Город Напа (Napa, штат Калифорния, США) — один из винодельческих центров Северной Америки. Среди множества марок вин, выпускаемых в этой местности, есть одна, помечаемая изображением трех обезьян. Она так и называется «Three Monkeys Wine» (вино трех обезьян).
У калифорнийских виноделов есть несколько сортов вина, украшенных тремя обезьянами с логотипа. Любопытно, но есть еще один сорт, называемый «Сидзару» (Shizaru) по имени четвертой обезьяны «не делаю». На его этикетке обезьяна в своем бездействии сложила руки на груди.
Об американском «вине трех обезьян» мы уже вспоминали. Но это, конечно же, не единственный в мире напиток, посвященный трем обезьянам. По всему миру известна марка бюджетных местных столовых вин Pinot Evil (пино (сорт винограда) «зло»). Наиболее популярны красные вина из древнего бургундского сорта винограда пино-нуар. Чаще можно встретить «Pinot Evil. Pinot Noir» из Франции, как с материковой части (регион Лангедок-Руссильон), так и с острова Корсика. Но есть и вина из чилийского пино. Белый «Pinot Evil» делают из сорта пино-гриджо, выращенного в Италии. Известны и игристые вина этой марки.
Почему эти вина попали на наши страницы? Из-за этикеток. Почти на всех коробках и бутылках с вином используется одна гравюра с тремя обезьянами, не приемлющими зла. И только в США корсиканское вино продают в таре, нагруженной тюремной романтикой. Там три обезьяны в полосатых тюремных робах сидят на фоне здания тюрьмы. Интересно было бы поговорить с маркетологами этого продукта о его предполагаемой аудитории.
Один из древнейших христианских праздников — Богоявление (Эпифания) — в православии больше связывается с событиями крещения Христа, а вот в католичестве это память о евангельском эпизоде поклонения волхвов (волхв — славянское слово, в западноевропейских языках это «короли» или «маги»). Праздник, приходящийся на 6 января, имеет множество традиций, одна из которых — непременный пирог волхвов. Рецепт и внешний вид пирога разнится от региона к региону, но одна деталь неизменна — запеченный в пироге сюрприз.
Традиция подобного пирога с сюрпризом восходит к дохристианским, древнеримским временам и вполне устойчива на протяжении всей европейской истории. В простейшем случае в пирог запекался обыкновенный боб. Пирог делили на всех участников, а тот, в доле которого находился боб, объявлялся «бобовым королем», главой праздника. Все присутствовавшие чествовали «короля», а он распоряжался застольем. К теме бобового короля многократно обращался (ни разу не повторяясь в композиции) фламандский живописец Якоб Йорданс, по его полотнам можно представить, как проводился праздник.
Традиция никуда не делась и поддерживатся в ряде стран, только вместо боба в настоящее время часто запекаются специальные керамические или металлические фигурки-сюрпризы. Раньше на религиозную тематику (младенец Христос, ангелы или те же волхвы) а сейчас и вообще абстрагируясь от темы праздника, например, с героями диснеевских мультфильмов.
Коллекционирование фигурок из пирога волхвов стало отдельным увлечением — фабофилией. Так вот фабофилисты знают, что среди фигурок сюрпризов не редка тема трех обезьян.
Вообще символика трех обезьян на удивление часто пересекается с темой трех волхвов. Обезьяны выступают их шутовским подобием. Мы уже отмечали подобный случай в Кёльне. В английском языке слышится созвучие трех волхвов «three wise men» (три мудреца) с тремя мудрыми обезьянами «three wise monkeys», так что шутки просто неизбежны.
Мы уже отмечали труднообъяснимую связь трех обезьян с алкогольными напитками и питейными заведениями. По всему свету владельцы дают своему бизнесу и товарам «оригинальные» названия, связанные с обезьянами. На этот раз у нас пример из Австралии. В штате Новый Южный Уэльс производятся вина трех сортов, объединенные общей маркой «No Evil» («Без зла»).
Не видит зла вино шардоне из региона Тумбарумба, не слышит — совиньон блан из Оринджа, не говорит же красный шираз из нижнего течения реки Мюррэй и долины Макларен.
Винные этикетки решены достаточно лаконично: одно и то же крупное лицо шимпанзе с белыми диагональными крестами, закрывающими глаза, уши или рот.
Социологи и маркетологи не зря выделяют среди населения культурные и возрастные «поколения»: обобщенные портреты, привычки и предпочтения этих групп могут различаться, причем разительно.
Особого внимания специалистов заслуживают «миллениалы», поколение ровесников тысячелетия, именно оно вошло в стадию экономической активности и именно эти потребители все больше диктуют рынку свои пристрастия. А они особенные: во главу угла часто ставится не роскошь, практичность или выгода. Миллениал предпочтет брэнду или идеальной серийной вещи что-то особенное: этническое, винтажное или сделанное руками («хэндмэйд»). Да, эта вещь не будет идеальной, но в своей неидеальности она уникальна. Тенденцию давно раскусили маркетологи и рынки заполнились массовым серийным хэндмэйдом чуть ли не во всех отраслях.
В области пивоварения «хэндмэйд» называют «крафтом». Небольшие мини- и микро-пивоварни предлагают часто нестандартные рецепты и, конечно же, оригинальные названия и оформления напитков.
Питерская пивоварня LiS Brew начинала, подобно многим ремесленным производствам, пытаясь создать аналоги особо качественных традиционных зарубежных сортов, но, видимо, пробиться среди множества крафтовых марок с традиционным пивом было трудно, поэтому вскоре начались эксперименты. И теперь LiS Brew — заметная марка, ведь где еще можно попробовать пиво со вкусом грибов, с томатом и чесноком или с добавками натуральной халвы?
Мы же сейчас рассмотрим менее радикальный рецепт, ведь пиво с фруктовыми добавками (особенно лимонное и вишневое) — почти классика. LiS Brew же предложил банановый эль. А оформление напитка поручил ярославской художнице Ванде Новиковой (@wanda_novikova).
Кто любит бананы? Конечно же, обезьяны. Эль получил англоязычное название No Evil Monkeys.
Для этикетки (или изображения на банке) нарисована сложная композиция в агрессивном стиле, близком комиксам и граффити.
Центральную часть занимает троица персонажей, как не сложно догадаться, повторяющая классическую композицию с обезьянами, закрывающими глаза, уши и рот. Но обезьяны Ванды моложе и агрессивнее. Не слышащая обезьяна — компьютерный игрок, ее уши закрыты наушниками. Не говорящая — художник граффити, ее рот закрывает респиратор. Слепая вооружена аж тремя японскими мечами, кинжалом и сюрикэнами (вероятно, аллюзия на множество фильмов о незрячих воинах от «Затойчи» Такэси Китано до «Слепой ярости» с Рутгером Хауэром).
Центральные герои окружены несколькими дополнительными сценами. В них город, населенный антропоморфными животными, третирует целая банда: тут и бандитский налет, и ограбление, кража, драки, пьянство и продажная любовь — весь комплект антисоциальных угроз и криминальной романтики. Вопреки названию, это злые обезьяны.
За рубежом тематика трех обезьян необъяснимо популярна в названиях и оформлении алкогольных напитков (интересующиеся могут обратиться к сайту Эмиля Шуттенхельма). В России на нашей памяти это первый случай.
С какими алкогольными напитками обычно ассоциируется Япония? Сакэ?
Между тем, жители Японии предпочитают виски, употребляя его больше, чем национального сакэ. Мало того, в пересчете на душу населения среднестатистический японец выпивает больше виски, чем американец или англичанин.
Технология получения алкогольного напитка была известна в Японии еще в XIX в., но настоящее серьезное коммерческое производство началось по шотландским рецептам в 1924 г. на винокурне «Ямадзаки» под Киото. А к настоящему времени в стране работает около десятка производителей виски.
Вплоть до конца XX века практически весь виски предназначался для внутреннего потребителя, но в 2000 г. японский виски вырвался на мировые рынки, причем успех был оглушительным. Сразу несколько как односолодовых, так и купажированных сортов получили награды в престижных международных премиях, а в слепых дегустациях, организованных журналом Whisky Magazine японский виски побеждал классические шотландские сорта. Ученик превзошел учителя.
И любители, и специалисты в один голос говорят, что одним из главных факторов, влияющих на качество виски, является вода. А с водой в Японии нет проблем: доступны источники чуть ли не с любым химическим составом.
И одно из мест, славящееся водами — горный курорт Каруидзава (軽井沢) у подножья вулкана Асама в префектуре Нагано. Любители японской анимации могут увидеть его в мультфильме «Ветер крепчает» Хаяо Миядзаки.
Так вот в Каруидзаве в 1955 г. была основана небольшая одноименная винокурня, производство виски в которой в лучшие годы было на порядок меньше, чем в той же «Ямадзаки».
К сожалению, предприятие не дожило до международного признания, было законсервировано в 2000 и закрыто в 2011 г. Но признание продукции все же состоялось: сохранившиеся виски от Каруидзавы раз за разом ставят рекорды по цене за бутылку на тематических аукционах.
Вот мы и подошли к основной цели нашей статьи. У продавцов элитного алкоголя еще можно найти раритетный виски Каруидзава, посвященный трем обезьянам.
Это набор из трех односолодовых виски, названных по именам трех классических обезьян: Мизару (которая не видит), Кикадзару (закрывающая уши) и Ивадзару (не говорящая).
Крепость напитка чуть выше 60 объемных процентов и незначительно различается в трех бутылках.
На горлышках подвязаны фигурные изображения обезьян, повторяющие рисунок на бутылках.
Бутылки набора упакованы в деревянный ящик, на котором указан производитель — Каруидзава и название набора — «Три обезьяны» (三匹の猿, читается [самбики-но сару]).
Производился набор очень недолго, на излете деятельности предприятия, в 1999 и 2000 г. и, судя по используемой символике трех обезьян (как одного из символов Японии, популярного за ее пределами) и дублированию названий на латинице, производитель по крайней мере допускал экспорт, но не успел.
На момент написания этих строк у разных продавцов в интернете набор предлагался за 15 и почти 20 тысяч евро (больше 9,5 тысяч евро за литр). Это далеко не рекордная цена, но рядовым набор никак не назовешь.