Исконно.ruТема: Великобритания

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Рыцарь об обезьянах оси

 ссылкаРыцарь об обезьянах оси

Может быть в наших краях это не самая популярная идея, но Вторая мировая война велась за окончательный демонтаж Британской империи и определение ее «наследников». Государства, жаждущие переустройства мира на иных условиях, образовывали блоки и союзы, закладывающие основы «нового порядка». Наиболее мощным и агрессивным блоком стало объединение Германии, Италии и Японии, связанное несколькими взаимными договорами, но окончательно оформленное т. н. «берлинским» или «тройственным пактом» 1940 г., разграничивающим зоны влияния союзников. Иногда эту коалицию называют «странами оси» по одному из первых союзов, заключенных между Германией и Италией в 1936 г., «Оси Берлин — Рим».

Лондону оставалось собирать силы, искать союзников, готовиться к оккупации и... рисовать карикатурыПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Хотя Британия объявила войну Германии уже в сентябре 1939 г. (в ответ на захват Польши), по сути никаких активных действий не вела. Но государственная пропаганда сразу начала набирать обороты.

Самым известным британским сатирическим изданием был еженедельник «Панч» (Punch, назван по имени традиционной народной балаганной куклы). Его карикатуры обличали врагов Британии еще в Первую мировую. Тогда же прославился и один из художников-карикатуристов, Бернард Партридж (Bernard Partridge, род. в 1861 г.), отмеченный в 1925 г. званием рыцаря.

К началу Второй мировой сэр Бернард Партридж — главный карикатурист «Панча» и перед ним стоит задача дать ответ на офомление тройственного пакта «стран оси». Решение, предложенное Партриджем, как говорится, «витает в воздухе»: изобразить врага обезьянами. Мы недавно рассматривали момент из чуть более позднего американского агитационного мультфильма, в котором Гитлер, Муссолини и Хирохито изображены в виде трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Можно вспомнить и обложку американского же журнала, на которой в одной из обезьян можно узнать премьер-министра Японии Хидэки Тодзио. И вот у англичан то же самое.

Карикатура Бернарда Партриджа «Тройственный пакт» для журнала «Панч», 1940 г.
Карикатура Бернарда Партриджа «Тройственный пакт» для журнала «Панч», 1940 г.

Только, в отличие от заокеанских союзников, британский художник не стал придавать обезьянам портретное сходство с историческими персонажами. У Бернарда Партриджа обезьяны остаются биологически достоверными шимпанзе, а узнаваемость достигается только за счет одежды, в первую очередь, характерных головных уборов. Если просто положить рядом, к примеру, японский пропагандистский плакат с лидерами «стран оси», будет понятно, что художник вполне добился своей цели.

Фрагмент японского пропагандистского плаката, 1938 г. лидеры «стран оси»: германский фюрер Гитлер, японский император Хирохито и итальянский дуче Муссолини
Фрагмент японского пропагандистского плаката, 1938 г. лидеры «стран оси»: германский фюрер Гитлер, японский император Хирохито и итальянский дуче Муссолини

Понятен подтекст, вкладываемый автором в произведение: персонификации стран и их лидеры — агрессивные дикари, пользуясь германским пропагандистским термином, «недочеловеки» (Untermensch). На ветке дерева, на которой примостились обезьяны, написано «тоталитарные оси». Карикатура, названная «Тройственный пакт» (Tripartite Pact), имела подзаголовок: «Не слышать хорошего! Не видеть хорошего! Не говорить хорошее!» (Hear no good! See no good! Speak no good!).

Великобритания оказалась в числе победителей мировой войны, но Британская империя осталась только в истории. И в мире наступил новый порядок с новыми хозяевами.

Темы: [Великобритания][агитация]

Не видеть, не слышать, не говорить и стучать

 ссылкаНе видеть, не слышать, не говорить и стучать

Когда электрические звонки и домофоны еще не были изобретены, гостю приходилось стучать в дверь, чтобы привлечь внимание хозяев.

...Here's a knocking indeed!
If a man were porter of Hell Gate,
he should have old turning the key.
Knock, knock, knock!
Who's there, i' the name of Belzebub?..
William Shakespeare. Macbeth.
...Ну и стучат же!
Если быть привратником в аду,
там ключом навертишься вдоволь.
Стук, стук, стук!
Кто там, во имя Вельзевула?..
Уильям Шекспир. Макбет. Перевод М. Лозинского

Но и для эффективного стука в дверь существовала механизация. В отличие от, к примеру, английского «door knocker» (дословно «дверная стучалка»), какого-то признанного однозначного русского названия для этого приспособления не существует, поэтому мы будем именовать его условно «дверной молоток».

Дверной молоток — подвешенная на шарнире деталь, чаще всего выполненная из металла в форме собственно молотка или кольца (тогда она может служить еще и ручкой), позволяющая стучать и, обычно, не по дереву двери, а по ответной металлической части, неподвижно к ней прикрепленной.

Эти приспособления известны по всему античному миру, были широко распространены по городам в средневековье и дожили до наших дней в частных домах. Ничуть не удивительно, что дверной молоток, выставляемый на всеобщее обозрение, часто активно украшался.

Чаще всего приспособление выполняли в виде маскарона — лица, маски или морды животного. Это был своеобразный страж дома, часто пугающего облика: в виде грозного божества, страшного хтоничекого чудовища или хищного зверя. Очевидно, один вид молотка должен был отпугнуть всякого посетителя, имеющего недобрые намерения. Во время господства в архитектуре стиля классицизм почти все формы молотков были вытеснены львиными головами, держащими в пасти подвижное кольцо-рукоять.

Другой распространенный сюжет — человеческая рука. Молоток по своей функции заменяет руку, без него гостю пришлось бы колотить в дверь кулаком. Вот средневековые художники и иронизируют, делая замену кулака в форме кулака. Со временем и такая форма наполнилась иной символикой, например, женская рука может держать яблоко, отсылая к теме грехопадения.

Дверной молоток. Аббатство Волюизан, Франция
Дверной молоток. Аббатство Волюизан, Франция
Дверной молоток в виде головы льва. Кафедральный собор Бремена, Германия
Дверной молоток в виде головы льва. Кафедральный собор Бремена, Германия
Дверной молоток в виде женской руки. Трухильо, Испания
Дверной молоток в виде женской руки. Трухильо, Испания

Дверной молоток — первая часть дома, с которой соприкасался гость и он мог сразу настраивать на нужный лад. Хозяин прямо с порога мог демонстрировать свои ценности и предпочтения: у охотника молоток в форме дичи или охотничьей собаки, у любителя лошадей — в виде лошади или подковы, у членов тайных обществ — в виде тайных символов, например, пчелы.

На сайте электронной коммерции Etsy у продавца из Великобритании появился необычный товар: дверной молоток из медного сплава в виде трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Дверной молоток с тремя обезьянами

Под одиноким деревом на утесе сидят три обезьяны. На ленте над ними в виде девиза надпись «Не говорить зла, не видеть зла, не слышать зла», снизу различима подпись «Три мудрые обезьяны».

Дверной молоток с тремя обезьянами

Продавец пишет, что предмет reclaimed (восстановлен), что для медной пластики, возможно, означает «отлит по старой модели». Будем думать, что это если и не оригинал, то копия достаточно старой вещи.

Нам интересно что кто-то в Британии решил связать свой дом с тремя обезьянами и объявить об этом первому встречному прямо с порога.

Темы: [Великобритания][декоративно-прикладное искусство]

 Родительские темы

[страны] 
Исконно.ru
Исконно.ru

Коллекция обезьян
Словарь по трем обезьянам
Три обезьяны в культуре и искусстве
Библиотека по трем обезьянам

Толковый словарь по ножам

Четки

О проекте / Координаты
Новости

Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест