Известнейший производитель складных «перочинных» ножей, швейцарская фирма Victorinox в 2011 г. выпустила особый вариант своей популярной модели ножа «Climber» с белыми накладками рукояти, на которых изображены три красные обезьяны.
Модель получила артикул 1.3703.7-3MONKE.
Эти ножи выпускались ограниченной серией исключительно для китайского рынка.
Любопытно, что в подарочной упаковке ножа продолжалась картинка, размещенная на рукояти. К обезьянам, изображенным на ноже «по пояс» пририсованы тела, ноги и добавлен орнаментальный фон.
На крышке коробки приведена цитата из Конфуция, которую часто соотносят с символикой трех обезьян.
Кроме того, с теми же обезьянами на рукояти производился и малый нож-брелок «Classic SD» (артикул 0.6223.7-3MONKE)
Можно предположить, что нож с обезьянками пользовался успехом, так как в 2016 г. (год обезьяны по восточному календарю) Victorinox снова выпустил малый нож с тремя обезьянками, только в этот раз желый и большой серией с поставками по всему миру.
Всемирно известная итальянская компания «Alessi» предлагает оригинальнейшие дизайнерские предметы интерьера, изделия для сервировки стола и приготовления блюд. Знаменитый дизайнер Стефано Джованнони (Stefano Giovannoni) предложил «обезьянью» серию предметов, в которую входит набор пробок для бутылок, изображающий трех обезьян.
Казалось бы, пробки и три обезьяны, какое случайное пересечени! Однако посмотрите на еще один случай в более элитных материалах и с еще более звучной фамилией.
Город Напа (Napa, штат Калифорния, США) — один из винодельческих центров Северной Америки. Среди множества марок вин, выпускаемых в этой местности, есть одна, помечаемая изображением трех обезьян. Она так и называется «Three Monkeys Wine» (вино трех обезьян).
У калифорнийских виноделов есть несколько сортов вина, украшенных тремя обезьянами с логотипа. Любопытно, но есть еще один сорт, называемый «Сидзару» (Shizaru) по имени четвертой обезьяны «не делаю». На его этикетке обезьяна в своем бездействии сложила руки на груди.
Оказывается, имя фирмы Карла Фаберже не ушло в историю вслед за основателем. Брэнд Фаберже/Fabergé живет, хотя время от времени меняет своих владельцев. В 90-х гг. XX в. где-то в Германии под этой маркой выпускались различные ювелирные изделия, в том числе пробки для винных бутылок с резными фигурками из ценных пород камня. Одной из таких фигурок стала обезьяна из темного халцедона(?), которая не видит, не слышит и не говорит, то есть в композиции Масацугу Кайгёкусая.
В украинском Николаеве есть (хоть и находится в тяжелом состоянии) оборонный Черноморский судостроительный завод, работавший на военно-морской флот СССР. В ходе работы образовывалось множество отходов цветных металлов, использовать которые повторно запрещалось из соображений надежности. Чтобы материалы не пропадали впустую, было принято решение наладить производство товаров народного потребления: из судовой бронзы изготавливали мелкую пластику: статуэтки, панно, пресс-папье, пепельницы и пр. Одним из самых дорогих изделий (целых 12 рублей) была пепельница, украшенная тремя обезьяньими фигурками. Один из редких случаев обращения к теме трех обезьян в СССР. Любопытно, что сперва изделия помечались знаком-логотипом завода «ЧСЗ», стилизованным под нос и надстройки корабля, и лишь потом решили, что «светить» оборонное клеймо не очень хорошо и стали ставить отдельную марку «НИМОР»
В упряжи лошадей, особенно парадной и особенно у тяжеловозов, могут использоваться особые металлические подвески-украшения (англ. horse brass) в виде дисков или лунниц. Особую популярность они имеют в Великобритании и Ирландии: там есть большие общества коллекционеров, изучающих историю подвесок с римских времен. Естественно, подвески всегда декорировались различным образом, ведь это, если можно так сказать, ювелирное украшение для лошади.
Одна из довольно поздних (1960-е гг., Ирландия) подвесок привлекает необычным сюжетом: три монаха закрывают руками рот, глаза и уши (то есть образуют собой классическую группу трех обезьян). Здесь нужно отметить игру слов: по-английски «монах» (monk) созвучен «обезьяне» (monkey).
По кругу идет надпись «SPEAKE NO EVIL SEE NO EVIL HEARE NO EVIL». То есть на нарочито «устаревшем» английском «не произноси зла, не смотри на зло, не слушай зла»
Надпись на оборотной стороне интереснее. Она хоть и подыстерлась, но вполне различима: «YE 3 WYSE MONKS doe ye this and be ye happye». На том же вызывающем улыбку «старом» английском нечто вроде «3 мудрых монаха творите сие и будьте счастливы»
Украшение лошадиной упряжи Три мудрых монаха. Медный сплав. Ирландия, 1960-е гг. |
Об американском «вине трех обезьян» мы уже вспоминали. Но это, конечно же, не единственный в мире напиток, посвященный трем обезьянам. По всему миру известна марка бюджетных местных столовых вин Pinot Evil (пино (сорт винограда) «зло»). Наиболее популярны красные вина из древнего бургундского сорта винограда пино-нуар. Чаще можно встретить «Pinot Evil. Pinot Noir» из Франции, как с материковой части (регион Лангедок-Руссильон), так и с острова Корсика. Но есть и вина из чилийского пино. Белый «Pinot Evil» делают из сорта пино-гриджо, выращенного в Италии. Известны и игристые вина этой марки.
Почему эти вина попали на наши страницы? Из-за этикеток. Почти на всех коробках и бутылках с вином используется одна гравюра с тремя обезьянами, не приемлющими зла. И только в США корсиканское вино продают в таре, нагруженной тюремной романтикой. Там три обезьяны в полосатых тюремных робах сидят на фоне здания тюрьмы. Интересно было бы поговорить с маркетологами этого продукта о его предполагаемой аудитории.
Американский дизайнер Джудит Лейбер (Judith Leiber) по праву именуется «королевой клатчей». Ее прославили косметички-минодьеры, всем своим видом выражающие роскошь, шик и гламур.
Джудит родилась в Будапеште в 1921 г. и стала первой женщиной, вступившей в будапештскую гильдию производителей сумок. Венгрию ей пришлось покинуть из-за нацистских преследований евреев, пропуск, по которому она пересекла границу, теперь хранится в музее холокоста в Вашингтоне. В 1963 г. Джудит Лейбер открыла собственное дело и теперь ее сумочки покупают различные знаменитости и супруги влиятельных людей.
Чем же привлекают такие отнюдь не дешевые косметички? Необычностью! Самые узнаваемые творения Джудит Лейбер выполнены в виде животных, плодов, цветов или сладостей (вспомните сумочку-пирожное из фильма «Секс в большом городе»). И традиционное оформление для таких ридикюлей — золото и стразы (кристаллы Сваровски).
Почему мы уделили столько внимания маленьким пафосным дамским аксессуарам? Дело в том, что Джудит Лейбер обращалась к теме трех обезьян, вернее, только одной обезьяны, заменяющей сразу трех.
Маленькая сумочка изображает собой обезьяну, закрывающую всеми своими лапками глаза, рот и уши. Мы помним, что подобная композиция предложена еще в XIX в. японским резчиком Кайгёкусаем (Масацугу) для традиционных аксессуаров — брелоков нэцкэ. И вот она снова повторена и опять для украшения аксессуара.
Но, в отличие от кайгёкусаевой обезьянки, обезьяна у Джудит Лейбер закрывается не полностью. Любопытство берет верх и она подглядывает в щелочку между пальцами одним глазом. Игривая деталь оживляет старую форму.
Сумочка предлагается в разных вариантах, но всегда блестящая, яркая и нескромно богатая.
Феномен японского меча в культурном плане заслуживает пристального внимания и отдельных исследований. В мире известно множество национальных школ изготовления холодного оружия и у каждой найдется и славная история, и собственные легенды. И только японские мечи вошли в мировую массовую культуру. Мальчишки по всему миру бредят катанами — мечами самураев.
Китайский мальчик Чао-По (позже он возьмет псевдоним Пол) Чен, выросший на Тайване, тоже мечтал о японских мечах и начал делать их себе сам. На его поделки неожиданно оказался хороший спрос, что, в конце концов, привело к созданию полноценного производства в материковом городе Далянь (бывший русский Дальний рядом с Порт-Артуром). Мечи стали продаваться под маркой Hanwei, а на американском рынке продукцию Пола Чена представляла компания «CAS Iberia». В конце концов Пол Чен выкупил своего американского представителя и объединил брэнды под одной маркой CAS Hanwei. И пусть мечи под этой маркой называют «репликами», они очень хорошо известны тем, кто проводит практические занятия с мечами, например иайдо. Изделия Пола Чена — полнофункциональные мечи, близкие по характеристикам к историческим прототипам.
И среди японских мечей, выпускаемых Полом Ченом, есть мечи, посвященные трем обезьянам (большой меч катана и средний — вакидзаси). В оформлении обоих мечей многократно изображены обезьяны: на навершии-касира, муфте-фути и гарде-цуба. Только в качестве мэнуки использовано изображение персиковой ветви.
Композиция с тремя обезьянами нередко встречается в ювелирных украшениях. Чаще всего это броши (как у Мадлен Олбрайт) или шейные подвески-кулоны. И три обезьяны в них изображены непосредственно в виде обезьян.
Небольшая австралийская компания Imogle, производящая украшения в технике 3D-печати, предлагает необычный медальон, воспроизводящий композицию с тремя обезьянами в абстрактно-минималистическом стиле.
Три свободные дуги пересекают округлые формы, изображающие лица, закрывая уши, рот и глаза. Как сказано в описании, дизайн этого элегантного украшения принадлежит французскому автору.
Компания Victorinox, всемирно известный производитель «швейцарских армейских ножей» уже обращалась к теме трех обезьян, правда, похоже, исключительно для китайского рынка. В 2016 г. (год обезьяны по восточному календарю) обезьяны разошлись по всему миру.
У «Викторинокса» есть традиция устраивать конкурс на оформление ограниченных коллекционных серий своих ножей. Среди победителей оказался яркий, детский по стилистике рисунок с тремя обезьянками на одной накладке и всего одной, висящей, уцепившись хвостом за ветку на другой.
Модель Victorinox Classic получила название «3 Wise Monkeys», ее артикул 0.6223.L1607.
С давних времен Голландия славилась искусной работой с деревом и хитроумными механизмами. И эти традиции сохранились и до наших дней.
В городе Бреда (Breda, тот самый, откуда родом художник Питер Брейгель Старший) есть компания с говорящим именем «100% Hout» (дословно с нидерландского «стопроцентное дерево»). Она предлагает различные сборные модели, конечно же, полностью деревянные — статические или, что намного интереснее, механические.
Механические модели могут совершать достаточно сложные действия, а покупатель, собирая их из готовых деталей своими руками, постигает основы механики.
Среди комплектов, продаваемых, очевидно, в расчете на англоязычного покупателя под маркой «Timberkits » (дословно «деревянные наборы»), одной из самых простых моделей является обезьяна.
При повороте рукоятки кривошипный механизм заставляет поднимать лапки у сидящей обезьяньей фигурки. Можно приобрести только одну обезьянку, но если соединить три таких модели, то они вместе могут образовывать традиционную группу из трех обезьян, время от времени закрывающих лапками рот, глаза и уши.
Почему именно в Голландии обратили внимание на трех обезьян? На это есть причина. Исторически именно через голландцев Япония и Европа поддерживали культурные связи. Даже в период полной самоизоляции Японии только голландским судам был разрешен, пусть и чрезвычайно ограниченный, вход в японские воды. Можно предположить, что Голландия одной из первых познакомилась с японской символикой трех обезьян и, видимо, предложила свою, отличную от остального мира ее интерпретацию.
Только в Нидерландах композицию с тремя обезьянами называют «Horen, Zien en Zwijgen» («слышать, видеть и молчать») и голландцев совсем не смущает, что это название не соответствует тому, что демонстрируют обезьянки. Тем не менее, трех обезьян в Нидерландах знают и любят и там, вероятно, больше всего коллекционеров трех обезьян относительно общей численности населения страны.
Информационные технологии рождают новые социальные отношения. У нас на глазах развиваются новые типы объединений и коллективных проектов. К примеру, в противовес традиционным технологиям инвестирования запускаются кампании т. н. «краудфандинга» — сбора добровольных пожертвований на конкретные цели.
На одной из главных краудфандинговых площадок интернета — сайте Kickstarter — 1 мая 2017 г. завершается сбор средсв на небольшой художественный проект — выпуск комплекта эмалевых значков-брошей.
Американская художница Йоши Йошитани (Yoshi Yoshitani, с учетом японского происхождения имени возможен вариант передачи Ёси Ёситани) запустила краудфандинговую кампанию для воплощения своего художественного проекта. В результате участники должны получить авторские украшения — эмалевые значки (или броши), каждый из которых состоит из двух элементов, связанных цепочкой. Всего в серии планировалось шесть двойных значков — три «золотых»: «не вижу зла», «не слышу зла» и «не говорю зла» и три противостоящих им «серебряных»: «вижу зло», «слышу зло» и «говорю зло». Несомненно, что каждая из троиц соответствует традиционным трем обезьянам.
Кампания по привлечению средств построена в игровой форме, с применением технологии «достижений». Сначала инвесторам недоступны полные изображения будущих значков, они постепенно открываются по мере преодоления кампанией определенных пороговых сумм.
Первыми открылись «золотые» значки. Оказалось, что на одном конце цепочки у них голова восточной девушки с наушниками, очками или повязкой на рту, а с другой — цветы и уличное оружие, соответственно, бейсбольная бита, нож и кастет.
«Серебряные» значки состоят из морды (маски) восточного монстра и предмета, соответствующего определенному чувству. На момент написания этих строк (23 апреля 2017 г.) не была достигнута сумма для «разблокировки» значка «слышать зло» и «открытия» значка «говорить зло». Мы пока не можем знать, какой образ соответствует действию «говорить». Для «видеть» это бумажный фонарь, а для «слышать» — маленький двухмембранный барабан с подвесными колотушками (по типу дамару).
В этом художественном проекте нас заинтересовало наличие двух зеркальных составляющих: солнечной-золотой с отрицаниями и лунной-серебряной с чувствами-действиями. Взаимодействие противоположных значков автор показала на примере, разместив соответствующие значки крест-накрест. Становится понятным, что «барабаны зла» предназначены для девушки, а ее грозная бита — для монстра с головой псового животного.
И еще интересно, чем же закончится краудфандинговая кампания.
Однажды вдруг подумалось, что у нас на сайте представлены все три составляющих лозунга западного поколения бунтарей 1970-х: есть секс, наркотики и рок-н-ролл. И тут же захотелось найти отечественные аналоги этой троицы. Судя по популярному анекдоту, советского мужчину среднего возраста дожны интересовать кино, вино и домино. Ну что же, фильмов у нас в избытке, алкогольные напитки тоже встречаются. А что у нас с домино?
Идем на международный аукцион eBay и целенаправленно ищем домино с тремя обезьянами. Американские продавцы обнадеживают: такое действительно бывает, а немецкие раскрывают богатый ассортимент.
О происхождении собственно игры ходит много легенд, домнно выводят и с Запада, и с Востока, но название у игры явно западное, католическое: в латыни это форма слова Dominus — «Господь».
В наиболее распространенной версии в наборе 28 костяшек от 0×0 до 6×6, но есть наборы как с меньшим, так и с большим количеством фишек, например, до 9×9.
На немецком eBay продаются старые наборы как 6×6, так и 9×9, как в аккуратных буковых футлярах со сдвижной крышкой, так и в простых картонных коробках.
Причем костяшки во всех случаях и во всех наборах стандартны, размечены до 9×9. а очки обозначены закрашиванием соответствующего числа ячеек белой краской.
На картонной коробке неприметно внизу на английском языке обозначено место происхождения: Made in Western-Germany («сделано в Западной Германии»), что указывает, что игры предназначались на экспорт. Это объясняет, как немецкие наборы домино оказались у американских продавцов.
Можно добавить, что обезьянки на обратной стороне костяшек выполнены грубо, а сами наборы — явно крупносерийная и дешевая продукция.
Три обезьяны — не единственное изображение, украшающее подобные костяшки. Не менее распространены, к примеру, домино с аллигаторами. Нам здесь интересен выбор неизвестного немецкого дизайнера, посчитавшего, что три обезьяны сделают продукт оригинальнее, узнаваемее и, следовательно продаваемее. А еще отметим, что трех обезьян можно найти в произвольно выбранной и при том достаточно узкой теме. Просто ткнуть пальцем в слово «домино»и найти в нем обезьян!
Среди различных по функциям ножей есть класс ножей кабинетных. Изначально они использовались для разрезания неразделенных печатниками бумажных страниц в книгах и газетах, вскрытия конвертов и прочих канцелярских целей. В настоящее время какое бы то ни было практическое применение сошло на нет и ножи эти служат украшением стола и признаком статуса владельца.
Кабинетные ножи часто особо украшаются, в их изготовлении используют ценные материалы и разнообразные техники декорирования. Не случайно подобные изделия любят различные художественные мастерские, занимающиеся производством ножей: в них можно и раскрыть свои возможности, и, что немаловажно, их можно выгодно продать: статусные вещи обычно стоят дороже трудозатрат и материалов.
Рассмотрим произведение питерской мастерской-студии «Межов». Кабинетный нож стилизовали под японский танто (短刀, дословно «короткий меч», в Японии все клинковое оружие вне зависимости от размера причисляют к мечам). Сами авторы называют его «айкути» (合口, «подогнанное устье») — форма монтажа японского оружия без использования гарды.
Клинок из дамасской стали с имитацией волнистой линии закалки, серебряный прибор, довольно сдержанный декор, золочение традиционной муфты хабаки. Почему мы взялись рассматривать этот нож? Исключительно из-за подставки. Нож в ножнах ложится на три литых серебряных подпорки, выполненные в виде трех обезьян.
Композицию назвали «Самбики-сару» (от яп. 三匹の猿 [сам-бики-но-сару] — «три обезьяны»). Автор не стал, как Пол Чен в похожем изделии многократно повторять изображения обезьян, ограничившись тремя фигурками на подставке, но они все равно остаются главными символами композиции.
В качестве недостатка можно отметить, что вместе трех обезьян разом не видно: две из них обращены в одну сторону, третья — в другую.
Что мы можем для себя отметить? То, что в «культурной столице России» три обезьяны воспринимаются японским символом. Когда хочется восточной экзотики, на помощь приходит танто и три обезьяны.
В антикварном мебельном магазине лондонского пригорода Уимблдон нам на глаза попался один предмет — небольшой резной приставной (журнальный) столик.
В нем удивительным образом сочетается некоторая грубость и тяжеловесность со значительной долей изящества и выверенностью пропорций. Крышка столика украшена изображением трех обезьян, что само по себе для мебели не редкость, но датировка и история предмета заставили нас написать эту заметку.
Лондонский магазин Liberty (Ист-Энд, Грейт Мальборо стрит, W1B 5AH) — один из первых универмагов мира. «Либерти» здесь не дословно «свобода», а фамилия основателя, Артура Либерти, создавшего свое торговое предприятие в 1875 г. И с того времени магазин не меняет специализации, предлагая ткани, украшения, мебель, различные подарки, сувениры и аксессуары.
Рубеж XIX и XX веков принес стиль модерн (ар-нуво) и ажиотажный спрос на японскую экзотику. К распространению и того, и другого приложил руку Артур Либерти со своим магазином. Достаточно сказать, что, например, в Италии ар-нуво называли «stile Liberty» по имени лондонского магазина.
Что же касается японских товаров, то им (вместе с персидскими коврами и индийским шелком) был отдан цокольный этаж универмага, названный «Восточным базаром» (Eastern Bazaar).
Как предполагает продавец рассматриваемого нами столика, он был заказан в Японии для магазина Liberty в начале 1900-х гг. Японские рыбаки (?) вручную украсили поверхность столика выразительной резьбой.
Простыми уверенными линиями намечены три обезьяны, которые не слышат, не говорят и не видят. Они сидят на фоне стволов и ветвей хвойных деревьев. На переднем плане перед ними цветок (пион?).
Сразу вспоминаются самые знаменитые из трех обезьян в мире — обезьяны из святилища Тосёгу в Никко. Мало кто обращает внимание, но они тоже сидят на хвойных ветвях, а в правом нижнем углу панно есть пион.
Получается, что автор столика вдохновлялся композицией из Никко, вписывая ее в квадрат крышки и придавая больше симметрии, развернул левую обезьяну налево и перенес цветок в центр.
На нижней площадке повторяется мотив хвойных ветвей, ножки украшены простым геометрическим орнаментом.
Любопытно, что на нижних поверхностях крышки и нижней площадки сохранился совпадающий трехзначный номер. Вероятно, задолго до формулирования концепции IKEA, продающей мебель в разобранном и максимально компактно упакованном виде, поставщики магазина Liberty разбирали мебель перед отправкой в Англию, а чтобы потом не ошибиться, пронумеровывали части.
Это совсем не значит, что подобных столиков было изготовлено более полутысячи, сквозная нумерация могла вестись вместе с другими товарами, но очень вероятно, что была заказана серия столиков.
Чем нам интересен этот случай? Если потребитель примерно в 1905 г. хотел что-то японское, ему предлагали трех обезьян — достаточно эзотичный сюжет.
Кстати, вы еще можете стать обладателем столика. На момент написания этих строчек он продается за 375 английских фунтов.
Наверное в мире мало людей, которые ни разу не видели Хэлоу Китти. Это один из самых популярных и узнаваемых персонажей популярной культуры.
Японская компания Sanrio начала свой бизнес в 1960-е гг. с производства дешевых резиновых шлепанцев, но ее всегда отличало желание создать яркий и качественный дизайн для своих товаров, поэтому вскоре фирма стала приглашать профессиональных художников для их оформления. К 1970-м гг. ассортимент расширился и фирме были нужны новые рисованные герои, которые сделают товары более милыми и востребованными.
Дизайнер Юко Симидзу (清水 侑子) в 1974 г. нарисовала белую кошечку с красным бантом, само воплощение каваий — «прелестно миленького». Впервые киска появилась на виниловом кошельке. С одной стороны у нее была бутылка молока, с другой — аквариум с золотыми рыбками. И история началась...
Хотя персонаж разрабатывался, чтобы угодить девочкам предпубертатного возраста, кошка стала неимоверно популярной у всех слоев населения. Сейчас это вторая по доходности франшиза в мире (после покемонов) с миллиардными оборотами.
Во всем мире она ассоциируется с Японией, хотя каждый японец знает, что Хэллоу Китти (вернее, Харо Кити, ハローキティ) — чистокровная англичанка. Даже имя Китти у нее появилось из книги Льюиса Кэррола (так звали кошку Алисы из Страны Чудес).
В 2014 г. Китти с размахом отметила 40-летний юбилей и, несмотря на внушительный возраст, она полна сил, свежа и желанна. Изображения белой кошечки можно встретить на совершенно разных товарах. Не обошлось и без местных сувениров различных японских префектур, городов и достопримечательностей. Туристы с удовольствием купят не просто безделушку на память о поездке, а такую же безделушку, но с милой и модной кошечкой. Для таких кисок даже придумали специальное название — Гототи Кити (ご当地キティ — «местная Китти»).
У японского города Никко главная достопримечательность — синтоистское святилище Тосёгу, а один из его главных символов — три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят. Так как же сувенир с Хэллоу Китти может обозначить Никко? Конечно же, позами трех обезьян! И не важно, что кошечка только одна, она может притвориться одной из обезьянок.
У Sanrio, владельца прав на белую кошечку, есть несколько менее популярных обезьяньих персонажей, но здесь не использовался ни один из них. Это просто обезьяны из Никко и Китти в обезьяньем костюме.
Любопытна отведенная Хэллоу Китти роль: она не говорит. Но у нее и так нет рта и по этому поводу у компании есть особые объяснения: когда у игрушки нет мимики, ребенок сам проецирует на нее свои эмоции, игрушка грустит и веселится вместе с ребенком. Есть и второе толкование: киска общается не языком, она говорит сердцем и способна донести «послание Sanrio» до любого уголка мира, вне зависимости от языка.
Чтобы не создавалось ощущение, что мы высосали статью из единственного брелока, приведем еще несколько примеров кисок Гототи:
Любопытно, что и неофициальное, «фанатское искусство» нередко связывает темы Хэллоу Китти и трех обезьян.
Так в граффити на заборе в бразильском Сан-Паулу три Китти не просто в обезьяньих позах, но еще и в деловых костюмах, очевидно, перед нами сатира на местных чиновников.
В городе Бери (Bury) на западе Англии небольшая семейная фирма нашла свою бизнес-нишу. Она производит освежители воздуха и называется AirPure, а лозунг у этой компании «Decorate the Air» (что-то вроде «украсьте воздух»)
В ассортименте продукции значительное место занимают автомобильные ароматизаторы воздуха (в простонародье «вонючки»). Как не трудно догадаться, зная нашу тематику, компания AirPure выпустила автоосвежители в виде трех обезьянок.
В отличие от более дешевых плоских «вонючек», болтающихся на зеркале заднего вида, английские обезьянки выполнены в виде объемных фигурок, способных оживить интерьер и могут не только подвешиваться, но и крепиться на присоске или клипсе.
Любопытен выбор ароматов. Вишневая обезьянка «Не вижу» пахнет вишней, оранжевая «Не слышу» — как новая машина, а аромат голубой «Не говорю» называют «островным бризом».
Очевидно, сами по себе три обезьяны, практически, не связаны с ароматами. Производитель не использовал даже сам собой напрашивающийся слоган «Smell no evil» («Не нюхай зла»). Форма ароматизаторов выбрана с единственной целью — быть внешне привлекательными для покупателей. И этот случай мы считаем довольно показательным: три обезьяны могут сделать продукт коммерчески более выгодным.
А чтобы показать не случайность примера, просто приведем фото товаров-конкурентов (масштабы не соблюдены):
Всю историю человечества добывание огня было не самым простым делом, пока не появились спички. Сперва они были огнеопасными, могли самовозгореться от случайного движения а использованная спичка продолжала тлеть, вызывая пожары. Кроме того, белый фосфор, входивший в состав воспламеняющей смеси, был крайне ядовитым. Более безопасную спичку изобрели в Швеции, именно она покорила мир, а компания с названием «Шведская спичка» (Swedish Match) до сих пор является мировым лидером в производстве спичек (а теперь еще и зажигалок). Шведская компания основывала и выкупала производителей спичек в разных странах, становясь монополистом на региональных рынках.
Спички из элитарного продукта, носимого в декорированных металлических футлярах, превратились в массовый дешевый товар. Сменилась и их упаковка, превратившись в простые и дешевые коробочки. Но зато на них появились яркие этикетки.
Моду на этикетки задавали те же шведы. Стандартный коробок стандартного размера украшался обычно простым, напечатанным малым набором красок (безусловно лидирует печать в два цвета: черный + красный) изображением. Но эти картинки для каждого рынка были своими. Обычно для дальних стран использовали местные символы или какие-то знаки престижа и прогресса, вроде велосипеда или паровоза.
Весьма популярным образом на спичечных этикетках стала обезьяна, причем особенно любима она была у производителей спичек в Японии (загляните в нашу подборку обезьяньих этикеток в Пинтересте, это любопытно). Но обезьяны на спичках встречались в самой Швеции, других странах Европы и в Индии.
Очень скоро яркие картинки со спичечных коробков стали предметом коллекционирования. Филуменисты (коллекционеры таких этикеток) могут подсказать, что в Индии можно найти спички с тремя обезьянами.
Можно рассмотреть, что на зеленой лужайке с деревьями на заднем плане сидят три обезьяны в красных колпаках, закрывающие лапками уши, рот и глаза. Возможно, это адаптация европейской картинки (см. в примере выше), те же три обезьяны одеты в более этнический вариант головного убора, приняли более этнические позы и изображены в более этническом окружении.
Как бы то ни было, производители спичек посчитали трех обезьян привлекательным для индийцев символом.
Более детально обезьян можно рассмотреть на более крупной упаковке спичек. Как видно по надписи, эта картинка украшала упаковку в половину гросса (дюжины дюжин), то есть 72 спичечных коробка. Здесь мы можем узнать в деревьях пальмы, а у тел, принадлежащих к «низшим» обезьянам увидеть головы с чертами, характерными больше для обезьян человекообразных.
Кроме надписи «Три обезьяны» (Three monkeys), указания числа спичек («в среднем 50 шт.»), названия товара «безопасные спички» и страны изготовления («произведено в Индии»), этикетку украшает логотип производителя — WIMCO.
WIMCO — это акроним от Western India Match Company («Западноиндийская спичечная компания»). Предприятие было основано в 1923 г. как дочерняя фирма шведского спичечного гиганта.
Мы не знаем даты выпуска спичек с тремя обезьянами, но можем уверенно сказать, что никак не раньше 1933 г., когда Махатма Ганди получил в подарок трех своих обезьян. Только после этого символика трех обезьян получила известность в стране (и теперь обезьян, отказывающихся видеть, слышать и говорить, в Индии называют не иначе как «обезьяны Ганди»).
Косвенно о популярности этикетки может говорить большое количество ее вариантов, то есть этикетка неоднократно переиздавалась. А еще попадаются реплики этой этикетки у иных производителей.
Более примитивная по рисунку этикетка явно копирует продукцию WIMCO, но на ней уже нет мелкого текста и логотипа. Производитель указан в нижней строке на тамильском (как нам кажется) языке. В надписи удалось различить название города Гадийяттам (Gudiyatham) штата Тамилнад.
То есть для дравидийцев-тамилов символика трех обезьян тоже привлекательна. Как тут не вспомнить стихи из древнетамильского «Наладияра»:
Коль с истиной знаком и к сплетням глух,
Слеп в отношении разврата,
Нем в осуждении собрата —
Не надобно тебе иных заслуг!
Совсем недавно мы разглядывали спичечные этикетки с тремя обезьянами. Казалось бы, тема закрыта если не насовсем, то надолго. Но нет. Буквально на следующий день нашлось продолжение, которое пришлось придержать, чтобы не частить.
В прошлый раз мы вскользь упоминали, что до появления дешевых спичечных коробков (англ. matchbox) спички носили в специальных украшенных футлярах (англ. matchsafe). Так вот в коллекции Смитсоновского музея дизайна Купер-Хьюит (Cooper Hewitt Smithsonian Design Museum) в Нью-Йорке, на Манхэттене обнаружился такой футляр для спичек, украшенный изображением трех обезьян.
На плоской боковой стороне футляра в витиеватом картуше с несомненным влиянием стиля ар-нуво изображены три сидящие на общем постаменте обезьяны, сопровождаемые надписями Speak no evil, see no evil, hear no evil («не говорить зла, не видеть зла, не слышать зла»).
Музейщики очень аккуратно датируют предмет «около 1900 г.» и это любопытно. В 1893 г. английское Японское общество дает первое научное описание трех обезьян (Japan Society — London Transactions and Proceedings, том I, Лондон, 1893 г.). Получается, что в 1900 г. уже с другой стороны океана обезьяны изображаются на серийной продукции (хоть похожих предметов сходу не нашлось, у футляра все признаки серии).
Беглый поиск показывает правдоподобность музейных выводов. В более поздний период актуальность подобных предметов сошла на нет (изменились сами спички). Аналогичные по устройству и внешнему виду и близкие по стилю оформления футляры встречаются часто и их датировка близка к музейной. Указанная фирма действительно существовала и производила небольшие серебряные изделия и столовые предметы. Описание клейма правдоподобно, правда, применялось оно, вроде бы, со следующего, 1901 г. То есть мы можем уточнить датировку: «не ранее 1901 г.»
Но все равно взлет популярности стремительный. Напомним, что, к примеру, в 1909 г. баптистский педагог предлагал обучать американских детей на символике трех японских обезьян. Но у него подписи были еще в неканонической форме. А на этом, много более раннем футляре мы имеем сложившуюся классическую композицию. Именно так и с такими же подписями изображают обезьян для англоязычных потребителей уже больше века.
Мы уже давно изучаем символику трех обезьян в мировой культуре и много поводов для публикаций нам дают интернет-аукционы, на которых встречаются самые любопытные артефакты.
В этот раз нам на глаза попалась миниатюрная бутылочка в форме трех обезьян.
Центральная обезьянка закрывает лапкой рот, а боковые — один глаз и одно ухо соответственно. То есть перед нами не классическая, а производная композиция, некоторая художественная игра.
Бутылочка выполнена из стекла и снабжена резьбовой пластиковой пробкой из какого-то реактопласта (бакелит?).
На разных интернет-ресурсах находятся варианты с пробками разного цвета, с сохранившейся или нет раскраской и иногда со следами и остатками жидкости темного или зеленоватого цвета.
Получается, что продукция была массовой. Но что хранилось в этих бутылочках? Большинство аукционистов сходится, на том, что парфюмерия. Но происхождение каждый называет разное: Германия, Франция или Голландия. Зато в датировке все единодушны: 1930-е гг.
И лишь на одной из бутылочек мы видим сохранившуюся этикетку «Devon Violets». «Девонские фиалки» — англоязычное название обычных душистых фиалок — одного из древнейших растений, используемых в парфюмерии.
Поиски аналогов показали, что парфюмерные бутылочки сложных скульптурных форм с раскраской снаружи, винтовыми пластиковыми пробками и похожими по стилю (но не идентичными) этикетками «Devon Violets» использовали английские производители, в частности, Lownds Pateman из города Торки (Torquay) в графстве Девон (тогда фиалки действительно девонские).
И пока мы искали английские флаконы, нашли еще один:
Продавец из Австралии выставлял на торги флакон в форме трех обезьян, но не такого массового производства. Это матовое стекло. Сами фигуры обезьян (они здесь более классические в сравнении с английскими) выдуты в форме, но горловина сформирована стеклодувами вручную. И пробка здесь не резьбовая, а внутренняя. Эта технология старее той, по которой сделаны бутылочки, приведенные выше. И смена технологий происходила все в те же 1930-е гг. То есть бутылочку осторожно можно датировать 1910—30 гг.
Продавец уверяет, что на донышке различима марка Imex и название аромата «лаванда и мускус». Беглый поиск показывает, что парфюмерная фирма с таким названием когда-то существовала а австралийском Сиднее.
Нам любопытно, что на разных концах земли примерно в одно время символику трех обезьян использовали для оформления мало связанной с ней продукции. Чем должны пахнуть духи в форме обезьян? Вряд ли фиалкой или лавандой. Но производители посчитали, что так парфюмерия станет привлекательнее.
Социологи и маркетологи не зря выделяют среди населения культурные и возрастные «поколения»: обобщенные портреты, привычки и предпочтения этих групп могут различаться, причем разительно.
Особого внимания специалистов заслуживают «миллениалы», поколение ровесников тысячелетия, именно оно вошло в стадию экономической активности и именно эти потребители все больше диктуют рынку свои пристрастия. А они особенные: во главу угла часто ставится не роскошь, практичность или выгода. Миллениал предпочтет брэнду или идеальной серийной вещи что-то особенное: этническое, винтажное или сделанное руками («хэндмэйд»). Да, эта вещь не будет идеальной, но в своей неидеальности она уникальна. Тенденцию давно раскусили маркетологи и рынки заполнились массовым серийным хэндмэйдом чуть ли не во всех отраслях.
В области пивоварения «хэндмэйд» называют «крафтом». Небольшие мини- и микро-пивоварни предлагают часто нестандартные рецепты и, конечно же, оригинальные названия и оформления напитков.
Питерская пивоварня LiS Brew начинала, подобно многим ремесленным производствам, пытаясь создать аналоги особо качественных традиционных зарубежных сортов, но, видимо, пробиться среди множества крафтовых марок с традиционным пивом было трудно, поэтому вскоре начались эксперименты. И теперь LiS Brew — заметная марка, ведь где еще можно попробовать пиво со вкусом грибов, с томатом и чесноком или с добавками натуральной халвы?
Мы же сейчас рассмотрим менее радикальный рецепт, ведь пиво с фруктовыми добавками (особенно лимонное и вишневое) — почти классика. LiS Brew же предложил банановый эль. А оформление напитка поручил ярославской художнице Ванде Новиковой (@wanda_novikova).
Кто любит бананы? Конечно же, обезьяны. Эль получил англоязычное название No Evil Monkeys.
Для этикетки (или изображения на банке) нарисована сложная композиция в агрессивном стиле, близком комиксам и граффити.
Центральную часть занимает троица персонажей, как не сложно догадаться, повторяющая классическую композицию с обезьянами, закрывающими глаза, уши и рот. Но обезьяны Ванды моложе и агрессивнее. Не слышащая обезьяна — компьютерный игрок, ее уши закрыты наушниками. Не говорящая — художник граффити, ее рот закрывает респиратор. Слепая вооружена аж тремя японскими мечами, кинжалом и сюрикэнами (вероятно, аллюзия на множество фильмов о незрячих воинах от «Затойчи» Такэси Китано до «Слепой ярости» с Рутгером Хауэром).
Центральные герои окружены несколькими дополнительными сценами. В них город, населенный антропоморфными животными, третирует целая банда: тут и бандитский налет, и ограбление, кража, драки, пьянство и продажная любовь — весь комплект антисоциальных угроз и криминальной романтики. Вопреки названию, это злые обезьяны.
За рубежом тематика трех обезьян необъяснимо популярна в названиях и оформлении алкогольных напитков (интересующиеся могут обратиться к сайту Эмиля Шуттенхельма). В России на нашей памяти это первый случай.
Японка Юри Сато из Канагавы работала в японской ювелирной компании, но переехала жить в США, где прошла обучение у мастера-ювелира (тоже японца по национальности) из модного брэнда мирового уровня.
Юри Сато создала в Нью-Йорке собственную торговую марку, под которой выпускает традиционные ювелирные украшения, но особенно заметны ее работы со столовым серебром.
Дизайнер выработала свою собственную технику декорирования столовых предметов. Ее антикварные ложки, вилки и ножи украшены тонким ажуром сквозных рисунков, выполненных вручную. И при этом тематика рисунков почти всегда посвящена Японии.
Для примера покажем ложку, дырочки в которой складываются в один из самых узнаваемых образов японского искусства — «Большую волну в Канагаве» (神奈川沖浪裏) Хокусая.
Сама ложка произведена в Америке ок. 1900 г., украшена же в 2019 г.
Зная тематику нашего проекта, не сложно угадать, какой образ наc ждет дальше. Всё верно! Три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят. Как нельзя лучше подходят для комплекта из трех ложек:
Американские серебряные ложки, выпущенные в 1914 г., более чем через век, в 2019 дождались художественного перерождения.
И, похоже, символика трех обезьян популярна, ведь у дизайнера есть еще один комплект (в этот раз без растительных мотивов):
Для себя же отметим, что у обезьянок Юри Сато длинные выразительные хвосты, которыми не могут похвастаться японские макаки. То есть перед нами континентальные обезьяны или, скорее, архетипичные образы обезьян в западной культуре.
Это уже не японская, а всемирная символика.
История появления популярных игрушек — плюшевых мишек любопытна и не всегда однозначна. Их любят по всему миру. На многих языках называют медведями (или производными уменьшительными словами), иногда добавляя материал — плюш, хотя большинство игрушек уже давно делается не из плюша. Но на английском, немецком, голландском, многих скандинавских и других языках такого медведя назовут именем Тэдди (Teddy bear, Teddybär, Teddybeer и т. д.).
С именем всё предельно ясно: медведей называют так в честь 26-го президента США Теодора (Тэдди) Рузвельта (Theodore Roosevelt).
В ноябре 1902 г. Рузвельт был приглашен на охоту в штате Миссисипи, где не стал стрелять в предварительно загнанного и привязанного медведя-барибала. История с медведем быстро разошлась по средствам массовой информации, став темой ряда политических карикатур. Крупный черный медведь в карикатурном изображении был заменен крошечным медвежонком...
Тема была горячей и коммерсанты придумали, как на этом заработать. Здесь уже история не так однозначна и первенство оспаривается.
По одной версии в Америке бизнесмен Моррис Мичтом (Morris Michtom, еврей российского происхождения, оригинальная фамилия Мишим) со своей женой Розой, увидев карикатуру на Рузвельта, придумали и изготовили игрушечного медведя, назвав его «медведем Тедди». Игрушка пользовалась популярностью, но серьезно заработать на ней не получилось: Мичтом/Мишим не запатентовал ни устройство, ни внешний вид, ни название медведя Тэдди. И только уже после смерти медвежьего изобретателя основанная им компания Ideal Novelty & Toy Company стала крупнейшим производителем кукол в США, попав в струю послевоенного бэби-бума. Компания просуществовала до 1997 г.
Но нам сейчас интересна вторая ветвь истории. По другую сторону океана, в Германии Маргарита Штайф (Margarete Steiff) задолго до описанных выше событий, аж в 1880 г. основала компанию, производящую мягкие игрушки (сейчас Margarete Steiff GmbH). Вообще-то она была портнихой и первые игрушки шила для развлечения, но клиенты стали покупать игрушки для своих детей и скоро хобби заместило профессию, Маргарита стала продавать только игрушки. Фирменной игрушкой Штайф первоначально был слон.
Бизнес рос, фирма увеличивала штат. Делом племянника основательницы, Рихарда Штайфа была разработка новых игрушек, поиск новых идей. Он проводил много времени в зоопарке, делая эскизы и наброски реальных животных. Одним из результатов его поисков стала модель 55PB — реалистичный медведь с подвижными лапами.
На ярмарке игрушек в Лейпциге в 1903 г. такого медведя увидел некто Герман Берг, местный закупщик американской компании George Borgfeldt & Company, заказавший сразу 3 тысячи этих игрушек, которые в США продавались уже как медведи Тэдди.
Мишки сразу же стали новым символом компании «Штайф», потеснив бывшую звезду — слона, а для компании открылись рынки всего мира.
Плюшевых медведей полюбили, они стали заметной частью массовой культуры. В мире сейчас очень много коллекционеров мишек. На коллекционеров обратила внимание и компания «Штайф», до сих пор являющаяся одним из крупнейших производителей этих игрушек. Помимо крупносерийной продукции всех размеров и разнообразных цветов, «Штайф» регулярно производит коллекционные образцы плюшевых мишек, снабжая каждый сертификатом с персональным номером и числом игрушек в партии.
Вот мы и добрались до настоящей цели нашего экскурса.
«Штайф» для своих поклонников выпустила необычную композицию сразу с тремя медведями. Мишки небольшого размера (ок. 12 см) выполнены из дорогого качественного натурального материала — шерсти альпаки и посажены на тонированное буковое основание. В сертификате к каждому набору указан его номер в партии из 1200 экземпляров.
Не требуется особенной наблюдательности, чтобы заметить, что мишки закрывают лапами свои глаза, уши и рот, то есть повторяют собой классическую композицию из трех обезьян.
Обезьяньи позы стали достаточным поводом для создания особенного набора, который должен понравиться преданным клиентам медвежьей компании.
История итальянской фирмы «Селетти» (Seletti) из местечка Чиконьяра в Мантуе довольно любопытна.
Путешественник Романо Селетти увидел в Китае то, на чем можно делать деньги и со своим товарищем Луиджи Джолио организовал поставки в Италию в 1964 г. Это был банальный набор: одежда, фарфор, экзотическая бамбуковая мебель и предметы интерьера.
Бизнес оказался успешным и в него втянулось следующее поколение. С 1990-х гг. Стефано и Мириа Селетти уже не удовлетворялись перепродажей товаров, а организовали собственное производство в промышленных масштабах. Их предметы интерьера и, особенно, столовая посуда получили значительную известность, а название одной из коллекций, Estetico Quotidiano («Повседневная эстетика») стало девизом компании.
Селетти сделали ставку на яркие и необычные, часто мультикультурные образы и поэтому приглашают для разработки коллекций разнообразных сторонних дизайнеров, как профессиональных, так и самодеятельных, с незашоренным взглядом.
Скульптор, художник и дизайнер (профессиональный театральный декоратор) Маркантонио Раймонди Малерба (Marcantonio Raimondi Malerba) создал для компании «Селетти» коллекцию светильников, которые точно не назовешь обычными.
Очень динамичные, естественные и немного наглые обезьяны (в которых можно узнать макак) могут стоять и сидеть на полу или на столе, свешиваться со стен и потолка, раскачиваться на люстрах. И при этом освещать помещение.
Вообще-то у автора есть светильники разного размера: от крошечных мышей, до жирафов в натуральную величину, держащих в зубах классические люстры. Но нам (а судя по международной прессе и не только нам) больше запомнились обезьяны.
Вы можете выбирать из множества поз и размещений обезьяньих фигур. Каждая возможна в двух классических цветах: черная или белая.
Кто-то может назвать подобные вещи китчем и дурновкусием, а нам они кажутся забавными.
Всех показанных выше обезьян на момент написания этих строк при желании можно легко приобрести. Но мы начали эту статью из-за предметов, которые больше не выпускаются и доступны только на вторичном рынке.
Это не электрические светильники, а классические подсвечники-канделябры. Они несколько отличаются по стилю, обезьяньи фигуры в них статичны, а большее значение в общем образе приобретают элементы оформления — сами «рога» канделябра и декоративное основание.
Три обезьяны, прижавшись спинами друг к другу, закрывают лапками глаза, уши и рот. Над ними раскинулись пять «рогов» подсвечника, а на основании каждая фигура подписана по-английски: «See no evil», «Hear no evil» и «Speak no evil» («не вижу», «не слышу» и «не говорю зла» соответственно).
Канделябры тоже возможны в черном и белом вариантах, оба весьма декоративны. Сама компания-производитель определяет их стиль как «бурлеск» и это действительно игра в возвышенное и низменное, как в одноименной поэзии или музыкальном шоу.
Главный мировой коллекционер трех обезьян Эмиль Шуттетхельм обратил наше внимание на предметы, ранее не попадавшие в сферу интересов — опасные бритвы.
Бритва — вещь интимная и, если можно так сказать, ритуальная. Редко встретишь бо́льшую привязанность владельца, причем передающуюся по наследству из поколения в поколение. Поэтому у производителей весьма актуален вопрос создания успешного брэнда, ведь приученный, лояльный потребитель снова придет за бритвой той же марки.
В Германии многие производители бритв компактно сосредоточены в историческом центре металлообработки — городе Золинген (округ Дюссельдорф земли Северный Рейн — Вестфалия). Компания Шеффер унд Кох (Schäfer & Koch) с начала XX в. известна бритвами под брэндом «Kama» (по именам основателей, Карла Коха и Макса Шеффера.
Но, оказывается, это был не единственный брэнд производителей. На интернет-аукционах мы находим фотографии складных опасных бритв, отчего-то подписанных другой фамилией: Mäuser (Мойсер).
И на полотне клинка, и на его шейке (эрле), и на рукояти бритвы указан этот брэнд.
Конечно же, «Мойсер» повторено и на футляре и в сопроводительной документации.
Но, к примеру, на оборотной стороне шейки по-английски сказано, что бритва «произведена знаменитыми Шеффером и Кохом», а на некоторых футлярах написано (тоже по-английски) о создании в немецком Золингене из отличной шеффилдской (то есть английской) стали.
Вы, конечно, уже увидели, почему нас заинтересовали эти бритвы: логотип всюду сопровождается фирменным знаком — тремя обезьянами, которые не видят, не говорят и не слышат.
Если поискать по интернет-аукционам по результатам закрытых торгов, бритвы выпускались разных форм и размеров. Причем чаще всего они предлагались продавцами из Италии.
Попалась нам и «переходная» модель, правда, совсем «убитая»: на клинке и футляре надписи уже неразличимы, на эрле «Мойсер» и три обезьяны, а на рукояти «Кама».
Конечно, такой предмет мог быть и самосборным из деталей разных бритв.
И еще на одной бритве производитель пошел глубже и добавил третий бренд: у Шеффера и Коха есть бритвы «Мойсер», а среди них есть «Жемчужные бритвы» (Pearl's Razor). Надпись «Мойсер» с полотна клинка исчезла, ее место заняло изображение жемчужины в золотой раковине. А три обезьяны, повторенные дважды, фланкируют центральную картинку. Изображение на шейке и рукояти оставлено неизменным.
У всех продавцов бритвы в разном состоянии от идеального до плачевного, никто не знает или не говорит точные даты производства. Можно сказать только одно, что даже идеальные предметы не выглядят новыми. Некоторые продавцы называют возможный период от 1950-х до 1970-х гг.
Это немецкие товары, предназначенные на экспорт (о чем говорят исключительно англоязычные надписи на футлярах и самих изделиях). Причем как минимум большинство бритв попало в Италию (об этом свидетельствуют адреса продавцов и англоязычные тексты инструкций, которые напечатать дешевле, чем изменить штамп для металла). То есть это послевоенный экспорт.
Мы можем предположить, что изначальный брэнд «Кама» немцы-производители почему-то посчитали или недостаточно привлекательным для иностранцев, или встретили какие-то трудности в продвижении на зарубежные рынки, поэтому был придуман новый бренд. Вряд ли они рассчитывали на смешение с фамилией оружейников Маузер, известной всему миру, тем более сразу после войны. У «Маузера» буква «a» без надстрочных точек-умлаутов, отсюда и разница в чтении с «Мойзером».
Ну а три обезьяны должны были сделать товары привлекательнее и узнаваемее. Вряд ли в них вкладывался хоть какой-то смысл, они просто забавны и просто обязаны понравиться потребителям.
Судя по тому, что следы брэнда нам приходится откапывать по крупицам, расчет на обезьян не вполне оправдал коммерческие ожидания. Брэнд «Кама» на рынке известен лучше.
В семье эмигрантов Арабовых из советского Узбекистана в США (происходят из бухарских евреев) из пяти детей был только один мальчик — Яша.
Закончив по программе помощи мигрантам курсы ювелиров, бывший Яков, а ныне Джейкоб (Jacob) некоторое время работал в ювелирной компании в массовом сегменте, но заодно и подрабатывал дома, делая изделия на заказ и неожиданно, что называется, «попал в струю».
Американская рэп- и хип-хоп-культура очень ценила внешнее проявление крутости, дорогие «цацки» (bling-bling). Рэпер просто обязан быть увешан толстенными золотыми цепями с огромными блестящими подвесками. И оказалось, что вкусы рэперов и узбекского ювелира вполне совпадают. «Ювелир Джейкоб» стал легендой, он упоминался во множестве музыкальных композиций. Рэп сделал имя Джейкобу и его компании Jacob & Co (кстати, фамилия ювелира тоже немного изменилась, потеряв конечную согласную для благозвучия, теперь это Jacob Arabo, немного на итальянский манер).
Следующим прорывом Джекоба Эрэбоу стали часы. Отец ему еще в детстве подарил ценные наручные часы, у которых, помимо основного циферблата, был второй, маленький, показывающий время в другом часовом поясе. И тогда Яша фантазировал, что было бы круче, если бы таких маленьких циферблатов было больше.
Когда Яша стал финансово успешным Джейкобом, он вспомнил детскую мечту. И хоть не был механиком, сумел донести идею до настоящих часовщиков, а уже как ювелир оформил созданный механизм в готовые часы. Пять циферблатов словно бы показывали время на пяти континентах. Часы заметили и они появились на фото звезд и журнальных обложках. Так Jacob & Co стала успешной часовой компанией.
Чтобы развить успех, Джейкоб решил двинуться дальше в том же направлении, усложняя механизм. Он обратил свой взгляд на турбийон.
Когда появились первые носимые (еще не на руке, а на цепочке в жилетном кармане) часы, они были весьма неточными. На ход влияло множество факторов: растяжение пружины, температура воздуха и даже притяжение Земли. Да, повернутые разной стороной к Земле часы шли с разной скоростью.
Решением последней проблемы озаботился еще в XVIII в. франко-швейцарский часовщик Бреге (Breguet), тот самый, про изделия которого писал Пушкин:
...Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед...
Так вот этот «Брегет» заставил часть механизма постоянно поворачиваться то одним, то другим боком вниз. Из-за притяжения Земли в одну половину поворота механизма часы спешили, в другую — отставали, а в среднем всегда показывали точное время, вне зависимости от положения.
Запатентованный под названием «турбийон» (по-французски tourbillon = «вихрь»), механизм был сложным и дорогим, его преимущества вряд ли перекрывали недостатки и поэтому он сохранился в нише элитных часов, применяясь более «для понта», чем для эффективности. Производители обычно выставляют турбийон наружу, прорезая в циферблате специальное окошечко, сложный механизм, оборачивающийся вокруг оси каждую минуту, привлекает внимание.
Вот к такому древнему турбийону, только еще более усложненному вращением по двум осям и пришел Джейкоб, разработав коллекцию часов «Астрономия» (Astronomia). Вращающиеся механизмы напомнили ему вращение планет по орбитам и ювелир добавил маленький крутящийся глобус, а в противовес ему чистый сверкающий бриллиант в особой огранке на 288 фасетов. И все это в прозрачном корпусе, позволяющем наблюдать сложные вращения. Короче говоря, дорого и богато.
Вы знаете, мы бы не взялись описывать изделия узбекско-американского автора без одной, а вернее трех деталей. Джекоба Эрэбо решил дополнить «астрономический» механизм фигурками обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.
Говоря о символике изделия, производитель рассказывает о вдохновении японской философией, называет имена обезьян (Мидзару, Кикадзару и Ивадзару) и утверждает, что они означают предохранение от зла в любой форме (то есть намекает, что часы станут оберегом.
А в дополнение говорится, что фигурками обезьян, вопреки своему отказу от собственности, владел Махатма Ганди.
Фигуры обезьян на фоне «звездного неба», в окружении сложной, стимпанковской механики и крошечной планеты Земля действительно выглядят загадочно.
Нам этот случай кажется любопытным не просто очередным использованием темы трех обезьян в часах и украшениях, интересно ее сочетание с «небесной механикой».