Культовый цикл компьютерных игр о сексуальной расхитительнице гробниц Ларе Крофт (Lara Croft) начался в далеком 1996 г. И за все время существования в мире было продано около 60 млн экземпляров игры. Представьте себе, что вся Франция или Великобритания от мала до велика играет в Лару Крофт!
В игре 1999 г. «Tomb Raider: The Last Revelation» (на русском рынке «Tomb Raider: Последнее откровение.») действие разворачивается в Египте. В последнем эпизоде в Гизе чтобы выйти из Мастабы необходимо выполнить задание в комнате трех обезьян.
Ларе нужно привести в движение механизм перед одной из этих статуй, чтобы появилась живая обезьяна, которая поможет пройти дальше.
Три обезьяны в приключенческих играх — не новость, они зачастую просто создают атмосферу экзотики и налет мистики. Нам здесь интересна связь трех обезьян с Египтом. Ведь скульптуры явно представляют бабуинов, в образе которых древние египтяне изображали бога Тота. То есть разработчики совместили египетский обезьяний культ с восточной символикой трех обезьян.
Между тем, японские исследователи надеются найти следы трех обезьян именно в Древнем Египте (или, возможно, в Месопотамии), одкуда они через всю Азию должны были добраться до Японии. То есть воображение разработчиков игр созвучно направлениям реальных исследований.
Серия игр и мультфильмов о «карманных монстрах» покемонах завоевала мир, а желтый покемон Пикачу теперь входит в число наиболее узнаваемых персонажей на нашей планете.
Собственно покемоны — это существа странного вида, имеющие странные способности. Люди ловят разных покемонов и устраивают между ними схватки.
Образ каждого покемона навеян каким-то прототипом из реального мира, чаще всего, животным. А три обезьяны послужили прототипом для троицы покемонов Пэнсир (Баоппу), Пэнпор (Хияппу) и Пэнсэйдж (Янаппу). Основными рынками для франшизы считались Америка и Япония, поэтому у покемонов есть американское и японское (в скобках) имена. Остальной мир довольствовался, чаще всего, американской версией.
Покемоны хоть и похожи друг на друга, окрашены в разные цвета и относятся к разным типам: огненному, водному и травяному.
Особенность покемонов в том, что они могут развиваться и переходят на новый эволюционный уровень. Это относится и к «обезьяньим» покемонам. Из нашей троицы появляются более грозные Симисир (Баокки), Симипор (Хиякки) и Симисейдж (Янакки).
В компьютерных и видеоиграх трех обезьян довольно часто можно встретить в сюжетах в ряду многих магических атрибутов, встречаемых героями. Но, оказывается, существует целая игровая компания, называемая в честь трех обезьян. Калифорнийская фирма, разработчик «приставочных» видеоигр для Nintendo, Microsoft и Sony называется «Sanzaru Games» («Игры Санзару»), а «санзару» здесь — передача японского «三猿» — [сандзару] — «три обезьяны». Естественно, что в логотипе фирмы использовано изображение обезьяны, похожее в то же время на манипулятор игровой приставки
Одна из самых ожидаемых игроками, амбициозная компьютерная игра с рекордно большим бюджетом и необычайными сборами, 15-я в серии Grand Theft Auto, GTA V выпущена в сентябре 2013 г.
В этой игре три главных героя: Майкл (Michael), Тревор (Trevor) и Франклин (Franklin). Многие игроки безошибочно прочли в сцене общения персонажей отсыл к образу трех обезьян. Этим кадром заканчивался второй официальный видеотрейлер к игре
«Обезьяньи» скриншоты из игры разошлись по соцсетям, став пусть и ограниченным по аудитории, но вполне полноценным мемом, который зажил собственной жизнью.
Например, интернет-проект «КиберЛенинка» (российская открытая научная электронная библиотека), аккумулирующая научные статьи в свободном доступе, весьма своеобразно продвигает свои новинки в социальных сетях, создавая яркие запоминающиеся коллажи-иллюстрации с привлечением интернет-мемов и популярных образов.
27 августа 2021 г. «КиберЛенинка» рекламировала статью А. Б. Эктумаева по специальности «Право» под названием «О месте свободы слова в системе конституционных прав и свобод».
В качестве иллюстрации был создан коллаж с тремя протагонистами GTA V в позах трех обезьян на фоне интерьеров российского суда.
Очевидно, что автор коллажа использовал символику трех обезьян как знак цензуры и, возможно, самоцензуры. В этом он не оригинален. Нам здесь интересно, что сцена, появившаяся 8 лет назад, до сих пор востребована и должна быть понятна целевой аудитории.
Среди множества компьютерных игр особняком стои́т класс так называемых «zero player games», в которых игрок не имеет (или почти не имеет) способов вмешаться в игровой процесс. Игра идет своим чередом, а игрок всего лишь наблюдает за развитием событий. Среди подобных русскоязычных игр, вероятнее всего, наиболее популярен Годвилль (Godville). Игра полностью текстовая, в ней отсутствует графика. Сюжет традиционен: герой, наделенный собственной волей, путешествует по фантастическому миру, уничтожает монстров, выполняет задания, ищет сокровища и т. п. Игра привлекает остроумными текстами, нагромождением шуток и каламбуров, абсурдных фраз и отсылок к различным культурным мемам.
Среди всевозможных заданий-квестов, которые может получить герой есть такой:
Научить трёх обезьян целостному восприятию действительности
На самом деле с точки зрения виртуального героя все задания по сути одинаковы, они успешно завершаются через определенный промежуток игрового времени, а суть заданий предназначена для игроков-людей. Любопытно, что авторы фразы с заданием предпочли не уточнять, каких именно трех обезьян имеют в виду. Игрок должен находиться в контексте фразы. Он должен иметь представление об обезьянах, которые не видят, не слышат и не говорят (имеют, по мнению авторов, ограничения в восприятии действительности). То есть культурная база аудитории игры Годвилль должна непременно включать в себя символику трех обезьян.
Ссылки
Сегодня займемся археологией компьютерных игр. Игру «RuneScape» нельзя назвать ни первой браузерной массовой многопользовательской ролевой онлайн-игрой, ни даже исторической (она вполне здравствует и поныне, правда сменила движок и выбралась из браузера). Но, тем не менее, игра существует с начала 2001 г. и дважды отмечалась книгой рекордов Гиннеса как самая массовая и самая обновляемая. По жанру это классический фэнтезийный мир с умениями и магией. Игра частично бесплатная, что позволяет привлекать игроков, но многие возможности открываются только участникам подписки.
По ходу сюжета игроки проходят специальные задания (квесты), которые могут быть весьма сложными и продолжительными. Мы коснемся двух квестов, оба доступны только платным подписчикам.
Видимо, в 2004 г. появился квест «Monkey Madness» («обезьянье безумие» или «помешательство на обезьянах»). В поисках пропавшего отряда герой оказывается на отрезанном от материка острове, населенном обезьянами. Обезьяны в игре разумны и высокоразвиты, представляя собой по сути одну из игровых рас. Правда, к людям они настроены весьма агрессивно. Игроку нужно пользоваться магией, чтобы научиться общаться с обезьянами и принимать их внешний вид, чтобы не вызвать подозрений.
В ходе этого задания игрок впервые знакомится с тремя мудрыми обезьянами в храме Маримбо на Обезьяньем острове.
Зовут обезьян непритязательно: Мидзару, Кикадзару и Ивадзару. Они взаимодействуют с игроком, помогая тому выполнить задание.
Но более интересная история разворачивается в другом длинном квесте «Do No Evil» («не делай зла»). В названии слышится явная аллюзия на четвертую обезьяну и сам квест во многом связан с тремя обезьянами.
Игроку нужно уговорить обезьян переселиться с Обезьяньего острова на свою историческую родину — в пустынные земли. Тематика тоже пустынна: арабские сказки и древнеегипетские боги.
Три обезьяны раскрывают свою историю. Оказывается, у них в пустыне существовала своя малая богиня Апмекен (Apmeken), принесшая стране мир и процветание. Ее антагонистом была богиня-пожирательница Амаскат (Amascut), разозлившаяся на соперницу и отнявшая у той способность видеть, слышать и говорить. Обезьяны-жрецы были так шокированы произошедшим, что тоже лишились зрения, слуха и речи соответственно. Но ужасной богине этого было мало и из чувств обезьяньей заступницы она создала трех монстров, чтобы натравить их на обезьян. Множество обезьян было перебито, но часть, в том числе и три мудрые обезьяны Мидзару, Кикадзару и Ивадзару сумели скрыться на далеком острове.
Игроку в ходе задания, обычно, приходится побороться с особенно сильным монстром, «боссом». В этом квесте героя ждут сражения сразу с тремя порождениями гнусной богини по очереди. Это те самые воплощения украденных чувств. Их модели сходны, различаются только цвета и изображения на повязках, закрывающих их лица.
Монстров зовут Лиуни (Leeuni, очевидно, от англ lips — губы), на красной повязке которого схематично изображен рот; Аюни (Ayuni, от eye — глаз, также созвучно арабскому «мои глаза») с глазом на зеленой повязке; Эруни (Eruni от ear — ухо) с абстрактными ушами на синем фоне повязки.
Что нам дали эти изыскания в старой игре? Во-первых, давно замеченную закономерность: если достаточно продолжительная визуализированная история касается обезьян, обязательно нужно ждать появления намека или явного появления обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.
Во-вторых, этот случай интересен тем, что авторы на наших глазах по сути реконструируют легенду появления символики трех обезьян, связав их с соперничеством древнеегипетскив богов.
В-третьих, интересен историко-культурный контекст. Пустыня RuneScape — это явная модель Древнего Египта и даже в островном изгнании три обезьяны восседают на подобиях древнеегипетских пирамид. То есть автор сценария связывает происхождение трех обезьян (все-таки восточного символа) с Египтом. Любопытно, что не он один. До него трех обезьян в Египте находила Лара Крофт, а после — ну, например, желтые миньоны.
Настоящие исследователи трех обезьян, считающие, что их символика появилась вне Японии, тоже пытаются отыскаать древнеегипетские корни композиции где-нибудь среди фигурок священных павианов. Тут вряд ли можно предположить взаимное влияние или всемирный заговор, это, что называется, коллективное бессознательное, архетипичное перенесение символики в соответствующее ей окружение. И это очень занятно!
Все мальчики любят ниндзя. Истории про таинственных японских шпионов будоражат воображение уже многих поколений.
Ниндзя (忍者) или иначе синоби (忍び) появились в Японии в древние времена. Шпионы были не знатного происхождения, поэтому в историю они попадали крайне редко. Исследователи пытаются найти следы тайных шпионов в VI или X в., но расцвета и одновременно упадка ниндзя достигли к XVI в. одним из эпизодов объединения феодальной раздробленной Японии Одой Нобунагой было поражение войск ниндзя в провинции Ига. После этого ниндзя перестали быль исторически значимой силой.
После революции (реставрации) Мэйдзи в Японии стремительно развивался средний класс, потребитель культуры. По примеру Запада новые японцы пристрастились к романам. Для литературных историй нужна была историческая подоплека. Тогда и вспомнили о былых шпионах. На рубеже XVIII и XIX вв. ниндзя впервые стали модными.
Между I и II мировыми войнами в Японии буйно развивался кинематограф. А где брать сюжеты к многочисленным фильмам? В проверенных романах. Так еще с 1915 г., еще с немого кино появились фильмы о ниндзя.
После войны японским наследием воспользовался Голливуд и к 1980-м гг. мир охватила повальная ниндзя-мания. Но ниндзя покоряют мир не только через кино.
В 2019 г. выпущена компьютерная (многоплатформенная) игра Sekiro: Shadows Die Twice («Сэкиро» — имя главного героя, дополненное слоганом «Тени умирают дважды»). Это игра-экшн с видом от третьего лица. Действие происходит в Японии периода Сэнгоку, как раз во времена расцвета исторических ниндзя.
Герой необычен: Сэкиро не смог защитить господина, лишился руки и почти умер, но был подобран таинственным Резчиком, который заменил утраченную руку многофункциональным протезом. Герою теперь нужно выполнять задания и принимать решения, от которых зависит сюжет.
По ходу сюжета однорукому ниндзя приходится сражаться с разными противниками и, пожалуй, самые необычные из них — обезьяны с ширмы.
Герой в замке встречает довольно декоративные четырехчастные ширмы с изображением четырех существ в разноцветных кимоно. Эти существа оказываются обезьянами, причем не традиционной троицей не вижу-не слышу-не говорю и даже не противоположными «обезьянами наоборот», а абсолютным их выражением: всевидящая обезьяна, всеслышащая обезьяна и призывающая обезьяна. Четвертая же панель ширмы пустеет.
Всесильных обезьян нельзя победить обычными методами и бой превращается в квест.
Всевидящую обезьяну в очках и фиолетовых одеждах нужно заманить в комнату, в которой предварительно задуты свечи — так она не увидит нападения. Всеслышащую зеленую обезьяну с подобием рупора на шее можно заглушить водопадом. Оранжевая обезьяна с гонгом и молотком призывает множество обычных обезьян, с которыми придется разбираться при помощи оружия и ловкости. Но оказывается, герой все время преследуется еще одной — невидимой обезьяной. На ней нет кимоно, глаза плотно закрыты, а в руке ваджрный колокольчик. Герою придется придумать, как на время сделать четвертую обезьяну видимой, чтобы одолеть и ее.
Всех четырех обезьян нужно победить и отправить назад в ширму.
Нам интересно не столько обращение к теме трех обезьян в игре, посвященной Японии (что само по себе не редкость), сколько выбор «обезьян наоборот» в качестве боссов-антагонистов. Традиционно четвертая обезьяна может трактоваться множеством способов (не делать, не желать, не думать, не получать удовольствия, воздерживаться от секса), но невидимость — что-то очень оригинальное.
Как выглядят обезьяны в движении, можно найти на видеохостингах в многочисленных вариантах «прохождения» уровней, записываемых игроками.
Давненько мы не занимались археологией видеоигр! В этот раз мы обратимся к началу 1990-х. Этот период называют «золотым веком игровой индустрии». На рынке появились 16-битные игровые приставки и разгорелась нешуточная война между двумя главными производителями: Sega и Nintendo. Больше никто не мог не то чтобы приблизится к этим двум гигантам, даже просто быть замеченным на их фоне, кроме одного. Третьим игроком стал Neo Geo от японской компании SNK. И для Neo Geo выпускались культовые игры. Одна из них — Samurai Shodown (на западном рынке) и サムライスピリッツ — «самурай супиритцу», передача английского spirit, то есть «Самурайский дух» (для внутреннего потребителя). И не пытайтесь найти скрытый смысл в слове shodown, это банальная ошибка пишущих не на родном английском: игра должна была называться showdown, «разборка», «сражение», но ошибку нашли слишком поздно и не стали исправлять.
Одна за другой вышли несколько игр в серии, их ответвления в других жанрах, комикс-манга и мультфильмы-анимэ, герои зажили собственной жизнью в массовой культуре. Но толчком была самая первая игра из 1993 г.
Как ясно из названия, основа у игры японская, это игра про самураев (хотя не только про них). В ней есть сюжет, перекликающийся с реальными историческими событиями и персонажами, но он не так важен, ведь жанр игры — файтинг (а по простому драка). За год до «Самурайского духа» увидела свет игра, ставшая эталоном жанра, Mortal Kombat. Игра для Neo Geo должна стать не менее жестокой и кровавой, только схватки должны вестись с оружием.
В игре несколько персонажей-протагонистов. Каждый боец владеет своей техникой, оружием и приемами. Лицом игры стал ронин (самурай без хозяина) Хаомару (覇王丸). Мы покажем его портрет к более поздней игре, но поверьте, ни он, ни его прическа существенно не поменялись.
Действие разворачивается не только в различных уголках Японии. Схватки могут вестись в Китае, в Версальском дворце во Франции, в американских локациях и одной фэнтэзийной местности, ради которой мы и взялись описывать игру.
Селение (или небольшой город), которого не найдешь на картах, называется Гринхелл (グリーンヘル), в этом имени ясно слышится английское green hell — «зеленый ад». Селение расположено в опасных джунглях, кишащих хищными животными и древней магией.
Из Гринхелла происходит один из героев игры с диким именем Там-Там (или по-японски Таму-Таму), который выглядит не менее дико: полуголый, в страшной маске, всегда в зверином полуприседе. Но у Там-Тама благие намерения: он защищает благополучие своей родины. Но когда миссия спасения не удается, суровые местные боги превращают его в африканскую обезьяну — шимпанзе Паку-Паку.
Герою в обезьяньем виде помогает его младшая сестра — Чам-Чам (по-японски Тяму-Тяму), (полу)одетая в шкуру тигра (азия или африка?) и владеющая австралийским бумерангом.
Итак, мы слышали отсылки к Африке, Азии и Австралии. Так где же находится тропический Гринхелл? Не угадали! Оказывается, его прообразом была Месоамерика, индейские цивилизации майя и ацтеков. Давайте обратим внимание на красочный фон для схваток:
Потоки воды прорываются между четырех антропоморфных фигур. Небольшие столбы-тотемы на переднем намекают, что не обошлось и без североамериканских индейцев. Но вернемся к крупным фигурам божеств: они закрывают глаза, уши, рот и пах, то есть приняли позы четырех обезьян.
Какой вывод мы можем сделать из этого неожиданного появления символики? Японские разработчики рисовали далекую экзотику, это единственная локация в игре, не имеющая реального положения на глобусе, но из всех способов декорации выбрали композицию с обезьянами. То есть они не считают ее родной, японской и воспринимают достаточно дикой, может быть даже примитивной, чтобы быть помещенной в дикие джунгли с дикими персонажами.
Любопытно, что в другой, более поздней игре (от других, но тоже японских разработчиков) четыре обезьяны отлично вписались в японскую историческую канву.
Исторически многих программистов объединяла любовь к компьютерным играм. Так было и в знаменитой корпорации Microsoft: группа работников решила, что им интереснее делать игры, а не скучные офисные программы или операционные системы.
В 1997 г. они создали собственную компанию, получившую название Sucker Punch (приблизительное значение «подлый удар», но по-английски звучит погрубее). Вскоре они определились с платформой, под которую предпочтительно писать игры — приставка PlayStation от японской Sony.
Компанию заметили и «Сони» купила перспективного разработчика, оставив увлеченным американцам свободу решений. Игры прекрасно продаются и получают положительные отзывы, сказываясь на популярности PlayStation.
В 2014 г. «Подлоударники» задумались о новом большом проекте. Технически требования к будущей игре были понятными: это должен быть боевик с близкими схватками и «открытым миром» (когда игрок волен передвигаться как ему вздумается и жестко не ограничен основной сюжетной линией).
Но вот подобрать тематику игры никак не получалось. Прорабатывались миры мушкетеров (конечно, по Дюма), пиратов или шотландцев («Роб Рой» Вальтера Скотта). Но в конце концов победил очередной исторический сюжет о самураях.
Местом же действия был выбран остров Цусима на середине пролива между Японией и Корейским полуостровом. Нам это название известно только по трагичному поражению русского флота от японцев в ходе русско-японской войны. Кстати, мы однажды касались тех событий.
Ну а для японцев с Цусимой связано намного больше исторических событий, среди которых есть первое монгольское вторжение в Японию, которому и посвящена игра.
Завоевания Монгольской империи под руководством Хубилай Хана докатились до Корейского полуострова. Корея была покорена и Хубилай обратил свой взор на Японские острова. Несколько раз он отправлял к японцам гонцов с требованием признать себя вассалами монголов, но послания оставались без ответа. И в 1274 году, когда была подготовлена десантная флотилия, началось первое вторжение.
Первым удар приняла Цусима, довольно крупный остров, лежащий по центру пролива между Японией и Кореей. Остров был захвачен, с местными жителями захватчики жестоко расправились.
Вот такая у нас экспозиция для игры, получившей название «Призрак Цусимы» (Ghost of Tsushima). Главный герой — молодой японский самурай Дзин Сакай (境井 仁). Он остается совсем один на захваченной врагом территории. Его мир полностью перевернулся и все ценности, казавшиеся незыблемыми, вдруг утратили значение. «Путь самурая», по которому герой шел всю жизнь, оказался ведущим в никуда и Дзину Сакаю теперь нужно проложить свой, совершенно новый путь, став призраком войны.
Первоначально, как только был озвучен сеттинг, существовало некоторое недоверие, особенно со стороны японцев: смогут ли американские разработчики бережно отнестись к японской истории, не получится ли очередной китч на тему самураев. Но релиз игры развеял сомнения, история не пострадала, а окружение, персонажи и даже их речь выглядят аутентично.
Игра получила положительную критику, понравилась и экспертам, и игрокам. За первые восемь месяцев с начала продаж разошлось более 6,5 миллионов копий, и, благодаря такой популярности, в Голливуде было решено снять фильм на эту тему. Вообще «Призрак Цусимы» очень часто сравнивают с фильмами, поминая к месту и не к месту японского режиссера Акиру Куросаву. Картинка на экране действительно, даже если чуть и не дотягивает по качеству до топовых современных игр, тем не менее, всегда живописна и «кинематографична».
Но мы затеяли эту статью не ради оригинальной игры, впервые выпущенной 17 июля 2020 г. Еще примерно через год вышло дополнение к игре, которое разрабатывалось работниками компанией Sucker Punch в сложных пандемийных условиях, удаленно.
Обновление, продолжая аналогию с кинематографом, назвали «Призрак Цусимы: Режиссерская версия» (Ghost of Tsushima: Director's Cut). Часто после выхода фильмов в прокат для поклонников выпускают «полную» «режиссерскую» версию со всеми сценами, которые после были вырезаны в расчете на массового зрителя.
В «режиссерской» игре кроме обновлений и улучшений был расширен мир. Кроме собственно острова Цусима можно отправиться на соседний остров Ики (Ики-но сима, 壱岐島). Его захватил другой монгольский отряд с другим предводителем и, значит, у главного героя будет отдельная самодостаточная история с новым главным антагонистом.
Концепция «открытого мира» предполагает, что герою не нужно следовать одной, жестко предопределенной линии сюжета или единственно возможного маршрута. Каждый игрок волен сам исследовать мир и вырабатывать стратегию. Для кого-то игра может стать жестким боевиком в жанре «убей их всех», а кто-то захочет решать загадки то тут, то там разбросанные по острову.
У реального (не игрового) острова Ики есть своя «визитная карточка», главная достопримечательность, фотография которой непременно пополняет альбомы посетивших остров туристов. Это вершина под названием Обезьянья скала (Саруива), возвышающаяся на мысу на западном-юго-западном побережье острова Ики. В очертаниях и трещинах базальта действительно можно разглядеть профиль обезьяньей головы.
Видимо, Обезьянья скала натолкнула разработчиков на создание одного из квестов, самого сложного в дополнении. Герою нужно отыскать и «активировать» три небольших статуи обезьян.
Первая каменная обезьяна закрыла уши. Ее «пробуждает» звук, перед ней нужно сыграть на флейте. В результате в воздухе закружатся лепестки сакуры...
Вторую обезьяну, прикрывающую глаза, можно найти ниже. Она «сработает», если перед ней бросить дымовую бомбу из арсенала героя (обычно она позволяет неожиданно скрыться из вражеского поля зрения).
Третья обезьяна, закрывающая рот, ждет героя на берегу. Перед ней нужно просто поклониться.
После этого герою придется вновь подняться на самую вершину к святилищу обезьян. Если перед ним снова сыграть мелодию на флейте, квест считается выполненным, а герой получает трофей «Обезьяний дух». Любопытно, что к герою выйдет пообщаться живая макака.
Мы еще раз убедились в привлекательности и загадочности символики трех обезьян, особенно в связи с Японией. Но могли ли существовать три обезьяны в описываемый исторический период? Да. Где-то через пять—восемь лет после монгольского вторжения буддистский монах Мудзю запишет стихотворение о трех обезьянах (и предпочтительной четвертой, см. «Собрание песка и камней»). Вот только изображений и, тем более, каменных статуй трех обезьян сколь-нибудь близкого периода не известно. Святилище трех обезьян на острове Ики, конечно же, анахронизм. Но он делает игру интереснее!
Но вспомним, что в настоящее время каменных обезьян на Ики действительно много.