиция The Dream (Мечта), посвященная Мартину Лютеру Кингу. Портленд, Орегон, США
Плакетка, посвященная Махатме Ганди, размещенная на постаменте памятника Кингу
Плакетка, посвященная Махатме Ганди, размещенная на постаменте памятника Кингу
Три обезьяны под ногами Махатмы Ганди
Три обезьяны под ногами Махатмы Ганди

Получается, что из трех обезьян вырастают американские гражданские права. Как тут не вспомнить одного из «отцов-основателей» США Томаса ПейнаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам

«Thou shalt make a covenant with thy senses,
With thine eye, that it beholds no evil.
With thine ear, that it hear no evil.
With thy tongue, that it speak no evil.
With thy hands that they commit no evils.

If the Federalists will follow this commandment, they will leave off lying.»

Thomas Paine. Federal City, Lovett's Hotel, Nov. 20, 1802.

«Тебе следует заключить завет со своими чувствами.
С твоими глазами — что они не видят зла
С твоими ушами — что они не слышат зла.
С твоим языком — что он не произносит зла.
С твоими руками — что они не совершают зла.

Ежели федералисты будут следовать этой заповеди, они перестанут лгать.»

Томас Пейн. Федеральный город, отель Ловетт, 20 ноября 1802.

Темы: [скульптура][символы] [США]

Находка из-под Покровки

 ссылкаНаходка из-под Покровки

Где-то в середине нулевых гг. XXI века при распашке поля у села Покровка Павловского района Воронежской области из земли была извлечена весьма необычная статуэтка. Небольшая фигурка выполнена из мергеля (осадочной горной породы, промежуточной между глиной и известняком) и представляет собой антропоморфное изображение с крупной яйцевидной головой, большими миндалевидными глазами, руками, прижатыми к голове и согнутыми ногами.

Говорят, что рядом был поднят ладьевидный топор, а саму фигурку очень осторожно относят к 2,5—3 тысячам лет до н. э.

Еще раз присмотримся: правая рука прикрывает ухо, левая — рот, глаза, возможно, закрыты (зрачков не обозначено). «Не вижу, не слышу, не говорю»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам? И это из бронзового века? Красиво, но недоказуемо. Будь это правдой, гипотезу внеяпонского происхождения трех обезьян можно было бы считать доказанной.

Фигурка из села Покровка
Фигурка из села Покровка. Слева для масштаба монета 1 рубль
Фигурка в руке
Фигурка в руке
Темы: [скульптура][археология]

Филиппинские гиганты

 ссылкаФилиппинские гиганты

Островное государство Филиппины в Юго-Восточной Азии, как говорят сами филиппинцы, «триста лет прожило в монастыре и пятьдесят — в Голливуде». Действительно, три века испанского владычества сказались на филиппинской культуре меньше полусотни лет, в течение которых Филиппины были колонией США. На Филиппинах можно встретить причудливо отраженные и преломленные идеи, популярные в Америке.

На острове Миндоро есть курортное местечко Бенильда (Benilda Resort, названо в честь матери владельца). Ничего необычного: коттеджики, большой бассейн и ресторан, пока не попадешь в сад. В саду установлены просто огромные скульптуры трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Сложно утверждать наверняка, но, скорее всего, это самые большие статуи трех обезьян в мире.

Три обезьяны на курорте Benilda Resort, о. Миндоро, Филиппины
Три обезьяны на курорте Benilda Resort, о. Миндоро, Филиппины
Темы: [скульптура]

Вижу, слышу, говорю... Или нет?

 ссылкаВижу, слышу, говорю... Или нет?

Когда разговор заходит об истории трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, обычно самым старым достоверным примером называются три обезьяны из НиккоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Резное украшение конюшни относят к 1636 г. Его приписывают авторству полулегендарной личности — скульптора-левши Хидари ДзингороПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. А святилище Тосёгу, в котором находится конюшня, посвящено духу сёгуна Токугавы Иэясу, это по сути его мавзолей.

А между тем, в Японии известно еще одно святилище с тремя обезьянами, но обезьяны в нем, будто бы, вырезаны еще при живом Токугаве Иэясу (1592 г., еще до получения им титула сёгуна и окончательного объединения страны). Святилище это называется Титибу-дзиндзяПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (яп. 秩父神社) и находится в городке Титибу (префектура Сайтама). Обычно в его яркой, красочной резьбе выделяют эффектную фигурку совы, обезьянам выпадает меньше внимания, а они стоят того!

Эти три обезьяны противоположны обезьянам из Никко: они видят, слышат и говорят. Хотя на самом деле символизируют те же самые отрицания. В японском языке есть суффикс «-сару» или «-дзару», означающий сознательное отрицание действия и полностью созвучный слову «обезьяна». Именно на этой омофонииПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам как на игре слов построена композиция с тремя обезьянами. Например, «не говорить» звучит как «ива-дзару» и может быть записано как «говорит обезьяна». То есть, смотрящая, слушающая и говорящая обезьяны из Титибу означают «не видеть, не слышать, не говорить». Что обезьяны в Никко выражают явным образом, в Титибу скрыто за загадкой-ребусом. Интересно, что резьбу в Титибу тоже приписывают Левше Дзингоро. Если это так, то обезьяны в Никко — наследницы обезьян из Титибу, развитие их образа в более наглядной форме.

Святилище Титибу-дзиндзя
Святилище Титибу-дзиндзя
Три обезьяны из Титибу-дзиндзя
Три обезьяны из Титибу-дзиндзя
Три обезьяны из Никко
Три обезьяны из Никко
Темы: [скульптура][символы] [Япония]

Обезьяны для Форда

 ссылкаОбезьяны для Форда

Оказывается, подарки «большим людям», созданные руками заключенных — не только советская/российская традиция.

В 1915 г. американский промышленник, изобретатель и основатель автокомпании Генри Форд получил необычный подарок из необычного места. Это была сложная многофигурная композиция (позже в музее Форда она будет именоваться «диорамой»), представляющая обезьян, развлекающихся в музыкальном баре. А подарил ее заключенный Массачусетской тюрьмы, некий Патрик Калхейн (Patrick J. Culhane).

Композиция с обезьяньим баром, подарок Генри Форду
Композиция с обезьяньим баром, подарок Генри Форду

Композиция не очень крупная (около 51×41 см при высоте 30 см), но действительно сложная, ее долго можно рассматривать с разных сторон: миниатюрные обезьянки пьют и закусывают, курят сигары и играют в азартные игры, повара готовят еду, официанты разносят напитки, а на сцене играет обезьяний оркестр. Нам здесь интересно пианино, вернее, украшение на нем. Музыкальный инструмент увенчан скульптурой трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, которые не видят, не слышат и не говорят. Конечно же, в том, что обезьяны украшают интерьер фигурками обезьян, автор заложил иронию. Но, тем не менее, мы понимаем, что в Америке начала XX в. символика трех обезьян чрезвычайно распространена.

Фрагмент композиции. Пианино со скульптурой трех обезьян
Фрагмент композиции. Пианино со скульптурой трех обезьян

А что стало с дарителем? Форд им заинтересовался и, как только скульптор-самоучка вышел на свободу, он получил рабочее место на сборочной линии в Кембридже (Массачусетс). А рабочие Генри Форда тогда получали небывалую зарплату — не менее $5 за смену.

Темы: [скульптура][декоративно-прикладное искусство] [народное творчество]

Прикрывая столицу

 ссылкаПрикрывая столицу

Как к северо-востоку от старой японской столицы Киото есть гора ХиэйПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, так и к северо-востоку от нынешней столицы Токио можно увидеть характерный «двугорбый» профиль горы Цукуба (筑波山), под которой расположился одноименный наукоград, центр японской аэрокосмической промышленности.

Гора Цукуба
Гора Цукуба

Такое совпадение не случайно: места для поселений, особенно для таких важных, как столицы, выбирались с учетом древнего китайского искусства геомантии. Мистически опасное направление именуется «кимон» (鬼門, «демоновы врата») и должно быть прикрыто камнем (а для города — горой). Геомантическим защитником от демонических энергий является обезьяна. На киотской горе Хиэй возведен защитный культовый центр — Энряку-дзи, связываемый с обезьянами. Вполне вероятно, что именно там и появилась символика трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Токийская гора Цукуба тоже священна, ведь именно здесь «приземлились», сойдя с неба, супруги-демиурги и, вероятно, предки японцев Идзанаги и Идзанами.

На горе Цукуба расположено одноиз древнейших синтоистскихПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам святилищ страны — Цукубаяма-дзиндзя (или более уважительно Цукубасан-дзиндзя), популярное место свадеб и прошений о супружеском счастье. И в резьбе одного из строений можно разглядеть трех обезьян, которые не говорят, не видят и не слышат. Эти обезьяны не так известны, как их коллеги из НиккоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, про них не нашлось никакой информации, но символика и связь с географией и фэн-шуй вполне понятны.

Святилище Цукубасан-дзиндзя, префектура Ибараки, Япония
Святилище Цукубасан-дзиндзя, префектура Ибараки, Япония
Резьба с тремя обезьянами
Резьба с тремя обезьянами
Темы: [скульптура][символы] [Япония]

Японский Левша в советской Сибири

 ссылкаЯпонский Левша в советской Сибири

В собрании Томского областного краеведческого музея есть одно необычное панно. Вернее, необычно не оно само (в мире известно немало аналогов), неожиданно его появление в Томске.

В глубоком рельефе на деревянной доске довольно близко повторяется резьба, украшающая конюшню в ритуальном комплексе Тосёгу, святилище-мавзолее японского сёгуна Токугава Иэясу в городе НиккоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Да, это самые известные в мире три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, приписываемые резцу полулегендарного скульптора Хидари (Левши) ДзингороПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Панно с тремя обезьянами из собрания Томского краеведческого музея
Панно с тремя обезьянами из собрания Томского краеведческого музея. Фото агентства новостей ТВ2

Томская реплика меньше оригинала, с менее глубокой резьбой и вместо полихромной окраски местами украшена фактурной обработкой поверхности (к примеру, шерсть обозначена штрихами-бороздками). Фронтально рисунок передан очень близко, но взаимное положение элементов в глубину заметно отличается, можно предположить, что панно создавалось по фотографии или подробной зарисовке оригинала из Никко. Известны, например, довоенные почтовые открытки с тремя обезьянами, любая из них могла послужить источником вдохновения.

Панно с тремя обезьянами. Общий вид
Панно с тремя обезьянами. Общий вид. Фото агентства новостей ТВ2

По словам сотрудников музея, о предмете не известно ничего, кроме поздней записи о поступлении от местной жительницы (Трегубовой) в 1945 г. Елена Анатольевна Малофиенко предполагает, что панно попало в Советский Союз в качестве «трофея» заключительного этапа Второй мировой войны — разгрома Японской империи.

Елена Анатольевна Малофиенко рассказывает о панно
Старший научный сотрудник научно-хранительского отдела Томского областного краеведческого музея Елена Анатольевна Малофиенко рассказывает о панно и символике трех обезьян. Кадр из видео агентства новостей ТВ2

Да, год поступления экспоната — сильный аргумент, однако, не решающий. Японские символы могли попасть в Сибирь и ранее: из военных конфликтов можно вспомнить советско-японские столкновения в Манчжурии, а до того японское участие в интервенции или русско-японскую войну начала XX в. Нельзя списывать со счетов и мирное приобретение. Кроме того, не нужно забывать огромное число японских военнопленных и перемещенных лиц, оказавшихся в Сибири. Ведь матер мог изготовить панно и на месте, а вручение в качестве подарков разнообразных поделок «сидельцев» — давняя советская и российская традиция. Здесь могло бы быть полезным определение вида древесины. С большой долей вероятности место изготовления соответствует ареалу произрастания дерева.

Фрагмент панно. Обезьяна Кикадзару (не слышать)
Фрагмент панно. Обезьяна Кикадзару (не слышать). Фото агентства новостей ТВ2

Кто же мог изготовить панно с тремя обезьянами? Если датировка верна, то резчик — японец или мастер, находящийся в зоне культурного влияния Японской империи. Интересно, что автор выбрал из произведений Дзингоро не куда более эффектных драконов, не знаменитую спящую кошку нэмури-нэко, не нагруженных разноплановой символикой карпов-кои, не, в конце концов, антропоморфный персонаж, которые у японского Левши, как и у античного скульптора Пигмалиона, по легенде, оживали. Резчик выбрал обезьян. Не были ли они связаны для него с именем Токугавы Иэясу, первого сёгуна из династии Токугава, завершившего объединение страны и создавшего ставку правительства в замке Эдо?

Любопытно, что противники Японии по Второй мировой войне пытались использовать символику трех обезьян в пропагандистских целях (см. листовку Союзнического Офиса Дальневосточного Взаимодействия)

Темы: [скульптура][искусство] [музеи] [Россия]

Обезьяны коммунизма

 ссылкаОбезьяны коммунизма

На просторах интернета порой встречаются неожиданные находки. Среди разнообразных персонажей, изображаемых сувенирной индустрией в позах трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, можно встретить сов, кошек, ужасающих скелетов или милых ангелочков, но бывают и другие герои.

Статуэтка Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина в позах трех обезьян
Статуэтка Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина в позах трех обезьян. Темный вариант
Статуэтка Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина в позах трех обезьян
Статуэтка Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина в позах трех обезьян. Светлый вариант

Небольшая, сантиметров 7 в высоту скульптурная группа изображает сидящих основоположников коммунизма: Карла Маркса (Karl Marx) и Фридриха Энгельса (Friedrich Engels) в сопровождении коммуниста-практика Владимира Ульянова (Ленина). Композиция была бы вряд ли примечательной: трех коммунистических вождей часто объединяют в единое целое.

Профили Маркс-Энгельс-Ленин

Но в данных статуэтках Маркс прикрывает рукой рот, Энгельс закрывает глаза, а ленин — уши. То есть вместе они образуют классическую троицу обезьян.

Очевидно, перед нами политическая карикатура, насмешка над символами ушедшей эпохи. К сожалению, не известно, кто, когда и зачем производил подобные фигурки. Судя по публикациям в Сети, чаще эти статуэтки встречаются у немецкоязычных владельцев. А если вспомнить, что Маркс и Энгельс — немецкие мыслители (хотя работавшие по большей части в Англии), можно осторожно предположить, что статуэтка создана в Германии, в восточной ее части (бывшей ГДР).

Автор, видимо, советовал бы Марксу помолчать, Энгельсу не смотреть на своего товарища, а Ленину — не слушать этих немцев. В этом случае история, видимо, была бы совсем другой.

Темы: [скульптура][карикатура] [политика]

Солдаты Ганди

 ссылкаСолдаты Ганди

Модный индийский художник Субодх Гупта (Subodh Gupta)Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам известен крупными инсталляциями, в которых во множестве использует традиционную металлическую утварь: чайнички, ведерки, кувшины, подносы и всякие прочие шумовки. Огромные символические фигуры, составленные из привычных мелких бытовых предметов производят впечатление на зрителей, кураторов и коллекционеров.

В 2008 г., используя свою фирменную технику, Субодх Гупта создал композицию под названием «Gandhi's Three Monkeys» («Три обезьяны Ганди»).

Композиция «Три обезьяны Ганди», Субодх Гупта, 2008 г.
Композиция «Три обезьяны Ганди», Субодх Гупта, 2008 г.

Композицию составляют три скульптуры, представляющие головы трех солдат. Один из них в темных очках, второй в противогазе, а третий в маске-балаклаве. Очевидно, автор таким образом повторял схему трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Одна из трех фигур композиции «Три обезьяны Ганди» Одна из трех фигур композиции «Три обезьяны Ганди» Одна из трех фигур композиции «Три обезьяны Ганди»

Как нам известно, лидер индийской нации и идеолог ненасилия Махатма ГандиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам действительно ценил символику трех обезьян и три обезьяны в Индии неразрывно связываются с его именем. Но чего же хотел сказать художник своими обезьяньими солдатами, наполненными чайниками?

Первая персональная выставка, на которой были показаны «Обезьяны Ганди», предварялась цитатой, приписываемой (хоть и очень спорно) Юлию Цезарю:

Beware the leader who bangs the drums of war in order to whip the citizenry into a patriotic fervor, for patriotism is indeed a double-edged sword. It both emboldens the blood, just as it narrows the mind.

And when the drums of war have reached a fever pitch and the blood boils with hate and the mind has closed, the leader will have no need in seizing the rights of the citizenry. Rather, the citizenry, infused with fear and blinded by patriotism, will offer up all of their rights unto the leader and gladly so.

How do I know? For this is what I have done. And I am Caesar.

Берегитесь вождя, что, стуча в барабаны войны, вгоняет граждан в патриотическую горячку, ибо патриотизм, безусловно, есть обоюдоострый меч. Он не только сгущает кровь, но и разжижает ум.

И когда барабаны войны достигнут пика, а кровь вскипает от ненависти, когда мозги отключены, вождю не потребуется отбирать права у граждан. Скорее, сами граждане, наполненные страхом и ослепленные патриотизмом, принесут свои права вождю и будут рады этому.

Откуда мне знать? Я так сделал. И я — цезарь. Перевод с английского Исконно.ru

Скульптурная композиция, поучаствовав в нескольких выставках, приобретена Катарским культурным центром и ныне демонстрируется в Дохе (Катар).

Субодх Гупта
Субодх Гупта
Темы: [скульптура][искусство] [музеи]

У берлинских этнологов

 ссылкаУ берлинских этнологов

Как мы знаем, старейший музей России, питерская Кунсткамера из развлекательного собрания диковинок давно превратилась в солидный этнологический музей. Петр I создавал свой «кабинет редкостей» по примеру коллекций, существовавших в «просвещенной Европе». И одна из них — Прусская королевская кунсткамера.

Как и в Петербурге, на основе коллекции Кунсткамеры появился крупный Этнологический музей (Ethnologisches Museum), ныне находящийся в Берлине, в музейном центре «Берлин-Далем» (Lansstraße 8 / Arnimallee 25, 14195 Berlin).

И как и в собрании российской Кунсткамеры, в коллекции берлинского Этнологического музея тоже есть свои три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Три обезьяны в собрании Этнологического музея, Берлин. Инв. № I D 51492 a—c
Три обезьяны в собрании Этнологического музея, Берлин. Инв. № I D 51492 a—c

Небольшие (4,6 см) керамические фигурки произведены в 1985 г. в поселке Гёкуто (玉東町), пригороде города Кумамото на острове Кюсю в префектуре Кумамото региона Кюсю, Япония. В качестве автора указан гончар Рэйзо Нагата (永田禮三).

Простые, даже приимитивные по исполнению, эти обезьянки чрезвычайно притягательны и очень архетипичны. Именно так больше тысячелетия назад изображали своих веселых терракотовых обезьян древние жители города-оазиса ХотанПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам на Великом шелковом пути.

Остается отметить, что подобные фигурки не являются раритетом и во множестве предлагаются в Японии в качестве сувениров. Вы запросто можете позволить себе обезьянок «как в музее». В нашей скромной коллекции тоже есть подобные экземпляры.

Темы: [скульптура][Германия] [искусство] [музеи] [Япония]

В реликтовом лесу

 ссылкаВ реликтовом лесу

Небольшой (150×80 км) остров Бали сложно даже просто найти на карте Индонезии, но при том это самое популярное туристическое направление в стране. Дело тут во многом заключается в культуре. Бали — единственный индуистский реликт в полностью мусульманской Индонезии.

Когда-то на обширнейшей площади Малайского архипелага существовали индуистские и буддистские империи, но они пали и были поглощены в ходе мощной экспансии ислама. В Индонезии только остров Бали сохранил верность индуистским богам.

Туристы на Бали стараются селиться в отели на побережье, например, в районе Нуса-Дуа, но самые интересные «культурные» достопримечательности находятся в глубине острова. В 2016 г. туристический ресурс TripAdvisor назвал балийский город Убуд одним из 10 самых популярных направлений для путешествий в мире.

Убуд появился как религиозный центр в символически важном для индуистов месте слияния рек. Даже получив мировое признание, Убуд не превратился в шумный курорт. В нем можно ощутить умиротворение и единение с природой.

Рядом с Убудом есть популярная достопримечательность — Лес обезьян в Убуде. Официально он называется Padangtegal Mandala Suci Wenara Wana («Священный заповедник — обезьяний лес в [деревне] Падангтегал»). И такое название не случайно: лес сочетает функции парка, заповедника, религиозного и научного центра.

В настоящих джунглях на территории площадью 12,5 га посетители могут ознакомиться с растительным и животным миром Бали и балийской культурой. В лесу расположены 3 индуистских храма и множество скульптур.

В Лесу обезьян обитает крупная популяция яванских макак (лат. Macaca fascicularis) общей численностью около 600 особей, объединенных в несколько стай. Макаки по природе своей довольно наглые, агрессивные и не уважающие авторитет человека, на территории парка относительно смирны. Посетители подкармливают их бананами и, конечно же, фотографируют.

Среди множества статуй, украшающих Лес обезьян, немало посвящено обезьянам. И одна из композиций изображает трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, которые не видят, не слышат и не говорят.

Яванские макаки на скульптурной композиции с тремя обезьянами в Лесу обезьян в Убуде (о. Бали, Индонезия)
Яванские макаки на скульптурной композиции с тремя обезьянами в Лесу обезьян в Убуде (о. Бали, Индонезия)

Эта композиция очень популярна у фотографов и у обезьян.

Коренной житель Леса обезьян в Убуде на фоне скульптурной композичии с тремя обезьянами
Коренной житель Леса обезьян в Убуде на фоне скульптурной композичии с тремя обезьянами

Вообще тема трех обезьян весьма популярна на Бали. Там можно посетить ресторан, названный в честь трех обезьян или найти множество сувениров с их изображением. Балийцы славятся искусной резьбой и для туристов всегда готовы вырезать новых и новых обезьян.

Три обезьяны, дерево; о. Бали, Индонезия
Три обезьяны, дерево; о. Бали, Индонезия

Темы: [скульптура][индуизм]

Окимоно из Иллинойса

 ссылкаОкимоно из Иллинойса

В американском штате Иллинойс в слившихся соседних городках Урбана (Urbana) и Шампейн (Champaign) расположился крупнейший кампус Иллинойсского университета, а при нем работает основанный в 1911 и открытый для широкой публики в 2002 г. этнографический музей, названный в честь благотворителей Уильяма и Кларисы Спёрлок. Чаще всего его называют просто «Музей Спёрлок» (Spurlock Museum).

Собрание музея насчитывает более 50 тыс. экспонатов, посвященных истории человеческой культуры, поступивших из коллекций университета и частных собраний. И первой по значимости среди даров музею называют коллекцию резной японской и китайской скульптуры, переданную в 1999 г. Фредом Фройдом (Fred A. Freund).

В постоянной экспозиции музея сразу несколько скульптурных композиции из коллекции Фройда посвящены обезьянам, а одна, весьма примечательная скульптура-окимоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам — трем обезьянам.Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Окимоно «Три обезьяны» из собрания Музея Спёрлок. Япония, период Мэйдзи, около 1880 г. Дерево, резьба. Инв. №1999.13.0019
Окимоно «Три обезьяны» из собрания Музея Спёрлок. Япония, период Мэйдзи, около 1880 г. Дерево, резьба. Инв. №1999.13.0019

Несмотря на малые размеры (высота 9,4 см, ширина 6,5 см, глубина 5,0 см, вес 84 г), композиция монументальна и величественна. Возвышающаяся в полный рост над двумя сидящими фигурами и опирающаяся на них обезьяна, немного склонив голову, как бы в сочувствии, прикрывает сидящим рот и глаза, а они, в свою очередь, тянутся вверх, чтобы прикрыть уши у стоящей фигуры. Между собой нижние обезьяны тоже взаимодействуют: левая прикрывает правой ухо. Только правая фигурка одета: на ней кимоно с коротким рукавом.

Вся композиция очень цельная: фигуры образует собой устремленную вверх коническую форму, прочно стоящую на широком основании. Несмотря на общую симметричность и статичность композиции, в деталях чувствуется напряжение и движение: небольшие повороты и наклоны, перехватывание одной лапки другой оживляют форму.

Темы: [скульптура][искусство] [музеи] [Япония]

Дело — табак

 ссылкаДело — табак

Табак попал в Японию сравнительно поздно, на рубеже XVI и XVII вв., очевидно, через голландцев, но курение распространилось быстро и повсеместно. Курить стали все и всюду, а единственным противником вредной привычки за всю японскую историю стал эксцентричный «собачий сёгун» Токугава Цунаёси.

Китагава Утамаро. Женщина, выпускающая трубочный дым. Фрагмент. Гравюра, 1792—1793 г.
Китагава Утамаро. Женщина, выпускающая трубочный дым. Фрагмент. Гравюра, 1792—1793 г.

Курили в Японии очень тонкие и длинные трубки с маленькими чашками (порция табака в них обычно меньше, чем в современной сигарете). Табак, трубку и иные принадлежности носили с собой. Так как в традиционном японском костюме отсутствуют карманы, мелкие носимые вещи в специальных футлярах крепились к поясу, называясь сагэмоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (下げ物, «подвешенное»). Табак носился или в мягком кисете из кожи или ткани, или же в твердой табакерке, тонкоцу (とんこつ).

15 апреля 2017 г. аукционный дом Jasper52 (Нью-Йорк) выставил на продажу интересный комплект сагэмоно, предназначенный для ношения табака: собственно табакерка-тонкоцу; скользящая бусина-одзимэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, не дающая подвешенной табакерке открыться и брелок-нэцкэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, при помощи которого табакерка крепится на поясе. Не представляя собой какой-то особой, выдающейся художественной ценности, этот комплект очень интересен для нас своим решением, ведь все три предмета в нем исполнены в виде трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Нэцкэ, обезьяна «не слышу»
Нэцкэ, обезьяна «не слышу»
Одзимэ, обезьяна «не вижу»
Одзимэ, обезьяна «не вижу»
Тонкоцу, обезьяна «не говорю»
Тонкоцу, обезьяна «не говорю»

Аукционисты относят комплект по дате к середине XIX в., а по стилистике к «народному творчеству» мингэй. Ожидаемая цена лота составляла 4,5—6 тыс. долларов. Лот не набрал требуемой суммы и был снят с торгов.

Комплект сагэмоно, три обезьяны, Япония, сер. XIX в.
Комплект сагэмоно, три обезьяны, Япония, сер. XIX в.
Темы: [скульптура][декоративно-прикладное искусство] [искусство] [Япония]

Фонтан с масонским девизом

 ссылкаФонтан с масонским девизом

Во франкоязычном швейцарском городе Лозанна (Lausanne) есть очаровательный парк «Денанту» (parc du Denantou). Созданный в XIX в. одним банкиром на месте аграрного пригорода, он в 1928 г. был приобретен художником Эдуаром-Марселем СандозомПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (Édouard-Marcel Sandoz) и открыт для публики.

Эдуар-Марсель Сандоз был анималистом и его стиль испытал явное влияние ар-нуво. Среди множества скульптурных украшений парка есть две его работы: скульптура фавна и мраморный фонтан Обезьян (La Fontaine aux Singes), созданный в 1934 г.

Это не совсем то, что мы представляем при слове «фонтан» — помпезное сооружение с каскадами струй. Говорят, что на самом деле это была поилка для птиц и в начале 1950-х на фонтане, вроде бы, еще были фигурки птичек, но сейчас остались только обезьяны и солнечные часы на стене.

Фонтан Обезьян в парке Денанту, Лозанна. Мрамор. Эдуар-Марсель Сандоз, 1934 г.
Фонтан Обезьян в парке Денанту, Лозанна. Мрамор. Эдуар-Марсель Сандоз, 1934 г.

Фонтан украшают три группы собакоголовых обезьян, в которых по характерным меховым гривам можно узнать некоторые виды павианов или, может быть, гелад. Тесные группы обезьян слева и справа лишь композиционно дополняют центральную тройку фигур и обрамляют девиз.

Над солнечными часами написано что-то вроде: «Знай себе молчи, смотри одним глазом, слушай одним ухом»

А под часовым циферблатом основной девиз: «Всегда будь вовремя»

Фонтан Обезьян в парке Денанту, Лозанна. Мрамор. Эдуар-Марсель Сандоз, 1934 г.
Фонтан Обезьян в парке Денанту

Центральная композиция, вроде бы, повторяет классическую группу из трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, но если присмотреться, больше соответствует надписи: левая обезьяна смотрит одним глазом, а правая слушает одним ухом. То есть скульптор на самом деле воспроизвел другую композицию, отвечающую латинскому девизу «Audi, vide, tace»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам («смотри, слушай, молчи»), дополнив ее требованием пунктуальности.

Фонтан Обезьян в парке Денанту, Лозанна. Мрамор. Эдуар-Марсель Сандоз, 1934 г.
Центральная композиция фонтана Обезьян

Как известно, девиз «Audi, vide, tace» используется рядом тайных обществ и чаще всего связывается с масонствомПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Ставил ли автор задачей воплотить тайную символику? Сложно сказать. Эдуар-Марсель Сандоз был членом и главой множества организаций, кавалером ордена Почетного легиона и пр., так что символика могла быть ему близка.

Эдуар-Марсель Сандоз
Эдуар-Марсель Сандоз

Темы: [скульптура][искусство] [Швейцария]

Обезьяньи мечты

 ссылкаОбезьяньи мечты

Одним из наиболее успешных современных испанских художников можно с уверенностью назвать каталонца Жауме Пленсу (Jaume Plensa). Прежде всего, он скульптор, известный поистине грандиозными по размерам человеческими фигурами или просто огромными головами, украшающими улицы и парки многих городов мира.

Часто Жауме Пленса включает в свои работы текст, то неожиданно возникающий где-то на фигуре, то полностью формирующий ее, когда эфемерная форма образуется из слов.

«...Дыхание, душа, жизнь, язык — это колебания, вибрации, которые гармоничны и нераздельны друг с другом. Язык для меня — сущность мира. Так как я родом из Средиземноморья, я должен воспринимать все путем осязания, даже язык и идеи...»
Жауме Пленса

Одно из произведений автор посвятил теме трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, вернее, тела были все-таки человеческие, но их позы — вполне традиционные обезьяньи. Инсталляция из трех подсвеченных изнутри пластиковых фигур, закрывших руками глаза, уши и рот, объехала многие выставочные центры мира. В англоязычном варианте ее называли «Midst of Dreams» («Среди мечты»).

Инсталляция «Среди мечты», Жауме Пленса. Первый центр визуального искусства, Нэшвилль, Теннесси, США, 2010 г.
Инсталляция «Среди мечты», Жауме Пленса. Первый центр визуального искусства, Нэшвилль, Теннесси, США, 2010 г.

В 2012 г. скульптуры приобретены владельцами новооткрытого отеля «Clarion Post» на площади Дроттнингторгет (Drottningtorget) у Центрального вокзала шведского Гётеборга. Их усадили на тонкие 12-метровые шесты посреди площади и, хотя по вечерам фигуры продолжают светиться изнутри, у зрителя не возникает впечатления вовлеченности в сюрреалистическую инсталляцию, видимо поэтому в Швеции композицию теперь называют просто «Dröm» («Мечты»).

Скульптурная композиция «Мечты», Жауме Пленса. Площадь Дроттнингторгет, Гётеборг, Швеция
Скульптурная композиция «Мечты», Жауме Пленса. Площадь Дроттнингторгет, Гётеборг, Швеция

Скульптурная композиция стала весьма популярной и узнаваемой достопримечательностью города и ее очень полюбили шведские чайки.

Жауме Пленса
Жауме Пленса

Темы: [скульптура][искусство] [Швеция]

Альтернатива солдатам

 ссылкаАльтернатива солдатам

Игрушечных солдатиков можно найти у разных народов и в разные исторические времена, но как массовое культурное явление это, безусловно, немецкое, прусское изобретение времен «Старого Фрица», короля Пруссии Фридриха Великого.

Солдатики массово изготавливались литьем олова в разъемные на две части формы, отчего изначально были несколько плоскими. Время шло и технологии менялись. Появились объемные формы из гибких, резиноподобных силиконов, позволяющие производить более объемные фигурки.

Но только солдатиками производители не ограничиваются, предлагая оловянную интерьерную скульптуру или только формы для нее.

На одном крупном немецком сайте, посвященном оловянным солдатикам, «Berliner Zinnfiguren» («Берлинские оловянные фигурки»), принадлежащем предприятию, существующему с 1934 г., можно найти силиконовые формы для трех обезьяньих фигурок «не вижу, не слышу, не говорю»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам, либо заказать изготовление подобных фигурок.

Силиконовые формы для изготовления фигурок трех обезьян
Силиконовые формы для изготовления фигурок трех обезьян
Варианты оловянных фигурок трех обезьян, предлагаемые сайтом zinnfigur.com
Варианты оловянных фигурок трех обезьян, предлагаемые сайтом zinnfigur.com

Нам здесь интересны не художественные достоинства мелкой пластики (хотя художник постарался максимально разнообразить позы обезьян), но сам факт обращения к «обезьяньей» тематике среди военных миниатюр.

Темы: [скульптура][Германия] [игрушки]

Мусульманские буддисты

 ссылкаМусульманские буддисты

А вы знаете, в какой стране мира больше всего мусульман? В Индонезии! За исключением маленького острова Бали, оставшегося индуистским, подавляющее большинство индонезийцев (80—90%) придерживается ислама.

А, между тем, острова Индонезии знали и других богов. Когда-то из Индии с запада на восток по Малайским островам прошел индуизм. Вслед за ним опять-таки с запада пришел буддизм. Западная Суматра была полностью буддистской, более восточная Ява колебалась между буддизмом и индуизмом. Суматра стала столичным островом огромной буддистской империи Шривиджая, покорившей не только острова Малайского архипелага, но и Малаккский полуостров с частью нынешнего Таиланда. Как это бывает с империям, Шривиджая распалась из-за внутренних противоречий и конкуренции с соседями и стала легкой добычей европейских колонизаторов — голландцев. И опять с запада пришла новая религиозная волна, захлестнувшая весь архипелаг. Ислам полностью вытеснил дхармические религии.

Власти и население крупнейшей мусульманской страны достаточно терпимо относятся к символике других религий. К буддистскому периоду в районе одного из крупнейших городов Индонезии — Джокьякарты (Yogyakarta) на острове Ява — относятся впечатляющие сооружения: храм-ступа Боробудур и индуистcко-буддийский комплекс Прамбанан. Именно они являются главными достопримечательностями, привлекающими международных туристов в Джокьякарту.

Статуя Будды в комплексе Боробубур, о. Ява, Индонезия
Статуя Будды в комплексе Боробубур, о. Ява, Индонезия

Гостей, прилетающих в Джокьякарту на выходе из международного аэропорта встречает небольшая скульптурная группа.

Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия
Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия. Фото Марины Лысцевой (fotografersha)

Три обритых наголо юноши пытаются что-то показать встречным.

Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия
Скульптурная композиция в Джокьякарте, о. Ява, Индонезия. Фото Марины Лысцевой (fotografersha)

Судя по бритоголовости, это буддистские монахи. Правда, одетые не совсем канонично: в куртку и широкие штаны (такого облачения можно ожидать разве что от Китая или Японии). И они закрывают руками глаза, рот и уши.

Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия
Скульптурная композиция в Джокьякарте, о. Ява, Индонезия. Фото Марины Лысцевой (fotografersha)

Несомненно, перед нами вариация композиции с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Но что хотел донести автор? Можно предположить, что так, всего лишь, гостям напоминалось о буддийской составляющей в культуре региона. Скульптор просто нашел тему, раскрывающую буддизм и при том визуально привлекательную, которую будут фотографировать. И это весьма любопытно! Три юных монаха в «обезьяньих» позах — только намек на какое-то учение, а не проповедь внутри иной конфессии.

Темы: [скульптура][буддизм] [Индонезия]

Обезьяны Иволги

 ссылкаОбезьяны Иволги

У юмора как у части человеческой культуры, безусловно, есть национальность. Если же говорить о немецком юморе, первым на ум, чаще всего, приходит имя Лорио (Loriot), артиста, комика, художника, карикатуриста, оперного режиссера и писателя. Да, это псевдоним и даже не немецкое слово (по-французски так называется птица иволга), но Лорио — настоящий немец-пруссак, его настоящее имя Бернхард-Виктор Кристоф-Карл фон Бюлов (Bernhard-Viktor Christoph-Carl von Bülow), а иволгу он взял из фамильного герба своей знатной фамилии.

Бернхард-Виктор мечтал стать актером театра, оперы и кино, но окончание гимназии выпало на военный 1941 г. и юноше из старой офицерской семьи дорога была предопределена. Он отправился танкистом на восточный фронт и воевал успешно, получив «Железные кресты» двух степеней. После войны, позанимавшись случайными работами, по совету отца он учится на художника и рисует карикатуры для журналов.

«После в общей сложности 20 лет учебы я наконец-то стал в состоянии нарисовать человечка, который меня и по сей день кормит...

Герой Лорио-художника — человечек с характерным шишкообразным носом, типичный бюргер, преисполненный собственного достоинства. В любой, даже самой нелепой ситуации его персонаж не теряет самообладания и очень серьезен. Вот на этом конфликте нелепости и серьезности очень часто и держится комичное у автора.

Почтовая марка с персонажами Лорио
Почтовая марка с персонажами Лорио

Лорио ушел из жизни признанным мастером, можно сказать, классиком в 2011 г., в возрасте 87 лет. Но и в настоящее время его персонажи живут собственной жизнью. На аукционах можно найти скульптурные изображения, основанные на творчестве Лорио. Нас, в частности, привлекли три бронзовых бюста.

Скульптурные изображения персонажей Лорио в позах трех обезьян
Скульптурные изображения персонажей Лорио в позах трех обезьян

Три человечка с «фирменными» шишковатыми носами приняли мечтательные позы. Оптимист (Der Optimist) прикрывает глаза, Знаток (Der Kenner) сложил ладони домиком на уровне рта, а Мечтатель (Der Träumer) подпер виски (и заодно прикрыл руками уши). Статуэтки забавны и выразительны сами по себе, но в комплекте из трех фигур становится понятной идея автора: это аллюзия на трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам

Скульптурные изображения персонажей Лорио в позах трех обезьян
Скульптурные изображения персонажей Лорио в позах трех обезьян

Бюсты довольно массивные, весом от 2,3 до 3,3 кг каждый и кроме интерьерных украшений могут служить в качестве пресс-папье или подпорок для книг.

Лорио
Лорио

А для себя мы отметим узнаваемость символики трех обезьян в Германии даже в таком не очень явном виде, когда позы даются только намеками.

Темы: [скульптура][Германия] [карикатура]

 Родительские темы

[изобразительное искусство] 
Исконно.ru
Исконно.ru

Коллекция обезьян
Словарь по трем обезьянам
Три обезьяны в культуре и искусстве
Библиотека по трем обезьянам

Толковый словарь по ножам

Четки

О проекте / Координаты
Новости

Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест