Исконно.ruТема: холодное оружие

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Атака клонов

ссылка ⚓

Атака клонов

Издавна в Японии хорошо знаком и любим классический китайский роман У Чэнъэня «Путешествие на Запад» (1590-е гг.) о приключениях царя обезьян Сунь-УкунаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Только по-японски его имя читается как Сонгоку. О нем читали в первоисточнике и переложениях, его иллюстрировали и ставили по нему спектакли. В частности, сцены из романа популярны в театре Кабуки. Среди избранных моментов победа Сонгоку над полчищами врагов с помощью особых способностей. Волшебная обезьяна вырывала у себя клок волос и превращала их в маленьких обезьянок — свои подобия-клоны.

Сотня боевых обезьян стала популярным сюжетом для татуировок, отделки оружия и других «мужественных» способов применения.

В собраниях некоторых художественных музеев есть примечательные цубыПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (гарды японских мечей), использующие тему ста обезьян. Все они похожи между собой, различаясь в деталях и материале. Множество фигур дают простор художнику использовать разнообразные, часто забавные позы и композиции. В верхней части цубы обычно можно найти трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, которые не видят, не слышат и не говорят.

Цуба «Сто обезьян»
Цуба «Сто обезьян», серебро. 7,25×6,88×0,52 см. Нода Мицухиро II (1748—1823 гг.), Эдо (ныне Токио), Япония. Художественный музей Уолтерса, Балтимор (штат Мэриленд), США. Инв. №51.133
Деталь цубы, три обезьяны
Деталь цубы, три обезьяны «не вижу, не слышу, не говорю»
Цуба «Сто обезьян»
Цуба «Сто обезьян». Латунь-сентоку (宣徳, сплав меди, свинца и цинка). Охара Мицухиро (大原光廣), Ягами, провинция Хидзэн, Япония. Британский музей, Лондон, Великобритания. Инв. №OA+.3319
Темы: [холодное оружие][искусство] [музеи] [украшения] [Япония]

Два меча — три обезьяны

ссылка ⚓

Два меча — три обезьяны

Феномен японского меча в культурном плане заслуживает пристального внимания и отдельных исследований. В мире известно множество национальных школ изготовления холодного оружия и у каждой найдется и славная история, и собственные легенды. И только японские мечи вошли в мировую массовую культуру. Мальчишки по всему миру бредят катанами — мечами самураев.

Китайский мальчик Чао-По (позже он возьмет псевдоним Пол) Чен, выросший на Тайване, тоже мечтал о японских мечах и начал делать их себе сам. На его поделки неожиданно оказался хороший спрос, что, в конце концов, привело к созданию полноценного производства в материковом городе Далянь (бывший русский Дальний рядом с Порт-Артуром). Мечи стали продаваться под маркой Hanwei, а на американском рынке продукцию Пола Чена представляла компания «CAS Iberia». В конце концов Пол Чен выкупил своего американского представителя и объединил брэнды под одной маркой CAS Hanwei. И пусть мечи под этой маркой называют «репликами», они очень хорошо известны тем, кто проводит практические занятия с мечами, например иайдо. Изделия Пола Чена — полнофункциональные мечи, близкие по характеристикам к историческим прототипам.

И среди японских мечей, выпускаемых Полом Ченом, есть мечи, посвященные трем обезьянамПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (большой меч катана и средний — вакидзаси). В оформлении обоих мечей многократно изображены обезьяны: на навершии-касира, муфте-фути и гарде-цубаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Только в качестве мэнукиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам использовано изображение персиковой ветви.

Катана «Три обезьяны», Пол Чен
Катана «Три обезьяны», Пол Чен

Комплект из двух мечей «Три обезьяны»
Комплект из двух мечей «Три обезьяны»

Касира
Касира

Фути
Фути

Цуба
Цуба

Темы: [холодное оружие][товары]

Маленький меч из культурной столицы

ссылка ⚓

Маленький меч из культурной столицы

Среди различных по функциям ножей есть класс ножей кабинетных. Изначально они использовались для разрезания неразделенных печатниками бумажных страниц в книгах и газетах, вскрытия конвертов и прочих канцелярских целей. В настоящее время какое бы то ни было практическое применение сошло на нет и ножи эти служат украшением стола и признаком статуса владельца.

Кабинетные ножи часто особо украшаются, в их изготовлении используют ценные материалы и разнообразные техники декорирования. Не случайно подобные изделия любят различные художественные мастерские, занимающиеся производством ножей: в них можно и раскрыть свои возможности, и, что немаловажно, их можно выгодно продать: статусные вещи обычно стоят дороже трудозатрат и материалов.

Рассмотрим произведение питерской мастерской-студии «Межов». Кабинетный нож стилизовали под японский танто (短刀, дословно «короткий меч», в Японии все клинковое оружие вне зависимости от размера причисляют к мечам). Сами авторы называют его «айкути» (合口, «подогнанное устье») — форма монтажа японского оружия без использования гарды.

Клинок из дамасской стали с имитацией волнистой линии закалки, серебряный прибор, довольно сдержанный декор, золочение традиционной муфты хабаки. Почему мы взялись рассматривать этот нож? Исключительно из-за подставки. Нож в ножнах ложится на три литых серебряных подпорки, выполненные в виде трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Композиция «Самбики-сару» мастерская-студия «Межов». Автор Е. Гуц, клинок — Ю. Саркисян
Композиция «Самбики-сару» мастерская-студия «Межов». Автор Е. Гуц, клинок — Ю. Саркисян

Композицию назвали «Самбики-сару» (от яп. 三匹の猿 [сам-бики-но-сару] — «три обезьяны»). Автор не стал, как Пол Чен в похожем изделии многократно повторять изображения обезьян, ограничившись тремя фигурками на подставке, но они все равно остаются главными символами композиции.

Композиция «Самбики-сару»
Композиция «Самбики-сару»

В качестве недостатка можно отметить, что вместе трех обезьян разом не видно: две из них обращены в одну сторону, третья — в другую.

Композиция «Самбики-сару»
Композиция «Самбики-сару»

Что мы можем для себя отметить? То, что в «культурной столице России» три обезьяны воспринимаются японским символом. Когда хочется восточной экзотики, на помощь приходит танто и три обезьяны.

Темы: [холодное оружие][искусство] [товары]

Украшение клинка

ссылка ⚓

Украшение клинка

Мы уже встречались, причем неоднократно с такой деталью японского клинкового оружия, как цуба (яп. 鍔), вспомните хотя бы сотни маленьких обезьян-клонов Суня Укуна.

Цуба — небольшой диск или пластинка иной формы, вставленная между рукоятью и клинком, аналог гарды на европейских мечах. Любители мечей японских и даже профессиональные музейщики-японисты часто возражают, мол, ничего подобного. Гарда защищает от вражеского клинка, а цуба на это не рассчитана. На самом деле и у гарды, и у цубы множество функций. Гарда действительно чуть более приспособлена для приема оружия противника, но и цуба на это способна; цуба, как и гарда препятствует соскальзыванию руки на собственный клинок; они меняет баланс оружия; а еще (что особенно характерно для цубы), подобная деталь выполняет эстетическую функцию.

Когда Япония непрерывно воевала (сперва с собственным коренным населением, потом между княжествами или на материке с корейцами), цубы мечей были, в первую очередь, практичны и лишь затем красивы.

Но когда наступил период Токугава и вся страна была объединена под единым началом наступил длительный период относительного мира. Носимое с собой оружие превратилось по сути в элемент костюма. А так как по писанным и неписанным законам самураю запрещалось носить украшения или вызывающе яркую и дорогую одежду, остался единственный способ продемонстрировать свое богатство, вкус и неординарность — украшение оружия.

И лучше всего для этого подходили цубы. В отличие от боевого меча тати, носимого на специальном подвесе, костюмная пара катана и вакидзаси попросту затыкались за широкий пояс, так что вперед торчала рукоять с развернутой к встречным внутренней частью цубы.

И именно внутренняя, обращенная к руке часть цубы стала у катаны главной, лицевой. С этой стороны размещалось основное изображение.

Если древние цубы часто делал тот же кузнец, который создавал меч, то в период Токугава спрос на элегантные гарды, выполненные в сложных техниках из дорогих материалов, породил династии изготовителей цуб — цубако или цубаси.

Цубаси — мастера по изготовлению цуб
Цубаси — мастера по изготовлению цуб

Владелец меча часто заказывал цубу с каким-то символическим, аллегорическим изображением, которое было ему близко. Вероятно, вы уже догадались, что на японских гардах изображались и три обезьяны.

Первая из интересующих нас цуб промелькнула на американском аукционе в 2009 г., после чего следы ее затерялись.

Это довольно качественное изделие, изображающее трех смеющихся обезьянок, выполнено из сякудо — сплава меди и золота, дающего глубокий темный цвет. При этом лица животных покрыты красной медью, хорошо выделяющейся на фоне сякудо.

Цуба «Три обезьяны»
Цуба «Три обезьяны», Япония, XIX в. Сякудо. Высота 7,3 см. Продана аукционным домом Bonhams London (Нью-Йорк, США) 19 марта 2009 г.

Композиция оригинальна и достаточно динамична. Художник избежал симметрии, но обезьянки при этом визуально уравновешены. Наружный контур, образуемый обезьяньими фигурами, близок к традиционному овалу, в то же время обезьянки оставляют место для трех традиционных отверстий. Кстати, в центральном отверстии для клинка (накаго-ана) в углах можно заметить отчетливые следы расклепывания сэкиганэ — маленьких кусочков мягкого металла для точной посадки цубы на клинок. То есть эта цуба, вероятно, действительно монтировалась на меч.

Еще одна цуба выставлялась на аукцион тем же домом Bonhams, но в Лондоне, в 2013 г.

Цуба «Три обезьяны»
Цуба «Три обезьяны», Япония, XVII в. (?). Предположительно Сёами Морицугу. Высота 7,3 см

Цубу можно рассмотреть с обоих сторон. На ней тоже смеющиеся обезьяны, но в более статичной, симметричной композиции. Продавец не называет материала изделия. Очевидно только, что это медный сплав.

Цуба относится к одной из самых распространенных и часто подделываемых школ цубаси — Сёами (продавец предоставлял с цубой сертификат подлинности). Цуба подписная: «Мацуяма-но дзю Морицугу саку», поэтому продавец атрибутирует предмет как произведение Сёами Морицугу (с оговоркой «возможно»).

Для школы Сёами весьма характерно украшать стальные и бронзовые цубы золотом методом насечки. Часто чуть ли не вся цуба покрывается пышным прихотливым узором. У наших обезьян золотом (?) светятся лишь глаза.

И третий пример встретился на группе российских сайтов, предлагающих товары из Японии. Цуба погрубее выполнена целиком из железа.

Цуба «Три обезьяны»
Цуба «Три обезьяны», Япония, период Токугава. Железо. Высота 7,4 см, толщина 5 мм, вес 140 г. Лицевая и оборотная стороны. Сайт Aoyama Do SamuraiArt (и ряд других).

Это тоже круглая цуба (мару-гата) с несимметричной композицией из трех обезьян, закрывающих лапками глаза, уши и рот. Продавцу техника формирования рисунка напомнила резьбу по дереву в традиционном стиле камакура-бори с утопленными в материал контурами.

У этой цубы мы можем увидеть не только лицевую, но и оборотную, значительно менее эффектную сторону, а также частично ребро:

Цуба «Три обезьяны»
Цуба «Три обезьяны»

Любопытно, что на китайской торговой площадке AliExpress можно найти современные реплики этой цубы, выполненные, видимо, из медного сплава:

Цуба «Три обезьяны»
Цуба «Три обезьяны», современная реплика, Китай

И заодно вспомним, что цуба с тремя обезьянами (в более симметричной композиции) украшает современные вполне функциональные мечи.

Темы: [холодное оружие][Япония]

 Родительские темы

[оружие]
QR-код сайта iskonno.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь
Библиотека
Коллекция
Словарь по ножам
Четки
Басё
Исконно.ru iskonno.ru
о проекте / координаты
новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Дзен Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест