Американская ядерная программа (т. н. «Манхэттенский проект») предполагала высочайший уровень секретности. Городок Ок-Ридж (Oak Ridge, штат Теннеси, США) был окружен плакатами, взывающими к сохранению тайны. Дяюшка Сэм предупреждает, а три обезьяны выражают: «все что вы здесь видите, все что здесь делаете, все, что здесь слышите, когда вы уедете отсюда, должно остаться здесь».
Похожие плакаты с обезьянами (или без), но, естественно, меньшего размера украшали интерьеры Лос-Аламоса и прочих «закрытых городов» Америки.
PS Обезьяны не смогли сберечь американские ядерные секреты
Во время Второй Мировой войны союзники на Тихоокеанском театре военных действий распространяли среди японцев пропагандистские листовки. Одна из них (1943 г.), экземпляр которой хранится в собрании музея Австралийского военного мемориала, довольно жестко использует образ трех обезьян как символ японской нации. Листовку полностью, а также русский и английский переводы [можно увидеть ] в библиотеке сайта.
С ноября 2015 г. любое передвижение большегрузных автомобилей по дорогам России стало платным. Якобы грузовики тяжелее 12 тонн наносят особый вред дорожному покрытию, поэтому их необходимо обложить специальным сбором. Для обеспечения контроля и оплаты создана система «Платон», оператором которой без какого бы то ни было конкурса стала фирма Игоря Аркадьевича Ротенберга, сына небезызвестного миллиардера Аркадия Ротенберга, близкого друга президента Путина. Естественно, значительная часть собранных средств должна на деле идти молодому и успешному предпринимателю.
Сам факт и методы введения подобного сбора всколыхнул дальнобойщиков и привел к крупномасштабной забастовке в различных регионах России. Главным лозунгом бастующих стало «Нет Платону!»
Реакция властей на забастовку разнообразна: блокирование сайтов координаторов, навешивание на дальнобойщиков ярлыков «пятой колонны», «агентов США» и «Майдана». С другой стороны, ищутся какие-то уступки. Так размер штрафов (якобы до этого экономически выверенный), уменьшен практически на порядок, прорабатывается в компенсацию к вводимому сбору частичная отмена какого-либо налога с дальнобойщиков и т. п. Чаще же всего проводится полное замалчивание ситуации. По сути ярчайшее политическое событие конца года оказалось вне поля зрения рядового телезрителя. Молчат новостные каналы, молчит президент.
В постоянном лагере протестующих в подмосковных Химках среди лозунгов можно увидеть карикатуру на основные российские телеканалы, изображенные в виде трех обезьян, не желающих замечать протестов.
Еженедельный «журнал для каждого» «Liberty» («Свобода») издавался в Америке с 1924 г., а к началу Второй мировой войны стал одним из важнейших периодических изданий США. И, естественно, выдавал положенную порцию военной пропаганды.
В 1944 г. на обложку попала карикатура, так напоминающая творчество советского коллектива Кукрыниксы по отношению к немецким противникам. Американский карикатурист изобразил трех гротескно обезьяноподобных японцев, в ужасе принявших позы трех обезьян под градом, очевидно, американских бомб. Офицер справа внешне очень напоминает премьер-министра Японии Хидэки Тодзио (правильнее Тодзё, 東條 英機), только отчего-то без усов.
Художник еще не знает, что через несколько месяцев Хидэки Тодзио возьмет на себя ответственность за поражение на Сайпане и уйдет в отставку, а в августе следующего, 1945 г. на Японию упадут уже другие, атомные бомбы и страна капитулирует. Тодзио после неудачного самоубийства будет схвачен и повешен как военный преступник.
Понятно, что изображение врагов в виде обезьян рассчитано на внутреннюю, американскую аудиторию. Любопытно, что союзники пытались сравнивать японцев с тремя обезьянами и в пропаганде, рассчитанной на японцев. Только чуть тоньше и корректнее.
В отличие от довольно «добрых» мультфильмов Диснея, появившийся позже сериал «Looney Tunes» (дословно «чокнутые мотивчики») от студии «Уорнер Бразерс» достаточно часто эксплуатировал темы безумства и жестокости. Три самых главных персонажа: Багз Банни (Bugs Bunny, рехнувшийся кролик), Порки Пиг (Porky Pig, поросенок — свиная отбивная) и Даффи Дак (Daffy Duck, двинувшаяся утка) могли иногда служить примерами сумасбродства, чем и веселили зрителей.
С поросенком Порки мы уже встречались в одном довоенном мультфильме, а сейчас обратим внимание на хрипатого и шепелявящего Даффи Дака.
Со вступлением Америки в войну мультипликационные герои тоже были призваны на службу, став пропагандистами. Селезень Даффи побывал (правда, во сне) в шкуре жителя фашистской Германии, чтобы полнее ценить американскую свободу (серия «Der Fuehrer’s Face», 1943 г.). Кстати, уже в наше время абсолютно идиотским решением бессмысленного российского суда эта (антифашистская!) серия признана «экстремистской» и запрещена к демонстрации на территории России. Но это мало интересно, вернемся к нашим уткам.
В том же 1943 г. Даффи Дак стал коммандос — бойцом американского спецназа. Мультфильм так и назвали: «Daffy — The Commando» («Даффи — коммандос»).
Нам здесь любопытна самая первая сцена. Германский полевой командир Von Vultur (Фон Орел) получает шифровку из центра.
На ломаном немецком приведена бессмысленная фраза, что-то вроде: «Болван! Не съел суп из квашеной капусты и картофеля, теперь с телятиной». Через мгновение фраза «переведется» на ломаный английский и мы узнаём, что командиру приказано не допустить прорыва коммандос. Но любопытнее всего подпись: по-немецки «обезьяны истории», по-английски «обезьяны гнева» с соответствующим изображением. В позах трех обезьян узнаются фигуры германского фюрера Гитлера, японского императора Хирохито и итальянского дуче Муссолини, причем на Муссолини был поставлен жирный крест. Можно предположить, что мультфильм создан где-то между свержением дуче в ходе переворота 25 июля 1943 г. и его освобождением немецким десантом в сентябре того же года.
Нужно ли говорить, что германский Орел не справился с заданием и американская Утка подобралась к самому Фюреру, изображенному не по-мультяшному реалистично (явно прорисовка с немецкой кинохроники), приготовив для Гитлера большой молоток.
Может быть в наших краях это не самая популярная идея, но Вторая мировая война велась за окончательный демонтаж Британской империи и определение ее «наследников». Государства, жаждущие переустройства мира на иных условиях, образовывали блоки и союзы, закладывающие основы «нового порядка». Наиболее мощным и агрессивным блоком стало объединение Германии, Италии и Японии, связанное несколькими взаимными договорами, но окончательно оформленное т. н. «берлинским» или «тройственным пактом» 1940 г., разграничивающим зоны влияния союзников. Иногда эту коалицию называют «странами оси» по одному из первых союзов, заключенных между Германией и Италией в 1936 г., «Оси Берлин — Рим».
Лондону оставалось собирать силы, искать союзников, готовиться к оккупации и... рисовать карикатуры. Хотя Британия объявила войну Германии уже в сентябре 1939 г. (в ответ на захват Польши), по сути никаких активных действий не вела. Но государственная пропаганда сразу начала набирать обороты.
Самым известным британским сатирическим изданием был еженедельник «Панч» (Punch, назван по имени традиционной народной балаганной куклы). Его карикатуры обличали врагов Британии еще в Первую мировую. Тогда же прославился и один из художников-карикатуристов, Бернард Партридж (Bernard Partridge, род. в 1861 г.), отмеченный в 1925 г. званием рыцаря.
К началу Второй мировой сэр Бернард Партридж — главный карикатурист «Панча» и перед ним стоит задача дать ответ на офомление тройственного пакта «стран оси». Решение, предложенное Партриджем, как говорится, «витает в воздухе»: изобразить врага обезьянами. Мы недавно рассматривали момент из чуть более позднего американского агитационного мультфильма, в котором Гитлер, Муссолини и Хирохито изображены в виде трех обезьян. Можно вспомнить и обложку американского же журнала, на которой в одной из обезьян можно узнать премьер-министра Японии Хидэки Тодзио. И вот у англичан то же самое.
Только, в отличие от заокеанских союзников, британский художник не стал придавать обезьянам портретное сходство с историческими персонажами. У Бернарда Партриджа обезьяны остаются биологически достоверными шимпанзе, а узнаваемость достигается только за счет одежды, в первую очередь, характерных головных уборов. Если просто положить рядом, к примеру, японский пропагандистский плакат с лидерами «стран оси», будет понятно, что художник вполне добился своей цели.
Понятен подтекст, вкладываемый автором в произведение: персонификации стран и их лидеры — агрессивные дикари, пользуясь германским пропагандистским термином, «недочеловеки» (Untermensch). На ветке дерева, на которой примостились обезьяны, написано «тоталитарные оси». Карикатура, названная «Тройственный пакт» (Tripartite Pact), имела подзаголовок: «Не слышать хорошего! Не видеть хорошего! Не говорить хорошее!» (Hear no good! See no good! Speak no good!).
Великобритания оказалась в числе победителей мировой войны, но Британская империя осталась только в истории. И в мире наступил новый порядок с новыми хозяевами.
В России в год столетия октябрьской революции главной и, по сути, единственной темой оппозиции существующей власти служит борьба с коррупцией.
Главный рупор оппозиции — «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, главный повод, сплотивший его сторонников — фильм о коррумпированности номинально второго лица государства.
Это действительно чрезвычайно больная и неразрешимая в рамках существующей системы проблема. Государство, его органы и представители, ответственные за противодействие коррупционным схемам, выглядят на фоне перманентных скандалов с чиновниками всех уровней, мягко говоря, очень бледно. Даже показательные процессы, доведенные до конкретных приговоров суда, ничуть не меняют картину. Коррупция выглядит всеобъемлющей и системообразующей. Тотальный контроль за телевидением, практически полное подчинение иных СМИ, попытки подавления свободного распространения информации в интернете не спасают власть от недовольства населения и связанных с ним страхов. Попытки переключения внимания на иные информационные поводы работают все хуже и сопряжены со все большими издержками. Власть теряет повестку дня и тем интереснее попытки за ней угнаться.
Один из главных государственных органов, который призван бороться с коррупцией — Генеральная прокуратура Российской Федерации, возглавляемая в настоящий момент человеком с фамилией Чайка, неоднократно упоминавшейся в коррупционных схемах. Наш корреспондент сообщает о весьма любопытном рекламном плакате, встреченном в московском метро.
Генпрокуратура объявила конкурс на создание социальной рекламы под лозунгом «Прокуратура против коррупции». Конкурс проводится на площадке «Новый Взгляд» под крылом прокремлевской организации «Мир Молодёжи». Любопытно также, что председателем жюри конкурса является депутат-«гиперпатриот» от «Единой России» Сергей Железняк, равно известный многочисленными законопроектами, ограничивающими свободу распространиния информации и не менее многочисленными коррупционными скандалами.
Итак, реклама должна убедить общество (и, прежде всего, молодежь, конкурс-то молодежный), что прокуратура все-таки борется с коррупцией. На плакате трижды повторенная фотомодель закрывает рот, глаза и уши, повторяя классическую схему трех обезьян. Подписи призывают «Не молчи! Не закрывайся! Не отстраняйся!», что в сочетании с темой «прокуратура против коррупции» выглядит по меньшей мере двухсмысленно. К кому обращены призывы? К прокуратуре? Это она не говорит о коррупции, не хочет ее видеть и слышать о ней?
Не является ли Железняк тайным сторонником Навального?
Вторая мировая война закончилась для Кореи, бывшей тогда японской колонией, разделением надвое. Советские войска оккупировали северную часть полуострова, американские — южную. Столица — Сеул — осталась на американской половине.
В обоих частях разделенной страны появилось свое правительство, целью которого было объединение Кореи на своих условиях. После вывода оккупационных войск началась Корейская война. Накопив достаточную военную мощь, с карт-бланшем от Сталина, коммунистический лидер Северной Кореи Ким Ир Сен развернул молниеносное наступление на юг. Полный контроль над полуостровом был уже не за горами, когда ООН и, прежде всего, США ввели в бой свои войска на стороне Южной Кореи. Северокорейцы были отброшены далеко на север и, практически, полностью разгромлены, но тут в конфликт вмешался Китай. Китайская армия (формально «добровольцы») оттеснила войска ООН к первоначальной линии разделения и война зашла в тупик. Перемирие зафиксировало status quo и на карте мира появились две Кореи: северная КНДР и южная Республика Корея.
В войне двух Корей использовались не только пушки и бомбы. Оружием было и искусство. В настоящее время значительно лучше известен северокорейский пропагандистский плакат, но и Южная Корея не осталась в стороне. Перед нами один из примеров антикоммунистической пропаганды.
Небольшая, в половину писчего листа пропагандистская листовка изображает трех обезьян с пририсованными человеческими головами. Подпись сверху гласит: «Три правила коммунистической партии для народа», а снизу на трех подножиях соответственно «Не слышать правды», «Не видеть правды» и «Не говорить правды».
Обсуждать художественные и концептуальные достоинства и недостатки военной пропаганды вряд ли имеет смысл, но для себя мы отметим: листовка, судя по всему, предназначалась не для «внутреннего потребления», а для воздействия на противника. Именно северокореец должен был узнать себя в неприглядном обезьяньем образе. Но для раскрытия авторского замысла зритель должен быть знаком с символикой трех обезьян. То есть, по мысли южнокорейцев, коммунистическому северу три обезьяны не чужды.
И еще на ум приходит сравнение с другой военной листовкой, но предназначенной для японцев.
Когда в Америке появилось художественное направление поп-арт, Кит Аллен Харинг (Keith Allen Haring) только родился. Но за свою недолгую жизнь Кит сумел оставить свой след в искусстве.
Киту Харингу удалось выработать свой собственный (пусть детский и наивный) стиль и свой набор образов и знаков.
Кит был уличным художником, много работал в стиле граффити. Его работы состояли из упрощенных до примитива фигур, очерченных жирным контуром. Иногда только контурные, иногда заполненные яркими акриловыми красками, его человечки и собаки скоро стали очень узнаваемыми.
Популярности способствовала скандальная слава: Кит Харинг был открытым геем и стал завсегдатаем звездной тусовки.
Кита приглашали расписывать стены школ, детских больниц и гей-клубов. Его стилистика была одинаково близка детям и гомосексуальному сообществу.
Кит Харинг добился значительной известности, участвовал в крупных международных биенале, организовывал персональные выставки, открыл собственный художественный магазин. Но в 1988 г. художник заразился СПИДом и тематика его работ изменилась
Кит Харинг развернул борьбу против замалчивания опасности СПИДа и в его работах настойчиво повторяются три фигуры, закрывающие на проблему глаза, уши и рот, повторяя тем самым композицию с тремя обезьянами.
Девизом работ стали фразы «Невежество — это cтрах», «молчание — это смерть» и «только вместе мы победим СПИД».
Розовый треугольник, появляющийся в работах Кита — знак ЛГБТ-сообщества, ведущий начало от обязательной нашивки на одежду в нацистских концлагерях для мужчин гомосексуальной ориентации.
Наиболее значительной по масштабам стала 34-метровая граффити-композиция «Вместе мы можем остановить СПИД» в Барселоне, выполненная в одном красном цвете.
Кит Харинг умер в начале 1990 г. в возрасте 31 года. Его запомнили как «мальчика, который продолжил рисовать», ЛГБТ-пропагандиста и протестного художника — борца со СПИДом.
Современное государство Израиль воюет с самого своего основания. Армия Обороны Израиля (иначе Цахал) — одни из самых боеспособных вооруженных сил в мире. И, конечно же, армия нуждается в охране различных тайн.
Недавно нам попался на глаза плакат Армии Обороны, призывающий к сохранению секретности.
Шимпанзе в классических позах трех обезьян закрывают руками уши, глаза и рот. Плакат создан по распространенной фотографии, только отраженной горизонтально (в Израиле из-за направления чтения справа-налево и визуальные образы тоже считываются в эту сторону).
Интереснее надпись, черным по желтому: «Увидел, услышал, ...» — и контрастно белым продолжение: «...не рассказывай!»
То есть израильтяне, вероятно, независимо повторили (только лаконичнее) американские плакаты из ядерных лабораторий, но и те, и другие цитировали масонский девиз, известный и в Третьем Рейхе.
Мы уже знаем, что символика обезьян, закрывающих глаза, уши и рот весьма популярна в США, ее можно встретить в совершенно неожиданных областях. Например, как вам идея использовать трех обезьян для борьбы с шумом?
В 1980-х годах (но не раньше 1983) Промышленная комиссия штата Огайо (Industrial Commission of Ohio) и Подразделение по безопасности и гигиене (Division of Safety & Hygiene) издали плакат, главным посланием которого было «Шум раздражает!» (Noise annoys).
Художник Дэн Муко (Daniel Bruce “Dan” Muko, 1958—2013) творчески подошел к заданию. Шум изображен жирным, вибрирующим и буквально давящим шрифтом. От шума страдают обезьяны: одна закрывает глаза, другая прикрывает рот. И только средняя обезьяна улыбается, спокойно сложа руки на груди, потому что использует промышленные противошумные наушники.
Подобное решение мы видели не в призывах меньше шуметь, а в рекламе средств против шума: рекламное агентство из немецкого Дюссельдорфа так продвигало затычки для ушей (беруши).