Что в городской среде может быть банальнее и скучнее чугунной крышки люка? А между тем в Японии нашли способ превратить эти элементы в незабываемые произведения городского искусства, настоящие изюминки дизайна. Почти в каждом муниципалитете страны разработаны люки со своим неповторимым рисунком. Чаще всего на люках изображаются какие-то местные символы. В пешеходных зонах, на тротуарах люки могут быть очень яркими, покрытыми разноцветными эмалями, но на проезжей части они остаются строгими.
За 20 лет программы благоустройства разработано несколько тысяч видов люков. И никак не удивительно, что на них нашлось место и трем обезьянам.
У г. Нагато на западе о. Хонсю есть онсэны (купальни при термальных источниках) 俵山 (Тавараяма). Местные легенды рассказывают о белой обезьяне, воплощении Будды Медицины. Дизайн крышки люка объединяет источник и легенды: три обезьяны совершают омовение в онсэне. В нижней части можно увидеть цветы азалии, которыми славится местность.
В Гёкуто (玉東町) на о. Кюсю тоже можно увидеть трех обезьян, но набор местных символов здесь больше: цветы и плоды мандарина, птичка камышовка (самая знаменитая певчая птица Японии, которую переводчики японской поэзии называют «соловьем») и в орнаменте по кругу листья дерева гинкго.
Кёльн (нем. Köln) — один из старейших городов Германии и его герб имеет древнюю историю.
Герб состоит из двух неравных частей. Сверху три короны — это знак евангельских «трех королей» — волхвов, принесших дары младенцу Христу. Католическому миру из апокрифических источниов известны имена и истории «королей». Более того, именно в Кёльне, в знаменитьм Кёльнском соборе хранятся их мощи. Рисунок нижней части герба состоит из 11 каких-то «головастиков». На самом деле имеются в виду слезы девы-мученицы. Святая Урсула в IV в. отказала, вроде бы, самому Атилле, вождю гуннов (хотя даты и не сходятся, но легенда — есть легенда) и была убита со своими спутницами под стенами Кёльна. То есть герб полностью благообразный, католический и привязан к локальной символике.
И вот в современном Кёльне на Зуббельратер штрассе (Subbelrather Str. 16, Köln, Deutschland) [ посмотреть в Google Street View] на торцевой стене дома нарисовано нечто очень похожее на кёльнский герб. Но если присмотреться внимательней, мы увидим совсем другое.
На королевском месте три обезьяны в шутовских колпаках. А вместо слез Урсулы — бананы.
Постепенно три обезьяны становятся одним из символов Кёльна.
Символика трех обезьян многозначна, интернациональна и понятна любому человеку без каких-либо объяснений. Совсем не удивительно, что образ трех обезьян (или иных персонажей в их позах) часто используется в такой форме городского искусства, как граффити. Трех обезьян можно встретить на стенах и заборах практически любой страны.
В конце нулевых — начале десятых годов XXI в. российский предуральский город Пермь вдруг стал влиятельным культурным центром, настоящим ярким оазисом среди серой и унылой страны. Имя города, до того известное в мире только по геологическому периоду, когда вымерли трилобиты, вдруг снова зазвучало на международной сцене.
А вместе с крупными выставками и громкими театральными постановками в Перми расцвело и «городское искусство» — стрит-арт, меняющий городскую среду и сращивающий урбанистические территории с произведениями искусства.
Вдоль пермской Сибирской улицы у фонарных столбов стояли серые однотипные электрические шкафы. В 2012 г. группа «Креафиш» во главе с художником Александром Жунёвым в рамках стрит-арт фестиваля «Экология пространства» решила преобразовать обыденные элементы среды в арт-объекты. Так был создан триптих «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла», повторяющий традиционную композицию из трех обезьян .
Изображения выполнены в трафаретной технике по фотопортретам участников команды «Креафиш». При работе над созданием композиции проводился мастер-класс.
Нам здесь интересен и факт выбора «обезьяньей» темы, и авторы в роли обезьян. А еще любопытны комментарии зрителей, мягко говоря, неоднозначно трактующих символику.