Мы уже видели миниатюрные скульптурные изображения обезьян, закрывающих глаза, уши и рот, из собрания ньюйоркского Метрополитен-музея. Тогда нам казалось, что мы одной статьей полностью закрыли тему трех обезьян в этом музее.
Оказывается, мы ошибались. Еще один экспонат не находится никакими запросами, связанными с обезьянами, потому как озаглавлен музейщиками сверхлаконично: просто «нэцкэ».
Кроме размеров и истории поступления никакой информации. Можно заметить, что, хотя, брелок выполнен, безусловно, мастером, качество миниатюры не лучшее. Есть авторская подпись «Минкоку», но под этим именем известно несколько резчиков.
Давайте сами посмотрим, что же тут изображено. Какой-то маленький пухлый и лысый мужичок закрывает ладонями свои уши. Он окружен двумя макаками, закрывающими лапками глаза и рот. Да, вместе они образуют классическую троицу, но что это за персонаж и на чем это они сидят? Что-то покатое в форме перевернутого полумесяца. Качели? Или может быть какая-то лодка?
Вид сзади ясности не вносит. И только снизу становится окончательно понятным замысел художника: обезьяны сидят на чрезвычайно длинных ногах этого мужичка.
Теперь мы можем предположить имя центрального персонажа. Скорее всего, это Асинага (или Асинага-дзин, 足長人, дословно «длинноногий человек»). Предание о целой стране длинноногих пришло в Японию из Китая. Ноги у таких варваров при нормальном теле, якобы, были длиной около 6 м. Но Япония знает Асинагу не одного, у него есть не менее странный друг с длинными руками — Тэнага. Они живут вдвоем, используя свои особенности, чтобы дополнять друг друга. Так Длинноногий сажает Длиннорукого себе на загривок и выходит в море, а Длиннорукий при этом ловит рыбу прямо своими длинными руками. Именно эта сцена наиболее часто изображается в нэцкэ или в гравюрах:
Так почему же Длинноногий потерял своего друга и оказался в компании обезьян? Мы затрудняемся с ответом. Но случай, безусловно, загадочный и любопытный.
※