Наверное в мире мало людей, которые ни разу не видели Хэлоу Китти. Это один из самых популярных и узнаваемых персонажей популярной культуры.
Японская компания Sanrio начала свой бизнес в 1960-е гг. с производства дешевых резиновых шлепанцев, но ее всегда отличало желание создать яркий и качественный дизайн для своих товаров, поэтому вскоре фирма стала приглашать профессиональных художников для их оформления. К 1970-м гг. ассортимент расширился и фирме были нужны новые рисованные герои, которые сделают товары более милыми и востребованными.
Дизайнер Юко Симидзу (清水 侑子) в 1974 г. нарисовала белую кошечку с красным бантом, само воплощение каваий — «прелестно миленького». Впервые киска появилась на виниловом кошельке. С одной стороны у нее была бутылка молока, с другой — аквариум с золотыми рыбками. И история началась...
Хотя персонаж разрабатывался, чтобы угодить девочкам предпубертатного возраста, кошка стала неимоверно популярной у всех слоев населения. Сейчас это вторая по доходности франшиза в мире (после покемонов) с миллиардными оборотами.
Во всем мире она ассоциируется с Японией, хотя каждый японец знает, что Хэллоу Китти (вернее, Харо Кити, ハローキティ) — чистокровная англичанка. Даже имя Китти у нее появилось из книги Льюиса Кэррола (так звали кошку Алисы из Страны Чудес).
В 2014 г. Китти с размахом отметила 40-летний юбилей и, несмотря на внушительный возраст, она полна сил, свежа и желанна. Изображения белой кошечки можно встретить на совершенно разных товарах. Не обошлось и без местных сувениров различных японских префектур, городов и достопримечательностей. Туристы с удовольствием купят не просто безделушку на память о поездке, а такую же безделушку, но с милой и модной кошечкой. Для таких кисок даже придумали специальное название — Гототи Кити (ご当地キティ — «местная Китти»).
У японского города Никко главная достопримечательность — синтоистское святилище Тосёгу, а один из его главных символов — три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят. Так как же сувенир с Хэллоу Китти может обозначить Никко? Конечно же, позами трех обезьян! И не важно, что кошечка только одна, она может притвориться одной из обезьянок.
У Sanrio, владельца прав на белую кошечку, есть несколько менее популярных обезьяньих персонажей, но здесь не использовался ни один из них. Это просто обезьяны из Никко и Китти в обезьяньем костюме.
Любопытна отведенная Хэллоу Китти роль: она не говорит. Но у нее и так нет рта и по этому поводу у компании есть особые объяснения: когда у игрушки нет мимики, ребенок сам проецирует на нее свои эмоции, игрушка грустит и веселится вместе с ребенком. Есть и второе толкование: киска общается не языком, она говорит сердцем и способна донести «послание Sanrio» до любого уголка мира, вне зависимости от языка.
Чтобы не создавалось ощущение, что мы высосали статью из единственного брелока, приведем еще несколько примеров кисок Гототи:
Любопытно, что и неофициальное, «фанатское искусство» нередко связывает темы Хэллоу Китти и трех обезьян.
Так в граффити на заборе в бразильском Сан-Паулу три Китти не просто в обезьяньих позах, но еще и в деловых костюмах, очевидно, перед нами сатира на местных чиновников.
※