Исконно.ruТри обезьяны в культуре и искусстве

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
  стр. 1 из 52  

Орангутаны в аэропорту

ссылка ⚓

Орангутаны в аэропорту

Существует множество рейтингов и премий разного уровня авторитетности, выбирающих лучшие в мире аэропорты. Многие из них называют лучшим, причем на протяжении нескольких лет подряд, аэропорт Сингапура — «Чанги», один из главных хабов мира.

Сингапурцы гордятся своим аэропортом и стараются удержать почетное звание, удивляя пассажиров удобством, роскошью и необычными зрелищами. Для этого 17 апреля 2019 г. в аэропорту открылось новое мультифункциональное здание, названное «Драгоценным камнем» (Jewel). И драгоценный он не только в переносном смысле: проект обошелся в огромную сумму 1,7 млрд долларов.

Здание Jewel в аэропорте Сингапура «Чанги»
Общий вид здания Jewel в аэропорте Сингапура «Чанги»

Огромная торообразная стеклянная конструкция должна выполнять роли развлекательного парка и торгового центра, в ней открыты сотни магазинов, кафе, ресторанов, есть свой отель, но в глаза бросается именно обильная зелень, заполняющая сингапурский «Драгоценный камень».

Безусловным центром сооружения служит рукотворный водопад HSBC Rain Vortex, срывающийся с высоты 40 метров. Это самый высокий водопад в закрытом помещении.

Водопад HSBC Rain Vortex
Водопад HSBC Rain Vortex

Вечером водопад подсвечивается, создавая светомузыкальное шоу.

Верхний этаж занимают разнообразные сады и парки.

Один из двух лабиринтов, образованных живой изгородью
Один из двух лабиринтов, образованных живой изгородью

Нам интереснее всего парк Canopy и его тропинка Topiary Walk, заполненная топиарами — фигурами животных, созданными из живых растений.

Посетителей Canopy Park встречают два гигантских орангутана, закрывающих руками уши и глаза.

Фигуры орангутанов в парке
Фигуры орангутанов в парке

Обезьяны сидят на большом бревне, а между ними оставлено место, на которое можно присесть. Так ненавязчиво организаторы приглашают пассажира дополнить обезьянью группу до классической троицы, явно рассчитывая на то, что фотографии в этом месте заполнят соцсети.

Нам здесь интересно, что символика трех обезьян выбрана для универсального развлечения пассажиров разных стран, которым должно быть крайне привлекательно чувствовать себя третьей обезьяной.

Темы: [скульптура]

Сердце, колокол, птица

ссылка ⚓

Сердце, колокол, птица

Среди популярных увлечений есть одно, совмещающее искусство и детскую игру. Это авторские куклы.

С одной стороны, художественная кукла — это самая настоящая интерьерная скульптура, с другой — вполне прикладной предмет, позволяющий ощутить себя ребенком.

Художники-кукольники регулярно проводят совместные выставки.

Выставка художественных кукол
Выставка художественных кукол

Во многих странах гостям выставок запомнилась одна композиция по мотивам трех обезьян. Только ее автор — Виктория (Вики) Фрибус из германского Эссена — назвала композицию наоборот: «Вижу, Слышу, Говорю».

«Вижу, Слышу, Говорю». Виктория Фрибус, 2018 г.
«Вижу, Слышу, Говорю». Виктория Фрибус, 2018 г.

Три девушки своими позами дают только намеки на жесты трех обезьян, не закрывая по-настоящему глаза, уши и рот, они действительно, видят, слышат и говорят. Композиция была бы банальной и избитой, не будь у каждого из трех персонажей своего атрибута.

«Вижу, Слышу, Говорю»
«Вижу, Слышу, Говорю»

Из натуралистично окрашенной полимерной глины выполнены только головки и руки девушек, ниже у них ажурный остов из медной проволоки, так что зритель буквально может заглянуть внутрь персонажа, в его душу.

Девушка «Вижу» дополнена сердцем. Очевидно, она видит биение сердца, чувства раскрыты для нее.

Девушка «Вижу»
Девушка «Вижу»

У девушки «Слышу» в груди колокол. Она внимает его звукам.

Девушка «Слышу»
Девушка «Слышу»

Атрибут героини «Говорю» — певчая птица. Видимо, это ее речь льется как птичьи трели.

Девушка «Говорю»
Девушка «Говорю»

Автор приглашает зрителя к совместному созданию смыслов. Для каждого персонажи могут означать что-то свое.

Виктория (Вики) Фрибус
Виктория (Вики) Фрибус

Нам всегда крайне любопытны производные композиции, меняющие классическую схему из трех обезьян. В этом случае художница предлагает действующим лицам уникальные атрибуты. Интересно, что один из них (певчая птица) совпадает с триптихом великого японского обезьяньего художника Сосэна Мори, но обезьяна Сосэна от трелей птицы закрывалась.

Темы: [декоративно-прикладное искусство] [искусство] [куклы]

Обезьянья обжираловка

ссылка ⚓

Обезьянья обжираловка

Мы неоднократно отмечали популярность символики трех обезьян у владельцев заведений общественного питания по всему миру. Дошло время и до российского Дальнего Востока.

В самом центре Хабаровска (ул. Муравьёва-Амурского, 7), в цокольном этаже торгового центра «Лотос» открылось кафе «Три обезьяны». Правда, в дескрипторе официального логотипа заведения указан немного другой тип заведения: «Азиатская обжираловка».

Вывеска хабаровского кафе «Три обезьяны» на двери заведения
Вывеска хабаровского кафе «Три обезьяны» на двери заведения

У владельцев бизнеса это уже не первое заведение в городе и везде они предлагают не просто пищу, а игру, выстраивая небольшой закрытый мир. В «Трех обезьянах» это джунгли неопределенной географической принадлежности. В интерьере китайские бумажные фонари, персонал обращается к вам «господин», в меню японская лапша рамэн и вьетнамский суп фо бо...

Интерьер кафе «Три обезьяны»
Интерьер кафе «Три обезьяны»

...А на стене неожиданно может встретиться африканский девиз на суахили: «Акуна Матата!»:

Изображение трех обезьян и девиз «Акуна Матата!»
Изображение трех обезьян и девиз «Акуна Матата!»

И, конечно же, не обошлось без собственно обезьян, например, вот они не видят, не слышат и не говорят зла:

Изображение трех обезьян в интерьере
Изображение трех обезьян в интерьере

Короче говоря, три обезьяны для создателей заведения означают экзотику. Совсем как в Голливуде 1930-х гг.

Темы: [предприятия и организации, связанные с тремя обезьянами] [рестораны и бары] [Россия]

Футляр из музея дизайна

ссылка ⚓

Футляр из музея дизайна

Совсем недавно мы разглядывали спичечные этикетки с тремя обезьянами. Казалось бы, тема закрыта если не насовсем, то надолго. Но нет. Буквально на следующий день нашлось продолжение, которое пришлось придержать, чтобы не частить.

В прошлый раз мы вскользь упоминали, что до появления дешевых спичечных коробков (англ. matchbox) спички носили в специальных украшенных футлярах (англ. matchsafe). Так вот в коллекции Смитсоновского музея дизайна Купер-Хьюит (Cooper Hewitt Smithsonian Design Museum) в Нью-Йорке, на Манхэттене обнаружился такой футляр для спичек, украшенный изображением трех обезьян.

Футляр для спичек с изображением трех обезьян Футляр для спичек с изображением трех обезьян
Футляр для спичек. Серебро. 6,3×4,2×1,1 см. Paye & Baker Manufacturing Company (?), Норт-Атлборо, Массачусетс, США, ок. 1900 г. (?). Смитсоновский музей дизайна Купер-Хьюит, Нью-Йорк. Инв. №1980-14-84

На плоской боковой стороне футляра в витиеватом картуше с несомненным влиянием стиля ар-нуво изображены три сидящие на общем постаменте обезьяны, сопровождаемые надписями Speak no evil, see no evil, hear no evil («не говорить зла, не видеть зла, не слышать зла»).

Музейщики очень аккуратно датируют предмет «около 1900 г.» и это любопытно. В 1893 г. английское Японское общество дает первое научное описание трех обезьян (Japan Society — London Transactions and Proceedings, том I, Лондон, 1893 г.). Получается, что в 1900 г. уже с другой стороны океана обезьяны изображаются на серийной продукции (хоть похожих предметов сходу не нашлось, у футляра все признаки серии).

Беглый поиск показывает правдоподобность музейных выводов. В более поздний период актуальность подобных предметов сошла на нет (изменились сами спички). Аналогичные по устройству и внешнему виду и близкие по стилю оформления футляры встречаются часто и их датировка близка к музейной. Указанная фирма действительно существовала и производила небольшие серебряные изделия и столовые предметы. Описание клейма правдоподобно, правда, применялось оно, вроде бы, со следующего, 1901 г. То есть мы можем уточнить датировку: «не ранее 1901 г.»

Но все равно взлет популярности стремительный. Напомним, что, к примеру, в 1909 г. баптистский педагог предлагал обучать американских детей на символике трех японских обезьян. Но у него подписи были еще в неканонической форме. А на этом, много более раннем футляре мы имеем сложившуюся классическую композицию. Именно так и с такими же подписями изображают обезьян для англоязычных потребителей уже больше века.

Темы: [декоративно-прикладное искусство] [дизайн] [музеи] [спички] [товары]

Обезьяны Хокусая

ссылка ⚓

Обезьяны Хокусая

С творчеством прославленного ХокусаяПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам мы уже сталкивались, рассматривая гравюру из собрания Пушкинского музея.

Вся жизнь художника была посвящена одной цели:

...В 6 лет я старался верно передать формы предметов. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного. В 73 года я изучил строение животных, птиц, насекомых и растений. Поэтому могу сказать, что вплоть до 80 лет мое искусство будет непрерывно развиваться и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства. В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду. Когда мне исполнится 110 лет, каждая линия, каждая точка — будут сама жизнь. Те, кто будет жить долго, смогут увидеть, что я сдержу слово...

Но Хокусай не сразу стал Хокусаем. Сперва в возрасте 13 лет (примерно с 1773 г.) он стал резчиком. Его задачей было как можно точнее воспроизводить чужие рисунки для печати гравюры. В 1778 будущий Хокусай стал учеником эдосского мастера укиё-эПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам Кацукавы Сюнсё, создал первые самостоятельные произведения и вскоре получил собственное творческое имя 春郎 [сюнро] (по именам мастера). Весь начальный период творчества Хокусая именуется по первому псевдониму периодом Сюнро.

К этому периоду и относится произведение, которое мы сегодня рассмотрим. Впервые оно нам встретилось в собрании Художественного музея Гонолулу на Гавайях (угол улиц Вард и Виктории, Гонолулу, Гавайи, США).

Сёмэн-Конго. Кацусика Хокусай (Кацукава Сюнро), ок. 1790 г. Нисики (многоцветная ксилография)
Сёмэн-Конго. Кацусика Хокусай (Кацукава Сюнро), ок. 1790 г. Нисики (многоцветная ксилография). Рамка 66×50,8 см, подложка 63,5×48,3 см, лист 37,3×13,7 см. Художественный музей Гонолулу (Гонолулу, Гавайи, США), инв. №24660

Другие варианты этого свитка нашлись в интернете (правда, без указания местонахождения оригиналов).

Сёмэн-Конго. Кацусика Хокусай (Кацукава Сюнро) Сёмэн-Конго. Кацусика Хокусай (Кацукава Сюнро)
Варианты свитка с сайтов onmarkproductions.com и zeno.org

На сайте onmarkproductions.com очень близкий (но не идентичный) гонолулскому вариант раскраски но худшее качество изображения (судя по явному растру, картинка отсканирована с какого-то полиграфического издания). Вариант с сайта zeno.org отличается сильнее и цветами, и способами раскраски, например, у главного персонажа одежды орнаментированы цветным паттерном.

Но что же изображено на этих свитках? Грозное шестирукое синелицее божество, потрясающее оружием, попирает ногами демона 悪鬼 [акки]. Слева и справа от него солнце и полная луна, под ногами — три обезьяны, петушок и курочка.

Если вы знакомы с историей появления трех обезьян, вы знаете имя этого персонажа. Его зовут Сёмэн-КонгоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (青面金剛 , дословно «синелицый ваджраносец»). Это характерное божество религиозных практик Ко-синПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам даосского происхождения. Раз в 60 дней, в ночь Обезьяны практикующие собирались на коллективные бдения, размещая перед собой свитки с этим божеством или его скульптурные изображения (пример подобной скульптуры мы видели в собрании Государственного музея истории религии (ГМИР) в Санкт-Петербурге).

Откуда взялся Сёмэн-Конго — очень большой вопрос. Музейные экспозиции часто затрудняются даже в его религиозной принадлежности. Недавно ушедший из жизни исследователь трех обезьян Митио ИидаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (飯田 道夫) утверждал в личной переписке, что Сёмэн-Конго не известен ни в синто, ни в буддизме. Он существует только в связи с практиками Ко-син.

Однако иконография, да и имя этого божества вполне буддистские. Гневное многорукое синелицее божество, держащее абсолютное оружие — ваджру и попирающее демона — это один из защитников буддийского учения. В индийском буддизме существует класс существ, называемый видьяраджи (санскр. विद्याराज — «владыка знаний»), по-японски звучит короче: мёо (明王). Пятеро из них считаются гневными формами будд пяти семейств тантрической традиции и, соответственно, защитниками пяти направлений (центра и четырех сторон света). Их часто изображают на мандалах.

Из всех мёо в Японии более всего почитаем центральный, соответствующей будде Вайрочане видья-раджа Ачала. В Японии его называют светлым государем Фудо (不動). Он грозный, с синей кожей и всклокоченными волосами, часто многорукий, вооружен мечом и арканом.

А вот нашего Сёмэн-Конго иногда соотносят с мёо-хранителем востока Ваджраякшей (соответствует синему будде Акшобхья).

Как бы то ни было, общинам были нужны изображения Сёмэн-Конго на свитках, в виде статуй и каменных стел. Стелы, косин-то (одну из них мы видели на прошлом произведении Хокусая) известны по всей территории страны. Есть сайты, собирающие и классифициркющие информацию по памятникам косин-то. Многие из них можно уверенно датировать по надписям, так что набирается некоторая статистика. На сайте kcn-net.org (яп. яз.) можно увидеть, что пик установки стел косин-то приходится на 1800 г. А если учесть, что стела обычно ставится только после нескольких успешных бдений, пик популярности практик Ко-син, а следовательно, и спрос на изображения должен быть чуть раньше 1800, как раз во время создания свитков.

То есть Хокусай своей массовой серийной продукцией заполнял спрос религиозных общин на культовые изображения.

Если изучить примеры традиционных свитков Ко-син (например, на сайте Эмиля Шуттенхельма), можно заметить, что они могут быть многоцветными и многофигурными, насыщенными символами, выполненными в дорогих материалах, но при этом довольно примитивными по рисунку и композиции. Хокусай значительно исправляет композицию, делая рисунок благороднее. А в самом низу свитка петушок и курочка (традиционные символы) дополнены цыплятами. Мы нигде больше не видели такой подробности. Кажется, это Хокусай оживил строгий и грозный эпический сюжет милыми бытовыми деталями.

Три обезьяны у Хокусая вполне традиционны. Составляя симметричную группу, они сидят каждая на своем небольшом каменистом возвышении и закрывают лапками рот, уши и глаза.

Фрагмент свитка. Три обезьяны у ног Сёмэн-Конго
Фрагмент свитка. Три обезьяны у ног Сёмэн-Конго

Темы: [искусство] [музеи] [укиё-э] [Япония]

  стр. 1 из 52  
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
О проекте / координаты
Новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест