Исконно.ruТри обезьяны в культуре и искусстве

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
  стр. 1 из 39  

Обезьяны наглой девки

 ссылкаОбезьяны наглой девки

После Второй мировой войны Голливуд ждал скорой революции. Как раньше немое черно-белое кино безвозвратно сменилось сперва звуковым, а потом и цветным, так вскоре обычное «плоское» кино должно быть вытеснено «объемным», «трехмерным», вернее, стереоскопическим.

Кинокомпании стремились обогнать друг друга в создании революционных 3D-фильмов, а вот сюжеты для них брались традиционные и даже консервативные.

У Сомерсета Моэма (William Somerset Maugham) есть небольшой и довольно мрачный рассказ, написанный после Первой мировой, в 1921 г. — «Дождь» (Rain) о противостоянии на замкнутом тихоокеанском островке «наглой девки» с темным прошлым и ревностного миссионера. Этот рассказ уже неоднократно экранизировался, а в 1953 г. на его основе сняли фильм-мюзикл, да еще и в стереоформате.

Рита Хэйворт в роли Сэди Томпсон. Кадр из фильма «Мисс Сэди Томпсон», 1953 г. Columbia Pictures
Рита Хэйворт в роли Сэди Томпсон. Кадр из фильма «Мисс Сэди Томпсон», 1953 г. Columbia Pictures

По имени моэмовской героини фильм назвали «Мисс Сэди Томпсон» (Miss Sadie Thompson). Действие перенесли в современный период, к главным героям рассказа добавили образы морских пехотинцев, жаждущих женского общества и приправили все это музыкальными номерами. Кстати, именно музыкой фильм и запомнился зрителям и критикам. Он претендовал на Оскар только в одной номинации — «лучшая песня». Очень пряный и откровенный женский блюз Blue Pacific Blues поддерживал тему моэмовского дождя.

А нам интересен другой музыкальный номер из фильма. Рита Хэйворт (Rita Hayworth) в роли главной героини, окруженная местными детишками, исполняет (вернее, за нее это делает профессиональная певица Джо Энн Грир (Jo Ann Greer) песню о трех обезьянахПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Hear no evil, see no evil, speak no evil
Just be like the three little monkeys
Grandmother had on the shelf
If you hear of anything evil
Just keep it to yourself

So, hear no evil, see no evil, speak no evil
Just be like the three little monkeys
And don't think that ev'rything's wrong
If more people did like the monkeys
Life would be one sweet song

So, hear no evil, see no evil, speak no evil
That's what the monkeys, smart little monkeys
Wise little monkeys said
«Hear No Evil». Music: Lester Lee; lyrics: Ned Washington
Не слушай зла, не смотри на зло, не говори зла,
Просто будь как те три маленькие обезьянки,
Которые на полке у бабушки.
Если услышишь что-то дурное
Просто держи это в себе.

Итак, не слушай зла, не смотри на зло, не говори зла,
Просто будь как три маленькие обезьянки
И не думай, что все плохо:
Если бы больше людей брали пример с обезьянок,
Жизнь была бы сплошной милой песней.

Итак, не слушай зла, не смотри на зло, не говори зла —
Вот что обезьянки, умные маленькие обезьянки,
Мудрые маленькие обезьянки говорят.
«Не слушай зла». Музыка: Лестер Ли; слова: Нед Уошингтон
Перевод Исконно.ru

Сама же Рита во время песни на примере одной из девочек демонстрирует позы «мудрых маленьких обезьянок», закрывая ей руками уши и глаза и поднося палец к губам.

Не слушай зла! Рита Хэйворт в роли Сэди Томпсон. Кадр из фильма «Мисс Сэди Томпсон», 1953 г. Columbia Pictures
Не слушай зла
Не смотри на зло! Рита Хэйворт в роли Сэди Томпсон. Кадр из фильма «Мисс Сэди Томпсон», 1953 г. Columbia Pictures
Не смотри на зло
Не говори зла! Рита Хэйворт в роли Сэди Томпсон. Кадр из фильма «Мисс Сэди Томпсон», 1953 г. Columbia Pictures
Не говори зла

Зная сюжет фильма, можно предположить, что авторы песни попытались передать одну мысль: «не нужно копаться в прошлом!» И этим они сблизились в толковании символики трех обезьян с фильмом уже следующего поколения — «Лолита» режиссера Эдриана Лайна. Американцы верны традициям!

А еще можно заметить, что для Америки начала 1950-х гг. три обезьяны — это что-то, >«стоящее на полке у бабушки», почти антикварные милые семейные ценности.

Темы: [песни] [США] [фильмы]

В зеркальном царстве

 ссылкаВ зеркальном царстве

Продолжим наше путешествие по Юго-Восточной Азии. В отличие от монорелигиозной Индонезии, в соседней Малайзии ислам, хотя и объявленный государственной религией, не может претендовать на всеобщий охват населения. В стране 20% буддистов, около 10% христиан различных конфессий и более 6% индуистов. Вот к последним мы и заглянем в гости.

На самом юге Малакского полуострова, напротив Сингапура, расположена столица малайского султаната Джохор, Джохор-Бару — самый южный город континентальной Азии. В нем есть заметная индийская диаспора, в большинстве своем исповедующая индуизм. А главным храмом для индуистов Джохор-Бару и заодно туристической достопримечательностью мирового уровня служит Арулмигу-Шри-Раджакалиамман (Arulmigu Sri Rajakaliamman).

Внешне это хоть и яркое и пестрое, но вполне традиционное для индуизма (особенно южной Индии) сооружение, возвышение которого (гопура) представляет собой образ горы Сумеру.

Внешний вид храма Арулмигу-Шри-Раджакалиамман, Джохор-Бару, Малайзия
Внешний вид храма Арулмигу-Шри-Раджакалиамман, Джохор-Бару, Малайзия

Но внутри храм буквально ослепителен! Ведь он выполнен из зеркальной мозаики. Потолок, стены, колонны — все поверхности храма покрыты разноцветными кусочками стекла, создающими сложную игру света. Этим храм уникален и привлекателен для туристов.

Но не только оформлением индуисты пытаются завлечь прихожан в чуждом окружении. Храм с уверенностью можно назвать неоиндуистским из-за явного желания синкретизироваться: в нем среди статуй индуистских божеств есть фигуры Будды Гаутамы, Иисуса Христа, кучерявого гуру Сатья Саи Бабы или католической монахини Матери Терезы.

Интерьер храма Арулмигу-Шри-Раджакалиамман в Джохор-Бару, Малайзия
Интерьер храма Арулмигу-Шри-Раджакалиамман в Джохор-Бару, Малайзия

Но нас сейчас интересуют не крупные статуи, а скульптура малых форм. Одну из зеркальных колонн храма с трех сторон окружают небольшие пьедесталы с сидящими на лотосовых тронах юными фигурками.

Фигура Не говорить зла в храме Арулмигу-Шри-Раджакалиамман
Фигура Не говорить зла в храме Арулмигу-Шри-Раджакалиамман

Один круглолицый лотосовый ребенок призывает не видеть, второй — не слышать, а третий — не говорить зла.

Фигура Не видеть зла в храме Арулмигу-Шри-Раджакалиамман
Не видеть зла
Фигура Не слышать зла в храме Арулмигу-Шри-Раджакалиамман
Не слышать зла
Фигура Не говорить зла в храме Арулмигу-Шри-Раджакалиамман
Не говорить зла

Понятно, что перед нами очередной вариант композиции с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Но что это за малыши? Нам поможет их опознать фигура с четвертой стороны колонны. Мальчик со свастикой на груди стоит на лотосе и указывает одной рукой вверх.

Можно не сомневаться, что пальцем другой руки он показывает на землю. Перед нами изображение чудесного рождения исторического Будды, Сиддхартхи Гаутамы.

Фигура младенца Будды в храме Арулмигу-Шри-Раджакалиамман
Фигура младенца Будды

По преданию, Будда, родившись чудесным образом, прошел семь шагов по лотосам указал на небо и землю и провозгласил себя совершенным существом. Статуэтки Будды именно в такой иконографической композиции принято чествовать в праздник рождения Будды (Весак). Такую фигуру омывают водой, что символизирует тройственное очищение: тела, речи и ума.

Можно достаточно уверенно предположить, что три сидящих фигурки — это тоже младенец Будда, призывающий хранить тройную чистоту.

Снова мы видим в среде иноверцев (на этот раз индуистов) композицию из трех обезьян в качестве символики чуть ли не всего буддийского учения. Очень любопытно!

Темы: [буддизм] [индуизм] [Малайзия]

Замкни свое сердце

 ссылкаЗамкни свое сердце

Золотым периодом гонконгского кинематографа стала, безусловно, эпоха Брюса Ли. После него наступила растерянность, но падающий флаг подхватили режиссеры так назаваемой «новой волны». Одним из «выстреливших » жанров стало «китайское фэнтези» уся (武俠), а его выдающимся мастером и знаменитостью мирового уровня признан гонконгский режиссер вьетнамского происхождения, известный нам под именем Цуй Харк (徐克, на самом деле с кантонского это должно читаться как-то вроде Чхёй Хаак). Его фильм под названием «Зеленая змея» (青蛇 ) 1993 г. полюбился зрителям, но не добился каких-то выдающихся похвал от критиков.

На основе поистине интернационального «бродячего сюжета» о жене-змее где-то в XVII в. сложился китайский классический текст «История о Белой змее» или иначе «Госпожа Белая змея». Его-то и многократно ставили на сцене и экранизировали, в том числе и наш Цуй Харк.

Из волшебной сказки с элементами ужастика режиссер создает красивую картинку-притчу. История развернута не с точки зрения любящей и верной змеи (в исполнении Джои Вон) или от лица ее избранника (У Синго), а от имени названной сестры, Зеленой змеи (Мэгги Чун), хоть и действующего персонажа, но, по сути, стороннего наблюдателя, старающегося постичь мир людей.

Сестры-змеи. Актрисы Джои Вон и Мэгги Чун. Кадр из фильма «Зеленая змея». Гонконг. Режиссер Цуй Харк. 1993 г.
Сестры-змеи. Актрисы Джои Вон и Мэгги Чун. Кадр из фильма «Зеленая змея». Гонконг. Режиссер Цуй Харк. 1993 г.

Безупречный буддийский монах Фат Хой (Винсент Чжао) борется со злом, выявляя оборотней-демонов, превращающихся в людей. Почему демоны стремятся стать человеком? Очевидно, из буддийских побуждений. Считается, что обрести просветление можно лишь переродившись человеком, причем мужчиной и только в сознательном возрасте. Правда, Лотосовая сутра дает пример, как обрела просветление дочь Короля драконов (ребенок женского пола не из рода людей!), но отсталые демоны, видимо, не знакомы с буддийскими сутрами. Мы немного отвлеклись, давайте вернемся к нашим змеям.

Монах преследует сестер-змей, старшая из которых нашла своего возлюбленного и в самопожертвовании обрела настоящую человечность. Пусть фильм местами наивен, а спецэффекты могут заставить искушенного зрителя лишь улыбнуться, красоты произведение не потеряло. Картинка в каждом кадре выверена и отточена, а вопросы, которые задает режиссер, актуальны во все времена: возможно ли насаждать добро насильно, не порождает ли противостояние злу болшее зло, что делает человека человеком, что есть любовь и т. п.

По сюжету охотник на демонов насильно отправляет мужа Белой змеи, уже знающего об ее истинной природе, в «землю умиротворения» — буддийский монастырь в горе, стоящей посреди воды (его прообразом должен быть монастырь «Золотая гора» Цзиньшань недалеко от Нанкина).

Перед пострижением будущий монах получает наставление от постригающего: «ты покидаешь океан страданий, источником страданий являешься ты сам», окружающие монахи подхватывают: «рай Будды — не слышать, истинное счастье — не видеть, нирвана — не говорить, умиротворение там, где нет сердца», принимая соответствующие позы, а распорядитель церемонии уже совсем карикатурный ломает свою колотушку, многократно крича: «всё это — ничто!»

Монахи в позах обезьян Не слышу, Не вижу, Не говорю. Кадр из фильма «Зеленая змея». Гонконг. Режиссер Цуй Харк. 1993 г.
Монахи в позах обезьян Не слышу, Не вижу, Не говорю. Кадр из фильма «Зеленая змея». Гонконг. Режиссер Цуй Харк. 1993 г.

Позы трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (вернее, четырех, четвертая — с рукой, прижатой к сердцу) у режиссера означают вполне определенное буддийское воззрение на путь избавления от страданий, однако мир монахов, показанный в синих тонах, не менее отталкивающ и уродлив, чем мир простых людей (показан в красном тоне в первых кадрах фильма). И обезьяньи позы — это обвинение буддизма в слепости и глухости, в отсутствии любви и человечности. Новоиспеченный монах, которого Зеленая змея возвращает в мир, оказывается слеп, его чувства полностью заблокированы.

То есть Цуй Харк использует трех обезьян и в качестве естественной символики буддизма, и в виде антирелигиозной сатиры.

Цуй Харк
Цуй Харк

Темы: [буддизм] [фильмы]

Мусульманские буддисты

 ссылкаМусульманские буддисты

А вы знаете, в какой стране мира больше всего мусульман? В Индонезии! За исключением маленького острова Бали, оставшегося индуистским, подавляющее большинство индонезийцев (80—90%) придерживается ислама.

А, между тем, острова Индонезии знали и других богов. Когда-то из Индии с запада на восток по Малайским островам прошел индуизм. Вслед за ним опять-таки с запада пришел буддизм. Западная Суматра была полностью буддистской, более восточная Ява колебалась между буддизмом и индуизмом. Суматра стала столичным островом огромной буддистской империи Шривиджая, покорившей не только острова Малайского архипелага, но и Малаккский полуостров с частью нынешнего Таиланда. Как это бывает с империям, Шривиджая распалась из-за внутренних противоречий и конкуренции с соседями и стала легкой добычей европейских колонизаторов — голландцев. И опять с запада пришла новая религиозная волна, захлестнувшая весь архипелаг. Ислам полностью вытеснил дхармические религии.

Власти и население крупнейшей мусульманской страны достаточно терпимо относятся к символике других религий. К буддистскому периоду в районе одного из крупнейших городов Индонезии — Джокьякарты (Yogyakarta) на острове Ява — относятся впечатляющие сооружения: храм-ступа Боробудур и индуистcко-буддийский комплекс Прамбанан. Именно они являются главными достопримечательностями, привлекающими международных туристов в Джокьякарту.

Статуя Будды в комплексе Боробубур, о. Ява, Индонезия
Статуя Будды в комплексе Боробубур, о. Ява, Индонезия

Гостей, прилетающих в Джокьякарту на выходе из международного аэропорта встречает небольшая скульптурная группа.

Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия
Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия. Фото Марины Лысцевой (fotografersha)

Три обритых наголо юноши пытаются что-то показать встречным.

Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия
Скульптурная композиция в Джокьякарте, о. Ява, Индонезия. Фото Марины Лысцевой (fotografersha)

Судя по бритоголовости, это буддистские монахи. Правда, одетые не совсем канонично: в куртку и широкие штаны (такого облачения можно ожидать разве что от Китая или Японии). И они закрывают руками глаза, рот и уши.

Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия
Скульптурная композиция в Джокьякарте, о. Ява, Индонезия. Фото Марины Лысцевой (fotografersha)

Несомненно, перед нами вариация композиции с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Но что хотел донести автор? Можно предположить, что так, всего лишь, гостям напоминалось о буддийской составляющей в культуре региона. Скульптор просто нашел тему, раскрывающую буддизм и при том визуально привлекательную, которую будут фотографировать. И это весьма любопытно! Три юных монаха в «обезьяньих» позах — только намек на какое-то учение, а не проповедь внутри иной конфессии.

Темы: [буддизм] [Индонезия] [скульптура]

Не видеть, не слышать, не говорить и стучать

 ссылкаНе видеть, не слышать, не говорить и стучать

Когда электрические звонки и домофоны еще не были изобретены, гостю приходилось стучать в дверь, чтобы привлечь внимание хозяев.

...Here's a knocking indeed!
If a man were porter of Hell Gate,
he should have old turning the key.
Knock, knock, knock!
Who's there, i' the name of Belzebub?..
William Shakespeare. Macbeth.
...Ну и стучат же!
Если быть привратником в аду,
там ключом навертишься вдоволь.
Стук, стук, стук!
Кто там, во имя Вельзевула?..
Уильям Шекспир. Макбет. Перевод М. Лозинского

Но и для эффективного стука в дверь существовала механизация. В отличие от, к примеру, английского «door knocker» (дословно «дверная стучалка»), какого-то признанного однозначного русского названия для этого приспособления не существует, поэтому мы будем именовать его условно «дверной молоток».

Дверной молоток — подвешенная на шарнире деталь, чаще всего выполненная из металла в форме собственно молотка или кольца (тогда она может служить еще и ручкой), позволяющая стучать и, обычно, не по дереву двери, а по ответной металлической части, неподвижно к ней прикрепленной.

Эти приспособления известны по всему античному миру, были широко распространены по городам в средневековье и дожили до наших дней в частных домах. Ничуть не удивительно, что дверной молоток, выставляемый на всеобщее обозрение, часто активно украшался.

Чаще всего приспособление выполняли в виде маскарона — лица, маски или морды животного. Это был своеобразный страж дома, часто пугающего облика: в виде грозного божества, страшного хтоничекого чудовища или хищного зверя. Очевидно, один вид молотка должен был отпугнуть всякого посетителя, имеющего недобрые намерения. Во время господства в архитектуре стиля классицизм почти все формы молотков были вытеснены львиными головами, держащими в пасти подвижное кольцо-рукоять.

Другой распространенный сюжет — человеческая рука. Молоток по своей функции заменяет руку, без него гостю пришлось бы колотить в дверь кулаком. Вот средневековые художники и иронизируют, делая замену кулака в форме кулака. Со временем и такая форма наполнилась иной символикой, например, женская рука может держать яблоко, отсылая к теме грехопадения.

Дверной молоток. Аббатство Волюизан, Франция
Дверной молоток. Аббатство Волюизан, Франция
Дверной молоток в виде головы льва. Кафедральный собор Бремена, Германия
Дверной молоток в виде головы льва. Кафедральный собор Бремена, Германия
Дверной молоток в виде женской руки. Трухильо, Испания
Дверной молоток в виде женской руки. Трухильо, Испания

Дверной молоток — первая часть дома, с которой соприкасался гость и он мог сразу настраивать на нужный лад. Хозяин прямо с порога мог демонстрировать свои ценности и предпочтения: у охотника молоток в форме дичи или охотничьей собаки, у любителя лошадей — в виде лошади или подковы, у членов тайных обществ — в виде тайных символов, например, пчелы.

На сайте электронной коммерции Etsy у продавца из Великобритании появился необычный товар: дверной молоток из медного сплава в виде трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Дверной молоток с тремя обезьянами

Под одиноким деревом на утесе сидят три обезьяны. На ленте над ними в виде девиза надпись «Не говорить зла, не видеть зла, не слышать зла», снизу различима подпись «Три мудрые обезьяны».

Дверной молоток с тремя обезьянами

Продавец пишет, что предмет reclaimed (восстановлен), что для медной пластики, возможно, означает «отлит по старой модели». Будем думать, что это если и не оригинал, то копия достаточно старой вещи.

Нам интересно что кто-то в Британии решил связать свой дом с тремя обезьянами и объявить об этом первому встречному прямо с порога.

Темы: [Великобритания] [декоративно-прикладное искусство]

  стр. 1 из 39  
Исконно.ru
Исконно.ru

Коллекция обезьян
Словарь по трем обезьянам
Три обезьяны в культуре и искусстве
Библиотека по трем обезьянам

Толковый словарь по ножам

Четки

О проекте / Координаты
Новости

Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест