Исконно.ruЦусимские обезьяны

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
Цусимские обезьяны

Исторически многих программистов объединяла любовь к компьютерным играм. Так было и в знаменитой корпорации Microsoft: группа работников решила, что им интереснее делать игры, а не скучные офисные программы или операционные системы.

В 1997 г. они создали собственную компанию, получившую название Sucker Punch (приблизительное значение «подлый удар», но по-английски звучит погрубее). Вскоре они определились с платформой, под которую предпочтительно писать игры — приставка PlayStation от японской Sony.

Логотип компании Sucker Punch Productions
Логотип компании Sucker Punch Productions

Компанию заметили и «Сони» купила перспективного разработчика, оставив увлеченным американцам свободу решений. Игры прекрасно продаются и получают положительные отзывы, сказываясь на популярности PlayStation.

В 2014 г. «Подлоударники» задумались о новом большом проекте. Технически требования к будущей игре были понятными: это должен быть боевик с близкими схватками и «открытым миром» (когда игрок волен передвигаться как ему вздумается и жестко не ограничен основной сюжетной линией).

Но вот подобрать тематику игры никак не получалось. Прорабатывались миры мушкетеров (конечно, по Дюма), пиратов или шотландцев («Роб Рой» Вальтера Скотта). Но в конце концов победил очередной исторический сюжет о самураях.

Местом же действия был выбран остров Цусима на середине пролива между Японией и Корейским полуостровом. Нам это название известно только по трагичному поражению русского флота от японцев в ходе русско-японской войны. Кстати, мы однажды касались тех событий.

Ну а для японцев с Цусимой связано намного больше исторических событий, среди которых есть первое монгольское вторжение в Японию, которому и посвящена игра.

Завоевания Монгольской империи под руководством Хубилай Хана докатились до Корейского полуострова. Корея была покорена и Хубилай обратил свой взор на Японские острова. Несколько раз он отправлял к японцам гонцов с требованием признать себя вассалами монголов, но послания оставались без ответа. И в 1274 году, когда была подготовлена десантная флотилия, началось первое вторжение.

Первым удар приняла Цусима, довольно крупный остров, лежащий по центру пролива между Японией и Кореей. Остров был захвачен, с местными жителями захватчики жестоко расправились.

Монгольское нашествие. Иллюстрация к игре «Призрак Цусимы»
Монгольское нашествие. Иллюстрация к игре «Призрак Цусимы»

Вот такая у нас экспозиция для игры, получившей название «Призрак Цусимы» (Ghost of Tsushima). Главный герой — молодой японский самурай Дзин Сакай (境井 仁). Он остается совсем один на захваченной врагом территории. Его мир полностью перевернулся и все ценности, казавшиеся незыблемыми, вдруг утратили значение. «Путь самурая», по которому герой шел всю жизнь, оказался ведущим в никуда и Дзину Сакаю теперь нужно проложить свой, совершенно новый путь, став призраком войны.

Первоначально, как только был озвучен сеттинг, существовало некоторое недоверие, особенно со стороны японцев: смогут ли американские разработчики бережно отнестись к японской истории, не получится ли очередной китч на тему самураев. Но релиз игры развеял сомнения, история не пострадала, а окружение, персонажи и даже их речь выглядят аутентично.

Игра получила положительную критику, понравилась и экспертам, и игрокам. За первые восемь месяцев с начала продаж разошлось более 6,5 миллионов копий, и, благодаря такой популярности, в Голливуде было решено снять фильм на эту тему. Вообще «Призрак Цусимы» очень часто сравнивают с фильмами, поминая к месту и не к месту японского режиссера Акиру Куросаву. Картинка на экране действительно, даже если чуть и не дотягивает по качеству до топовых современных игр, тем не менее, всегда живописна и «кинематографична».

Но мы затеяли эту статью не ради оригинальной игры, впервые выпущенной 17 июля 2020 г. Еще примерно через год вышло дополнение к игре, которое разрабатывалось работниками компанией Sucker Punch в сложных пандемийных условиях, удаленно.

Обновление, продолжая аналогию с кинематографом, назвали «Призрак Цусимы: Режиссерская версия» (Ghost of Tsushima: Director's Cut). Часто после выхода фильмов в прокат для поклонников выпускают «полную» «режиссерскую» версию со всеми сценами, которые после были вырезаны в расчете на массового зрителя.

В «режиссерской» игре кроме обновлений и улучшений был расширен мир. Кроме собственно острова Цусима можно отправиться на соседний остров Ики (Ики-но сима, 壱岐島). Его захватил другой монгольский отряд с другим предводителем и, значит, у главного героя будет отдельная самодостаточная история с новым главным антагонистом.

Концепция «открытого мира» предполагает, что герою не нужно следовать одной, жестко предопределенной линии сюжета или единственно возможного маршрута. Каждый игрок волен сам исследовать мир и вырабатывать стратегию. Для кого-то игра может стать жестким боевиком в жанре «убей их всех», а кто-то захочет решать загадки то тут, то там разбросанные по острову.

У реального (не игрового) острова Ики есть своя «визитная карточка», главная достопримечательность, фотография которой непременно пополняет альбомы посетивших остров туристов. Это вершина под названием Обезьянья скала (Саруива), возвышающаяся на мысу на западном-юго-западном побережье острова Ики. В очертаниях и трещинах базальта действительно можно разглядеть профиль обезьяньей головы.

Обезьянья скала
Обезьянья скала (Саруива), остров Ики, префектура Нагасаки, Япония

Видимо, Обезьянья скала натолкнула разработчиков на создание одного из квестов, самого сложного в дополнении. Герою нужно отыскать и «активировать» три небольших статуи обезьян.

Первая каменная обезьяна закрыла уши. Ее «пробуждает» звук, перед ней нужно сыграть на флейте. В результате в воздухе закружатся лепестки сакуры...

Обезьяна Кикадзару
Обезьяна Кикадзару (Не слышу)

Вторую обезьяну, прикрывающую глаза, можно найти ниже. Она «сработает», если перед ней бросить дымовую бомбу из арсенала героя (обычно она позволяет неожиданно скрыться из вражеского поля зрения).

Обезьяна Мидзару
Обезьяна Мидзару (Не вижу)

Третья обезьяна, закрывающая рот, ждет героя на берегу. Перед ней нужно просто поклониться.

Обезьяна Мидзару
Обезьяна Мидзару (Не вижу)

После этого герою придется вновь подняться на самую вершину к святилищу обезьян. Если перед ним снова сыграть мелодию на флейте, квест считается выполненным, а герой получает трофей «Обезьяний дух». Любопытно, что к герою выйдет пообщаться живая макака.

Святилище обезьян на Обезьяньей скале
Святилище обезьян на Обезьяньей скале

Мы еще раз убедились в привлекательности и загадочности символики трех обезьян, особенно в связи с Японией. Но могли ли существовать три обезьяны в описываемый исторический период? Да. Где-то через пять—восемь лет после монгольского вторжения буддистский монах Мудзю запишет стихотворение о трех обезьянах (и предпочтительной четвертой, см. «Собрание песка и камней»). Вот только изображений и, тем более, каменных статуй трех обезьян сколь-нибудь близкого периода не известно. Святилище трех обезьян на острове Ики, конечно же, анахронизм. Но он делает игру интереснее!

Статуи трех обезьян в обезьяньем святилище
Статуи трех обезьян в обезьяньем святилище

Но вспомним, что в настоящее время каменных обезьян на Ики действительно много.

Темы: [компьютерные и видеоигры] [Япония]
QR-код сайта iskonno.ru
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь
Библиотека
Коллекция
Словарь по ножам
Четки
Басё
Исконно.ru iskonno.ru
о проекте / координаты
новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Дзен Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест