В Германии существует традиция особого праздника Розенмонтаг (Rosenmontag — дословно «розовый понедельник»). В основе праздника христианская пасхалия (это предпоследний день перед великим постом), а под ней еще более древние, дохристианские пласты. Как бы то ни было, сейчас это пик карнавального сезона (родственного нашим масленичным гуляниям) — большое шутовское шествие. И обязательными атрибутами этого шествия стали повозки с гигантскими фигурами на злобу дня. Один из городов, славящихся ярким Розенмонтагом — Дюссельдорф.
Какие проблемы волнуют немцев в начале 2015 г.? Одна из важнейших — исламский терроризм, проявившийся в конкретном случае нападения террористов на офис редакции французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo 7 января 2015 г. В разных городах в шествиях можно было увидеть различные композиции-карикатуры, посвященные данной теме. И Дюссельдорф не был исключением: три белобородых мусульманина в чалмах приняли позы трех обезьян. На головных уборах фраза «Террор не имеет ничего общего с религией»
Фигуры в позах трех обезьян. Шествие на праздник Розенмонтаг 2015 г. в Дюссельдорфе, Германия. Фото Немецкого информационного агентства (dpa) |
Фото Немецкого информационного агентства (dpa) |
Кёльн (нем. Köln) — один из старейших городов Германии и его герб имеет древнюю историю.
Герб состоит из двух неравных частей. Сверху три короны — это знак евангельских «трех королей» — волхвов, принесших дары младенцу Христу. Католическому миру из апокрифических источниов известны имена и истории «королей». Более того, именно в Кёльне, в знаменитьм Кёльнском соборе хранятся их мощи. Рисунок нижней части герба состоит из 11 каких-то «головастиков». На самом деле имеются в виду слезы девы-мученицы. Святая Урсула в IV в. отказала, вроде бы, самому Атилле, вождю гуннов (хотя даты и не сходятся, но легенда — есть легенда) и была убита со своими спутницами под стенами Кёльна. То есть герб полностью благообразный, католический и привязан к локальной символике.
И вот в современном Кёльне на Зуббельратер штрассе (Subbelrather Str. 16, Köln, Deutschland) [ посмотреть в Google Street View] на торцевой стене дома нарисовано нечто очень похожее на кёльнский герб. Но если присмотреться внимательней, мы увидим совсем другое.
На королевском месте три обезьяны в шутовских колпаках. А вместо слез Урсулы — бананы.
Постепенно три обезьяны становятся одним из символов Кёльна.
Один из самых сильных политиков мира, канцлер германии Ангела Меркель (Angela Merkel), естественно, не может избежать недовольства собой, выражаемого, в том числе, и в политической карикатуре.
В социальных сетях очень широко разошелся рисунок, в котором Ангела Меркель дополняет группу из трех обезьян
Автор не просто изображает фрау Меркель в неприглядном виде высокомерной обезьяны, он еще и обыгрывает знаменитый жест, «крышу Меркель» — сложенные особым образом пальцы, с которыми госпожа канцлер предстает почти на каждом официальном фото.
Жест многие комментаторы пытаются по-разному объяснить, ища какие-то тайные смыслы: внимание к говорящему, защита от сглаза или даже обозначение полового органа. Как бы то ни было, автор карикатуры посчитал, что такая поза удачно дополняет позы трех обезьян.
Как мы знаем, старейший музей России, питерская Кунсткамера из развлекательного собрания диковинок давно превратилась в солидный этнологический музей. Петр I создавал свой «кабинет редкостей» по примеру коллекций, существовавших в «просвещенной Европе». И одна из них — Прусская королевская кунсткамера.
Как и в Петербурге, на основе коллекции Кунсткамеры появился крупный Этнологический музей (Ethnologisches Museum), ныне находящийся в Берлине, в музейном центре «Берлин-Далем» (Lansstraße 8 / Arnimallee 25, 14195 Berlin).
И как и в собрании российской Кунсткамеры, в коллекции берлинского Этнологического музея тоже есть свои три обезьяны.
Небольшие (4,6 см) керамические фигурки произведены в 1985 г. в поселке Гёкуто (玉東町), пригороде города Кумамото на острове Кюсю в префектуре Кумамото региона Кюсю, Япония. В качестве автора указан гончар Рэйзо Нагата (永田禮三).
Простые, даже приимитивные по исполнению, эти обезьянки чрезвычайно притягательны и очень архетипичны. Именно так больше тысячелетия назад изображали своих веселых терракотовых обезьян древние жители города-оазиса Хотан на Великом шелковом пути.
Остается отметить, что подобные фигурки не являются раритетом и во множестве предлагаются в Японии в качестве сувениров. Вы запросто можете позволить себе обезьянок «как в музее». В нашей скромной коллекции тоже есть подобные экземпляры.
Мы уже встречались с традиционными немецкими карнавалами, аналогами масленичных гуляний. И знаем, что три обезьяны особо популярны в городе Кёльне. А что же тогда можно сказать о трех обезьянах на знаменитом Кёльнском карнавале (Kölner Karneval)? Их там много и подтверждением могут служить товары, предлагаемые Эмилем Шуттенхельмом на аукционе Etsy.
Безусловно, народные гуляния перед Великим постом проводились с незапамянтых времен и, скорее всего, происходят вообще с дохристианской эпохи. Но Кёльнский карнавал в его современном виде ведет свое начало лишь с 1823 г.
В Карнавале много лет участвуют особые команды, «карнавальные клубы» со своими названиями, атрибутикой, тематикой и пр. Так получилось, что в 1985 г. как минимум два «клуба» вспомнили про трех обезьян и запечатлели их в памятных медалях-плакетках.
Первый — K.G. Blau-Rot (то есть «Сине-красный») из кёльнского района Делльбрюк (Dellbrück). На их плакетке в явно фирменных сине-красных отчего-то испанских карнавальных костюмах изображены мужчина, женщина и ручная обезьяна. Под ними — лакированный герб Кёльна, название клуба и района, а по рамке вокруг центрального эмалевого изображения расселись семь обезьян. И три верхние из них не видят, не слышат и не говорят. Нам сложно без знания языка (тем более диалектов) точно перевести надпись, идущую под обезьянами, но, кажется, ее смысл:«Мы обезьянничаем в Делльбрюке». А в сочетании с нижними надписями, становится ясно, что обезьянничают давно, с 1969 по 1985 годы.
Второй клуб именуется Lyskircher Junge. Он еще более старый, еще довоенный (1930 г.) и, видимо, более богатый: в плакетке медный сплав, многоцветная эмаль, стразы. Центральное место занимают три обезьяны, но не в классическом виде: это «обезьяны наоборот», которые видят, слышат и говорят.
Опять-таки не смеем утверждать, но кажется, что участники карнавала из Люскирхена в полную противоположность делльбрюкцам «не уподобляются трем обезьянам», согласно надписи на плакетке.
На этом использование символики трех обезьян не ограничивается. Нам просто показалось забавным совпадение и противопоставление девизов двух команд на одном фестивале. А в разные годы на Кёльнском карнавале трех обезьян вспоминали, судя по всему, часто. Но, практически, всегда это была сатира на какие-то актуальные события. У гоподина Эмиля много плакеток на эту тему, давайте для примера взглянем еще на одну:
В 1972 г., видимо, подводили политические итоги 1971 г. Три персонажа изображены в позах трех обезьян. В подписи — слово «Bundeslüga», созвучное «бундеслиге», но, видимо, составленное из слов «Bundes-» («федеральный», здесь в смысле «государственный») и «Lügen» («ложь»). Видимо, три государственных деятеля опять замалчивают какую-то правду.
В архитектуре разных регионов мира на крышах домов можно увидеть различные украшения. Русское название элемента кровли, верхнего гребня двускатной крыши «конёк» говорит нам о том, что почти обязательной была фигура коня. В Европе часты петушки на шпилях или «говорящие» украшения, посвященные тому, чем занимаются владельцы здания, например, на крыше верфи можно ожидать кораблик. Моду на украшения диктовали и архитектурные стили: в готику крыши венчали цветки крестоцвета а барокко приносит причудливых единорогов, драконов или орлов.
В настоящее время фигурки на крышах можно встретить у частных коттеджей с традиционной двускатной кровлей. Популярны коты, совы, драконы, шагающие по коньку лунатики в ночном колпаке или летящие над крышей ведьмы.
В немецком интернет-магазине «Colordach», зарегистрированном в Эспенау (район Кассель, земля Гессен), можно заказать украшения конька крыши (Dachschmuck) для стандартных черепичных кровель, а среди традиционных фигур встречаются три обезьяны «не вижу, не слышу, не говорю».
Керамические фигурки достаточно крупные (45 см), общим весом (с упаковкой) 36 кг.
Весьма любопытно, что три обезьяны свободно влились в традиционную немецкую символику, пусть и в несколько китчевом проявлении.
Игрушечных солдатиков можно найти у разных народов и в разные исторические времена, но как массовое культурное явление это, безусловно, немецкое, прусское изобретение времен «Старого Фрица», короля Пруссии Фридриха Великого.
Солдатики массово изготавливались литьем олова в разъемные на две части формы, отчего изначально были несколько плоскими. Время шло и технологии менялись. Появились объемные формы из гибких, резиноподобных силиконов, позволяющие производить более объемные фигурки.
Но только солдатиками производители не ограничиваются, предлагая оловянную интерьерную скульптуру или только формы для нее.
На одном крупном немецком сайте, посвященном оловянным солдатикам, «Berliner Zinnfiguren» («Берлинские оловянные фигурки»), принадлежащем предприятию, существующему с 1934 г., можно найти силиконовые формы для трех обезьяньих фигурок «не вижу, не слышу, не говорю», либо заказать изготовление подобных фигурок.
Нам здесь интересны не художественные достоинства мелкой пластики (хотя художник постарался максимально разнообразить позы обезьян), но сам факт обращения к «обезьяньей» тематике среди военных миниатюр.
В немецком городе Штутгарт (столица земли Баден-Вюртемберг) уже несколько десятков лет действует небольшой театр Ensemble Materialtheater. И, как следует из названия, в своих представлениях театр использует «материал» — различные предметы. Это могут быть и куклы классического кукольного театра, и просто случайные, казалось бы, предметы.
В спектакле «Три обезьяны» (Drei Affen) по сценарию режиссера Альберто Гарсиа Санчеса (Alberto García Sánchez) наравне с актерами действуют вещи: стул с тремя ножками, жестяная урна, чашки и салфетки.
Притча в жанре буффонады раскрывает отношения человека со своим окружением. Когда вещей было мало, каждую вещь любили, о каждой заботились. С увеличением количества вещей отношения к ним изменились, вещи стали чужими, неуправляемыми.
Ensemble Materialtheater много гастролировал с этим спектаклем, получившим награды и признание зрителей. И каждый раз «визитной карточкой» представления была сцена с тремя актерами в позах трех обезьян над разбитой посудой.
Хотя у театра в репертуаре множество спектаклей, на момент написания этих строк именно фотография с тремя обезьянами используется в оформлении официальной страницы Ensemble Materialtheater в Фэйсбуке.
У юмора как у части человеческой культуры, безусловно, есть национальность. Если же говорить о немецком юморе, первым на ум, чаще всего, приходит имя Лорио (Loriot), артиста, комика, художника, карикатуриста, оперного режиссера и писателя. Да, это псевдоним и даже не немецкое слово (по-французски так называется птица иволга), но Лорио — настоящий немец-пруссак, его настоящее имя Бернхард-Виктор Кристоф-Карл фон Бюлов (Bernhard-Viktor Christoph-Carl von Bülow), а иволгу он взял из фамильного герба своей знатной фамилии.
Бернхард-Виктор мечтал стать актером театра, оперы и кино, но окончание гимназии выпало на военный 1941 г. и юноше из старой офицерской семьи дорога была предопределена. Он отправился танкистом на восточный фронт и воевал успешно, получив «Железные кресты» двух степеней. После войны, позанимавшись случайными работами, по совету отца он учится на художника и рисует карикатуры для журналов.
«После в общей сложности 20 лет учебы я наконец-то стал в состоянии нарисовать человечка, который меня и по сей день кормит...
Герой Лорио-художника — человечек с характерным шишкообразным носом, типичный бюргер, преисполненный собственного достоинства. В любой, даже самой нелепой ситуации его персонаж не теряет самообладания и очень серьезен. Вот на этом конфликте нелепости и серьезности очень часто и держится комичное у автора.
Лорио ушел из жизни признанным мастером, можно сказать, классиком в 2011 г., в возрасте 87 лет. Но и в настоящее время его персонажи живут собственной жизнью. На аукционах можно найти скульптурные изображения, основанные на творчестве Лорио. Нас, в частности, привлекли три бронзовых бюста.
Три человечка с «фирменными» шишковатыми носами приняли мечтательные позы. Оптимист (Der Optimist) прикрывает глаза, Знаток (Der Kenner) сложил ладони домиком на уровне рта, а Мечтатель (Der Träumer) подпер виски (и заодно прикрыл руками уши). Статуэтки забавны и выразительны сами по себе, но в комплекте из трех фигур становится понятной идея автора: это аллюзия на трех обезьян
Бюсты довольно массивные, весом от 2,3 до 3,3 кг каждый и кроме интерьерных украшений могут служить в качестве пресс-папье или подпорок для книг.
А для себя мы отметим узнаваемость символики трех обезьян в Германии даже в таком не очень явном виде, когда позы даются только намеками.
Однажды вдруг подумалось, что у нас на сайте представлены все три составляющих лозунга западного поколения бунтарей 1970-х: есть секс, наркотики и рок-н-ролл. И тут же захотелось найти отечественные аналоги этой троицы. Судя по популярному анекдоту, советского мужчину среднего возраста дожны интересовать кино, вино и домино. Ну что же, фильмов у нас в избытке, алкогольные напитки тоже встречаются. А что у нас с домино?
Идем на международный аукцион eBay и целенаправленно ищем домино с тремя обезьянами. Американские продавцы обнадеживают: такое действительно бывает, а немецкие раскрывают богатый ассортимент.
О происхождении собственно игры ходит много легенд, домнно выводят и с Запада, и с Востока, но название у игры явно западное, католическое: в латыни это форма слова Dominus — «Господь».
В наиболее распространенной версии в наборе 28 костяшек от 0×0 до 6×6, но есть наборы как с меньшим, так и с большим количеством фишек, например, до 9×9.
На немецком eBay продаются старые наборы как 6×6, так и 9×9, как в аккуратных буковых футлярах со сдвижной крышкой, так и в простых картонных коробках.
Причем костяшки во всех случаях и во всех наборах стандартны, размечены до 9×9. а очки обозначены закрашиванием соответствующего числа ячеек белой краской.
На картонной коробке неприметно внизу на английском языке обозначено место происхождения: Made in Western-Germany («сделано в Западной Германии»), что указывает, что игры предназначались на экспорт. Это объясняет, как немецкие наборы домино оказались у американских продавцов.
Можно добавить, что обезьянки на обратной стороне костяшек выполнены грубо, а сами наборы — явно крупносерийная и дешевая продукция.
Три обезьяны — не единственное изображение, украшающее подобные костяшки. Не менее распространены, к примеру, домино с аллигаторами. Нам здесь интересен выбор неизвестного немецкого дизайнера, посчитавшего, что три обезьяны сделают продукт оригинальнее, узнаваемее и, следовательно продаваемее. А еще отметим, что трех обезьян можно найти в произвольно выбранной и при том достаточно узкой теме. Просто ткнуть пальцем в слово «домино»и найти в нем обезьян!
Одна из самых противоречивых личностей в верхушке Третьего Рейха — адмирал Вильгельм Франц Канарис (Wilhelm Franz Canaris). Военную карьеру начал во флоте кадетом. Участвовал в Первой мировой, попал в плен, бежал. Дослужился до капитенцурзее (примерный аналог звания капитана первого ранга) и в 1935 г. назначен начальником военной разведки и контрразведки (Абвер, Abwehr). На этой должности постепенно вырос в звании до адмирала.
В чем противоречивость? Представьте себе, что уже в наше время израильтяне выдвигали Канариса (одного из главных руководителей нацистского государства!) на звание праведника народов мира (חסידי אומות העולם) с увековечиванием имени на горе́ Памяти в Иерусалиме. Несомненно участие Канариса в спасении от уничтожения евреев (объявляя евреев агентами разведки, адмирал способствовал их выезду по каналам Абвера за границы Рейха). Звания праведника Канарис не получил из-за подозрений в причастности к совершению военных преступлений.
Менее подтвержденным считается участие Канариса в заговоре против Гитлера, якобы, готовившимся аж с 1938 г. В 1943 г. несколько мятежников было арестовано среди офицеров Абвера. Как бы то ни было, в 1944 г. адмирал отстранен от командования и уволен в запас. Очередное покушение на Гитлера (взрыв в ставке «Вольфсшанце» 20 июля 1944 г.) снова бросил тень на Канариса. Но окончательные доказательства неблагонадежности адмирала появились только в начале 1945 г., когда Гестапо были обнаружены тайные дневники Канариса, в которых недвусмысленно были описаны контакты адмирала с английской разведкой. Канарис был приговорен к смертной казни и 9 апреля повешен.
Почему вдруг мы вспомнили об этом немецком деятеле? Дело в том, что имя Канариса часто связывается с символикой трех обезьян. В частности, один продавец антикварных меднолитых фигурок с тремя обезьянами по секрету рассказывал, что «точно такая же статуэтка» стояла на столе у адмирала Канариса и это «символ разведки».
Это очень странное утверждение (как композиция «не видеть, не слышать, не говорить» может быть привлекательной для разведчика?) заставило нас обратиться к источникам. И тут всё встало на свои места.
Оказывается, у Вильгельма Франца Канариса в качестве пресс-папье (если верить биографу Карлу Хайнцу Абсхагену) использовалась другая статуэтка:
...На письменном столе, как напоминание о морской карьере начальника, стояла миниатюрная модель крейсера «Дрезден», на котором он участвовал в морских сражениях у Коронеля и у Фолклендских островов. Рядом — пресс-папье с тремя бронзовыми обезьянами на верхней мраморной пластинке. Одна обезьяна напряженно прислушивалась, приложив ладонь к уху, другая внимательно смотрела вдаль, а третья прикрывала рукой рот; эти обезьяны символизировали девиз абвера: его сотрудники должны все слышать и видеть, но не болтать...
Карл Хайнц Абсхаген. Канарис. Руководитель военной разведки вермахта. 1935—1945. Серия: За линией фронта. Биографии. Изд.: Центрполиграф, 2006. ISBN: 5-9524-2258-6. Глава 6.
Абсхагену (Karl Heinz Abshagen) есть основание не доверять полностью: он явно идеализирует своего героя (первая публикация в 1949 «Canaris. Patriot und Weltbürger» («Канарис. Патриот и гражданин мира») Stuttgart 1949) и мелкие незначительные детали могут быть лишь художественным вымыслом в попытке «очеловечить» исторический образ.
Однако описанный вариант композиции с обезьянами реален и вполне подходит для разведки. Это воплощение латинского девиза «Audi, vide, tace» («услышь, увидь, молчи»), используемого как тайными обществами, вроде масонов, так и государственными конторами в сфере безопасности. Например, его можно прочесть на эмблеме чешского аналога ФСБ (Bezpečnostní Informační Služba).
Такие обезьянки встречаются реже классического варианта, но и они достаточно распространены.
Девиз «Audi, vide, tace» появился, очевидно, раньше, чем символика трех обезьян добралась до западного мира, так что мы имеем дело со сращением и переосмысливанием символик.
Совсем недавно православный проповедник, протоиерей Андрей Ткачев рассказал нам о том, что три обезьяны не противоречат христианскому мировоззрению. Интересное совпадение, но почти одновременно трех обезьян вспомнили и в Римско-католической церкви.
В немецком городе Варштайне (Warstein, земля Северный Рейн-Вестфалия) 9 сентября 2018 г. два небольших объединения приходов слились в одно общее и по этому поводу были устроены торжественные мероприятия в церкви Святого Креста в районе Белекке (Heilig-Kreuz-Kirche, Belecke).
Руководил торжествами декан (dechant, католическая должность, аналогичная православному благочинному) Томас Вульф (Thomas Wulf), он же произнес проповедь и самым ярким ее моментом стала демонстрация трех обезьян.
Пастор Томас Вульф назвал трех обезьян символом позиции, которую по-русски вернее всего передать поговоркой «моя хата с краю...»: не вмешиваться ни во что и ничего к себе не подпускать. Причины могут быть разные: горечь и разочарование, последствия горя или страха, робость или желание комфорта.
А для противостояния этим обезьянам безразличия проповедник предложил одно волшебное слово: Еффафа! Так по-арамейски Иисус сказал, творя одно из своих чудес — исцеление глухонемого (Мк 7:34).
Дословно в синодальном переводе это слово передано как «Отверзись!». Христос открывает закрытые до того уши и рот и католики видят в этом событии глубокую символику.
Еще задолго до разделения церквей перед обрядом крещения начал совершаться предварительный обряд «отверзания» (apertio), когда над кандидатом-оглашенным произносилось то же слово «еффафа» как знак того, что будущий член церкви способен воспринять и передать учение.
Пастор завершил проповедь призывом: «Если вдруг вы почувствуете, что к вам подступают три обезьяны, молитесь за себя и за других, громко или тихо и используйте слово Божие: еффафа — отверзись!»
Нам этот случай чрезвычайно интересен тем, как христианство использует символику восточных учений. Да, в проповеди приведена самая примитивная из трактовок трех обезьян, но ведь фигурки, принесенные пастором, по его словам, много лет принадлежали ему лично и даже переезжали с ним с места на место. Вряд ли священник держал обезьян только из-за возможности отрицать их отрицания. Вероятно, они чем-то привлекали своего владельца. И нельзя не отметить прямо противоположное отношение к трем обезьянам у православного пастыря.
Среди настольных игр множество основано на симуляции сражения (например, шахматы), путешествия (хождение фишками по карте, «гусёк») или торговли. Но бывают и игровые имитации других занятий.
Немецкая компания — производитель игр ABACUSSPIELE Verlags GmbH & Co. KG недавно предложило настольную игру двух авторов: Матта Фантистика (Matt Fantastic) и Алекса Кутлера (Alex Cutler), оформленную дизайнером Райнисом Петерсонсом (Reinis Pētersons). Называется игра TEAM3 (англ. «Команда-3»)
Как видно по иллюстрациям на коробке, игру вдохновили три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят, однако посвящена она далекой от символики обезьян области — строительству.
Для игры нужна 1 или 2 команды по 3 человека. Один из них становится архитектором, другой — прорабом, а третий — непосредственно строителем.
У архитектора есть чертеж будущего сооружения, нарисованный на специальной карточке. Но архитектор не может пользоваться языком, он объясняет планы жестами.
Прораб, естественно, не слышит архитектора, но может интерпретировать его знаки и давать команды строителю.
Перед строителем на столе разложены яркие кирпичики, похожие на объемные фигуры из «Тетриса». Из них ему нужно собрать сооружение, соответствующее замыслу архитектора. Проблема в том, что делать это нужно с закрытыми глазами, полагаясь только на команды прораба.
Что мы можем отметить в этом случае? Авторы, используя мотив трех обезьян, полностью абстрагируются от их символического значения, однако применяют обезьяньи образы в оформлении игры, чтобы сделать ее привлекательнее. Кстати, это отнюдь не единственная игра, использующая трех обезьян, больше вы можете найти на сайте Эмиля Шуттенхельма.
Собственный фарфор в Европе впервые получили в саксонском городе Майсене (Meissen), одним из его изобретателей стал алхимик Иоганн Бёттгер (Johann Friedrich Böttger). Первая фарфоровая мануфактура создана в 1710 г., а название города стало сверхпопулярной торговой маркой и своеобразным знаком качества.
«Мейсенский фарфор» или просто «мейсен» (до недавнего времени город по-русски предпочитали называть через «е») до сих пор высоко ценим, а ассортимент продукции постоянно расширяется.
В 2018 г. предприятие «Майсен» выпустило ограниченной серией довольно крупную (высота 41 см) интерьерную скульптуру, созданную молодой художницей Марией Вальтер (Maria Walther).
Это вариация на тему классических трех обезьян, которые закрывают глаза, уши и рот.
Скульптор значительно переработала композицию, посадив обезьян друг на друга и заставив их закрывать глаза и уши друг другу. Но главной новацией стало разнообразие видов. Чаще всего три обезьяны изображаются одинаковыми. Мария Вальтер выбрала трех приматов совершенно разной внешности и разного размера, получив сужающуюся вверх пирамиду.
В нижнем ярусе находится мускулистая горилла. У нее на плечах сидит мандрил, закрывающий горилле глаза руками. На мандриле же, в свою очередь, сидит совсем маленький примат, в классификации которого предприятие путается: то это карликовый маки, то какая-то длиннохвостая мартышка. На наш взгляд это классический лори, скорее всего, карликовый (лат. Nycticebus pygmaeus). То есть художница в поисках разнообразия обезьян вышла за рамки биологической классификации и добавила примата-полуобезьяну. Лори закрывает мандрилу уши своими ногами.
Животные изображены динамично и явно не рады ситуации: горилла скривила рот в недовольстве, мандрил испуганно кричит, а лори застыл, прикрыв рот лапками.
Можно предположить, что серия была успешной, потому что в следующем, 2019 г. серия была повторена, но в очень необычной раскраске: приматов покрыли камуфляжными пятнами.
На наш взгляд, визуально раскраска не самая удачная, т. к. скрадывает мелкие детали скульптуры. Но она дает повод задуматься над смыслами: возможно, невидение, неслышание и неговорение скрывает обезьян от внешнего внимания как камуфляжная форма военных.
Но и это еще не все. Скульптура была коллекционной и дорогой, но «Майсен» предложил более бюджетные варианты, пусть и не такие грандиозные. Вы можете приобрести фарфоровые пробки для бутылок, в которых повторены отдельно три персонажа из скульптурной композиции Марии Вальтер. Конечно, приматы на пробках не выдержаны в единых пропорциях и крошечный лори равен по размеру огромной горилле. Ну и персонажи вынуждены закрывать глаза, уши и рот собственными силами.
Пробки продаются отдельно, каждая упакована в фирменную коробочку с логотипом.
Для нас это любопытный случай развития классической композиции с тремя обезьянами и очередное подтверждение популярности их символики.
История появления популярных игрушек — плюшевых мишек любопытна и не всегда однозначна. Их любят по всему миру. На многих языках называют медведями (или производными уменьшительными словами), иногда добавляя материал — плюш, хотя большинство игрушек уже давно делается не из плюша. Но на английском, немецком, голландском, многих скандинавских и других языках такого медведя назовут именем Тэдди (Teddy bear, Teddybär, Teddybeer и т. д.).
С именем всё предельно ясно: медведей называют так в честь 26-го президента США Теодора (Тэдди) Рузвельта (Theodore Roosevelt).
В ноябре 1902 г. Рузвельт был приглашен на охоту в штате Миссисипи, где не стал стрелять в предварительно загнанного и привязанного медведя-барибала. История с медведем быстро разошлась по средствам массовой информации, став темой ряда политических карикатур. Крупный черный медведь в карикатурном изображении был заменен крошечным медвежонком...
Тема была горячей и коммерсанты придумали, как на этом заработать. Здесь уже история не так однозначна и первенство оспаривается.
По одной версии в Америке бизнесмен Моррис Мичтом (Morris Michtom, еврей российского происхождения, оригинальная фамилия Мишим) со своей женой Розой, увидев карикатуру на Рузвельта, придумали и изготовили игрушечного медведя, назвав его «медведем Тедди». Игрушка пользовалась популярностью, но серьезно заработать на ней не получилось: Мичтом/Мишим не запатентовал ни устройство, ни внешний вид, ни название медведя Тэдди. И только уже после смерти медвежьего изобретателя основанная им компания Ideal Novelty & Toy Company стала крупнейшим производителем кукол в США, попав в струю послевоенного бэби-бума. Компания просуществовала до 1997 г.
Но нам сейчас интересна вторая ветвь истории. По другую сторону океана, в Германии Маргарита Штайф (Margarete Steiff) задолго до описанных выше событий, аж в 1880 г. основала компанию, производящую мягкие игрушки (сейчас Margarete Steiff GmbH). Вообще-то она была портнихой и первые игрушки шила для развлечения, но клиенты стали покупать игрушки для своих детей и скоро хобби заместило профессию, Маргарита стала продавать только игрушки. Фирменной игрушкой Штайф первоначально был слон.
Бизнес рос, фирма увеличивала штат. Делом племянника основательницы, Рихарда Штайфа была разработка новых игрушек, поиск новых идей. Он проводил много времени в зоопарке, делая эскизы и наброски реальных животных. Одним из результатов его поисков стала модель 55PB — реалистичный медведь с подвижными лапами.
На ярмарке игрушек в Лейпциге в 1903 г. такого медведя увидел некто Герман Берг, местный закупщик американской компании George Borgfeldt & Company, заказавший сразу 3 тысячи этих игрушек, которые в США продавались уже как медведи Тэдди.
Мишки сразу же стали новым символом компании «Штайф», потеснив бывшую звезду — слона, а для компании открылись рынки всего мира.
Плюшевых медведей полюбили, они стали заметной частью массовой культуры. В мире сейчас очень много коллекционеров мишек. На коллекционеров обратила внимание и компания «Штайф», до сих пор являющаяся одним из крупнейших производителей этих игрушек. Помимо крупносерийной продукции всех размеров и разнообразных цветов, «Штайф» регулярно производит коллекционные образцы плюшевых мишек, снабжая каждый сертификатом с персональным номером и числом игрушек в партии.
Вот мы и добрались до настоящей цели нашего экскурса.
«Штайф» для своих поклонников выпустила необычную композицию сразу с тремя медведями. Мишки небольшого размера (ок. 12 см) выполнены из дорогого качественного натурального материала — шерсти альпаки и посажены на тонированное буковое основание. В сертификате к каждому набору указан его номер в партии из 1200 экземпляров.
Не требуется особенной наблюдательности, чтобы заметить, что мишки закрывают лапами свои глаза, уши и рот, то есть повторяют собой классическую композицию из трех обезьян.
Обезьяньи позы стали достаточным поводом для создания особенного набора, который должен понравиться преданным клиентам медвежьей компании.
Главный мировой коллекционер трех обезьян Эмиль Шуттетхельм обратил наше внимание на предметы, ранее не попадавшие в сферу интересов — опасные бритвы.
Бритва — вещь интимная и, если можно так сказать, ритуальная. Редко встретишь бо́льшую привязанность владельца, причем передающуюся по наследству из поколения в поколение. Поэтому у производителей весьма актуален вопрос создания успешного брэнда, ведь приученный, лояльный потребитель снова придет за бритвой той же марки.
В Германии многие производители бритв компактно сосредоточены в историческом центре металлообработки — городе Золинген (округ Дюссельдорф земли Северный Рейн — Вестфалия). Компания Шеффер унд Кох (Schäfer & Koch) с начала XX в. известна бритвами под брэндом «Kama» (по именам основателей, Карла Коха и Макса Шеффера.
Но, оказывается, это был не единственный брэнд производителей. На интернет-аукционах мы находим фотографии складных опасных бритв, отчего-то подписанных другой фамилией: Mäuser (Мойсер).
И на полотне клинка, и на его шейке (эрле), и на рукояти бритвы указан этот брэнд.
Конечно же, «Мойсер» повторено и на футляре и в сопроводительной документации.
Но, к примеру, на оборотной стороне шейки по-английски сказано, что бритва «произведена знаменитыми Шеффером и Кохом», а на некоторых футлярах написано (тоже по-английски) о создании в немецком Золингене из отличной шеффилдской (то есть английской) стали.
Вы, конечно, уже увидели, почему нас заинтересовали эти бритвы: логотип всюду сопровождается фирменным знаком — тремя обезьянами, которые не видят, не говорят и не слышат.
Если поискать по интернет-аукционам по результатам закрытых торгов, бритвы выпускались разных форм и размеров. Причем чаще всего они предлагались продавцами из Италии.
Попалась нам и «переходная» модель, правда, совсем «убитая»: на клинке и футляре надписи уже неразличимы, на эрле «Мойсер» и три обезьяны, а на рукояти «Кама».
Конечно, такой предмет мог быть и самосборным из деталей разных бритв.
И еще на одной бритве производитель пошел глубже и добавил третий бренд: у Шеффера и Коха есть бритвы «Мойсер», а среди них есть «Жемчужные бритвы» (Pearl's Razor). Надпись «Мойсер» с полотна клинка исчезла, ее место заняло изображение жемчужины в золотой раковине. А три обезьяны, повторенные дважды, фланкируют центральную картинку. Изображение на шейке и рукояти оставлено неизменным.
У всех продавцов бритвы в разном состоянии от идеального до плачевного, никто не знает или не говорит точные даты производства. Можно сказать только одно, что даже идеальные предметы не выглядят новыми. Некоторые продавцы называют возможный период от 1950-х до 1970-х гг.
Это немецкие товары, предназначенные на экспорт (о чем говорят исключительно англоязычные надписи на футлярах и самих изделиях). Причем как минимум большинство бритв попало в Италию (об этом свидетельствуют адреса продавцов и англоязычные тексты инструкций, которые напечатать дешевле, чем изменить штамп для металла). То есть это послевоенный экспорт.
Мы можем предположить, что изначальный брэнд «Кама» немцы-производители почему-то посчитали или недостаточно привлекательным для иностранцев, или встретили какие-то трудности в продвижении на зарубежные рынки, поэтому был придуман новый бренд. Вряд ли они рассчитывали на смешение с фамилией оружейников Маузер, известной всему миру, тем более сразу после войны. У «Маузера» буква «a» без надстрочных точек-умлаутов, отсюда и разница в чтении с «Мойзером».
Ну а три обезьяны должны были сделать товары привлекательнее и узнаваемее. Вряд ли в них вкладывался хоть какой-то смысл, они просто забавны и просто обязаны понравиться потребителям.
Судя по тому, что следы брэнда нам приходится откапывать по крупицам, расчет на обезьян не вполне оправдал коммерческие ожидания. Брэнд «Кама» на рынке известен лучше.