Исконно.ruТри обезьяны в культуре и искусстве

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
  стр. 1 из 60  

Как продать кукурузу

ссылка ⚓

Как продать кукурузу

Доктор Джон Харви Келлог (John Harvey Kellogg) был странным человеком. Пропагандист здорового образа жизни, по сути создавший первый комплексный санаторий, в котором пациентов лечили диетами, клизмами и физическими упражнениями для своего времени придерживался весьма прогрессивных идей. Но у него были собственные взгляды на сексуальность и чувственность, любые проявления которых доктором порицались. Келлог ставил в пример тот факт, что ни разу в жизни не имел половой связи с собственной супругой. Все многочисленные дети доктора были приемными, на них, как и на пациентах Келлог разрабатывал свои идеи.

Джон Харви Келлог
Джон Харви Келлог, предположительно 1881 г.

Главным врагом Келлога стала мастурбация. Ее он считал чистым злом и причиной множества болезней. Рекомендовал связывать руки, использовать специальные надеваемые клетки, пытки электрическим током, иные способы причинения физической боли и пр. Ради профилактики он сам себе провел обрезание в возрасте 37 лет и, практически, исцелился (на портрете выше он все еще подвержен зловредной привычке). Кстати, именно научными работами Келлога в США введена практика массового нерелигиозного обрезания мальчиков (91% белых мужчин США за исключением латиноамериканцев обрезаны).

Но мы немного отвлеклись, хотя главная тема нашей статьи близка. Келлог проповедовал важность диет. Мясные блюда вызывают чувственность и сексуальные желания, поэтому должны быть полностью исключены. Но подопытных (и пациентов, и детей) нужно чем-то кормить. Дальше будет пересказ известной легенды.

Однажды по какой-то причине на кухне заведения Келлога забыли готовое тесто. По одной из версий оно было пшеничным, по другой — кукурузным. Когда о тесте вспомнили, оно уже успело испортиться и засохнуть. Было жалко, что добро пропадает и Джон Келлог приказал раскатать и обжарить то, что осталось. Продукт подсыхал и надувался. То, что получилось в итоге, дали пациентам. Ко всеобщему удивлению, они съели странные хрустящие штуки охотнее обычных вегетарианских блюд. В версии, где тесто было пшеничным, Келлог экспериментировал, подбирая удачный рецепт, пока не остановился на кукурузе. В версии с кукурузным источником экспериментировать не требовалось и Келлог просто повторял случайный успех. Так были изобретены кукурузные хлопья, одна из основ диеты Келлога, спасающая от рукоблудия и заменяющая мясо растущим организмам.

Если же вернуться к документальным событиям, бизнес-потенциал продукта осознавал и сам Джон, запатентовав технологию (причем для любых злаков) 31 мая 1895 г. и основав компанию по производству хлопьев. Но то, что действительно нужно рынку, понял его брат, Уилл Кит Келлог, предложивший добавит в кукурузные хлопья сахар. Джон был против и братья разругались. Уилл основал собственную компанию по выпуску сладких хлопьев и завоевал рынок. Через какое-то время только его, Уилла Келлога компания по суду получила право на фамилию «Келлог». И именно сахарные хлопья, рекламировавшиеся как «здоровая еда», изменили пищевые привычки Америки, заняв место привычного завтрака.

Реклама «кукурузных хлопьев Келлога» всегда была яркой и агрессивной, используя различные приемы воздействия на основных потребителей (детей) и покупателей (мам), иногда встречая противодействие, когда реклама запрещалась, как вводящая в заблуждение о низкокалорийности продукта. Но это будет уже в XXI веке, а мы пока остановимся в 1980-х гг., когда всё было разрешено.

1980-й год. Компания «Kellogg's» запускает на телевидении новую видеорекламу хлопьев «Honey & Nut Corn Flakes» со слоганом «Аромат, который вы можете увидеть, услышать и попробовать». Одновременно с произнесением слогана на экране появляются три одинаково одетых ребенка разного возраста, закрывающие руками глаза, уши и рот.

Медово-ореховые кукурузные хлопья Келлога. Аромат, который вы можете увидеть, услышать и попробовать. Кадр из рекламного ролика 1980-го г.
Медово-ореховые кукурузные хлопья Келлога. Аромат, который вы можете увидеть, услышать и попробовать. Кадр из рекламного ролика 1980-го г.

Звучит навязчивая мелодия с вопросами, задаваемыми хором «Ты это видишь? Ты это слышишь? Ты ощущаешь этот вкус?» на что дети по очереди, разжав руки, отвечают. Потом для закрепления песня повторяется, но вопросы для разнообразия задают дети, а отвечает хор.

Очень типичная американская музыкальная реклама привлекла нас нестандартным использованием символики трех обезьян: маленькие обезьянки Келлога вместо того, чтобы не видеть, не слышать и не говорить, видят, слышат и пробуют на вкус этот питательный завтрак. Но для того, чтобы быть узнанными, герои ролика повторяют классические обезьяньи позы.

Очевидно, ролик был признан успешным, так как в следующем году появилось его продолжение. В нем под ту же мелодию уже другие, но не менее счастливые дети закрывают глаза, уши и рот своим счастливым родителям и бабушке.

Счастливая семья в позах трех обезьян. Кадр из рекламного ролика 1981-го г.
Счастливая семья в позах трех обезьян. Кадр из рекламного ролика 1981-го г.

Хлопья Келлога едят уже не только дети, но и все три поколения дружной семьи за общим столом, распевая веселую песенку.

Темы: [реклама] [США]

Три обезьяны, пять рогов

ссылка ⚓

Три обезьяны, пять рогов

История итальянской фирмы «Селетти» (Seletti) из местечка Чиконьяра в Мантуе довольно любопытна.

Путешественник Романо Селетти увидел в Китае то, на чем можно делать деньги и со своим товарищем Луиджи Джолио организовал поставки в Италию в 1964 г. Это был банальный набор: одежда, фарфор, экзотическая бамбуковая мебель и предметы интерьера.

Бизнес оказался успешным и в него втянулось следующее поколение. С 1990-х гг. Стефано и Мириа Селетти уже не удовлетворялись перепродажей товаров, а организовали собственное производство в промышленных масштабах. Их предметы интерьера и, особенно, столовая посуда получили значительную известность, а название одной из коллекций, Estetico Quotidiano («Повседневная эстетика») стало девизом компании.

Селетти сделали ставку на яркие и необычные, часто мультикультурные образы и поэтому приглашают для разработки коллекций разнообразных сторонних дизайнеров, как профессиональных, так и самодеятельных, с незашоренным взглядом.

Скульптор, художник и дизайнер (профессиональный театральный декоратор) Маркантонио Раймонди Малерба (Marcantonio Raimondi Malerba) создал для компании «Селетти» коллекцию светильников, которые точно не назовешь обычными.

Очень динамичные, естественные и немного наглые обезьяны (в которых можно узнать макак) могут стоять и сидеть на полу или на столе, свешиваться со стен и потолка, раскачиваться на люстрах. И при этом освещать помещение.

Сидящая обезьяна. Настольный светильник. Компания «Селетти», дизайнер Маркантонио
Сидящая обезьяна. Настольный светильник. Компания «Селетти», дизайнер Маркантонио

Вообще-то у автора есть светильники разного размера: от крошечных мышей, до жирафов в натуральную величину, держащих в зубах классические люстры. Но нам (а судя по международной прессе и не только нам) больше запомнились обезьяны.

Обезьяна. Подвесной светильник, который можно использовать в качестве бра. Компания «Селетти», дизайнер Маркантонио
Обезьяна. Подвесной светильник, который можно использовать в качестве бра. Компания «Селетти», дизайнер Маркантонио

Вы можете выбирать из множества поз и размещений обезьяньих фигур. Каждая возможна в двух классических цветах: черная или белая.

Различные варианты «обезьяньих» светильников «Селетти»
Различные варианты «обезьяньих» светильников «Селетти»

Кто-то может назвать подобные вещи китчем и дурновкусием, а нам они кажутся забавными.

Всех показанных выше обезьян на момент написания этих строк при желании можно легко приобрести. Но мы начали эту статью из-за предметов, которые больше не выпускаются и доступны только на вторичном рынке.

Это не электрические светильники, а классические подсвечники-канделябры. Они несколько отличаются по стилю, обезьяньи фигуры в них статичны, а большее значение в общем образе приобретают элементы оформления — сами «рога» канделябра и декоративное основание.

Канделябр «Три обезьяны». Компания «Селетти», 2010 г.
Канделябр «Три обезьяны». Компания «Селетти», 2010 г.

Три обезьяны, прижавшись спинами друг к другу, закрывают лапками глаза, уши и рот. Над ними раскинулись пять «рогов» подсвечника, а на основании каждая фигура подписана по-английски: «See no evil», «Hear no evil» и «Speak no evil» («не вижу», «не слышу» и «не говорю зла» соответственно).

Канделябр «Три обезьяны». Компания «Селетти», 2010 г.
Канделябр «Три обезьяны». Компания «Селетти», 2010 г.

Канделябры тоже возможны в черном и белом вариантах, оба весьма декоративны. Сама компания-производитель определяет их стиль как «бурлеск» и это действительно игра в возвышенное и низменное, как в одноименной поэзии или музыкальном шоу.

Маркантонио Раймонди Малерба
Маркантонио Раймонди Малерба, художник и дизайнер

Темы: [декоративно-прикладное искусство] [дизайн] [Италия] [товары]

Подумай о белой обезьяне

ссылка ⚓

Подумай о белой обезьяне

Одна испанская виртуальная художественная галерея называется Gunter Gallery (Gunter здесь — это не немецкая фамилия «Гюнтер», а попытка создать искусственное слово из английских корней gun — «пистолет», «пушка» + hunter — «охотник»). Так вот эта галерея в 2017 г. искала новых художников, устроив конкурс.

На конкурс среди прочих откликнулся Гонсало Муиньо (Gonzalo Muiño). Он вырос в семье художника, но, хотя рисовал с детства, сам не был профессиональным художником. Но однажды Гонсало заметил, что его работы вызывают интерес не только у родных, но и у незнакомых людей. Постепенно он стал востребованным иллюстратором, работающим со многими изданиями. И вот он попытал счастье стать одним из представителей галереи.

Для участия в конкурсе Гонсало Муиньо предоставил изображение белой обезьяны на желтом фоне, выполненное в трех цветах в технике шелкографии.

Кикадзару. Гонсало Муиньо, 2017 г. Бумага, шелкография, 65 × 50 см
Кикадзару. Гонсало Муиньо
, 2017 г. Бумага, шелкография, 65 × 50 см

И эта работа заняла первое место. Гонсало стал одним из авторов галереи.

Но оказалось, что картинка подразумевала продолжение серии.

Вскоре были добавлены две подруги белой обезьяны.

Триптих «Три обезьяны». Гонсало Муиньо
Триптих «Три обезьяны». Гонсало Муиньо

Вторая обезьяна на синем фоне закрывает лапками рот.

Ивадзару. Гонсало Муиньо. Бумага, шелкография, 65 × 50 см
Ивадзару. Гонсало Муиньо
. Бумага, шелкография, 65 × 50 см

Третья на фоне цвета бедра испуганной нимфы должна закрывать глаза, но не может удержаться и подглядывает.

Мидзару. Гонсало Муиньо. Бумага, шелкография, 65 × 50 см
Мидзару. Гонсало Муиньо
. Бумага, шелкография, 65 × 50 см

Работы названы японскими именами трех обезьян: Какадзару, Ивадзару и Мидзару. Каждая повторена автором в 30 экземплярах и доступна для приобретения на странице Гонсало Муиньо в галерее «Гантер»

Гонсало Муиньо
Сам Гонсало Муиньо

Темы: [искусство]

Позы неубитого медведя

ссылка ⚓

Позы неубитого медведя

История появления популярных игрушек — плюшевых мишек любопытна и не всегда однозначна. Их любят по всему миру. На многих языках называют медведями (или производными уменьшительными словами), иногда добавляя материал — плюш, хотя большинство игрушек уже давно делается не из плюша. Но на английском, немецком, голландском, многих скандинавских и других языках такого медведя назовут именем Тэдди (Teddy bear, Teddybär, Teddybeer и т. д.).

С именем всё предельно ясно: медведей называют так в честь 26-го президента США Теодора (Тэдди) Рузвельта (Theodore Roosevelt).

В ноябре 1902 г. Рузвельт был приглашен на охоту в штате Миссисипи, где не стал стрелять в предварительно загнанного и привязанного медведя-барибала. История с медведем быстро разошлась по средствам массовой информации, став темой ряда политических карикатур. Крупный черный медведь в карикатурном изображении был заменен крошечным медвежонком...

Тема была горячей и коммерсанты придумали, как на этом заработать. Здесь уже история не так однозначна и первенство оспаривается.

Теодор Рузвельт с медвежонком Тэдди
Теодор Рузвельт с игрушкой, названной в честь него

По одной версии в Америке бизнесмен Моррис Мичтом (Morris Michtom, еврей российского происхождения, оригинальная фамилия Мишим) со своей женой Розой, увидев карикатуру на Рузвельта, придумали и изготовили игрушечного медведя, назвав его «медведем Тедди». Игрушка пользовалась популярностью, но серьезно заработать на ней не получилось: Мичтом/Мишим не запатентовал ни устройство, ни внешний вид, ни название медведя Тэдди. И только уже после смерти медвежьего изобретателя основанная им компания Ideal Novelty & Toy Company стала крупнейшим производителем кукол в США, попав в струю послевоенного бэби-бума. Компания просуществовала до 1997 г.

Но нам сейчас интересна вторая ветвь истории. По другую сторону океана, в Германии Маргарита Штайф (Margarete Steiff) задолго до описанных выше событий, аж в 1880 г. основала компанию, производящую мягкие игрушки (сейчас Margarete Steiff GmbH). Вообще-то она была портнихой и первые игрушки шила для развлечения, но клиенты стали покупать игрушки для своих детей и скоро хобби заместило профессию, Маргарита стала продавать только игрушки. Фирменной игрушкой Штайф первоначально был слон.

Бизнес рос, фирма увеличивала штат. Делом племянника основательницы, Рихарда Штайфа была разработка новых игрушек, поиск новых идей. Он проводил много времени в зоопарке, делая эскизы и наброски реальных животных. Одним из результатов его поисков стала модель 55PB — реалистичный медведь с подвижными лапами.

Плюшевый медведь первой модели 55PB, современная реплика, Margarete Steiff GmbH
Плюшевый медведь первой модели 55PB, современная реплика, Margarete Steiff GmbH

На ярмарке игрушек в Лейпциге в 1903 г. такого медведя увидел некто Герман Берг, местный закупщик американской компании George Borgfeldt & Company, заказавший сразу 3 тысячи этих игрушек, которые в США продавались уже как медведи Тэдди.

Мишки сразу же стали новым символом компании «Штайф», потеснив бывшую звезду — слона, а для компании открылись рынки всего мира.

Плюшевых медведей полюбили, они стали заметной частью массовой культуры. В мире сейчас очень много коллекционеров мишек. На коллекционеров обратила внимание и компания «Штайф», до сих пор являющаяся одним из крупнейших производителей этих игрушек. Помимо крупносерийной продукции всех размеров и разнообразных цветов, «Штайф» регулярно производит коллекционные образцы плюшевых мишек, снабжая каждый сертификатом с персональным номером и числом игрушек в партии.

Вот мы и добрались до настоящей цели нашего экскурса.

Коллекционные медведи производства компании «Штайф»
Коллекционные медведи производства компании «Штайф»

«Штайф» для своих поклонников выпустила необычную композицию сразу с тремя медведями. Мишки небольшого размера (ок. 12 см) выполнены из дорогого качественного натурального материала — шерсти альпаки и посажены на тонированное буковое основание. В сертификате к каждому набору указан его номер в партии из 1200 экземпляров.

Медведи в позах трех обезьян
Медведи в позах трех обезьян

Не требуется особенной наблюдательности, чтобы заметить, что мишки закрывают лапами свои глаза, уши и рот, то есть повторяют собой классическую композицию из трех обезьян.

Обезьяньи позы стали достаточным поводом для создания особенного набора, который должен понравиться преданным клиентам медвежьей компании.

Маргарита Штайф, основательница компании по производству мягких игрушек
Маргарита Штайф, основательница компании по производству мягких игрушек

Темы: [Германия] [игрушки] [товары]

Обезьяны почтовых открыток

ссылка ⚓

Обезьяны почтовых открыток

В этот раз не ждите от нас каких-то глубоких рассуждений или экскурса в историю. Мы просто приготовили 12 картинок.

Изучая экспонаты Музея изящных искусств Бостона, Массачусетс, США (MFA), мы случайно наткнулись на изображение японской почтовой открытки с тремя обезьянами, которые не видят, не слышат, и не говорят. Как оказалось, в собрании музея она не одна такая. Вот мы и делимся нашими находками.

Вы могли и раньше видеть у нас открытки на «обезьянью» тематику. Во-первых, конечно, с изображениями девушек в позах обезьян. Ну а во-вторых, с англоязычными стихами.

В этот раз, пожалуй, начнем с документальных изображений. Самые известные три обезьяны находятся в святилище Тосёгу, Никко, украшая священную конюшню. Это один из узнаваемых символов Японии. Не случайно он неоднократно изображался на открытках.

Открытка с изображением трех обезьян из Никко
Фототкрытка с изображением трех обезьян из Никко
. Япония, конец периода Тайсё — начало периода Сёва. 8,8×13,8 см. В собрании MFA, инв. №2002.6201

По-английски подписано «три мудрые обезьяны». Японская надпись 日光 御厩ノ三猿 дана справа-налево, в ней мудрости нет: «Никко, три обезьяны с конюшни».

Фотография с изображением трех обезьян из Никко
Фотография с изображением трех обезьян из Никко
. Фотограф Тамамура Кодзабуро. Япония, 1892—1894 гг. 18,5×24 см. В собрании MFA, инв. №2004.268.31

Это не открытка, просто фотография, но хорошо вписывающаяся в общий ряд. Изображение в технике альбуминовой печати легко тонировано (очевидно, вручную).

Открытка с изображением трех обезьян из Никко
Фотооткрытка с изображением трех обезьян из Никко
. Япония, конец периода Мэйдзи — начало периода Тайсё. 8,8×13,8 см. В собрании MFA, инв. №2002.6202

Еще одна тонированная вручную фотография. Тонировщик выделил зелень, обвел глаза и рты обезьян, выделил цветом среднюю фигуру и покрасил красным пион в правом углу. В настоящее время в Никко пион белый, скорее всего, и был таким во время создания открытки. Цвет обезьян сейчас тоже не различается. То есть художник допустил вольности, чтобы открытка смотрелась поярче.

Открытка с изображением девушек и трех обезьян из Никко
Фотооткрытка с изображением девушек и трех обезьян из Никко
. Япония, конец периода Мэйдзи. 8,8×13,8 см. В собрании MFA, инв. №2002.17758

Любопытная открытка в технике аппликации: девушки в позах трех обезьян размещены вокруг соответствующих обезьяньих фигур на панно из Никко. И это переходная композиция от святилища Тосёгу к красавицам.

Открытка с изображением девушек в позах трех обезьян
Открытка с изображением девушек в позах трех обезьян
. Япония, конец периода Мэйдзи. 8,8×13,8 см. В собрании MFA, инв. №2002.18160

Открытка — наследница жанра бидзин-га традиционной японской гравюры. С появлением фотографии каждый мог позволить себе получить свое, причем более реалистичное изображение красавиц. А чтобы было красивее, фотографию можно раскрасить вручную.

Открытка с изображением девушек в позах трех обезьян
Открытка с изображением девушек в позах трех обезьян
. Япония, конец периода Мэйдзи. 8,8×13,8 см. В собрании MFA, инв. №2002.18169

Здесь красавицы не только тонированы. Их фигуры вырезаны вручную и помещены на белый фон. Видимо, окружение девушек на фото было не таким привлекательным.

Открытка с изображением девушек в позах трех обезьян
Открытка с изображением девушек в позах трех обезьян
. Япония, конец периода Мэйдзи. 8,8×13,8 см. В собрании MFA, инв. №2002.18196

Те же девушки, что и на предыдущей открытке, но в зеркальном отражении.

Открытка с изображением девушки в позах трех обезьян
Открытка с изображением девушки в позах трех обезьян
. Япония, конец периода Мэйдзи. 8,8×13,8 см. В собрании MFA, инв. №2002.18193

Эта открытка нам уже знакома и схема тонирования повторяется. Но музейный экземпляр позволяет рассмотреть себя в подробностях. В трех круглых медальонах, видимо, одна и та же девушка (несмотря на разные цвета тонирования). Очень интересна англоязычная надпись: Mother says, I must neither Talk, Listen, nor Look («Мать сказала, что я не должна ни говорить, ни слушать, ни глядеть»).

Открытка с изображением девушек в позах трех обезьян
Открытка с изображением девушек в позах трех обезьян
. Бокутитэй Куромбо. Япония, 1908 г. 8,8×13,8 см. В собрании MFA, инв. №2002.2077

А вот и красавицы, нарисованные вручную и воспроизведенные литографским способом.

Открытка с изображением трех обезьян
Открытка с изображением трех обезьян
. Япония, конец периода Мэйдзи. 8,8×13,8 см. В собрании MFA, инв. №2002.4379

На красочной открытке несколько абстрактно изображены биологически достоверные макаки на шестах. Интересно, что контуры изображений даны серебряной и золотой краской.

Новогодняя открытка с изображением детей в позах трех обезьян
Новогодняя открытка с изображением детей в позах трех обезьян
. 8,8×13,8 см. В собрании MFA, инв. №2002.18957

Не только макаки и девушки могут закрывать глазки и ушки от зрителя. На новогодней открытке это делают дети. Почему-то музей местом создания открытки называет Европу.

Новогодняя открытка с изображением трех обезьян
Новогодняя открытка с изображением трех обезьян
. Такахаси Харука. Япония, 1932 г. 8,8×13,8 см. В собрании MFA, инв. №2002.1229

1932-й год был годом зодиакальной Обезьяны. Японцы традиционно посылают друг другу открытки на Новый год. Вполне естественно, что на открытках года Обезьяны присутствует обезьянья тематика. Художник Такахаси Харука в серии открыток вспомнил и о символике трех обезьян.

Темы: [почтовые открытки] [Япония]

  стр. 1 из 60  
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
О проекте / координаты
Новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Яндекс Дзен Яндекс Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест