Исконно.ruТема: буддизм

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

На пути к Будде

 ссылкаНа пути к Будде

Столица Таиланда — Бангкок (Крунг Тхеп) — город с достаточно древней историей и экзотической культурой. В сердце Бангкока есть одна популярная достопримечательность — буддистский храм Ват-Сакет (วัดสระเกศราชวรมหาวิหาร), представляющий собой невысокий искусственный холм, вершину которого венчает золотая классическая буддийская ступа (чеди). Другое название храма — «Золотая гора», по-английски Golden Mount. Очень долгое время Ват-Сакет был самым высоким (76 м) сооружением Бангкока.

На вершину Золотой горы ведет путь в 344 ступени, а сверху открывается один из лучших видов на город. Подъем сопровождается различными религиозно-дидактическими скульптурами и целыми инсталляциями. Естественно, Ват-Сакет — образ священной горы Меру (Сумеру), прославляемой и в индуизме, и в буддизме.

У самого начала подъема в небольшой искусственной пещерке за водной завесой расположена фигура Будды. С некоторых пор перед ним то ли защищая собой, то ли наоборот показывая путь к Будде восседают три обезьяны, закрывающие уши, глаза и рот. Любопытно, что обезьяны сидят с внешней стороны водной завесы, со стороны зрителя-предстоятеля, со стороны простого человека.

Ват-Сакет. Бангкок, Таиланд
Ват-Сакет. Бангкок, Таиланд
Подъем на Ват-Сакет
Подъем на Ват-Сакет
Три обезьяны. Ват-Сакет
Три обезьяны. Ват-Сакет
Три обезьяны. Ват-Сакет
Три обезьяны. Ват-Сакет

Да, три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам — заимствованный символ для тайского буддизма, но он действительно ему близок. Можно вспомнить, к примеру, традиционные амулеты Пхра пидтаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, чтобы оценить эту близость

Темы: [буддизм][Таиланд]

Почитаемые буддистами

 ссылкаПочитаемые буддистами

Когда разговор доходит до происхождения символики трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, обычно одной из спорных тем становится их «религиозная принадлежность». Трех обезьян приписывают конфуцианствуПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, буддизмуПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, синтоизмуПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, народным верованиям или даосизмуПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Неужели сложно определиться? Если дело касается Японии, то сложно!

В японском городе Осака есть один очень древний (правда, он горел десятки раз и последний раз полностью уничтожен американской авиацией во Вторую мировую войну) буддистский храм, Ситэнно-дзи (яп. 四天王寺 — храм четырех Небесных царей). Это огромный комплекс, занимающий значительную территорию. А на дороге к нему есть подчиненный основному маленький невзрачный храм Ситэнно-дзи Косин-до (四天王寺庚申堂). Это тоже буддистский храм, посвященный тем же четырем царям — хранителям сторон света, только вот добавка «Косин-до», говорит, что перед нами одновременно и культовое сооружение верования косинПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Центральное здание храма Ситэнно-дзи Косин-до, Осака
Центральное здание храма Ситэнно-дзи Косин-до, Осака

Косин по своей сути — практика из китайского даосизма (по-китайски гэн-шэнь), вера в то, что в теле человека обитают некие сущности, раз в 60 дней, в ночь зодиакальной Обезьяны гэн-шень покидающие своего носителя и отправляющиеся с докладом к небесному владыке. Чтобы воспрепятствовать неблагоприятным доносам, китайские даосы в каждую ночь гэн-шень не спали, устраивая коллективное бдение.

Буддизм на Японских островах — учение привозное. Центральный храм Ситэнно-дзи относился к буддистской школе тэндайПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, созданной «по мотивам» китайской «лотосовой» школы тяньтай. Монах СайтёПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (Дэнгё-дайси), обучавшийся, в том числе, в храме Ситэнно-дзи, был послан на материк «за сутрами», вывезя из Китая и Кореи ритуалы и практики. Вероятно, среди буддистских практик попались и даосские.


Территория Ситэнно-дзи Косин-до в сервисе Google Streetview

Храм Ситэнно-дзи Косин-до часто называют старейшим Косин-до в Японии. Это сложно проверить, точной даты его основания не известно. Но мы знаем, что монахи школы тэндай действительно интересовались практиками Косин, так что возникновение зала для бдений в ночь Обезьяны при тэндайском храме не удивительно.

Давайте пройдем по территории храма и храмового сада. Нас встречают каменные фигуры семи богов счастья (Ситифукудзин).

Статуи семи богов счастья на территории храма Ситэнно-дзи Косин-до
Статуи семи богов счастья на территории храма Ситэнно-дзи Косин-до

Большинство этих персонажей родом с материка, «выходцы» из буддизма, но их относят к коренной японской религии синто. Синтоизм с буддизмом долгое время находились в теснейшей синкретической связке и теперь разобрать, «где чужие, где свои», практически, невозможно.

Зал трех обезьян на территории храма Ситэнно-дзи Косин-до
Зал трех обезьян на территории храма Ситэнно-дзи Косин-до

Ну вот, наконец-то, мы и дошли до цели нашего экскурса. Небольшое строение, напоминающее беседку — это «зал трех обезьян». Многие японцы считают, что трех обезьян привез Сайтё из Китая, однако, скорее всего, символика трех обезьян сложилась все-таки в Японии, в среде культа Косин и буддистской школы тэндай. Нам кажется, что центром происхождения должны быть культовые сооружения горы ХиэйПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам рядом с Киото. В таком случае, в Осаку символика трех обезьян пришла чуть позже, однако, сооружение в Ситэнно-дзи Косин-до уникально: оно посвящено трем обезьянам. Не божествам, чьими посланниками могут быть обезьяны, а именно обезьянам.

Если заглянуть в окошко, на алтаре размещены резные фигурки трех обезьян.

Статуи в зале трех обезьян
Статуи в зале трех обезьян

Так к какой религии принадлежат три обезьяны? Сложно сказать!

Темы: [буддизм][Япония]

Мусульманские буддисты

 ссылкаМусульманские буддисты

А вы знаете, в какой стране мира больше всего мусульман? В Индонезии! За исключением маленького острова Бали, оставшегося индуистским, подавляющее большинство индонезийцев (80—90%) придерживается ислама.

А, между тем, острова Индонезии знали и других богов. Когда-то из Индии с запада на восток по Малайским островам прошел индуизм. Вслед за ним опять-таки с запада пришел буддизм. Западная Суматра была полностью буддистской, более восточная Ява колебалась между буддизмом и индуизмом. Суматра стала столичным островом огромной буддистской империи Шривиджая, покорившей не только острова Малайского архипелага, но и Малаккский полуостров с частью нынешнего Таиланда. Как это бывает с империям, Шривиджая распалась из-за внутренних противоречий и конкуренции с соседями и стала легкой добычей европейских колонизаторов — голландцев. И опять с запада пришла новая религиозная волна, захлестнувшая весь архипелаг. Ислам полностью вытеснил дхармические религии.

Власти и население крупнейшей мусульманской страны достаточно терпимо относятся к символике других религий. К буддистскому периоду в районе одного из крупнейших городов Индонезии — Джокьякарты (Yogyakarta) на острове Ява — относятся впечатляющие сооружения: храм-ступа Боробудур и индуистcко-буддийский комплекс Прамбанан. Именно они являются главными достопримечательностями, привлекающими международных туристов в Джокьякарту.

Статуя Будды в комплексе Боробубур, о. Ява, Индонезия
Статуя Будды в комплексе Боробубур, о. Ява, Индонезия

Гостей, прилетающих в Джокьякарту на выходе из международного аэропорта встречает небольшая скульптурная группа.

Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия
Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия. Фото Марины Лысцевой (fotografersha)

Три обритых наголо юноши пытаются что-то показать встречным.

Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия
Скульптурная композиция в Джокьякарте, о. Ява, Индонезия. Фото Марины Лысцевой (fotografersha)

Судя по бритоголовости, это буддистские монахи. Правда, одетые не совсем канонично: в куртку и широкие штаны (такого облачения можно ожидать разве что от Китая или Японии). И они закрывают руками глаза, рот и уши.

Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия
Скульптурная композиция в Джокьякарте, о. Ява, Индонезия. Фото Марины Лысцевой (fotografersha)

Несомненно, перед нами вариация композиции с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Но что хотел донести автор? Можно предположить, что так, всего лишь, гостям напоминалось о буддийской составляющей в культуре региона. Скульптор просто нашел тему, раскрывающую буддизм и при том визуально привлекательную, которую будут фотографировать. И это весьма любопытно! Три юных монаха в «обезьяньих» позах — только намек на какое-то учение, а не проповедь внутри иной конфессии.

Темы: [буддизм][Индонезия] [скульптура]

Замкни свое сердце

 ссылкаЗамкни свое сердце

Золотым периодом гонконгского кинематографа стала, безусловно, эпоха Брюса Ли. После него наступила растерянность, но падающий флаг подхватили режиссеры так назаваемой «новой волны». Одним из «выстреливших » жанров стало «китайское фэнтези» уся (武俠), а его выдающимся мастером и знаменитостью мирового уровня признан гонконгский режиссер вьетнамского происхождения, известный нам под именем Цуй Харк (徐克, на самом деле с кантонского это должно читаться как-то вроде Чхёй Хаак). Его фильм под названием «Зеленая змея» (青蛇 ) 1993 г. полюбился зрителям, но не добился каких-то выдающихся похвал от критиков.

На основе поистине интернационального «бродячего сюжета» о жене-змее где-то в XVII в. сложился китайский классический текст «История о Белой змее» или иначе «Госпожа Белая змея». Его-то и многократно ставили на сцене и экранизировали, в том числе и наш Цуй Харк.

Из волшебной сказки с элементами ужастика режиссер создает красивую картинку-притчу. История развернута не с точки зрения любящей и верной змеи (в исполнении Джои Вон) или от лица ее избранника (У Синго), а от имени названной сестры, Зеленой змеи (Мэгги Чун), хоть и действующего персонажа, но, по сути, стороннего наблюдателя, старающегося постичь мир людей.

Сестры-змеи. Актрисы Джои Вон и Мэгги Чун. Кадр из фильма «Зеленая змея». Гонконг. Режиссер Цуй Харк. 1993 г.
Сестры-змеи. Актрисы Джои Вон и Мэгги Чун. Кадр из фильма «Зеленая змея». Гонконг. Режиссер Цуй Харк. 1993 г.

Безупречный буддийский монах Фат Хой (Винсент Чжао) борется со злом, выявляя оборотней-демонов, превращающихся в людей. Почему демоны стремятся стать человеком? Очевидно, из буддийских побуждений. Считается, что обрести просветление можно лишь переродившись человеком, причем мужчиной и только в сознательном возрасте. Правда, Лотосовая сутра дает пример, как обрела просветление дочь Короля драконов (ребенок женского пола не из рода людей!), но отсталые демоны, видимо, не знакомы с буддийскими сутрами. Мы немного отвлеклись, давайте вернемся к нашим змеям.

Монах преследует сестер-змей, старшая из которых нашла своего возлюбленного и в самопожертвовании обрела настоящую человечность. Пусть фильм местами наивен, а спецэффекты могут заставить искушенного зрителя лишь улыбнуться, красоты произведение не потеряло. Картинка в каждом кадре выверена и отточена, а вопросы, которые задает режиссер, актуальны во все времена: возможно ли насаждать добро насильно, не порождает ли противостояние злу болшее зло, что делает человека человеком, что есть любовь и т. п.

По сюжету охотник на демонов насильно отправляет мужа Белой змеи, уже знающего об ее истинной природе, в «землю умиротворения» — буддийский монастырь в горе, стоящей посреди воды (его прообразом должен быть монастырь «Золотая гора» Цзиньшань недалеко от Нанкина).

Перед пострижением будущий монах получает наставление от постригающего: «ты покидаешь океан страданий, источником страданий являешься ты сам», окружающие монахи подхватывают: «рай Будды — не слышать, истинное счастье — не видеть, нирвана — не говорить, умиротворение там, где нет сердца», принимая соответствующие позы, а распорядитель церемонии уже совсем карикатурный ломает свою колотушку, многократно крича: «всё это — ничто!»

Монахи в позах обезьян Не слышу, Не вижу, Не говорю. Кадр из фильма «Зеленая змея». Гонконг. Режиссер Цуй Харк. 1993 г.
Монахи в позах обезьян Не слышу, Не вижу, Не говорю. Кадр из фильма «Зеленая змея». Гонконг. Режиссер Цуй Харк. 1993 г.

Позы трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (вернее, четырех, четвертая — с рукой, прижатой к сердцу) у режиссера означают вполне определенное буддийское воззрение на путь избавления от страданий, однако мир монахов, показанный в синих тонах, не менее отталкивающ и уродлив, чем мир простых людей (показан в красном тоне в первых кадрах фильма). И обезьяньи позы — это обвинение буддизма в слепости и глухости, в отсутствии любви и человечности. Новоиспеченный монах, которого Зеленая змея возвращает в мир, оказывается слеп, его чувства полностью заблокированы.

То есть Цуй Харк использует трех обезьян и в качестве естественной символики буддизма, и в виде антирелигиозной сатиры.

Цуй Харк
Цуй Харк

Темы: [буддизм][фильмы]

В зеркальном царстве

 ссылкаВ зеркальном царстве

Продолжим наше путешествие по Юго-Восточной Азии. В отличие от монорелигиозной Индонезии, в соседней Малайзии ислам, хотя и объявленный государственной религией, не может претендовать на всеобщий охват населения. В стране 20% буддистов, около 10% христиан различных конфессий и более 6% индуистов. Вот к последним мы и заглянем в гости.

На самом юге Малакского полуострова, напротив Сингапура, расположена столица малайского султаната Джохор, Джохор-Бару — самый южный город континентальной Азии. В нем есть заметная индийская диаспора, в большинстве своем исповедующая индуизм. А главным храмом для индуистов Джохор-Бару и заодно туристической достопримечательностью мирового уровня служит Арулмигу-Шри-Раджакалиамман (Arulmigu Sri Rajakaliamman).

Внешне это хоть и яркое и пестрое, но вполне традиционное для индуизма (особенно южной Индии) сооружение, возвышение которого (гопура) представляет собой образ горы Сумеру.

Внешний вид храма Арулмигу-Шри-Раджакалиамман, Джохор-Бару, Малайзия
Внешний вид храма Арулмигу-Шри-Раджакалиамман, Джохор-Бару, Малайзия

Но внутри храм буквально ослепителен! Ведь он выполнен из зеркальной мозаики. Потолок, стены, колонны — все поверхности храма покрыты разноцветными кусочками стекла, создающими сложную игру света. Этим храм уникален и привлекателен для туристов.

Но не только оформлением индуисты пытаются завлечь прихожан в чуждом окружении. Храм с уверенностью можно назвать неоиндуистским из-за явного желания синкретизироваться: в нем среди статуй индуистских божеств есть фигуры Будды Гаутамы, Иисуса Христа, кучерявого гуру Сатья Саи Бабы или католической монахини Матери Терезы.

Интерьер храма Арулмигу-Шри-Раджакалиамман в Джохор-Бару, Малайзия
Интерьер храма Арулмигу-Шри-Раджакалиамман в Джохор-Бару, Малайзия

Но нас сейчас интересуют не крупные статуи, а скульптура малых форм. Одну из зеркальных колонн храма с трех сторон окружают небольшие пьедесталы с сидящими на лотосовых тронах юными фигурками.

Фигура Не говорить зла в храме Арулмигу-Шри-Раджакалиамман
Фигура Не говорить зла в храме Арулмигу-Шри-Раджакалиамман

Один круглолицый лотосовый ребенок призывает не видеть, второй — не слышать, а третий — не говорить зла.

Фигура Не видеть зла в храме Арулмигу-Шри-Раджакалиамман
Не видеть зла
Фигура Не слышать зла в храме Арулмигу-Шри-Раджакалиамман
Не слышать зла
Фигура Не говорить зла в храме Арулмигу-Шри-Раджакалиамман
Не говорить зла

Понятно, что перед нами очередной вариант композиции с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Но что это за малыши? Нам поможет их опознать фигура с четвертой стороны колонны. Мальчик со свастикой на груди стоит на лотосе и указывает одной рукой вверх.

Можно не сомневаться, что пальцем другой руки он показывает на землю. Перед нами изображение чудесного рождения исторического Будды, Сиддхартхи Гаутамы.

Фигура младенца Будды в храме Арулмигу-Шри-Раджакалиамман
Фигура младенца Будды

По преданию, Будда, родившись чудесным образом, прошел семь шагов по лотосам указал на небо и землю и провозгласил себя совершенным существом. Статуэтки Будды именно в такой иконографической композиции принято чествовать в праздник рождения Будды (Весак). Такую фигуру омывают водой, что символизирует тройственное очищение: тела, речи и ума.

Можно достаточно уверенно предположить, что три сидящих фигурки — это тоже младенец Будда, призывающий хранить тройную чистоту.

Снова мы видим в среде иноверцев (на этот раз индуистов) композицию из трех обезьян в качестве символики чуть ли не всего буддийского учения. Очень любопытно!

Темы: [буддизм][индуизм] [Малайзия]

 Родительские темы

[религии] 
Исконно.ru
Исконно.ru

Коллекция обезьян
Словарь по трем обезьянам
Три обезьяны в культуре и искусстве
Библиотека по трем обезьянам

Толковый словарь по ножам

Четки

О проекте / Координаты
Новости

Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест