Издавна в Японии хорошо знаком и любим классический китайский роман У Чэнъэня «Путешествие на Запад» (1590-е гг.) о приключениях царя обезьян Сунь-Укуна. Только по-японски его имя читается как Сонгоку. О нем читали в первоисточнике и переложениях, его иллюстрировали и ставили по нему спектакли. В частности, сцены из романа популярны в театре Кабуки. Среди избранных моментов победа Сонгоку над полчищами врагов с помощью особых способностей. Волшебная обезьяна вырывала у себя клок волос и превращала их в маленьких обезьянок — свои подобия-клоны.
Сотня боевых обезьян стала популярным сюжетом для татуировок, отделки оружия и других «мужественных» способов применения.
В собраниях некоторых художественных музеев есть примечательные цубы (гарды японских мечей), использующие тему ста обезьян. Все они похожи между собой, различаясь в деталях и материале. Множество фигур дают простор художнику использовать разнообразные, часто забавные позы и композиции. В верхней части цубы обычно можно найти трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.
Феномен японского меча в культурном плане заслуживает пристального внимания и отдельных исследований. В мире известно множество национальных школ изготовления холодного оружия и у каждой найдется и славная история, и собственные легенды. И только японские мечи вошли в мировую массовую культуру. Мальчишки по всему миру бредят катанами — мечами самураев.
Китайский мальчик Чао-По (позже он возьмет псевдоним Пол) Чен, выросший на Тайване, тоже мечтал о японских мечах и начал делать их себе сам. На его поделки неожиданно оказался хороший спрос, что, в конце концов, привело к созданию полноценного производства в материковом городе Далянь (бывший русский Дальний рядом с Порт-Артуром). Мечи стали продаваться под маркой Hanwei, а на американском рынке продукцию Пола Чена представляла компания «CAS Iberia». В конце концов Пол Чен выкупил своего американского представителя и объединил брэнды под одной маркой CAS Hanwei. И пусть мечи под этой маркой называют «репликами», они очень хорошо известны тем, кто проводит практические занятия с мечами, например иайдо. Изделия Пола Чена — полнофункциональные мечи, близкие по характеристикам к историческим прототипам.
И среди японских мечей, выпускаемых Полом Ченом, есть мечи, посвященные трем обезьянам (большой меч катана и средний — вакидзаси). В оформлении обоих мечей многократно изображены обезьяны: на навершии-касира, муфте-фути и гарде-цуба. Только в качестве мэнуки использовано изображение персиковой ветви.
Среди различных по функциям ножей есть класс ножей кабинетных. Изначально они использовались для разрезания неразделенных печатниками бумажных страниц в книгах и газетах, вскрытия конвертов и прочих канцелярских целей. В настоящее время какое бы то ни было практическое применение сошло на нет и ножи эти служат украшением стола и признаком статуса владельца.
Кабинетные ножи часто особо украшаются, в их изготовлении используют ценные материалы и разнообразные техники декорирования. Не случайно подобные изделия любят различные художественные мастерские, занимающиеся производством ножей: в них можно и раскрыть свои возможности, и, что немаловажно, их можно выгодно продать: статусные вещи обычно стоят дороже трудозатрат и материалов.
Рассмотрим произведение питерской мастерской-студии «Межов». Кабинетный нож стилизовали под японский танто (短刀, дословно «короткий меч», в Японии все клинковое оружие вне зависимости от размера причисляют к мечам). Сами авторы называют его «айкути» (合口, «подогнанное устье») — форма монтажа японского оружия без использования гарды.
Клинок из дамасской стали с имитацией волнистой линии закалки, серебряный прибор, довольно сдержанный декор, золочение традиционной муфты хабаки. Почему мы взялись рассматривать этот нож? Исключительно из-за подставки. Нож в ножнах ложится на три литых серебряных подпорки, выполненные в виде трех обезьян.
Композицию назвали «Самбики-сару» (от яп. 三匹の猿 [сам-бики-но-сару] — «три обезьяны»). Автор не стал, как Пол Чен в похожем изделии многократно повторять изображения обезьян, ограничившись тремя фигурками на подставке, но они все равно остаются главными символами композиции.
В качестве недостатка можно отметить, что вместе трех обезьян разом не видно: две из них обращены в одну сторону, третья — в другую.
Что мы можем для себя отметить? То, что в «культурной столице России» три обезьяны воспринимаются японским символом. Когда хочется восточной экзотики, на помощь приходит танто и три обезьяны.
Мы уже встречались, причем неоднократно с такой деталью японского клинкового оружия, как цуба (яп. 鍔), вспомните хотя бы сотни маленьких обезьян-клонов Суня Укуна.
Цуба — небольшой диск или пластинка иной формы, вставленная между рукоятью и клинком, аналог гарды на европейских мечах. Любители мечей японских и даже профессиональные музейщики-японисты часто возражают, мол, ничего подобного. Гарда защищает от вражеского клинка, а цуба на это не рассчитана. На самом деле и у гарды, и у цубы множество функций. Гарда действительно чуть более приспособлена для приема оружия противника, но и цуба на это способна; цуба, как и гарда препятствует соскальзыванию руки на собственный клинок; они меняет баланс оружия; а еще (что особенно характерно для цубы), подобная деталь выполняет эстетическую функцию.
Когда Япония непрерывно воевала (сперва с собственным коренным населением, потом между княжествами или на материке с корейцами), цубы мечей были, в первую очередь, практичны и лишь затем красивы.
Но когда наступил период Токугава и вся страна была объединена под единым началом наступил длительный период относительного мира. Носимое с собой оружие превратилось по сути в элемент костюма. А так как по писанным и неписанным законам самураю запрещалось носить украшения или вызывающе яркую и дорогую одежду, остался единственный способ продемонстрировать свое богатство, вкус и неординарность — украшение оружия.
И лучше всего для этого подходили цубы. В отличие от боевого меча тати, носимого на специальном подвесе, костюмная пара катана и вакидзаси попросту затыкались за широкий пояс, так что вперед торчала рукоять с развернутой к встречным внутренней частью цубы.
И именно внутренняя, обращенная к руке часть цубы стала у катаны главной, лицевой. С этой стороны размещалось основное изображение.
Если древние цубы часто делал тот же кузнец, который создавал меч, то в период Токугава спрос на элегантные гарды, выполненные в сложных техниках из дорогих материалов, породил династии изготовителей цуб — цубако или цубаси.
Владелец меча часто заказывал цубу с каким-то символическим, аллегорическим изображением, которое было ему близко. Вероятно, вы уже догадались, что на японских гардах изображались и три обезьяны.
Первая из интересующих нас цуб промелькнула на американском аукционе в 2009 г., после чего следы ее затерялись.
Это довольно качественное изделие, изображающее трех смеющихся обезьянок, выполнено из сякудо — сплава меди и золота, дающего глубокий темный цвет. При этом лица животных покрыты красной медью, хорошо выделяющейся на фоне сякудо.
Композиция оригинальна и достаточно динамична. Художник избежал симметрии, но обезьянки при этом визуально уравновешены. Наружный контур, образуемый обезьяньими фигурами, близок к традиционному овалу, в то же время обезьянки оставляют место для трех традиционных отверстий. Кстати, в центральном отверстии для клинка (накаго-ана) в углах можно заметить отчетливые следы расклепывания сэкиганэ — маленьких кусочков мягкого металла для точной посадки цубы на клинок. То есть эта цуба, вероятно, действительно монтировалась на меч.
Еще одна цуба выставлялась на аукцион тем же домом Bonhams, но в Лондоне, в 2013 г.
Цубу можно рассмотреть с обоих сторон. На ней тоже смеющиеся обезьяны, но в более статичной, симметричной композиции. Продавец не называет материала изделия. Очевидно только, что это медный сплав.
Цуба относится к одной из самых распространенных и часто подделываемых школ цубаси — Сёами (продавец предоставлял с цубой сертификат подлинности). Цуба подписная: «Мацуяма-но дзю Морицугу саку», поэтому продавец атрибутирует предмет как произведение Сёами Морицугу (с оговоркой «возможно»).
Для школы Сёами весьма характерно украшать стальные и бронзовые цубы золотом методом насечки. Часто чуть ли не вся цуба покрывается пышным прихотливым узором. У наших обезьян золотом (?) светятся лишь глаза.
И третий пример встретился на группе российских сайтов, предлагающих товары из Японии. Цуба погрубее выполнена целиком из железа.
Это тоже круглая цуба (мару-гата) с несимметричной композицией из трех обезьян, закрывающих лапками глаза, уши и рот. Продавцу техника формирования рисунка напомнила резьбу по дереву в традиционном стиле камакура-бори с утопленными в материал контурами.
У этой цубы мы можем увидеть не только лицевую, но и оборотную, значительно менее эффектную сторону, а также частично ребро:
Любопытно, что на китайской торговой площадке AliExpress можно найти современные реплики этой цубы, выполненные, видимо, из медного сплава:
И заодно вспомним, что цуба с тремя обезьянами (в более симметричной композиции) украшает современные вполне функциональные мечи.