Первый музей России — петербургская Кунсткамера уже давно из сборника разнородных диковинок превратился в солидный этнографический музей (официально Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, МАЭ).
Этнографическая часть экспозиции музея разделена по географическому признаку. В разделе Южной и Юго-Восточной Азии среди народов Индонезии выделены батаки — народ севера острова Суматра — довольно изолированный народ с патриархальным устройством общества, свежей памятью каннибализма, традиционными религиозными культами.
В одном из «батакских» стендов за стеклом выставлены три фигуры в характерных «обезьяньих» позах. Судя по табличке, резные фигурки поступили в собрание МАЭ в 1997 г. Да, это уже период глубокой глобализации, но все равно странно видеть эту композицию из такого уголка Земли.
Надпись на табличке гласит:
Фигурки символизируют представление о необходимости отрешения от земных соблазнов, отвлекающих от благочестивых помыслов
Любопытно, что фигурка «не вижу» несет первичные мужские половые признаки, а две другие — женские.
Статуэтка «Не слышу» из собрания Кунсткамеры, дерево, инв. №МАЭ 7113-65
Статуэтка «Не вижу» из собрания Кунсткамеры, дерево, инв. №МАЭ 7113-66
Статуэтка «Не говорю» из собрания Кунсткамеры, дерево, инв. №МАЭ 7113-67
А чтобы не плодить тем, рассмотрим еще один экспонат, который, правда, не демонстрируется в постоянной экспозиции. Это три обезьяны из личной коллекции Анны Евгеньевны Глускиной, японистки, переводчицы и филолога, с 1925 г. работавшей в Кунсткамере. Вероятнее всего, эта троица привезена из этнографической экспедиции Глускиной в Японию в 1928 г.
Амулет «Три обезьяны» из собрания Кунсткамеры, папье-маше, дерево; Япония; инв. №МАЭ 3916-148/3
※