С какими алкогольными напитками обычно ассоциируется Япония? Сакэ?
Между тем, жители Японии предпочитают виски, употребляя его больше, чем национального сакэ. Мало того, в пересчете на душу населения среднестатистический японец выпивает больше виски, чем американец или англичанин.
Технология получения алкогольного напитка была известна в Японии еще в XIX в., но настоящее серьезное коммерческое производство началось по шотландским рецептам в 1924 г. на винокурне «Ямадзаки» под Киото. А к настоящему времени в стране работает около десятка производителей виски.
Вплоть до конца XX века практически весь виски предназначался для внутреннего потребителя, но в 2000 г. японский виски вырвался на мировые рынки, причем успех был оглушительным. Сразу несколько как односолодовых, так и купажированных сортов получили награды в престижных международных премиях, а в слепых дегустациях, организованных журналом Whisky Magazine японский виски побеждал классические шотландские сорта. Ученик превзошел учителя.
И любители, и специалисты в один голос говорят, что одним из главных факторов, влияющих на качество виски, является вода. А с водой в Японии нет проблем: доступны источники чуть ли не с любым химическим составом.
И одно из мест, славящееся водами — горный курорт Каруидзава (軽井沢) у подножья вулкана Асама в префектуре Нагано. Любители японской анимации могут увидеть его в мультфильме «Ветер крепчает» Хаяо Миядзаки.
Так вот в Каруидзаве в 1955 г. была основана небольшая одноименная винокурня, производство виски в которой в лучшие годы было на порядок меньше, чем в той же «Ямадзаки».
К сожалению, предприятие не дожило до международного признания, было законсервировано в 2000 и закрыто в 2011 г. Но признание продукции все же состоялось: сохранившиеся виски от Каруидзавы раз за разом ставят рекорды по цене за бутылку на тематических аукционах.
Вот мы и подошли к основной цели нашей статьи. У продавцов элитного алкоголя еще можно найти раритетный виски Каруидзава, посвященный трем обезьянам.
Это набор из трех односолодовых виски, названных по именам трех классических обезьян: Мизару (которая не видит), Кикадзару (закрывающая уши) и Ивадзару (не говорящая).
Крепость напитка чуть выше 60 объемных процентов и незначительно различается в трех бутылках.
На горлышках подвязаны фигурные изображения обезьян, повторяющие рисунок на бутылках.
Бутылки набора упакованы в деревянный ящик, на котором указан производитель — Каруидзава и название набора — «Три обезьяны» (三匹の猿, читается [самбики-но сару]).
Производился набор очень недолго, на излете деятельности предприятия, в 1999 и 2000 г. и, судя по используемой символике трех обезьян (как одного из символов Японии, популярного за ее пределами) и дублированию названий на латинице, производитель по крайней мере допускал экспорт, но не успел.
На момент написания этих строк у разных продавцов в интернете набор предлагался за 15 и почти 20 тысяч евро (больше 9,5 тысяч евро за литр). Это далеко не рекордная цена, но рядовым набор никак не назовешь.
※