Исконно.ruТри обезьяны в культуре и искусстве

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
  стр. 1 из 59  

Богемско-шотландская троица

ссылка ⚓

Богемско-шотландская троица

Шотландия всегда стремилась к самостоятельности во всех областях. Любая технология, любое производство должно быть шотландским. И это касалось не только ведущих отраслей промышленности.

Представители клана Уимсс (Wemyss) покровительствовали развитию керамики. На базе местных гончарных мастерских было развернуто производство продукции, с 1880-х гг. получившей марку Wemyss Ware.

Мастерскими руководил Роберт Херон (Robert Heron). Именно он в поездке по Европе охотился за специалистами, которые помогут поднять производство на мировой уровень.

Из всех иностранных специалистов осе́л в Шотландии только молодой мастер из Богемии (ныне Чехия) Карел Некола (Karel Nekola), который и занимался декорированием керамики подглазурной росписью до 1915-го г.

Характерным изделием мастерских были небольшие керамические подносы (сomb tray), используемые при расчесывании волос или во время бритья.

Художники Wemyss Ware черпали свое вдохновение в природе Шотландии и традиционных садовых растениях. Поднос могли украсить традиционным шотландским цветком чертополоха или столепестковой розой, но посмотрите, как декоративны простые полевые лютики:

Поднос Wemyss ware. Ручная роспись. Роберт Херон и сын
Лютики. Поднос Wemyss ware, Шотландия. Керамика, ручная роспись. Роберт Херон и сын, между 1882 и 1916 г. Национальный музей Шотландии

Почему мы заговорили о керамике из далекой Шотландии? Оказывается, в ней тоже нашли отражение три обезьяны. Аукционный дом Lyon & Turnbull 12 августа 2020 г. продал весьма любопытный лот.

Поднос Wemyss ware. Ручная роспись. Роберт Херон и сын
Три обезьяны. Поднос Wemyss ware, Шотландия. Керамика, ручная роспись. Роберт Херон и сын, ок. 1900 г.

Это такой же небольшой (25,5 см) восьмиугольный керамический поднос. И даже зеленая кайма похожа на музейный предмет с лютиками. Только украшают его не растения, а обезьяны, закрывающие лапками уши, глаза и рот. Причем средняя обезьяна сидит на дереве (весьма оригинальное решение композиции).

Обезьяньи фигуры подписаны по-английски: «я не слышу зла», «я не вижу зла» и «я не говорю зла».

Фигуры обезьян
Фигуры обезьян

Чем интересны эти обезьяны? Возрастом. Продавец датировал предмет примерно 1900-м г. Вполне вероятно, что его раписывал еще сам Карел Некола.

Представьте себе, одно из первых (если не первое) научное упоминание симмволики трех обезьян на Западе — это 1893 г. (Japan Society — London Transactions and Proceedings, том I, Лондон). Первое издание записок Редьярда Киплинга «От моря до моря», в котором он описал впечатления от скульптуры обезьян в японском Никко — 1899 г. И вот, практически, синхронное с ними появление символики на бытовой продукции широкого потребления. Причем, как и у Киплинга, с прямым упоминанием зла (что вряд ли было бы уместно в Японии).

Да, предмет продан за 1875 фунтов стерлингов (при ожидаемой цене 800—1200£).

Темы: [Великобритания] [декоративно-прикладное искусство]

Знак буржуазной жизни

ссылка ⚓

Знак буржуазной жизни

Наши корреспонденты присылают нам новые примеры использования символики трех обезьян в культуре, за что мы глубоко благодарны.

Британский драматург Фредерик Нотт (Frederick Knott) за свою жизнь написал всего три пьесы, две из которых оказались широко известны. Самым популярным оказалось детективное произведение «В случае убийства набирайте „М“» (Dial M for Murder, в отечественном переводе «Телефонный звонок»), написанное специально для телепостановки на BBC в 1952 г.

Вскоре телесценарий был адаптирован для театра, пьеса ставилась в Британии и США, где ее заметил гений триллера и мастер саспенса Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock), снявший по пьесе в 1954 г. одноименный фильм, признанный одной из лучших детективных лент США.

Пьеса пережила телепостановки в Германии и Индии, а в 1981 г. советская кинокомпания «Молдова-фильм» (творческое объединение «Лучафэрул») выпускает на экраны двухсерийный детектив «Ошибка Тони Вендиса». Позже, в 1998 г. состоится еще одна голливудская экранизация, «Идеальное убийство» (A Perfect Murder) с Майклом Дуглассом и Гвинет Пэлтроу, но мы остановимся только на советском фильме.

«Ошибка Тони Вендиса», Молдова-фильм, 1981 г.
«Ошибка Тони Вендиса», Молдова-фильм, 1981 г.

Сюжет советского фильма весьма близок к первоисточнику. Разве что действие перенесено из Лондона в Америку, да добавлены довольно натужные приемы, обличающие прогнившее капиталистическое общество.

Постановка камерная, почти всё действие происходит в одном помещении. Режиссер Василе Брескану разбавляет сцены вставками документальных съемок на улицах Нью-Йорка, а в качестве музыкального оформления использует композиции групп Pink Floyd и Kraftwerk, забыв указать их в титрах.

Итак, ушедший из спорта профессиональный теннисист Тони Вендис (в исполнении Игоря Костолевского) решает совершить идеальное убийство своей богатой жены (Милена Тонтегоде) руками бывшего однокашника (Александр Филиппенко), но планы неожиданно рушатся, а Тони придумывает новый хитроумный план. Детектив Джеймс Хаббард (литовский актер Вальдес Ятаутис) выводит Тони Вендиса н а чистую воду.

Причем здесь три обезьяны? Они тоже играют в этом фильме.

В самом начале второй серии детектив Хаббард приходит в дом Тони и его жены, представляется, осматривается и начинает расспрашивать о подробностях дела, расхаживая по комнате. Он подходит к шкафу, весь антураж которого должен символизировать безбедную зарубежную жизнь и берет в руки небольшую статуэтку.

Детектив Хаббард (Вальдес Ятаутис) рассматривает фигурку трех обезьян. Кадр из фильма «Ошибка Тони Вендиса»
Детектив Хаббард (Вальдес Ятаутис) рассматривает фигурку трех обезьян. Кадр из фильма «Ошибка Тони Вендиса»

Камера переключается на крупный план и мы видим трех обезьянок, которые не видят, не слышат и не говорят.

Три обезьяны. Кадр из фильма «Ошибка Тони Вендиса»
Три обезьяны. Кадр из фильма «Ошибка Тони Вендиса»

Прерывая свое пространное рассуждение, детектив замечает: «Хорошая вещь!» (очевидно, привлекая внимание зрителей к статуэтке), возвращает обезьянок на полку. Больше к ним в фильме не возвращаются.

Ни у Нотта, ни у Хичкока обезьянок нет. Вероятно, эта сцена придумана режиссером Василе Брескану. Что он мог пытаться выразить подобной символикой? В первую очередь, конечно же, тайну, с которой столкнулся детектив, тщательно скрываемую истину. Вспомним, что с похожим значением три обезьянки использовались в одной из экранизаций набоковской «Лолиты».

А откуда вообще могли взяться эти обезьянки в СССР? Посмотрим на них еще раз. Материал напоминает кость (или ее имитацию), фигурки выполнены резьбой, причем довольно грубо. Глядя на них, думаешь о массовой сувенирной продукции. Фигурки закреплены на дугообразном, видимо, деревянном постаменте с различимой двойной ступенькой.

На одном антикварном сайте нам встретилась если не аналогичная, то очень близкая композиция:

Три обезьяны. Фото с сайта АртАнтик (artantique.ru)
Три обезьяны. Фото с сайта АртАнтик (artantique.ru). Предмет №38399

Та же кость, грубоватая техника, дугообразная подставка из твердого дерева с двойной ступенькой. Похожие размеры (9 × 5,2 см). Разница только в мелких деталях.

Продавцы называют местом происхождения Китай и датируют предмет первой половиной XX в.

Китайская безделушка могла быть частью пестрого и, честно говоря, нелепого антуража, изображающего в кадре «западную жизнь», вместе с вожделенным значительной частью советского населения фирменным магнитофоном, алюминиевой банкой из-под пива или бутылкой водки «Смирнов», выставленной в качестве украшения интерьера.

Темы: [СССР] [фильмы]

Украшение клинка

ссылка ⚓

Украшение клинка

Мы уже встречались, причем неоднократно с такой деталью японского клинкового оружия, как цуба (яп. 鍔), вспомните хотя бы сотни маленьких обезьян-клонов Суня Укуна.

Цуба — небольшой диск или пластинка иной формы, вставленная между рукоятью и клинком, аналог гарды на европейских мечах. Любители мечей японских и даже профессиональные музейщики-японисты часто возражают, мол, ничего подобного. Гарда защищает от вражеского клинка, а цуба на это не рассчитана. На самом деле и у гарды, и у цубы множество функций. Гарда действительно чуть более приспособлена для приема оружия противника, но и цуба на это способна; цуба, как и гарда препятствует соскальзыванию руки на собственный клинок; они меняет баланс оружия; а еще (что особенно характерно для цубы), подобная деталь выполняет эстетическую функцию.

Когда Япония непрерывно воевала (сперва с собственным коренным населением, потом между княжествами или на материке с корейцами), цубы мечей были, в первую очередь, практичны и лишь затем красивы.

Но когда наступил период Токугава и вся страна была объединена под единым началом наступил длительный период относительного мира. Носимое с собой оружие превратилось по сути в элемент костюма. А так как по писанным и неписанным законам самураю запрещалось носить украшения или вызывающе яркую и дорогую одежду, остался единственный способ продемонстрировать свое богатство, вкус и неординарность — украшение оружия.

И лучше всего для этого подходили цубы. В отличие от боевого меча тати, носимого на специальном подвесе, костюмная пара катана и вакидзаси попросту затыкались за широкий пояс, так что вперед торчала рукоять с развернутой к встречным внутренней частью цубы.

И именно внутренняя, обращенная к руке часть цубы стала у катаны главной, лицевой. С этой стороны размещалось основное изображение.

Если древние цубы часто делал тот же кузнец, который создавал меч, то в период Токугава спрос на элегантные гарды, выполненные в сложных техниках из дорогих материалов, породил династии изготовителей цуб — цубако или цубаси.

Цубаси — мастера по изготовлению цуб
Цубаси — мастера по изготовлению цуб

Владелец меча часто заказывал цубу с каким-то символическим, аллегорическим изображением, которое было ему близко. Вероятно, вы уже догадались, что на японских гардах изображались и три обезьяны.

Первая из интересующих нас цуб промелькнула на американском аукционе в 2009 г., после чего следы ее затерялись.

Это довольно качественное изделие, изображающее трех смеющихся обезьянок, выполнено из сякудо — сплава меди и золота, дающего глубокий темный цвет. При этом лица животных покрыты красной медью, хорошо выделяющейся на фоне сякудо.

Цуба «Три обезьяны»
Цуба «Три обезьяны», Япония, XIX в. Сякудо. Высота 7,3 см. Продана аукционным домом Bonhams London (Нью-Йорк, США) 19 марта 2009 г.

Композиция оригинальна и достаточно динамична. Художник избежал симметрии, но обезьянки при этом визуально уравновешены. Наружный контур, образуемый обезьяньими фигурами, близок к традиционному овалу, в то же время обезьянки оставляют место для трех традиционных отверстий. Кстати, в центральном отверстии для клинка (накаго-ана) в углах можно заметить отчетливые следы расклепывания сэкиганэ — маленьких кусочков мягкого металла для точной посадки цубы на клинок. То есть эта цуба, вероятно, действительно монтировалась на меч.

Еще одна цуба выставлялась на аукцион тем же домом Bonhams, но в Лондоне, в 2013 г.

Цуба «Три обезьяны»
Цуба «Три обезьяны», Япония, XVII в. (?). Предположительно Сёами Морицугу. Высота 7,3 см

Цубу можно рассмотреть с обоих сторон. На ней тоже смеющиеся обезьяны, но в более статичной, симметричной композиции. Продавец не называет материала изделия. Очевидно только, что это медный сплав.

Цуба относится к одной из самых распространенных и часто подделываемых школ цубаси — Сёами (продавец предоставлял с цубой сертификат подлинности). Цуба подписная: «Мацуяма-но дзю Морицугу саку», поэтому продавец атрибутирует предмет как произведение Сёами Морицугу (с оговоркой «возможно»).

Для школы Сёами весьма характерно украшать стальные и бронзовые цубы золотом методом насечки. Часто чуть ли не вся цуба покрывается пышным прихотливым узором. У наших обезьян золотом (?) светятся лишь глаза.

И третий пример встретился на группе российских сайтов, предлагающих товары из Японии. Цуба погрубее выполнена целиком из железа.

Цуба «Три обезьяны»
Цуба «Три обезьяны», Япония, период Токугава. Железо. Высота 7,4 см, толщина 5 мм, вес 140 г. Лицевая и оборотная стороны. Сайт Aoyama Do SamuraiArt (и ряд других).

Это тоже круглая цуба (мару-гата) с несимметричной композицией из трех обезьян, закрывающих лапками глаза, уши и рот. Продавцу техника формирования рисунка напомнила резьбу по дереву в традиционном стиле камакура-бори с утопленными в материал контурами.

У этой цубы мы можем увидеть не только лицевую, но и оборотную, значительно менее эффектную сторону, а также частично ребро:

Цуба «Три обезьяны»
Цуба «Три обезьяны»

Любопытно, что на китайской торговой площадке AliExpress можно найти современные реплики этой цубы, выполненные, видимо, из медного сплава:

Цуба «Три обезьяны»
Цуба «Три обезьяны», современная реплика, Китай

И заодно вспомним, что цуба с тремя обезьянами (в более симметричной композиции) украшает современные вполне функциональные мечи.

Темы: [холодное оружие] [Япония]

Танцоры для паломников

ссылка ⚓

Танцоры для паломников

Появление паломничеств «по святым местам» вполне естественно в любом культе. А в Японии много предпосылок для складывания паломнических маршрутов. Логично желание посетить все места явления бодхисаттвы Каннон или культовые сооружения в честь всех семи богов удачи.

Тем более, сложилась традиция, объединяющая паломничество с коллекционированием: паломник в местах посещений получает не только молитвы, но и вполне осязаемые подтверждения — специальные печати (штампы).

Город Киото стал японской столицей еще в конце VIII в., но много ранее в этих местах существовали поселения. Так у горы Фусими с давних времен поклонялись божеству Инари. Постепенно растущий Киото поглотил эти земли и Фусими стал киотским районом.

Во всей стране в первые дни нового года японцы посещают синтоистские святилища. Такая традиция называется Хацумодэ. А у жителей Киото сложился обычай особого паломничества — 伏見五福めぐり [фусими гофуку мэгури]. Это мероприятие тоже посвящается началу года и проводится в первые посленовогодние дни (с 1 по 15 января). Чтобы новый год прошел спокойно, счастливо и богато, нужно постить пять культовых сооружений района Фусими. Маршрут сводный, синто-буддийский: буддистские храмы Тёкэн-дзи и Дайкоку-дзи и синтоистские святилища Го-Когу, Ноги и Фудзиномори. Все пункты маршрута считаются в той или иной мере связанными с удачей, так что паломничество должно принести счастье во всех сферах жизни на целый год.

В первой точке паломники приобретают специальную карточку (довольно крупный бумажный лист) и в каждом храме и святилище на эту карточку в соответствующее место ставится штамп, подтверждающий посещение (тоже за небольшое вознаграждение).

Так как паломничество связано с новогодними традициями, на карточке традиционно изображается животное-символ текущего года.

Например, для 2013, 2014 и 2015  гг. на карточках изображались змея, лошадь и барашек:

Карточки паломника по району Фусими в Киото с 2013 по 2015 г.
Карточки паломника по району Фусими в Киото с 2013 по 2015 г. Справа-налево: змея, лошадь, баран.

2016-й — год зодиакальной Обезьяны. Но художник изобразил сразу троих, закрывающих лапками глаза, уши и рот. Причем обезьяна, закрывающая глаза халтурит и подглядывает:

Карточки паломника по району Фусими за 2016 г.
Карточки паломника по району Фусими за 2016 г. Три обезьяны.

Все трое в ярких курточках и высоких шапках. Можно предположить, что они одеты в костюмы танцора Самбасо («третьего старца», 三番叟). Дрессированная макака, исполняющая танец Самбасо — сама по себе новогодний символ, привлекающий здоровье и благополучие, а здесь их сразу трое.

Темы: [буддизм] [год Обезьяны] [синтоизм] [Япония]

Покрывая убийство

ссылка ⚓

Покрывая убийство

25 мая 2020 г. полиция американского города Миннеаполис (штат Миннесота) задержала (якобы) за попытку расплатиться фальшивыми долларами крупного темнокожего мужчину, имя которого чуть позже узнал весь мир — Джордж Флойд (George Floyd).

Джордж Флойд
Джордж Флойд

При задержании белый 44-летний ветеран полиции для предотвращения возможного сопротивления придавил шею лежащего на земле Джорджа своим коленом и, не смотря на мольбы задержанного, что ему нечем дышать, не отпускал около 9 минут. В результате Джордж Флойд скончался.

Убийство темнокожего подозреваемого вызвало вспышку негодования, подтолкнув уже существующее движение Black Lives Matter (или BLM, дословно «жизни черных имеют значение») к массовым протестам против полицейского насилия и расизма, переросшим в беспорядки, грабежи и погромы. За время протестов в США погибло не менее 11 человек. Протесты распространились за границы не только штата, но и Америки. Различные акции отмечены во многих странах.

Убитый не был ангелом. Он был преступником-рецидивистом: многократно задерживался за кражи и хранение наркотиков, отсидел 4 года за вооруженное ограбление. Кроме того, вскрытие показало наличие в организме одновременно следов нескольких наркотических веществ. Но Джордж Флойд стал знаменем протестующих, главным символом движения BLM.

Тема убийства Флойда и протестов против расизма нашла отражение в произведениях уличных художников, прежде всего, в США. Но и в других странах на стенах и заборах появляются лики Джорджа Флойда.

Мы в этой статье рассмотрим граффити в Белфасте, столице Северной Ирландии.

Белфаст — город с длинной собственной историей протестов, сопротивления и вооруженных столкновений, очевидно, сочувственно относится к заокеанским акциям. Художники Микки Док (Micky Doc) и Марти Лайонс (Marty Lyons) изобразили портрет Джорджа Флойда на известной Международной Стене Граффити (International Wall of Murals, многочисленный стены Белфаста отгораживают католические районы от протестантских).

Один из авторов завершает портрет Джорджа Флойда в Белфасте, Северная Ирландия
Один из авторов завершает портрет Джорджа Флойда в Белфасте, Северная Ирландия

Главный герой повторен дважды: в центральном портрете и на земле у машины, придавленный коленом полицейского. На убийце бейсболка с трамповским лозунгом Make America Great Again («вернем Америке былое величие»). Позади полицейского возникают призраки Ку-клукс-клана (ультра-правой националистической и расистской организации). Нам же интересны три фигуры офицеров, отвернувшиеся от сцены убийства.

Офицеры полиции в позах трех обезьян, фрагмент граффити в Белфасте
Офицеры полиции в позах трех обезьян, фрагмент граффити в Белфасте

Трое отчего-то одинаково лысых полицейских повторяют классические позы трех обезьян: затыкают уши, закрывают глаза и рот, не обращая внимания на мольбы задержанного. Они не убивают, но своим молчанием они покрывают убийцу.

Вряд ли авторы хотели здесь оскорбить офицеров сравнением с обезьянами, но, как нам кажется, в композиции можно прочесть призыв к полиции солидаризироваться с движением Black Lives Matter.

Темы: [Великобритания] [граффити] [США]

  стр. 1 из 59  
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
О проекте / координаты
Новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Яндекс Дзен Яндекс Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест