В международный стандарт кодирования символов Юникод (Unicode), начиная с версии 6 (релиз стандарта — сентябрь 2010 г.), включены отдельные изображения трех обезьян. Обезьяны вошли в набор «смайликов» (emoticons) в подраздел «символы жестов» (gesture symbols). Коды символов: «не вижу», «не слышу», «не говорю» соответственно 1F648, 1F649 и 1F64A: 🙈, 🙉, 🙊.
Во многих системах цифровой коммуникации (будь то интернет, программы текстового общения или телефонные текстовые сообщения SMS) для эмоционального окрашивания текста, обозначения чувств, жестов и состояний используются эмотиконы (смайлики, эмодзи). В операционной системе iOS фирмы Apple (применяется в телефонах iPhone, плеерах iPod, планшетах iPad и т. д.), начиная с 6-ой версии в набор эмотиконов добавлены изображения трех обезьян
Память легендарного борца за расовое равноправие в США Мартина Лютера Кинга, когда-то преследовавшегося властями и застреленного в Мемфисе в 1968 г., ныне увековечена многими-многими способами. В Портленде (штат Орегон) у Орегонского конференц-центра на бульваре Мартина Лютера Кинга установлена крупная многофигурная скульптурная композиция, посвященная программной речи Кинга «У меня есть мечта» (I have a dream).
Кроме самого Кинга в композиции участвует несколько аллегорических фигур, но нам интереснее сейчас не они, а постамент. На нем, в задней его части размещена бронзовая плакетка с изображением Махатмы Ганди в знак того, что деятельность Кинга основывается на учении Ганди (Мартин Лютер Кинг даже ездил в Индию, изучая наследие Ганди).
А если присмотреться внимательнее, то у ног Ганди изображены три крошечные обезьяны, как символ его учения (Махатма Ганди действительно ценил фигурку трех обезьян).
Получается, что из трех обезьян вырастают американские гражданские права. Как тут не вспомнить одного из «отцов-основателей» США Томаса Пейна
«Thou shalt make a covenant with thy senses,
With thine eye, that it beholds no evil.
With thine ear, that it hear no evil.
With thy tongue, that it speak no evil.
With thy hands that they commit no evils.If the Federalists will follow this commandment, they will leave off lying.»
Thomas Paine. Federal City, Lovett's Hotel, Nov. 20, 1802.
«Тебе следует заключить завет со своими чувствами.
С твоими глазами — что они не видят зла
С твоими ушами — что они не слышат зла.
С твоим языком — что он не произносит зла.
С твоими руками — что они не совершают зла.Ежели федералисты будут следовать этой заповеди, они перестанут лгать.»
Томас Пейн. Федеральный город, отель Ловетт, 20 ноября 1802.
Что в городской среде может быть банальнее и скучнее чугунной крышки люка? А между тем в Японии нашли способ превратить эти элементы в незабываемые произведения городского искусства, настоящие изюминки дизайна. Почти в каждом муниципалитете страны разработаны люки со своим неповторимым рисунком. Чаще всего на люках изображаются какие-то местные символы. В пешеходных зонах, на тротуарах люки могут быть очень яркими, покрытыми разноцветными эмалями, но на проезжей части они остаются строгими.
За 20 лет программы благоустройства разработано несколько тысяч видов люков. И никак не удивительно, что на них нашлось место и трем обезьянам.
У г. Нагато на западе о. Хонсю есть онсэны (купальни при термальных источниках) 俵山 (Тавараяма). Местные легенды рассказывают о белой обезьяне, воплощении Будды Медицины. Дизайн крышки люка объединяет источник и легенды: три обезьяны совершают омовение в онсэне. В нижней части можно увидеть цветы азалии, которыми славится местность.
В Гёкуто (玉東町) на о. Кюсю тоже можно увидеть трех обезьян, но набор местных символов здесь больше: цветы и плоды мандарина, птичка камышовка (самая знаменитая певчая птица Японии, которую переводчики японской поэзии называют «соловьем») и в орнаменте по кругу листья дерева гинкго.
Когда разговор заходит об истории трех обезьян, обычно самым старым достоверным примером называются три обезьяны из Никко. Резное украшение конюшни относят к 1636 г. Его приписывают авторству полулегендарной личности — скульптора-левши Хидари Дзингоро. А святилище Тосёгу, в котором находится конюшня, посвящено духу сёгуна Токугавы Иэясу, это по сути его мавзолей.
А между тем, в Японии известно еще одно святилище с тремя обезьянами, но обезьяны в нем, будто бы, вырезаны еще при живом Токугаве Иэясу (1592 г., еще до получения им титула сёгуна и окончательного объединения страны). Святилище это называется Титибу-дзиндзя (яп. 秩父神社) и находится в городке Титибу (префектура Сайтама). Обычно в его яркой, красочной резьбе выделяют эффектную фигурку совы, обезьянам выпадает меньше внимания, а они стоят того!
Эти три обезьяны противоположны обезьянам из Никко: они видят, слышат и говорят. Хотя на самом деле символизируют те же самые отрицания. В японском языке есть суффикс «-сару» или «-дзару», означающий сознательное отрицание действия и полностью созвучный слову «обезьяна». Именно на этой омофонии как на игре слов построена композиция с тремя обезьянами. Например, «не говорить» звучит как «ива-дзару» и может быть записано как «говорит обезьяна». То есть, смотрящая, слушающая и говорящая обезьяны из Титибу означают «не видеть, не слышать, не говорить». Что обезьяны в Никко выражают явным образом, в Титибу скрыто за загадкой-ребусом. Интересно, что резьбу в Титибу тоже приписывают Левше Дзингоро. Если это так, то обезьяны в Никко — наследницы обезьян из Титибу, развитие их образа в более наглядной форме.
Как к северо-востоку от старой японской столицы Киото есть гора Хиэй, так и к северо-востоку от нынешней столицы Токио можно увидеть характерный «двугорбый» профиль горы Цукуба (筑波山), под которой расположился одноименный наукоград, центр японской аэрокосмической промышленности.
Такое совпадение не случайно: места для поселений, особенно для таких важных, как столицы, выбирались с учетом древнего китайского искусства геомантии. Мистически опасное направление именуется «кимон» (鬼門, «демоновы врата») и должно быть прикрыто камнем (а для города — горой). Геомантическим защитником от демонических энергий является обезьяна. На киотской горе Хиэй возведен защитный культовый центр — Энряку-дзи, связываемый с обезьянами. Вполне вероятно, что именно там и появилась символика трех обезьян. Токийская гора Цукуба тоже священна, ведь именно здесь «приземлились», сойдя с неба, супруги-демиурги и, вероятно, предки японцев Идзанаги и Идзанами.
На горе Цукуба расположено одноиз древнейших синтоистских святилищ страны — Цукубаяма-дзиндзя (или более уважительно Цукубасан-дзиндзя), популярное место свадеб и прошений о супружеском счастье. И в резьбе одного из строений можно разглядеть трех обезьян, которые не говорят, не видят и не слышат. Эти обезьяны не так известны, как их коллеги из Никко, про них не нашлось никакой информации, но символика и связь с географией и фэн-шуй вполне понятны.
Среди музыкальных «металлических» групп весьма заметен лосанджелесский коллектив «Megadeth», а в экстремальном направлении «трэш-метал» (thrash metal) он считается звездой первой величины, одним из «великой четверки». Основал его неизменный лидер Дэйв Мастейн (Dave Mustaine) при довольно любопытных обстоятельствах. Дэйва выгнали из «Металлики» (Metallica), самой успешной трэш-метал группы мира. При создании нового коллектива им двигала жажда мести и реванша. Его группа должна была стать во всем лучше «Металлики», в частности, играть еще жестче и энергичнее, делая «трэш-метал» еще боле «трэш».
Но лидер группы смотрел не только на «Металлику». Для «Megadeth» он лично придумал талисман-маскот, видимо, принимая во внимание популярность маскота британской хэви-метал группы «Iron Maiden». На всех обложках альбомов этого коллектива изображался любимый фанатами устрашающий зомби по имени Эдди (Eddie). Дэйв Мастейн назвал своего персонажа Вик, Вик Рэттлхед (Vic Rattlehead).
Вик — человеческий склелет, но необычный: его глазницы наглухо заклепаны металлической пластиной, на месте ушей — пробки с обрывками цепей, а челюсти стянуты железными крючьями. Несмотря на ужасающий внешний вид, становится ясно, что образ навеян символикой трех обезьян «не вижу, не слышу, не говорю».
Появление персонажа описывается в композиции «Skull Beneath the Skin» («Череп под кожей»):
[...] |
[...] |
Поначалу Вик Рэттлхед изображался на обложке каждого альбома Megadeth, но после, похоже, группа стала им тяготиться и какое-то время оформители забыли о маскоте. Но фанаты хотели Вика и он вернулся. В 2006 г. проводился конкурс на творческом сайте DeviantArt на обновление образа Вика Рэттлхеда.