Исконно.ruТема: искусство

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Обезьяны из музея

 ссылкаОбезьяны из музея

В коллекциях многих всемирно известных музеев находятся произведения, посвященные обезьянам «не вижу, не слышу, не говорю»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Нэцкэ Обезьяна Не вижу, не слышу, не говорю. Масацугу Кайгёкусай. Янтарь. Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA)
НэцкэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам Обезьяна Не слышу, не вижу, не говорю; янтарь; XIX в.
3,3×3,3×3,1 см
Масацугу КайгёкусайПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (懐玉斎正次, 1813—1892), прославленный нэцукэсиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам из Осаки
Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA, 5905 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California, United States), ID экспоната AC1998.249.87

Нэцкэ Обезьяна Не слышу, не вижу, не говорю, Охара Мицухиро (小原 光博)
Нэцкэ Обезьяна Не слышу, не вижу, не говорю; слоновая кость; XIX в.
Охара МицухироПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (小原 光博, 1810—1875), один из наиболее известных нэцукэси из Осаки
Государственный музей искусства народов Востока (Никитский бульвар, 12-а, Москва, Россия), отдел японского искусства, коллекция нэцкэ, экспонат №68

Нэцкэ Три обезьяны, Япония
Нэцкэ Три обезьяны; слоновая кость; XVIII в.; Япония
код NE90-093a
Галерея Zacke, Вена, Австрия (Kohlmarkt 7, Stiege 3/1. Stock 1010 Wien)

Темы: [искусство][музеи] [скульптура]

Девушки укиё-э

 ссылкаДевушки укиё-э

Как заметная часть японской культуры композиция с тремя обезьянами попросту не могла не попасть на гравюры укиё-эПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. И, хотя в большинстве сюжетов обезьяны предстают непосредственно главными героями или фоном на каменных стелах косин-тоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, есть произведения, в которых обезьяны только узнаются.

Один из знаменитых японских художников периода Эдо — Рюрюкё СинсайПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (柳々居辰斎) в серии из трех гравюр-суримоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам изобразил развлекающихся девушек (обычный сюжет для жанра бидзин-гаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам). Но если собрать триптих вместе, становится ясным общий замысел: девушки не говорят, не слышат и не видят

Рюрюкё Синсай, гравюра из триптиха. Период Эдо. 19×20,6 см
Рюрюкё Синсай, гравюра из триптиха. Период Эдо. 19×20,6 см
Рюрюкё Синсай, гравюра из триптиха. Период Эдо. 19×20,6 см
Рюрюкё Синсай, гравюра из триптиха. Период Эдо. 18,8×20,6 см
Рюрюкё Синсай, гравюра из триптиха. Период Эдо. 19×20,6 см
Рюрюкё Синсай, гравюра из триптиха. Период Эдо. 19×20,7 см
Темы: [искусство][укиё-э]

Игроки из Эрмитажа

 ссылкаИгроки из Эрмитажа

В собрании «Эрмитажа» есть известная японская миниатюрная скульптура из слоновой кости, представляющая трех задумчивых обезьян, окруживших доску для какой-то настольной игры. Подпись утверждает, что это «шашки го», что, конечно же, не может быть правдой из-за того, что камни в го ставятся на пересечения линий, а не в клетки и традиционное поле немного побольше. Более всего игра похожа на игру реверси (иначе «отелло»), правда, она — позднее изобретение. Как бы то ни было, если присмотреться к позам обезьянок, можно увидеть намеки на знакомую нам композицию: у правой, чешущей затылок, занят рот; средняя поправляет очки, то есть не видит; у левой подвязки очков совсем прижали уши. То есть за «новаторской» сатирической композицией скрыт и традиционный образ тройственного отрицания: не говорю, не вижу, не слышу.

Синкэйсай Масатоси. Три обезьяны за игрой. Слоновая кость. Япония, Сер. — 2-я пол. XIX в.
Синкэйсай Масатоси. Три обезьяны за игрой. Слоновая кость. 4,1×3,1 см. Япония, Эдо. Сер. — 2-я пол. XIX в.

Темы: [искусство][музеи] [скульптура] [Япония]

Игры в символы

 ссылкаИгры в символы

Тема трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и/или принципа «не видеть, не слышать, не говорить» нередко используется в современном изобразительном искусстве. Тем более, если речь идет о художниках-символистах. Нидерландский живописец Джек Баддели (Jake Baddeley, род. в 1964 г.) изображает мир, наполненный тайными знаками и символами. Картина «Престол» (The Thron) использует образ римской богини Юстиции, по средневековым канонам с повязкой на глазах и обнаженной грудью, дополняя ее двумя богами до «обезьяньей» троицы

Престол (The Thron). Джек Бэдделей (Jake Baddeley), 2009 г.
Престол (The Thron). Джек Баддели (Jake Baddeley), 2009 г. 80×70 см, холст, масло

Ссылки

Темы: [искусство][живопись]

Можно и без ног

 ссылкаМожно и без ног

Прославленный киотский художник Маруяма ОкёПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (円山応挙) обращался к теме трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, предложив свою, независимую от Кайгёкусая МасацугуПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам композицию с одной обезьяной, заменяющей сразу трех. При этом она справляется только при помощи рук.

Маруяма Окё. Одна обезьяна, прикрывающая лапами глаза, уши и рот
Маруяма Окё. Одна обезьяна, прикрывающая лапами глаза, уши и рот
Общий вид свитка. Частная коллекция Oni Zazen, Нью-Йорк, США
Общий вид свитка. Частная коллекция Oni Zazen, Нью-Йорк, США
Темы: [искусство][укиё-э]

Ученые обезьяны

 ссылкаУченые обезьяны

Современный английский художник Дэмиэн Бузугбе (Damian Buzugbe), известный также в сети под псевдонимом OmenD4 — специалист в разработке персонажей как в плоской, так и в трехмерной графике.

В его работе «Три очень умные обезьяны» (Three Very Wise Monkeys, 2012 г.) мы видим шимпанзе в белых халатах с микроскопами. Сильный образ.

Дэмиэн Бузугбе. Три очень умные обезьяны. 2012 г.
Дэмиэн Бузугбе. Три очень умные обезьяны. 2012 г.

Ссылки

Темы: [искусство][живопись]

Атака клонов

 ссылкаАтака клонов

Издавна в Японии хорошо знаком и любим классический китайский роман У Чэнъэня «Путешествие на Запад» (1590-е гг.) о приключениях царя обезьян Сунь-УкунаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Только по-японски его имя читается как Сонгоку. О нем читали в первоисточнике и переложениях, его иллюстрировали и ставили по нему спектакли. В частности, сцены из романа популярны в театре Кабуки. Среди избранных моментов победа Сонгоку над полчищами врагов с помощью особых способностей. Волшебная обезьяна вырывала у себя клок волос и превращала их в маленьких обезьянок — свои подобия-клоны.

Сотня боевых обезьян стала популярным сюжетом для татуировок, отделки оружия и других «мужественных» способов применения.

В собраниях некоторых художественных музеев есть примечательные цубыПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (гарды японских мечей), использующие тему ста обезьян. Все они похожи между собой, различаясь в деталях и материале. Множество фигур дают простор художнику использовать разнообразные, часто забавные позы и композиции. В верхней части цубы обычно можно найти трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, которые не видят, не слышат и не говорят.

Цуба «Сто обезьян»
Цуба «Сто обезьян», серебро. 7,25×6,88×0,52 см. Нода Мицухиро II (1748—1823 гг.), Эдо (ныне Токио), Япония. Художественный музей Уолтерса, Балтимор (штат Мэриленд), США. Инв. №51.133
Деталь цубы, три обезьяны
Деталь цубы, три обезьяны «не вижу, не слышу, не говорю»
Цуба «Сто обезьян»
Цуба «Сто обезьян». Латунь-сентоку (宣徳, сплав меди, свинца и цинка). Охара Мицухиро (大原光廣), Ягами, провинция Хидзэн, Япония. Британский музей, Лондон, Великобритания. Инв. №OA+.3319
Темы: [искусство][музеи] [украшения] [холодное оружие] [Япония]

Обезьяны в жанре ню

 ссылкаОбезьяны в жанре ню

Французская художница Франсин Ван Хов (Francine Van Hove, род. в 1942 г.) — признанный мастер света и обнаженного женского тела. Ее натурщицы горячо любимы не только в собраниях галерей и частных коллекций, но и в социальных сетях. И, между прочим, в своем творчестве она обращалась к теме трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Полотно «Les Trois singes» раскрывает тему необычно: роли всех трех обезьян исполняет одна девушка, этот прием не нов, но лишь один раз она дана в живописной технике, два других ее портрета — графические эскизы, будто бы висящие на стене. Мы видим портреты в портрете и только вместе они образуют законченную композицию.

Три обезьяны (Les Trois singes). Франсин Ван Хов (Francine Van Hove), 2004 г.
Три обезьяны (Les Trois singes). Франсин Ван Хов (Francine Van Hove), 2004 г. 116×73 см, холст, масло. Частная коллекция

Ссылки

Темы: [искусство][живопись]

Хокусай у Пушкина

 ссылкаХокусай у Пушкина

Самым знаменитым художником Японии можно уверенно назвать Кацусику ХокусаяПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, его «Волна в Канагаве» — первое произведение, приходящее на ум при упоминании японских гравюр укиё-эПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Ксилография — продукция достаточно массовая, поэтому та же «Волна» встречается во многих собраниях, например в московском Пушкинском музее (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; ул. Волхонка, 12). Но нас сейчас интересует не она, а другая гравюра мастера, называемая музеем «У могильного камня». Вернее даже не она, а тот самый камень.

Суримоно. Кацусика Хокусай. 1800 (?) г. Цветная ксилография. 152×198 мм. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Инв. №А-30457. В собрании с 1924 г.
Суримоно. Кацусика Хокусай. 1800 (?) г. Цветная ксилография. 152×198 мм. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Инв. №А-30457. В собрании с 1924 г.

Итак, перед нами бытовая сцена на фоне каменной стелы. На стеле два иероглифа: 庚申 (яп. ко-синПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам или кит. гэн-шеньПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам) и изображения трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, которые не видят, не слышат и не говорят. Всем, кто хотя бы немного знаком с историей символики трех обезьян, должно быть понятно, что этот камень не может быть «могильным», как определили в музее. Он ближе к придорожным межевым и пограничным знакам, это стела косин-то или косин-дзукаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, устанавливаемая во время ритуального бденияПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам в ночь ко-син и служащая своеобразным охранным амулетом для поселения. В интернете можно найти фото стел косин-то с очень похожей иконографией.

Стела косин-то около храма Хэйрин-дзи (Сайтама, Япония)
Стела косин-то около храма Хэйрин-дзи (Сайтама, Япония)

Интересно, что гравюра датирована 1800 г. Вероятно источником датировки послужили те же иероглифы 庚申. Ведь сочетаниями небесных стволовПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и земных ветвейПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам обозначаются не только дни, но и года. Год ко-син повторяется каждые 60 лет. В период творчества Хокусая он выпадал именно на 1800 г. Мог ли художник зашифровать в записи на камне год создания гравюры? Мог, конечно. Но совершенно не обязательно. Надпись «ко-син» сама по себе нагружена значениями. Это знак границы миров, призыв к праведной жизни и пожелание счастливо избежать кары за жизненные проступки.

Темы: [искусство][музеи] [укиё-э] [Япония]

Детские шалости

 ссылкаДетские шалости

Мы уже неоднократно видели отражение темы трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам в традиционных японских гравюрах укиё-эПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Художник Рюрюкё Синсай нам продемонстрировал триптих, в котором, вроде бы, в отвлеченных позах персонажей «зашифрована» символика трех обезьян. И вот еще один пример, на сей раз из собрания Художественных музеев Гарварда (Harvard Art Museums), Кембридж, Массачусетс, США.

Еще более прославленный столичный японский художник Кэйсай ЭйсэнПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам знаменит портретами красавиц-куртизанок бидзин-гаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и эротическими гравюрами сюн-га, но в нашем случае тематика целомудренна: три обезьяны на трех цветных гравюрах-суримоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам переданы через детские шалости. Кажется, решение Кэйсая не столь изящно: для листа «не говорить» он дал ребенку обезьянью маску, прямо указывая зрителю, что персонаж играет роль обезьяны, прикрывающей рукой рот. Обезьянка «не видеть» закрывает руками глаза мужчине, который несет ребенка на плечах, а «не слышать» затыкает уши от резкого звука праздничной дудки.

Гравюра «Не слышать». Кэйсай Эйсэн
Гравюра-суримоно «Не слышать». Кэйсай Эйсэн
. 20,7×18,4 см. Из собрания Harvard Art Museums. Инв. №1933.4.974
Гравюра «Не говорить». Кэйсай Эйсэн
Гравюра-суримоно «Не говорить». Кэйсай Эйсэн
. 20,5×18,5 см. Из собрания Harvard Art Museums. Инв. №1933.4.975
Гравюра «Не видеть». Кэйсай Эйсэн
Гравюра-суримоно «Не видеть». Кэйсай Эйсэн
. 20,9×18,5 см. Из собрания Harvard Art Museums. Инв. №1933.4.976

Темы: [искусство][музеи] [укиё-э] [Япония]

Шестидесятый герой

 ссылкаШестидесятый герой

Гравюры укиё-эПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам уже не один раз привлекали наше внимание. Прославленный художник Утагава ЁсиикуПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам работал в жанре иллюстрации газетных новостей, однако более известен сериями работ с иллюстрациями к придворному роману «Гэндзи-моногатари»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам и феодальным «Хроникам Великого мира» («Тайхэйки»). В серии «Героев Тайхэйки» под номером 60 значится портрет воина Иноуэ Дайкуро. За его спиной изображена стела косин-дзукаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам

Портрет Иноуэ Дайкуро. Гравюра из серии «Герои Хроник Великого мира». Утагава Ёсиику. 1867 г.
Портрет Иноуэ Дайкуро. Гравюра из серии «Герои Хроник Великого мира». Утагава Ёсиику. 1867 г.
Темы: [искусство][укиё-э]

Обезьяны ядерной катастрофы

 ссылкаОбезьяны ядерной катастрофы

Австралийский художник Том Кристенсен (Tom Kristensen; род. в 1962 г.) по происхождению из семьи европейцев, а по профессии специалист в садово-парковом дизайне. Но однажды он решил попробовать себя в традиционной технике цветной гравюры и теперь с успехом занимается искусством.

Художника явно притягивает Япония. Среди его работ есть серия в жанре кайдзю-манга с изображением традиционных монстров.

Давайте рассмотрим одну из гравюр, «Намадзу и сару» (сом и обезьяны). В многоцветной ксилографии (а для каждого цвета приходится вырезать свою доску) перед нами предстает гигантская рыба. Это сом о-намадзу. Он лежит где-то под морем, сдерживаемый силой богов. По японским легендам его движения вызывают землетрясения. Землетрясение рождает гигантскую волну, размывающую знак радиационной опасности, приводя к пламени пожара. Да, перед нами метафора ядерной катастрофы на японской АЭС в Фукусиме в 2011 г. Тогда волна цунами повредила систему охлаждения ядерных реакторов, персонал станции не успел предпринять необходимых мер, что привело к серии взрывов и выбросу радиоактивных материалов в окружающую среду.

Сом и обезьяны. Цветная гравюра на дереве. Том Кристенсен. Май 2011 г. Лист №9 в серии Кайдзю-манга. Тираж 40 листов
Сом и обезьяны. Цветная гравюра на дереве. Том Кристенсен. Май 2011 г. Лист №9 в серии Кайдзю-манга. Тираж 40 листов

Вернемся к картинке. Маленькие ученые обезьянки не выражают своими позами никакого беспокойства, видимо, именно они разместили на спине чудовища опасное содержимое и не видят, не слышат и не говорят о проблемах.

Любопытно, что связь трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам с сомом, вызывающим землетрясения, отмечена и в традиционном японском искусстве. В американском музее Метрополитэн есть нэцкэ с похожей композицией.

Темы: [искусство][гравюра]

Обезьяны Забайкалья

 ссылкаОбезьяны Забайкалья

В российской сибирской республике Бурятия изобразительное искусство представляет собой причудливый синтез европейского (в том числе русского) и восточного (прежде всего, традиционного буддистского) визуальных языков при постоянных поисках своего лица, собственной идентичности.

Творчество бурятской художницы Аллы (по паспорту Альбины) Ойдоповны Цыбиковой (1951—1998 гг.) насколько своеобразно, настолько же и характерно. Получив классическое художественное образование (отделение театрально-декорационной живописи Суриковского института в Москве), Алла вернулась в Бурятию, где, помимо театрально-оформительских работ, занималась и станковой живописью.

Одно из наиболее известных произведений Аллы Цыбиковой — триптих «У истока», причем чаще воспроизводят боковые, портретные части триптиха, оставляя сложную центральную композицию без внимания. А нам как раз интересна именно она.

Алла Цыбикова. «У истока», 1982—83 гг.
Алла Цыбикова. «У истока», 1982—83 гг.

В левой части девушка на фоне еще холодного забайкальского пейзажа ранней весной. В руках лилия — явная отсылка к западноевропейским ангелам, прежде всего, к сцене Благовещения. Справа задумчивая женщина с сосудом в руках. Сама художница в качестве источника называла Марию Магдалину. А в центральной части триптиха весьма сложный пейзаж с многочисленными аллегорическими фигурами, которые язык не поворачивается назвать «стаффажем» — это равноценные составляющие многогранного, полицентрического повествования: тут и мистическое древо с источником у корней, и мать с ребенком (начало жизни), всадник на светлом коне, старик в лодке (комментаторы в один голос вспоминают перевозчика Харона), а вдали меж гор под светом радуги — океан, к которому всё стремится...

Алла Цыбикова. «У истока», фрагмент
Алла Цыбикова. «У истока», фрагмент: три обезьяны

А на переднем плане — три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят. Сама художница описывала их так:

...Что до трех обезьян, то в них я по причине своей не очень большой грамотности в восточных делах вложила свое толкование: не слышу, не вижу, молчу — непознаваемость и безнадежность поиска смысла жизни...

Алла Цыбикова
Алла Цыбикова

Литература: Кореняко В. А. Альбина Цыбикова — Художник и друг / Вестник Евразии № 2, 2003

Темы: [искусство][живопись]

Японский Левша в советской Сибири

 ссылкаЯпонский Левша в советской Сибири

В собрании Томского областного краеведческого музея есть одно необычное панно. Вернее, необычно не оно само (в мире известно немало аналогов), неожиданно его появление в Томске.

В глубоком рельефе на деревянной доске довольно близко повторяется резьба, украшающая конюшню в ритуальном комплексе Тосёгу, святилище-мавзолее японского сёгуна Токугава Иэясу в городе НиккоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Да, это самые известные в мире три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, приписываемые резцу полулегендарного скульптора Хидари (Левши) ДзингороПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Панно с тремя обезьянами из собрания Томского краеведческого музея
Панно с тремя обезьянами из собрания Томского краеведческого музея. Фото агентства новостей ТВ2

Томская реплика меньше оригинала, с менее глубокой резьбой и вместо полихромной окраски местами украшена фактурной обработкой поверхности (к примеру, шерсть обозначена штрихами-бороздками). Фронтально рисунок передан очень близко, но взаимное положение элементов в глубину заметно отличается, можно предположить, что панно создавалось по фотографии или подробной зарисовке оригинала из Никко. Известны, например, довоенные почтовые открытки с тремя обезьянами, любая из них могла послужить источником вдохновения.

Панно с тремя обезьянами. Общий вид
Панно с тремя обезьянами. Общий вид. Фото агентства новостей ТВ2

По словам сотрудников музея, о предмете не известно ничего, кроме поздней записи о поступлении от местной жительницы (Трегубовой) в 1945 г. Елена Анатольевна Малофиенко предполагает, что панно попало в Советский Союз в качестве «трофея» заключительного этапа Второй мировой войны — разгрома Японской империи.

Елена Анатольевна Малофиенко рассказывает о панно
Старший научный сотрудник научно-хранительского отдела Томского областного краеведческого музея Елена Анатольевна Малофиенко рассказывает о панно и символике трех обезьян. Кадр из видео агентства новостей ТВ2

Да, год поступления экспоната — сильный аргумент, однако, не решающий. Японские символы могли попасть в Сибирь и ранее: из военных конфликтов можно вспомнить советско-японские столкновения в Манчжурии, а до того японское участие в интервенции или русско-японскую войну начала XX в. Нельзя списывать со счетов и мирное приобретение. Кроме того, не нужно забывать огромное число японских военнопленных и перемещенных лиц, оказавшихся в Сибири. Ведь матер мог изготовить панно и на месте, а вручение в качестве подарков разнообразных поделок «сидельцев» — давняя советская и российская традиция. Здесь могло бы быть полезным определение вида древесины. С большой долей вероятности место изготовления соответствует ареалу произрастания дерева.

Фрагмент панно. Обезьяна Кикадзару (не слышать)
Фрагмент панно. Обезьяна Кикадзару (не слышать). Фото агентства новостей ТВ2

Кто же мог изготовить панно с тремя обезьянами? Если датировка верна, то резчик — японец или мастер, находящийся в зоне культурного влияния Японской империи. Интересно, что автор выбрал из произведений Дзингоро не куда более эффектных драконов, не знаменитую спящую кошку нэмури-нэко, не нагруженных разноплановой символикой карпов-кои, не, в конце концов, антропоморфный персонаж, которые у японского Левши, как и у античного скульптора Пигмалиона, по легенде, оживали. Резчик выбрал обезьян. Не были ли они связаны для него с именем Токугавы Иэясу, первого сёгуна из династии Токугава, завершившего объединение страны и создавшего ставку правительства в замке Эдо?

Любопытно, что противники Японии по Второй мировой войне пытались использовать символику трех обезьян в пропагандистских целях (см. листовку Союзнического Офиса Дальневосточного Взаимодействия)

Темы: [искусство][музеи] [скульптура]

Экспрессия чувств

 ссылкаЭкспрессия чувств

В богатейшей коллекции Британского музея (Грэйт Рассел стрит, Лондон, Великобритания) есть немало экспонатов, связанных с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Мы уже видели гарду японского меча и китайское литое украшение с обезьянами, а теперь обратимся к японскому свитку суримоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, работе автора гравюр укиё-э Ёкоямы КадзанаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Ёкояма Кадзан. Суримоно «Три обезьяны». Гравюра на дереве. Предположительно 1800—1837 гг.
Ёкояма Кадзан. Суримоно «Три обезьяны». Гравюра на дереве. 22×57,3 см. Предположительно 1800—1837 гг. Инв. №1993,0405,0.10. Подпись: «Кадзан»
Левая часть суримоно. Обезьяна «не слышу»
Левая часть суримоно. Обезьяна «не слышу»
Правая часть суримоно. Обезьяны «не вижу» и «не говорю»
Правая часть суримоно. Обезьяны «не вижу» и «не говорю»

Обезьяны на гравюре Кадзана композиционно напоминают трех обезьян из НиккоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, особенно тем, что левая фигура «не слышу» несколько отдалена от тесной группы двух других обезьян (но их порядок не совпадает).

Если на резном панно в Никко обезьяны довольно статичны, то у Кадзана они экспрессивны, полны движения. Левая обезьяна с криком и ужасной гримасой показана, видимо, в рывке прыжка. Средняя в опаске пригибается, правая же от неожиданности опрокидывается назад и опирается на руку.

Темы: [искусство][музеи] [укиё-э] [Япония]

Солдаты Ганди

 ссылкаСолдаты Ганди

Модный индийский художник Субодх Гупта (Subodh Gupta)Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам известен крупными инсталляциями, в которых во множестве использует традиционную металлическую утварь: чайнички, ведерки, кувшины, подносы и всякие прочие шумовки. Огромные символические фигуры, составленные из привычных мелких бытовых предметов производят впечатление на зрителей, кураторов и коллекционеров.

В 2008 г., используя свою фирменную технику, Субодх Гупта создал композицию под названием «Gandhi's Three Monkeys» («Три обезьяны Ганди»).

Композиция «Три обезьяны Ганди», Субодх Гупта, 2008 г.
Композиция «Три обезьяны Ганди», Субодх Гупта, 2008 г.

Композицию составляют три скульптуры, представляющие головы трех солдат. Один из них в темных очках, второй в противогазе, а третий в маске-балаклаве. Очевидно, автор таким образом повторял схему трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Одна из трех фигур композиции «Три обезьяны Ганди» Одна из трех фигур композиции «Три обезьяны Ганди» Одна из трех фигур композиции «Три обезьяны Ганди»

Как нам известно, лидер индийской нации и идеолог ненасилия Махатма ГандиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам действительно ценил символику трех обезьян и три обезьяны в Индии неразрывно связываются с его именем. Но чего же хотел сказать художник своими обезьяньими солдатами, наполненными чайниками?

Первая персональная выставка, на которой были показаны «Обезьяны Ганди», предварялась цитатой, приписываемой (хоть и очень спорно) Юлию Цезарю:

Beware the leader who bangs the drums of war in order to whip the citizenry into a patriotic fervor, for patriotism is indeed a double-edged sword. It both emboldens the blood, just as it narrows the mind.

And when the drums of war have reached a fever pitch and the blood boils with hate and the mind has closed, the leader will have no need in seizing the rights of the citizenry. Rather, the citizenry, infused with fear and blinded by patriotism, will offer up all of their rights unto the leader and gladly so.

How do I know? For this is what I have done. And I am Caesar.

Берегитесь вождя, что, стуча в барабаны войны, вгоняет граждан в патриотическую горячку, ибо патриотизм, безусловно, есть обоюдоострый меч. Он не только сгущает кровь, но и разжижает ум.

И когда барабаны войны достигнут пика, а кровь вскипает от ненависти, когда мозги отключены, вождю не потребуется отбирать права у граждан. Скорее, сами граждане, наполненные страхом и ослепленные патриотизмом, принесут свои права вождю и будут рады этому.

Откуда мне знать? Я так сделал. И я — цезарь. Перевод с английского Исконно.ru

Скульптурная композиция, поучаствовав в нескольких выставках, приобретена Катарским культурным центром и ныне демонстрируется в Дохе (Катар).

Субодх Гупта
Субодх Гупта
Темы: [искусство][музеи] [скульптура]

У берлинских этнологов

 ссылкаУ берлинских этнологов

Как мы знаем, старейший музей России, питерская Кунсткамера из развлекательного собрания диковинок давно превратилась в солидный этнологический музей. Петр I создавал свой «кабинет редкостей» по примеру коллекций, существовавших в «просвещенной Европе». И одна из них — Прусская королевская кунсткамера.

Как и в Петербурге, на основе коллекции Кунсткамеры появился крупный Этнологический музей (Ethnologisches Museum), ныне находящийся в Берлине, в музейном центре «Берлин-Далем» (Lansstraße 8 / Arnimallee 25, 14195 Berlin).

И как и в собрании российской Кунсткамеры, в коллекции берлинского Этнологического музея тоже есть свои три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Три обезьяны в собрании Этнологического музея, Берлин. Инв. № I D 51492 a—c
Три обезьяны в собрании Этнологического музея, Берлин. Инв. № I D 51492 a—c

Небольшие (4,6 см) керамические фигурки произведены в 1985 г. в поселке Гёкуто (玉東町), пригороде города Кумамото на острове Кюсю в префектуре Кумамото региона Кюсю, Япония. В качестве автора указан гончар Рэйзо Нагата (永田禮三).

Простые, даже приимитивные по исполнению, эти обезьянки чрезвычайно притягательны и очень архетипичны. Именно так больше тысячелетия назад изображали своих веселых терракотовых обезьян древние жители города-оазиса ХотанПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам на Великом шелковом пути.

Остается отметить, что подобные фигурки не являются раритетом и во множестве предлагаются в Японии в качестве сувениров. Вы запросто можете позволить себе обезьянок «как в музее». В нашей скромной коллекции тоже есть подобные экземпляры.

Темы: [искусство][Германия] [музеи] [скульптура] [Япония]

Художник из обезьяньего рода

 ссылкаХудожник из обезьяньего рода

В собрании Художественного музея Индианаполиса (Indianapolis Museum of Art или IMA, Индианаполис, Индиана, США), в разделе азиатского искусства находится живописное произведение на шелке с изображением трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Три обезьяны, Мори Сонэцу, ок. 1820 г., тушь, цветные краски, шелк
Три обезьяны, Мори Сонэцу, ок. 1820 г., тушь, цветные краски, шелк. Размер (с полями) 137×72 см. Инв. №2000.60

Авторская подпись и печать гласит «Сонэцу». Фамилия у этого художника прославленная: Мори.

Сонэцу Мори происходит из художественной династии. Его дед, Сосэн Мори был, пожалуй, самым знаменитым «обезьяньим» художником Японии. Говорят, что Сосэн утверждал, будто в числе его предков была обезьяна. Сосэн добивался особой реалистичности в изображении обезьян. Ради этого ему даже пришлось сменить художественную школу (поступок сродни предательству), чтобы обогатить свой художественный арсенал новыми техниками. Городской житель, Сосэн перебрался в горы и три года вел жизнь горного отшельника, чтобы наблюдать любимых обезьян. В результате он стал признанным мастером, а его «обезьяньи» работы назывались «божественными».

Отец автора, Тэцудзан Мори был учеником великого Маруямы ОкёПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, еще одного любителя обезьян и изобретателя оригинальной композиции, в которой одна обезьяна заменяет трех.

Так что Сонэцу Мори было просто суждено обратиться к обезьяньей тематике. С точки зрения композиции его решение вполне традиционно: одна обезьяна несколько противопоставлена группе из двух. Технически Сонэцу изображает мех животных чрезвычайно мягкими растушевками, как бы оставляя его вне поля резкости, добавляя картине глубину. Взгляд приковывается к наиболее четким деталям: лицам и лапам обезьян.

Темы: [искусство][живопись] [музеи] [Япония]

Окимоно из Иллинойса

 ссылкаОкимоно из Иллинойса

В американском штате Иллинойс в слившихся соседних городках Урбана (Urbana) и Шампейн (Champaign) расположился крупнейший кампус Иллинойсского университета, а при нем работает основанный в 1911 и открытый для широкой публики в 2002 г. этнографический музей, названный в честь благотворителей Уильяма и Кларисы Спёрлок. Чаще всего его называют просто «Музей Спёрлок» (Spurlock Museum).

Собрание музея насчитывает более 50 тыс. экспонатов, посвященных истории человеческой культуры, поступивших из коллекций университета и частных собраний. И первой по значимости среди даров музею называют коллекцию резной японской и китайской скульптуры, переданную в 1999 г. Фредом Фройдом (Fred A. Freund).

В постоянной экспозиции музея сразу несколько скульптурных композиции из коллекции Фройда посвящены обезьянам, а одна, весьма примечательная скульптура-окимоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам — трем обезьянам.Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Окимоно «Три обезьяны» из собрания Музея Спёрлок. Япония, период Мэйдзи, около 1880 г. Дерево, резьба. Инв. №1999.13.0019
Окимоно «Три обезьяны» из собрания Музея Спёрлок. Япония, период Мэйдзи, около 1880 г. Дерево, резьба. Инв. №1999.13.0019

Несмотря на малые размеры (высота 9,4 см, ширина 6,5 см, глубина 5,0 см, вес 84 г), композиция монументальна и величественна. Возвышающаяся в полный рост над двумя сидящими фигурами и опирающаяся на них обезьяна, немного склонив голову, как бы в сочувствии, прикрывает сидящим рот и глаза, а они, в свою очередь, тянутся вверх, чтобы прикрыть уши у стоящей фигуры. Между собой нижние обезьяны тоже взаимодействуют: левая прикрывает правой ухо. Только правая фигурка одета: на ней кимоно с коротким рукавом.

Вся композиция очень цельная: фигуры образует собой устремленную вверх коническую форму, прочно стоящую на широком основании. Несмотря на общую симметричность и статичность композиции, в деталях чувствуется напряжение и движение: небольшие повороты и наклоны, перехватывание одной лапки другой оживляют форму.

Темы: [искусство][музеи] [скульптура] [Япония]

Дело — табак

 ссылкаДело — табак

Табак попал в Японию сравнительно поздно, на рубеже XVI и XVII вв., очевидно, через голландцев, но курение распрстранилось быстро и повсеместно. Курить стали все и всюду, а единственным противником вредной привычки за всю японскую историю стал эксцентричный «собачий сёгун» Токугава Цунаёси.

Китагава Утамаро. Женщина, выпускающая трубочный дым. Фрагмент. Гравюра, 1792—1793 г.
Китагава Утамаро. Женщина, выпускающая трубочный дым. Фрагмент. Гравюра, 1792—1793 г.

Курили в Японии очень тонкие и длинные трубки с маленькими чашками (порция табака в них обычно меньше, чем в современной сигарете). Табак, трубку и иные принадлежности носили с собой. Так как в традиционном японском костюме отсутствуют карманы, мелкие носимые вещи в специальных футлярах крепились к поясу, называясь сагэмоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (下げ物, «подвешенное»). Табак носился или в мягком кисете из кожи или ткани, или же в твердой табакерке, тонкоцу (とんこつ).

15 апреля 2017 г. аукционный дом Jasper52 (Нью-Йорк) выставил на продажу интересный комплект сагэмоно, предназначенный для ношения табака: собственно табакерка-тонкоцу; скользящая бусина-одзимэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, не дающая подвешенной табакерке открыться и брелок-нэцкэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, при помощи которого табакерка крепится на поясе. Не представляя собой какой-то особой, выдающейся художественной ценности, этот комплект очень интересен для нас своим решением, ведь все три предмета в нем исполнены в виде трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Нэцкэ, обезьяна «не слышу»
Нэцкэ, обезьяна «не слышу»
Одзимэ, обезьяна «не вижу»
Одзимэ, обезьяна «не вижу»
Тонкоцу, обезьяна «не говорю»
Тонкоцу, обезьяна «не говорю»

Аукционисты относят комплект по дате к середине XIX в., а по стилистике к «народному творчеству» мингэй. Ожидаемая цена лота составляла 4,5—6 тыс. долларов. Лот не набрал требуемой суммы и был снят с торгов.

Комплект сагэмоно, три обезьяны, Япония, сер. XIX в.
Комплект сагэмоно, три обезьяны, Япония, сер. XIX в.
Темы: [искусство][декоративно-прикладное искусство] [скульптура] [Япония]

 Родительские темы

[культура] [творчество] 

 Дочерние темы

[архитектура] [декоративно-прикладное искусство] [дизайн] [изобразительное искусство] [кинематограф] [музыка] [народное творчество] [стрит-арт] [театр] [фольклор] 
Исконно.ru
Исконно.ru

Коллекция обезьян
Словарь по трем обезьянам
Три обезьяны в культуре и искусстве
Библиотека по трем обезьянам

Толковый словарь по ножам

Четки

О проекте / Координаты

Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест