Исконно.ruПроисхождение символа трех обезьян

СимволическаяПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам группа из трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, закрывающих лапами глаза, уши и рот появилась на Востоке, с этим согласно большинство источников. Конкретнее «местом рождения» трех обезьян с большой долей уверенности называется Япония. Это подтверждается и историческими артефактами, и лингвистически.

Запреты, выражаемые композицией «не видеть, не слышать, не говорить» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 — мидзаруПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, кикадзаруПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, ивадзаруПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам) состоят из глагола-действия и архаичного суффикса, придающего отрицание «-дзару». Так вот суффикс этот созвучен слову «обезьяна»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам, по сути, является озвонченным вариантом слова «сару» (猿). Получается, что изображение трех обезьян — своего рода каламбурПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам или ребусПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, игра слов, понятная только японцу.

Наиболее древние из известных изображений трех обезьян также находятся в Японии. Вероятнее всего, впервые композиция из трех обезьян появилась в местном японском культе Ко-синПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. В Китае это учение (по-китайски Гэн-шэнь, 庚申) хорошо известно и проработано в даосском каноне, практики гэн-шень описаны со старых времен и их можно считать частью живой даосской традиции. В Японии же ритуальные практики Ко-син сперва проводились среди образованной знати при императорском дворе и лишь после получили некоторое распространение в более широких слоях населения, обретя поддержку отдельных буддийских школ. В настоящее время культ Ко-син в Японии практически полностью сошел на нет, а если где и сохранился, либо выродился в банальные регулярные вечеринки со спиртным, либо превратился в культурные реконструкции.

Краткая предыстория: на Востоке всегда чтилась магия чисел и обезьяна рассматривается не только как животное: это еще и число или, если хотите, одна из фаз универсального цикла. Если вспомнить особо популярный в настоящее время восточный «звериный» календарь, в котором чередующиеся годы обозначаются одним из 12 животных-символовПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, в их числе можно увидеть и обезьяну. Обезьяна занимает девятую позицию в цикле из 12 фаз. Когда к 12 животным добавляются 10 т. н. «небесных стволовПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам», связываемых с 5 первоэлементами, образуется еще более крупный цикл из 60 фаз. Цикличны любые события, развитие всех ситуаций можно разложить на 60 фаз до следующего витка. Выделяют большие, шестидесятилетние и малые, шестидесятидневные циклы. Особенно отмечают 57-й день или год, считающийся крайне несчастливым. И эта 57-я фаза называется «ко-синПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам», где «ко-» (庚) — один из первоэлементов, называемый обычно металлом, а «-син» (申) — обезьяна.

От китайских даосовПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам японцам перешло учение о трех сущностях («червяхПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам»), обитающих в теле человека. Они искушают своего носителя в совершении различных необдуманных поступков, а после регулярно, в ночь того самого «обезьяньего» дня ко-син, когда носитель заснет, отправляются с доносом на его проступки к высшим силамПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Последователи народного культа (в Японии Ко-син, в Китае Гэн-шэнь) через каждые 60 дней устраивают коллективные бденияПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, чтоб не дать возможности трем червям связаться с верховным божеством.
Типичная композиция резной каменной стелы культа Косин
Типичная композиция резной каменной стелы культа Косин

Японские последователи культа на свиткахПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и каменных резных стелахПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам часто изображают шестирукое синелицее карающее божество Сёмэн-КонгоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (靑面金剛). Иногда его спутниками-атрибутамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам становились одна, две или три обезьяны (видимо, повлияла важность обезьяньего дня). Постепенно именно три обезьяны (наверное, из-за трех внутренних червей в человеке) стали преобладать, а позы получили однозначность (вспомним омофониюПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам чтения действий, выражаемых обезьянами). Скорее всего, именно таким путем сложилась устойчивая композиция с тремя обезьянами, но самостоятельности очень долго не получала, оставаясь атрибутом где-то под ногами синелицего божества.

Славу и известность три обезьяны получили в НиккоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (日光), одном из исторических религиозно-культурных центров Японии. Самая известная достопримечательность Никко — синтоистское святилище ТосёгуПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (東照宮), знаменитое прихотливой резьбой, украшающей сооружения. Некоторые композиции, составляющие убранство построек, признаны шедеврами, например, спящий кот или три обезьяны. Обезьяны украшают отнюдь не центральное здание комплекса святилища, а всего лишь конюшню. Причем резное панно с композицией «не вижу, не слышу, не говорю» не единственное, но в ряду различных обезьяньих поз японцы выделили именно эти три фигуры. С тех пор это самые знаменитые три обезьяны в мире, эталон композиции, даже любая символическая группа из трех обезьян может называться «Три обезьяны из Никко».
Три обезьяны на панно, украшающем конюшню святилища Тосёгу в Никко, Япония
Три обезьяны на панно, украшающем конюшню святилища Тосёгу в Никко, Япония

Обезьяны из Никко интересны нам в историческом плане тем, что дают вполне определенную, материально зафиксированную верхнюю границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 г., то есть к этому времени три обезьяны явно существовали как единая композиция.

Намного более ранний пример дает нам буддийская литература. Монах МудзюПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам в своей наиболее известной книге «Собрание песка и камней»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам где-то между 1279 и 1283 гг. записал стихотворение, в котором поименно упоминаются три обезьяньих отрицания, а в притче-комментарий к этому стихотворению эти отрицания прямо названы обезьянами. То есть в XIII в. как минимум один буддийский монах знал и оценил игру слов, на которой основана символика трех обезьян.

Легенды называют имя первого японца изобразившего трех обезьян, это основатель ветви буддизмаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам тэндайПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, великий учитель Дэнгё-дайсиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (Сайтё, 最澄). Он жил в VIII—IX в. и ему приписывается множество «открытий», вошедших в японскую культуру. Дэнгё якобы мог привезти символ трех обезьян из Китая вместе с учением Лотосовой сутры, чаем и т. д. Но, тем не менее, легенды остаются легендами. Нам три обезьяны видятся скорее японским эндемиком, чем символом, пришедшим с материка. Вообще на школе тэндай и ее культовом центре — горе ХиэйПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам рядом с Киото сходится чрезвычайно много совпадений, связанных с тремя обезьянами, так что весьма вероятна культурная и географическая локализация символики именно там.

А вот с биологическим прототипом трёх обезьян проще: если символ появился в Японии, то изображались, скорее всего, единственные, живущие в стране обезьяны — японские макакиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (лат. Macaca fuscata).

О принципах и названиях

Обращаясь к теме истории трех обезьян, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос о символизируемых ими принципах, причем независимо о запрете видеть, слышать и говорить и о запрете видеть, слышать и говорить именно зло.

Три «нет»

Аналогии устойчивой связки отрицаний или запретов видеть-слышать-говорить можно встретить во многих религиозно-философских учениях как Востока, так и Запада. В этом смысле принцип, выражаемый тремя обезьянами, много старше самих обезьян.

Чаще всего вспоминают цитату из КонфуцияПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам

「非礼勿视,非礼勿听,非礼勿言」
«Не смотри на то, что противно правилам, не слушай того, что противно им, не говори того, что противно им»
Конфуций (Кун-цзы). Беседы и суждения (Лунь юйПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам). Приводится по: Конфуций. Афоризмы и изречения.—М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2

Кроме конфуцианства показателен и даосизмПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, в котором центральное понятие — даоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам — апофатически описывают через три отрицания:

「道不可聞,聞而非也;道不可見,見而非也;道不可言,言而非也。」
«Путь (Дао) неслышим, если слышим — это не он, Путь незрим, если видим — это не он. Путь нельзя выразить словами, а если (о нем) говорят — это не он»
Чжуан-цзыПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Внутренний раздел. Глава XXII. Знание гуляет на севере. 7.3

Если с большой долей вероятности можно считать, что визуальная композиция с обезьянами появилась в среде культа КосинПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, имеющего бесспорные корни в китайском даосизме, было бы весьма соблазнительно предположить, что она иллюстрирует именно даосский принцип. Однако никаких подтверждений тому нет, а материальные свидетельства, скорее, опровергают это предположение.

Против зла

В англоязычной и вообще западной культуре обезьяны часто именуются «See no evil, hear no evil, speak no evil»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам (не смотри на зло, не слушай зла, не произноси зла), что значительно смещает смысл символики (см. раздел Философия трех обезьян). Достаточно вспомнить даосское понимание двуединства противоположностей или стремление не строить границ в определениях и суждениях, чтобы зародить стойкие сомнения в присутствии зла в изначальных пониманиях символики. И действительно, в японском это 三匹の猿 (три обезьяны) или 見猿, 聞か猿, 言わ猿 (не видеть, не слышать, не говорить). Видимо зло приходит с Запада.

Если не со стопроцентной уверенностью, то с очень большой долей вероятности можно утверждать, что запрет видеть, слышать и говорить зло существовал в западной культуре до знакомства с символикой трех обезьян.

В истории США есть выдающаяся фигура, заложившая многие основы американской нации — Томас ПейнПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (Thomas Paine) — англичанин, но один из «отцов-основателей» Америки.

В его письме мы видим знакомые отрицания:

«Thou shalt make a covenant with thy senses,
With thine eye, that it beholds no evil.
With thine ear, that it hear no evil.
With thy tongue, that it speak no evil.
With thy hands that they commit no evils.

If the Federalists will follow this commandment, they will leave off lying.»

Thomas Paine. Federal City, Lovett's Hotel, Nov. 20, 1802.

«Тебе следует заключить завет со своими чувствами.
С твоими глазами — что они не видят зла
С твоими ушами — что они не слышат зла.
С твоим языком — что он не произносит зла.
С твоими руками — что они не совершают зла.

Ежели федералисты будут следовать этой заповеди, они перестанут лгать.»

Томас Пейн. Федеральный город, отель Ловетт, 20 ноября 1802.

В момент написания этих строчек Япония уже давно проводила политику самоизоляцииПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и какие-либо отношения ее с внешним миром были минимальны, поэтому возможность влияния японских обезьян на творчество Пейна можно исключить.

А чтобы не ограничиваться Новым Светом, приведем пример из Европы
Три ангела на витражах храма св. Павла в Роквардине, Англия
Три ангела на витражах храма св. Павла в Роквардине, Англия

В старинном храме св. Павла в РоквардинеПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (Wrockwardine, графство Шропшир (Shropshire), Англия) в XIX в. была проведена реконструкция, в ходе которой были вставлены новые витражи. В одной из композиций три ангела держат свитки с императивами, которые позже будут писаться на фигурках трех обезьян: «See no evil, hear no evil, speak no evil» (не смотри на зло, не слушай зла, не произноси зла)

Можно сделать вывод, что пришедший из Японии экзотический символ встретился с уже знакомым Западу принципом неприятия зла, что привело к переосмыслению и добавило популярности трем обезьянам.

Альтернативные теории происхождения

Тему происхождения трех обезьян нельзя считать исчерпанной без раскрытия теории внеяпонского возникновения символики. Как уже упоминалось выше, в Японии нередко считают композицию из трех обезьян заимствованной из Китая. Такой точки зрения придерживается, в частности многолетний исследователь темы Митио ИидаПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (飯田 道夫). Судя по статье в китаеязычном разделе Википедии (кит. яз.), в Китае тоже согласны с данной теорией. Но Китай здесь — только промежуточное звено. Символика трех обезьян, будто бы, пришла по Великому шелковому пути не откуда-нибудь, а прямиком из Древнего Египта. Среди изображений египетских священных павиановПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и на просторах всей Азии вплоть до Японских островов исследователи пытаются найти неопровержимые доказательства существования композиции из трех обезьян до ее появления в Японии. Пока, насколько нам известно, таких свидетельств не найдено, хотя подобрано значительное число небезынтересных артефактов с неясными или спорными трактовками.

Уважая мнение приверженцев внеяпонской теории, мы, однако, возьмем на себя смелость назвать ее лишь альтернативной до появления действительно решающих аргументов.

См. также

QR-код сайта iskonno.ru
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
Исконно.ru iskonno.ru
о проекте / координаты
новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Дзен Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест