В украинском Николаеве есть (хоть и находится в тяжелом состоянии) оборонный Черноморский судостроительный завод, работавший на военно-морской флот СССР. В ходе работы образовывалось множество отходов цветных металлов, использовать которые повторно запрещалось из соображений надежности. Чтобы материалы не пропадали впустую, было принято решение наладить производство товаров народного потребления: из судовой бронзы изготавливали мелкую пластику: статуэтки, панно, пресс-папье, пепельницы и пр. Одним из самых дорогих изделий (целых 12 рублей) была пепельница, украшенная тремя обезьяньими фигурками. Один из редких случаев обращения к теме трех обезьян в СССР. Любопытно, что сперва изделия помечались знаком-логотипом завода «ЧСЗ», стилизованным под нос и надстройки корабля, и лишь потом решили, что «светить» оборонное клеймо не очень хорошо и стали ставить отдельную марку «НИМОР»
Кладоискательство — увлекательное занятие, часто приносящее неожиданные результаты. В одном из сетевых сообществ участник под псевдонимом romacam показал таинственную находку: подвеска из светлого металла, изображающая классическую группу из трех обезьян. На обороте грузинская и русская надписи.
По-русски «Тбилиси» и аббревиатура «ГТО», в грузинском написании опять-таки назван Тбилиси, а аббревиатура меняется, как кажется, на «СТС» (вроде бы, три буквы: сани-тани-сани).
Двуязычие надписи с большой долей вероятности указывает на советский период до 1990—91 г., но как обезьяны связаны со столицей Грузии, что такое ГТО/СТС, остается загадкой
Уже много позже мы встретили похожее недоумение надписью на форумах фалеристов (собирателей значков), но поводом был другой предмет.
Коллекционеры гадали, как связан мужской профиль на подвеске значка и акроним «ГТО» (предположительно расшифровываемый как «Готов к труду и обороне») на оборотной стороне. Не было ли у Грузии своего особенного спортивного значка ГТО?
Но в мужском профиле верно узнали грузинского поэта XII в. Шоту Руставели и предположили, что цифра «800» над портретом означает его юбилей, которому и посвящен значок.
Здесь мы заочно не согласимся: юбилей Руставели выпадал на 1960—70-е гг., а по стилистике значок кажется более новым. Скорее всего, предмет посвящен юбилею произведения поэта, знаменитой поэмы «Витязь в тигровой шкуре», для которой (в отличие от даты рождения) установлен год появления — 1180. Соответственно восемьсотлетний юбилей «Витязя» выпал на 1980 г. По стилю нам вполне подходит.
Собиратели сделали вывод, что к спортивной программе значок не относится, а аббревиатуру «ГТО» попытались расшифровать как «Грузинское театральное общество» или «Грузинский театр оперы». Якобы, театр отмечал юбилей поэта и выпустил нагрудный знак.
Но коллекционеры не видели наших обезьян с практически идентичной надписью. Вряд ли театр поддержит идею наравне с Руставели прославлять каких-то мартышек.
Так что мы можем только предположить, что «ГТО»/«СТС» — пока неизвестный нам производитель.
Зато с первоначальным видом «обезьяньего» изделия вопрос снят: на интернет-аукционе «Мешок» в разделе «Брелоки от Галины» нашлись фото брелока для ключей со знакомой подвеской:
Ошибки быть не может, подвеска та же самая (хоть и покрыта патиной) и привешена она к карабину для ключей.
А вот надпись на обороте отличается: развернута вертикально, грузинской аббревиатуры нет, зато указана цена: «1 руб. 20 коп.» — не самый дешевый сувенир.
На момент написания этих строк предмет еще был в продаже.
Итак, мы выяснили, что загадочная подвеска была от брелока для ключей, наверняка произведена в Тбилиси, очевидно, неким предприятием, по-русски сокращенно называемом ГТО, а по-грузински СТС. Если предположить синхронность обезьян со значком с Руставели, произведены они тоже около 1980-го г. и точно до провозглашения независимости Грузией весной 1991 г.
И это довольно редкий случай использования символики трех обезьян в СССР.
Что в городской среде может быть банальнее и скучнее чугунной крышки люка? А между тем в Японии нашли способ превратить эти элементы в незабываемые произведения городского искусства, настоящие изюминки дизайна. Почти в каждом муниципалитете страны разработаны люки со своим неповторимым рисунком. Чаще всего на люках изображаются какие-то местные символы. В пешеходных зонах, на тротуарах люки могут быть очень яркими, покрытыми разноцветными эмалями, но на проезжей части они остаются строгими.
За 20 лет программы благоустройства разработано несколько тысяч видов люков. И никак не удивительно, что на них нашлось место и трем обезьянам.
У г. Нагато на западе о. Хонсю есть онсэны (купальни при термальных источниках) 俵山 (Тавараяма). Местные легенды рассказывают о белой обезьяне, воплощении Будды Медицины. Дизайн крышки люка объединяет источник и легенды: три обезьяны совершают омовение в онсэне. В нижней части можно увидеть цветы азалии, которыми славится местность.
В Гёкуто (玉東町) на о. Кюсю тоже можно увидеть трех обезьян, но набор местных символов здесь больше: цветы и плоды мандарина, птичка камышовка (самая знаменитая певчая птица Японии, которую переводчики японской поэзии называют «соловьем») и в орнаменте по кругу листья дерева гинкго.
Оказывается, подарки «большим людям», созданные руками заключенных — не только советская/российская традиция.
В 1915 г. американский промышленник, изобретатель и основатель автокомпании Генри Форд получил необычный подарок из необычного места. Это была сложная многофигурная композиция (позже в музее Форда она будет именоваться «диорамой»), представляющая обезьян, развлекающихся в музыкальном баре. А подарил ее заключенный Массачусетской тюрьмы, некий Патрик Калхейн (Patrick J. Culhane).
Композиция не очень крупная (около 51×41 см при высоте 30 см), но действительно сложная, ее долго можно рассматривать с разных сторон: миниатюрные обезьянки пьют и закусывают, курят сигары и играют в азартные игры, повара готовят еду, официанты разносят напитки, а на сцене играет обезьяний оркестр. Нам здесь интересно пианино, вернее, украшение на нем. Музыкальный инструмент увенчан скульптурой трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят. Конечно же, в том, что обезьяны украшают интерьер фигурками обезьян, автор заложил иронию. Но, тем не менее, мы понимаем, что в Америке начала XX в. символика трех обезьян чрезвычайно распространена.
А что стало с дарителем? Форд им заинтересовался и, как только скульптор-самоучка вышел на свободу, он получил рабочее место на сборочной линии в Кембридже (Массачусетс). А рабочие Генри Форда тогда получали небывалую зарплату — не менее $5 за смену.
В архитектуре разных регионов мира на крышах домов можно увидеть различные украшения. Русское название элемента кровли, верхнего гребня двускатной крыши «конёк» говорит нам о том, что почти обязательной была фигура коня. В Европе часты петушки на шпилях или «говорящие» украшения, посвященные тому, чем занимаются владельцы здания, например, на крыше верфи можно ожидать кораблик. Моду на украшения диктовали и архитектурные стили: в готику крыши венчали цветки крестоцвета а барокко приносит причудливых единорогов, драконов или орлов.
В настоящее время фигурки на крышах можно встретить у частных коттеджей с традиционной двускатной кровлей. Популярны коты, совы, драконы, шагающие по коньку лунатики в ночном колпаке или летящие над крышей ведьмы.
В немецком интернет-магазине «Colordach», зарегистрированном в Эспенау (район Кассель, земля Гессен), можно заказать украшения конька крыши (Dachschmuck) для стандартных черепичных кровель, а среди традиционных фигур встречаются три обезьяны «не вижу, не слышу, не говорю».
Керамические фигурки достаточно крупные (45 см), общим весом (с упаковкой) 36 кг.
Весьма любопытно, что три обезьяны свободно влились в традиционную немецкую символику, пусть и в несколько китчевом проявлении.
Табак попал в Японию сравнительно поздно, на рубеже XVI и XVII вв., очевидно, через голландцев, но курение распространилось быстро и повсеместно. Курить стали все и всюду, а единственным противником вредной привычки за всю японскую историю стал эксцентричный «собачий сёгун» Токугава Цунаёси.
Курили в Японии очень тонкие и длинные трубки с маленькими чашками (порция табака в них обычно меньше, чем в современной сигарете). Табак, трубку и иные принадлежности носили с собой. Так как в традиционном японском костюме отсутствуют карманы, мелкие носимые вещи в специальных футлярах крепились к поясу, называясь сагэмоно (下げ物, «подвешенное»). Табак носился или в мягком кисете из кожи или ткани, или же в твердой табакерке, тонкоцу (とんこつ).
15 апреля 2017 г. аукционный дом Jasper52 (Нью-Йорк) выставил на продажу интересный комплект сагэмоно, предназначенный для ношения табака: собственно табакерка-тонкоцу; скользящая бусина-одзимэ, не дающая подвешенной табакерке открыться и брелок-нэцкэ, при помощи которого табакерка крепится на поясе. Не представляя собой какой-то особой, выдающейся художественной ценности, этот комплект очень интересен для нас своим решением, ведь все три предмета в нем исполнены в виде трех обезьян.
Аукционисты относят комплект по дате к середине XIX в., а по стилистике к «народному творчеству» мингэй. Ожидаемая цена лота составляла 4,5—6 тыс. долларов. Лот не набрал требуемой суммы и был снят с торгов.
Когда электрические звонки и домофоны еще не были изобретены, гостю приходилось стучать в дверь, чтобы привлечь внимание хозяев.
...Here's a knocking indeed! |
...Ну и стучат же! |
Но и для эффективного стука в дверь существовала механизация. В отличие от, к примеру, английского «door knocker» (дословно «дверная стучалка»), какого-то признанного однозначного русского названия для этого приспособления не существует, поэтому мы будем именовать его условно «дверной молоток».
Дверной молоток — подвешенная на шарнире деталь, чаще всего выполненная из металла в форме собственно молотка или кольца (тогда она может служить еще и ручкой), позволяющая стучать и, обычно, не по дереву двери, а по ответной металлической части, неподвижно к ней прикрепленной.
Эти приспособления известны по всему античному миру, были широко распространены по городам в средневековье и дожили до наших дней в частных домах. Ничуть не удивительно, что дверной молоток, выставляемый на всеобщее обозрение, часто активно украшался.
Чаще всего приспособление выполняли в виде маскарона — лица, маски или морды животного. Это был своеобразный страж дома, часто пугающего облика: в виде грозного божества, страшного хтоничекого чудовища или хищного зверя. Очевидно, один вид молотка должен был отпугнуть всякого посетителя, имеющего недобрые намерения. Во время господства в архитектуре стиля классицизм почти все формы молотков были вытеснены львиными головами, держащими в пасти подвижное кольцо-рукоять.
Другой распространенный сюжет — человеческая рука. Молоток по своей функции заменяет руку, без него гостю пришлось бы колотить в дверь кулаком. Вот средневековые художники и иронизируют, делая замену кулака в форме кулака. Со временем и такая форма наполнилась иной символикой, например, женская рука может держать яблоко, отсылая к теме грехопадения.
Дверной молоток. Аббатство Волюизан, Франция |
Дверной молоток в виде головы льва. Кафедральный собор Бремена, Германия |
Дверной молоток в виде женской руки. Трухильо, Испания |
Дверной молоток — первая часть дома, с которой соприкасался гость и он мог сразу настраивать на нужный лад. Хозяин прямо с порога мог демонстрировать свои ценности и предпочтения: у охотника молоток в форме дичи или охотничьей собаки, у любителя лошадей — в виде лошади или подковы, у членов тайных обществ — в виде тайных символов, например, пчелы.
На сайте электронной коммерции Etsy у продавца из Великобритании появился необычный товар: дверной молоток из медного сплава в виде трех обезьян.
Под одиноким деревом на утесе сидят три обезьяны. На ленте над ними в виде девиза надпись «Не говорить зла, не видеть зла, не слышать зла», снизу различима подпись «Три мудрые обезьяны».
Продавец пишет, что предмет reclaimed (восстановлен), что для медной пластики, возможно, означает «отлит по старой модели». Будем думать, что это если и не оригинал, то копия достаточно старой вещи.
Нам интересно что кто-то в Британии решил связать свой дом с тремя обезьянами и объявить об этом первому встречному прямо с порога.
Международный аукцион eBay — нескончаемый источник неожиданностей. На этот раз у продавца (похоже, профессионального торговца антиквариатом) из Великобритании появился необычный лот.
Нет, в пепельницах с тремя обезьянами нет ничего выдающегося. Их изготавливали (и изготавливают) в разных уголках земли из разных материалов с разным художественным уровнем.
Судя по фотографиям, пепельница выполнена кустарно и довольно грубо, видимо, литьем из алюминиевого сплава. Технология литья из алюминия довольно проста и доступна как на крупном производстве, так и в маленьких мастерских. Алюминий — материал стратегический, используемый в авиации. Его массовое применение в промышленности пришлось на время Второй мировой войны, после войны он стал широко доступен и в быту. Именно к околовоенному периоду (1940—50-е гг.) продавец предположительно и относит свой товар.
Необычной эту вещь делает скрытая, оборотная сторона. На обороте в столь же грубой манере изображена вульгарная сцена группового секса.
«Озорными» изображениями на «мужских подарках» тоже сложно удивить. Порнография — заметная часть человеческой культуры с древнейших времен.
Нам здесь интересно сочетание. Целомудренные три обезьяны являются буквально оборотной стороной развратной композиции. Прикрывая глаза, уши и рот, они словно покрывают распутство, становясь немыми соучастниками скрытой сцены.
Имя американского скульптора Роберта Ингерсолла Эйткена (Robert Ingersoll Aitken) помнят некоторые историки искусства, архитекторы и нумизматы: по его эскизам в 1915 г. были выпущены памятные монеты, приуроченные к открытию Панамского канала — восьмиугольные золотые 50 долларов — самая большая и самая дорогая (за исключением новейших инвестиционных) монета США. Но мы сейчас не о ней.
Роберт Эйткен много работал в медальерном деле, создавая как медали различных организации, так и просто памятные знаки и украшения. Вот одна из таких медалеподобных плакеток нас заинтересовала.
Эйткен часто работал в стиле классицизма (пусть и с прививкой ар-нуво), ему, к примеру, принадлежат статуи на неоклассическом здании Верховного суда США, всем своим обликом цитирующем высокую античность. К античности отсылает нас и изображение на плакетке. Три женских профиля украшены подчеркнуто античными атрибутами: лавровым венком, диадемой с узором меандра и лентой, скрепляющей волосы. Персонажи прикрывают рукой ухо, рот и глаза.
В верхней части написан девиз: «Не видеть зла, не говорить зла, не слышать зла». Внизу подпись автора: «Эйткен».
Вполне вероятно, что автор имел в виду вполне конкретные образы-персонификации. Давайте просто попробуем угадать имена этих женщин, ничего не утверждая.
С венком победителя вполне может быть Слава, то есть античная Фама. Она призывает не слушать, очевидно, дабы не поддаваться гордости и высокомерию.
Профиль дамы в диадеме американцы узнают по монетам. Возможно это Свобода, римская Либертас. Она предпочитает опустить глаза и прикрыть рот рукой. Уж не самоограничение ли это, не знак ли границ свободы, закрепленных еще Декларацией прав времен французской революции:
...осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом...
А о Законе нам поведает третья дама, ведь она может оказаться Справедливостью (античная Юстиция, она же Фемида). Ее-то всегда традиционно изображают с повязкой на глазах, так как она должна принимать взвешенные решения беспристрастно, не взирая на авторитеты. У автора сохранилась повязка, правда она переехала на лоб, а глаза закрыты рукой, чтобы больше соответствовать классической композиции с тремя обезьянами.
На обороте плакетки размещено кольцо для подвеса (перед нами явно настенное украшение) и мелкая строка копирайта по кругу: «COPYRIGHT 1909 BY A.B.TEBBS. PAT.APPD.FOR.»
Начало производства плакетки явно датировано: 1909 г. С тех времен их выпущено немало в разных размерах и материалах. На крупных интернет-аукционах у вас всегда есть хорошая возможность встретить подобный экземпляр. Не можем однозначно утверждать про настоящее время, но еще в 2016 г. производились «музейные реплики» плакетки Роберта Эйткена, продаваемые в качестве сувениров. Это больше века популярности!
Нам этот случай интересен продолжительной популярностью образа, навеянного тремя обезьянами и его смешением с античными мотивами.
В Чикаго (штат Иллинойс, США) рядом с международным аэропортом Мидуэй, на улице Саус-Пуласки-роуд многие проезжающие мимо обращают внимание на оформление дома №5516 (5516 S Pulaski Rd, Chicago, IL 60629). Простой кирпичный фасад украшают три серых панно с обезьянами, которые не видят, не слышат и не говорят.
Это не гипс или цемент. Панно выполнены в технике резьбы из известняка.
Дом построен в 1955 г. и не сохранилось ни истории, почему были выбраны обезьяны, ни имени художника, однако чикагская телекоммуникационная компания WTTW в программе Джеффри Бэра (Geoffrey Baer) «Спросите Джефри» (Ask Geoffrey) провела маленькое исследование и нашла братьев этих обезьян.
В другой части Чикаго (№4035 N. Sawyer Ave) есть дом, построенный в 1959 г., украшенный похожими панно.
Более того, где-то в пригороде, на Ривер-Форест дом 1957-го г. постройки украшен более крупными по масштабу панно, повторяющими обезьян из города с чуть отличающимся фоном.
Вот про последнее здание сохранилась статья в газете «Chicago Tribune», которая поинтересовалась у застройщика поводом изображения трех обезьян. Застройщик ответил, что никакого особого повода нет, добавив:
Сам факт, что они [три обезьяны] вызвали этот разговор и интерес означает, что идея выполняет то, ради чего задумывалась.
Перевод Исконно.ru
Тогда газета сама предположила в обезьянах символику хороших добрососедских отношений.
То есть перед нами не отдельное чудачество, а серия украшений жилых домов. Безусловно, у заказчика и автора были личные мотивы и симпатии при выборе тематики панно, но, видимо, главной целью была коммерческая. Как минимум во 2-й пол. 1950-х гг. в США три обезьяны могли сделать здание более привлекательным.
Международный аукцион eBay уже не первый раз служит для нас источником любопытных находок.
У профессионального продавца cgc66 из США среди огромного количества антикварных лотов нас привлек футляр-кошелек.
Яркий подвесной футляр (сагэмоно) на металлической цепочке с металлической застежкой продавец определил как кошелек для монет. Конечно же, он мог служить и для других целей, например, для переноски табака, но мы, вслед за продавцом, тоже будем называть предмет кошельком. Его размеры невелики: по ширине ок. 146 мм (5 и 3/4 дюйма), в высоту ок. 92 мм (3 и 5/8 дюйма) и в толщину ок. 22 мм (7/8 дюйма). Цепочка из белого металла (медный сплав или серебро) длиной примерно 108 мм.
Внешняя поверхность выполнена из ткани с рисунком дракона в облаках. Ткань для своего возраста (а продавец датирует предмет довольно широко от позднего периода Мэйдзи до Тайсё, 1880—1920 гг.) выглядит очень неплохо, заметны только потертости по углам.
Изнутри кошелек кожаный, с узором в виде цветов. Запирается футляр металлическим замочком с единственным шпеньком на собственно кошельке, входящим в ответное отверстие на клапане.
Но нас больше всего интересует лицевая сторона замочка, то фигурное украшение (маэканагу), которым замочек прикрыт.
Кошелек украшают декоративные фигуры трех обезьян. Художник выбрал строго симметричную композицию. Обезьянки изображены достаточно подробно, с тонкими деталями. В них легко можно узнать макак, причем макак именно японских (с короткими хвостами).
Данная вещица была бы просто довольно любопытным образцом применения образа трех обезьян в японском прикладном искусстве, если бы обезьянки не показались нам знакомыми. И точно! На сайте Эмиля Шуттенхельма в разделе пряжек для ремней мы видим очень похожих обезьян.
Очень близкая, практически идентичная композиция оказывается разъемной пряжкой, причем правая обезьяна (не говорю) отделяется от своих коллег по незаметному шву.
Это уже не просто один предмет и даже не серия. Похоже, что фурнитура с тремя обезьянами по одному рисунку производилась для разных предметов.
Жаль, что мы не знаем размеров пряжки! Если грубо прикинуть размеры украшения на кошельке, пропорционально общим габаритам предмета, должно получиться что-то около 55×40 мм. Если для пряжки использовалась та же модель, на ремень останется меньше 2 (скорее, 1,5) см, а это довольно мало. Узкий брючный ремень вряд ли бывает у́же 3 см. То есть перед нами либо очень маленькая пряжка, либо для кошелька и пряжки использовали обезьян разного размера, но с одним рисунком.
PS На момент написания этих строк кошелек все еще продавался на eBay за 450 американских долларов и у вас есть возможность приобрести его.
Всю историю человечества добывание огня было не самым простым делом, пока не появились спички. Сперва они были огнеопасными, могли самовозгореться от случайного движения а использованная спичка продолжала тлеть, вызывая пожары. Кроме того, белый фосфор, входивший в состав воспламеняющей смеси, был крайне ядовитым. Более безопасную спичку изобрели в Швеции, именно она покорила мир, а компания с названием «Шведская спичка» (Swedish Match) до сих пор является мировым лидером в производстве спичек (а теперь еще и зажигалок). Шведская компания основывала и выкупала производителей спичек в разных странах, становясь монополистом на региональных рынках.
Спички из элитарного продукта, носимого в декорированных металлических футлярах, превратились в массовый дешевый товар. Сменилась и их упаковка, превратившись в простые и дешевые коробочки. Но зато на них появились яркие этикетки.
Моду на этикетки задавали те же шведы. Стандартный коробок стандартного размера украшался обычно простым, напечатанным малым набором красок (безусловно лидирует печать в два цвета: черный + красный) изображением. Но эти картинки для каждого рынка были своими. Обычно для дальних стран использовали местные символы или какие-то знаки престижа и прогресса, вроде велосипеда или паровоза.
Весьма популярным образом на спичечных этикетках стала обезьяна, причем особенно любима она была у производителей спичек в Японии (загляните в нашу подборку обезьяньих этикеток в Пинтересте, это любопытно). Но обезьяны на спичках встречались в самой Швеции, других странах Европы и в Индии.
Очень скоро яркие картинки со спичечных коробков стали предметом коллекционирования. Филуменисты (коллекционеры таких этикеток) могут подсказать, что в Индии можно найти спички с тремя обезьянами.
Можно рассмотреть, что на зеленой лужайке с деревьями на заднем плане сидят три обезьяны в красных колпаках, закрывающие лапками уши, рот и глаза. Возможно, это адаптация европейской картинки (см. в примере выше), те же три обезьяны одеты в более этнический вариант головного убора, приняли более этнические позы и изображены в более этническом окружении.
Как бы то ни было, производители спичек посчитали трех обезьян привлекательным для индийцев символом.
Более детально обезьян можно рассмотреть на более крупной упаковке спичек. Как видно по надписи, эта картинка украшала упаковку в половину гросса (дюжины дюжин), то есть 72 спичечных коробка. Здесь мы можем узнать в деревьях пальмы, а у тел, принадлежащих к «низшим» обезьянам увидеть головы с чертами, характерными больше для обезьян человекообразных.
Кроме надписи «Три обезьяны» (Three monkeys), указания числа спичек («в среднем 50 шт.»), названия товара «безопасные спички» и страны изготовления («произведено в Индии»), этикетку украшает логотип производителя — WIMCO.
WIMCO — это акроним от Western India Match Company («Западноиндийская спичечная компания»). Предприятие было основано в 1923 г. как дочерняя фирма шведского спичечного гиганта.
Мы не знаем даты выпуска спичек с тремя обезьянами, но можем уверенно сказать, что никак не раньше 1933 г., когда Махатма Ганди получил в подарок трех своих обезьян. Только после этого символика трех обезьян получила известность в стране (и теперь обезьян, отказывающихся видеть, слышать и говорить, в Индии называют не иначе как «обезьяны Ганди»).
Косвенно о популярности этикетки может говорить большое количество ее вариантов, то есть этикетка неоднократно переиздавалась. А еще попадаются реплики этой этикетки у иных производителей.
Более примитивная по рисунку этикетка явно копирует продукцию WIMCO, но на ней уже нет мелкого текста и логотипа. Производитель указан в нижней строке на тамильском (как нам кажется) языке. В надписи удалось различить название города Гадийяттам (Gudiyatham) штата Тамилнад.
То есть для дравидийцев-тамилов символика трех обезьян тоже привлекательна. Как тут не вспомнить стихи из древнетамильского «Наладияра»:
Коль с истиной знаком и к сплетням глух,
Слеп в отношении разврата,
Нем в осуждении собрата —
Не надобно тебе иных заслуг!
Совсем недавно мы разглядывали спичечные этикетки с тремя обезьянами. Казалось бы, тема закрыта если не насовсем, то надолго. Но нет. Буквально на следующий день нашлось продолжение, которое пришлось придержать, чтобы не частить.
В прошлый раз мы вскользь упоминали, что до появления дешевых спичечных коробков (англ. matchbox) спички носили в специальных украшенных футлярах (англ. matchsafe). Так вот в коллекции Смитсоновского музея дизайна Купер-Хьюит (Cooper Hewitt Smithsonian Design Museum) в Нью-Йорке, на Манхэттене обнаружился такой футляр для спичек, украшенный изображением трех обезьян.
На плоской боковой стороне футляра в витиеватом картуше с несомненным влиянием стиля ар-нуво изображены три сидящие на общем постаменте обезьяны, сопровождаемые надписями Speak no evil, see no evil, hear no evil («не говорить зла, не видеть зла, не слышать зла»).
Музейщики очень аккуратно датируют предмет «около 1900 г.» и это любопытно. В 1893 г. английское Японское общество дает первое научное описание трех обезьян (Japan Society — London Transactions and Proceedings, том I, Лондон, 1893 г.). Получается, что в 1900 г. уже с другой стороны океана обезьяны изображаются на серийной продукции (хоть похожих предметов сходу не нашлось, у футляра все признаки серии).
Беглый поиск показывает правдоподобность музейных выводов. В более поздний период актуальность подобных предметов сошла на нет (изменились сами спички). Аналогичные по устройству и внешнему виду и близкие по стилю оформления футляры встречаются часто и их датировка близка к музейной. Указанная фирма действительно существовала и производила небольшие серебряные изделия и столовые предметы. Описание клейма правдоподобно, правда, применялось оно, вроде бы, со следующего, 1901 г. То есть мы можем уточнить датировку: «не ранее 1901 г.»
Но все равно взлет популярности стремительный. Напомним, что, к примеру, в 1909 г. баптистский педагог предлагал обучать американских детей на символике трех японских обезьян. Но у него подписи были еще в неканонической форме. А на этом, много более раннем футляре мы имеем сложившуюся классическую композицию. Именно так и с такими же подписями изображают обезьян для англоязычных потребителей уже больше века.
Среди популярных увлечений есть одно, совмещающее искусство и детскую игру. Это авторские куклы.
С одной стороны, художественная кукла — это самая настоящая интерьерная скульптура, с другой — вполне прикладной предмет, позволяющий ощутить себя ребенком.
Художники-кукольники регулярно проводят совместные выставки.
Во многих странах гостям выставок запомнилась одна композиция по мотивам трех обезьян. Только ее автор — Виктория (Вики) Фрибус из германского Эссена — назвала композицию наоборот: «Вижу, Слышу, Говорю».
Три девушки своими позами дают только намеки на жесты трех обезьян, не закрывая по-настоящему глаза, уши и рот, они действительно, видят, слышат и говорят. Композиция была бы банальной и избитой, не будь у каждого из трех персонажей своего атрибута.
Из натуралистично окрашенной полимерной глины выполнены только головки и руки девушек, ниже у них ажурный остов из медной проволоки, так что зритель буквально может заглянуть внутрь персонажа, в его душу.
Девушка «Вижу» дополнена сердцем. Очевидно, она видит биение сердца, чувства раскрыты для нее.
У девушки «Слышу» в груди колокол. Она внимает его звукам.
Атрибут героини «Говорю» — певчая птица. Видимо, это ее речь льется как птичьи трели.
Автор приглашает зрителя к совместному созданию смыслов. Для каждого персонажи могут означать что-то свое.
Нам всегда крайне любопытны производные композиции, меняющие классическую схему из трех обезьян. В этом случае художница предлагает действующим лицам уникальные атрибуты. Интересно, что один из них (певчая птица) совпадает с триптихом великого японского обезьяньего художника Сосэна Мори, но обезьяна Сосэна от трелей птицы закрывалась.
Трудно представить более русский символ, чем традиционная матрешка — точеная деревянная раскрашенная кукла, разнимающаяся на две половинки и рекурсивно содержащая в себе свои уменьшенные копии.
Кажется, что матрешка глубоко архаична, но на самом деле ее возраст сравнительно невелик: впервые она увидела свет в конце 1890-х гг. Известны ее родители: токарь московской мамонтовской мастерской «Детское воспитание» Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин.
В поздних воспоминаниях токаря форму куклы он изобрел сам, отдав расписывать «глухую» (неразъемную) заготовку художникам. Но более распространена другая гипотеза: жена основателя «Детского воспитания» Анатолия Ивановича Мамонтова якобы привезла из Японии фигурку какого-то божества, «старца Фукурумы». Она-то и вдохновила художника на создание куклы.
Кем был «Фукурума» — версии разнятся. По одной версии на самом деле это один из семи богов счастья (ситифукудзин) Фукурокудзю (福禄寿). Он больше отвечает определению «старец» и начало имени совпадает. Это божество китайского даосского происхождения, действительно старец, изображения которого отличаются более или менее удлиненным лбом, иногда несущим явные признаки фаллического культа. Фигура Фукурокудзю с вытянутым лбом напоминает очертаниями грушу, именно такая форма и выбрана для матрешки. Часть исследователей предполагает, что японский «старец» был разъемным и весь комплект составлял полный набор из семи богов, вкладываемых один в другого. Это сомнительно, хотя в Загорске (ныне Сергиев Посад) в музее игрушки можно увидеть «многоместные» японские куклы, они достаточно поздние, можно предположить обратное влияние уже получившей славу матрешки на японские статуэтки.
По другой версии «старцем» был никто иной как первый патриарх буддистской школы дзэн (в Китае чань) Бодхидхарма, чаще называемый в Японии сокращенным именем Дарума (то есть совпадает окончание имени). Изображения Дарумы чрезвычайно популярны в стране Восходящего Солнца. В пользу этой версии говорит то, что часто роспись на фигурках достаточно абстрактна (как и на первой матрешке) а Бодхидхарма почти всегда изображается с накинутым на голову красным плащом (у матрешки голову закроет платок).
Есть в Японии и полнофункциональные аналоги матрешшек — куклы ирэко (или ирэко-нингё, 入れ子人形), характерные для окрестностей Хаконэ и Одавара, однако, сложно сказать, старше ли они матрешки. В виде вложенных фигурок в настоящее время чаще всего делают Даруму (обычно пятиместную куклу), встречаются также семь богов счастья и (как и у русских токарей до появления матрешки) вложенные разноцветные яйца. В Японии признаком мастерства было изготовить 12 яиц, вложенных друг в друга.
Как бы то ни было, в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже матрешки получили золотую медаль как образец «национального искусства», именно с этого времени началась всемирная слава «национальной русской куклы» и одного из главных сувениров, которые можно привезти ранее из СССР, а теперь из России.
Теперь переходим к основной цели статьи. Американец Уолтон Конвей (Walton Conway) провел несколько лет в Советском Союзе, преподавая английский язык. Там у него и его русских знакомых родилась бизнес-идея: российские художники изготавливают матрешек, а Конвей ищет для них покупателей в США. Название совместного предприятия позаимствовали у Пушкина: «Золотой петушок» (Golden Cockerel). Дела шли с переменным успехом, пока в 1994 г. не поступил заказ на изготовление 40 000 матрешек в качестве рекламного сувенира для фильма «Быть Джоном Малковичем» (Being John Malkovich). Компания Конвея из маленького городка Бун (Boone) в Северной Каролине получила «неофициальный Оскар» от журнала Premiere за лучший промо-продукт в индустрии кинематографа. С тех пор от крупных заказчиков нет отбоя, а «Золотой петушок» превратился в одного из крупнейших в мире производителей матрешек.
Ассортимент «Золотого петушка» достаточно широк и, конечно, не ограничивается классическими образами девушек в сарафанах. Вот среди нестандартных матрешек мы и нашли трех обезьян.
В сопутствующем описании кроме размера (4 дюйма = 10 см) и того, что изделие произведено «Золотым петушком» нет никаких подробностей. На другом сайте (видимо, розничный агент «Петушка») сказано, что матрешки раскрашены вручную в российском Санкт-Петербурге.
Этот случай нам интересен не только тем, что три обезьяны коммерчески привлекательны на американском рынке. Художник или заказчик, тот, кто сгенерировал идею с обезьянами, невольно снова соединил японскую символику с русской, вернувшись к тому, как появилась русская точеная кукла.
Когда мы рассматривали традиционные (и не очень) матрешки, отметили их японское происхождение. И все главные кандидаты на роль японского отца русской деревянной игрушки отличаются от нее технологией изготовления, ведь матрешку делают на токарном станке, а фигурки божеств вырезают из твердых материалов или лепят из бумажной массы по технологии папье-маше.
Но в Японии есть своя точеная расписная кукла. Она старше матрешки и зовут ее кокэси (こけし). Чем-то она матрешку напоминает, но при этом выглядит иначе:
Относительно крупная головка традиционной японской куклы чаще всего вытачивается отдельно и насаживается на узкое длинное тельце без каких-либо признаков рук или ног. Простые формы игрушки ярко расписываются, обычно геометрическими и цветочными орнаментами. Так было в период Эдо, так продолжается и сейчас во многих местах.
Но со временем кроме традиционных народных кукол появились куклы авторские, не следующие традициям. У них другие пропорции и часто другие материалы. Новые кокэси (сингата, 新型) тоже быстро завоевали популярность.
Художник Мухицу Миядзима (宮島 無筆, род. в 1929 г.) начал изготавливать куклы в военный 1942-й г. Поначалу он делал вполне традиционные кокэси, но чуть позже, в 1940-х переключился на новые образцы. И именно авторские игрушки принесли художнику признание.
Вы, наверное, уже знаете, почему мы начали разговор о Мухицу. Верно, он в своих работах вспомнил о символике трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.
Фигурки предельно геометричны и абстрактны. Кокэси собраны из дерева двух оттенков и основная декоративная роль лежит на фактуре дерева, раскрытой под резцом мастера. В смелых вырезах намечены (только намечены) традиционные жесты, закрывающие уши, рот и глаза. А формы фигурок комплементарны, бочкообразным куклам слева и справа соответствуют вогнутые бока центральной кокэси.
Осталось сказать, что эти наборы производились серийно и вы еще можете найти их на интернет-аукционах и во многих частных коллекциях.
Для себя же отметим, что, обратившись к обезьяньей теме, художник оставил кукол человекоподобными. Это куклы, изображающие людей, изображающих обезьян.
Символика трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят, достаточно популярна в Японии, поэтому ее пытаются использовать в прикладном искусстве.
В традиционном японском костюме нет настоящих карманов (в некоторых фасонах кимоно можно разве что-то положить в рукав). Но зато японец в кимоно всегда подпоясан, поэтому носимые с собой предметы можно или заткнуть за пояс, или подвесить к поясу на шнурке. Для последнего способа применяются специальные брелоки — нэцкэ (根付). Как небольшой аксессуар, нэцкэ часто выполнялся в дорогих материалах и украшался, зачастую изображая собой какие-то важные для владельца идеи.
Три обезьяны — привлекательная символика для нэцкэ. Мы с такими уже встречались в полном комплекте сагэмоно, состоящего из нэцкэ, бусины одзиме и шкатулки-табакерки тонкоцу.
Однако формат нэцкэ накладывает на композицию достаточно жесткие ограничения: предмет должен быть довольно маленьким, с округлыми очертаниями и без выступающих наружу частей (иначе брелок будет цепляться за одежду и окружающие предметы). Кроме того, нэцкэ воспринимается только с одной стороны и если, к примеру, посадить обезьян спиной к спине (как мы видели на втором предмете в обзоре из нью-йоркского музея Метрополитен), то одна или две задних обезьянки окажутся не видны на поясе владельца.
Видимо поэтому художники пытаются упростить композицию. Наверное предельным случаем такого упрощения будет обезьянка резчика Кайгёкусая (Масацугу). Три обезьяны заменились всего одной, закрывающей всеми лапами глаза, уши и рот:
Такая обезьянка действительно идеально вписывается в формат нэцкэ. Не случайно ее часто повторяли. Так в московском Музее Востока есть похожая нэцкэ, приписываемая Охаре Мицухиро.
И вот недавно парижский аукционный дом Beaussant Lefèvre показал предмет, доказывающий, что трех обезьян тоже можно подружить с классической формой нэцкэ.
Такая форма нэцкэ называется «мандзю» (饅頭) т. к. напоминает японцам одноименные пирожки со сладкой бобовой начинкой.
Предмет очень декоративен, почти орнаментален, обезьяны расположены симметрично, а особый настрой создает тройное рукопожатие в центре композиции.
Ожидаемая цена предмета 2—3 тыс. евро, но продан он за 5,5 тыс.
Экономика «частично признанного государства» Абхазия официально держится на двух главных составляющих: сельское хозяйство и туризм. И для туристов в республике есть множество привлекательного: субтропический климат, море и горы, самобытная культура и многотысячелетняя история.
Отдых в Гагре, Пицунде или Новом Афоне весьма популярен у россиян.
И как на курортах любой страны мира, в Абхазии во множестве продаются сувениры. Может быть, нам только показалось, но в Абхазии продавцы особенно ценят символику трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят. Как иначе объяснить, что мы встречали разные примеры на каждом абхазском курорте?
Многие сувениры, продаваемые в Абхазии, на самом деле делаются за ее пределами. Это обычная практика. Три деревянные кошки, закрывающие в Гагре глаза, уши и рот, не исключение. Можно ошибиться, но в России такие статуэтки появились (довольно давно) с подписями об Индонезии и острове Бали. Отметим для себя, что отдельные ценники стоят на каждой фигурке и продавцы могут запросто разлучить троицу.
В Новом Афоне мы видим сразу два варианта композиции. В окрашенном «под бронзу» обезьянки закрывают глаза, уши и рот друг другу, а вот формы фигурок позади них узнаются китайские предки, которые есть в нашей коллекции. Отметим только, что в оригинале их было 4 и позже в Пицунде мы увидим полный набор с обезьянкой, зажимающей пах.
В абхазской столице — Сухуме — мы опять встречаем несколько вариантов сувенирных обезьян, но для примера приведем один: довольно свободная композиция, обезьянки сидят на бревне, а на подножии написано «Абхазия» (как гармонично они смотрятся с горцами на заднем плане!). Для Сухума «обезьянья» тема вполне объяснима: там располагается крупный обезьяний питомник, который был важнейшим в СССР, одна из столичных достопримечательностей.
И, наконец, в Пицунде ассортимент был самым разнообразным, частично повторяя сувениры с других курортов. Здесь мы приводим только одну керамическую статуэтку, воспроизводящую обезьян, прижатых спиной к спине. Заметим, что и здесь присутствует подпись «Абхазия».
Самый необычный, на наш взгляд, предмет был приобретен (куплен в Сухуме, но попадался в Пицунде в разных вариантах окраски). Это керамическая бутыль, причем вполне функциональная, изнутри покрытая темной глазурью, хотя снаружи шероховатая и пористая.
Всего одна обезьянка использует все свои 4 конечности, чтобы закрыть глаза, уши и рот. Если вы знакомы с историей символики, наверняка знаете, что такую форму изобрел японский резчик брелоков-нэцкэ Кайгёкусай (Масцугу) в XIX в.
А теперь композиция для дальневосточного костюмного аксессуара используется для хранения вина в Закавказье. Удивительное путешествие образа!
Собственный фарфор в Европе впервые получили в саксонском городе Майсене (Meissen), одним из его изобретателей стал алхимик Иоганн Бёттгер (Johann Friedrich Böttger). Первая фарфоровая мануфактура создана в 1710 г., а название города стало сверхпопулярной торговой маркой и своеобразным знаком качества.
«Мейсенский фарфор» или просто «мейсен» (до недавнего времени город по-русски предпочитали называть через «е») до сих пор высоко ценим, а ассортимент продукции постоянно расширяется.
В 2018 г. предприятие «Майсен» выпустило ограниченной серией довольно крупную (высота 41 см) интерьерную скульптуру, созданную молодой художницей Марией Вальтер (Maria Walther).
Это вариация на тему классических трех обезьян, которые закрывают глаза, уши и рот.
Скульптор значительно переработала композицию, посадив обезьян друг на друга и заставив их закрывать глаза и уши друг другу. Но главной новацией стало разнообразие видов. Чаще всего три обезьяны изображаются одинаковыми. Мария Вальтер выбрала трех приматов совершенно разной внешности и разного размера, получив сужающуюся вверх пирамиду.
В нижнем ярусе находится мускулистая горилла. У нее на плечах сидит мандрил, закрывающий горилле глаза руками. На мандриле же, в свою очередь, сидит совсем маленький примат, в классификации которого предприятие путается: то это карликовый маки, то какая-то длиннохвостая мартышка. На наш взгляд это классический лори, скорее всего, карликовый (лат. Nycticebus pygmaeus). То есть художница в поисках разнообразия обезьян вышла за рамки биологической классификации и добавила примата-полуобезьяну. Лори закрывает мандрилу уши своими ногами.
Животные изображены динамично и явно не рады ситуации: горилла скривила рот в недовольстве, мандрил испуганно кричит, а лори застыл, прикрыв рот лапками.
Можно предположить, что серия была успешной, потому что в следующем, 2019 г. серия была повторена, но в очень необычной раскраске: приматов покрыли камуфляжными пятнами.
На наш взгляд, визуально раскраска не самая удачная, т. к. скрадывает мелкие детали скульптуры. Но она дает повод задуматься над смыслами: возможно, невидение, неслышание и неговорение скрывает обезьян от внешнего внимания как камуфляжная форма военных.
Но и это еще не все. Скульптура была коллекционной и дорогой, но «Майсен» предложил более бюджетные варианты, пусть и не такие грандиозные. Вы можете приобрести фарфоровые пробки для бутылок, в которых повторены отдельно три персонажа из скульптурной композиции Марии Вальтер. Конечно, приматы на пробках не выдержаны в единых пропорциях и крошечный лори равен по размеру огромной горилле. Ну и персонажи вынуждены закрывать глаза, уши и рот собственными силами.
Пробки продаются отдельно, каждая упакована в фирменную коробочку с логотипом.
Для нас это любопытный случай развития классической композиции с тремя обезьянами и очередное подтверждение популярности их символики.
Японка Юри Сато из Канагавы работала в японской ювелирной компании, но переехала жить в США, где прошла обучение у мастера-ювелира (тоже японца по национальности) из модного брэнда мирового уровня.
Юри Сато создала в Нью-Йорке собственную торговую марку, под которой выпускает традиционные ювелирные украшения, но особенно заметны ее работы со столовым серебром.
Дизайнер выработала свою собственную технику декорирования столовых предметов. Ее антикварные ложки, вилки и ножи украшены тонким ажуром сквозных рисунков, выполненных вручную. И при этом тематика рисунков почти всегда посвящена Японии.
Для примера покажем ложку, дырочки в которой складываются в один из самых узнаваемых образов японского искусства — «Большую волну в Канагаве» (神奈川沖浪裏) Хокусая.
Сама ложка произведена в Америке ок. 1900 г., украшена же в 2019 г.
Зная тематику нашего проекта, не сложно угадать, какой образ наc ждет дальше. Всё верно! Три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят. Как нельзя лучше подходят для комплекта из трех ложек:
Американские серебряные ложки, выпущенные в 1914 г., более чем через век, в 2019 дождались художественного перерождения.
И, похоже, символика трех обезьян популярна, ведь у дизайнера есть еще один комплект (в этот раз без растительных мотивов):
Для себя же отметим, что у обезьянок Юри Сато длинные выразительные хвосты, которыми не могут похвастаться японские макаки. То есть перед нами континентальные обезьяны или, скорее, архетипичные образы обезьян в западной культуре.
Это уже не японская, а всемирная символика.
Шотландия всегда стремилась к самостоятельности во всех областях. Любая технология, любое производство должно быть шотландским. И это касалось не только ведущих отраслей промышленности.
Представители клана Уимсс (Wemyss) покровительствовали развитию керамики. На базе местных гончарных мастерских было развернуто производство продукции, с 1880-х гг. получившей марку Wemyss Ware.
Мастерскими руководил Роберт Херон (Robert Heron). Именно он в поездке по Европе охотился за специалистами, которые помогут поднять производство на мировой уровень.
Из всех иностранных специалистов осе́л в Шотландии только молодой мастер из Богемии (ныне Чехия) Карел Некола (Karel Nekola), который и занимался декорированием керамики подглазурной росписью до 1915-го г.
Характерным изделием мастерских были небольшие керамические подносы (сomb tray), используемые при расчесывании волос или во время бритья.
Художники Wemyss Ware черпали свое вдохновение в природе Шотландии и традиционных садовых растениях. Поднос могли украсить традиционным шотландским цветком чертополоха или столепестковой розой, но посмотрите, как декоративны простые полевые лютики:
Почему мы заговорили о керамике из далекой Шотландии? Оказывается, в ней тоже нашли отражение три обезьяны. Аукционный дом Lyon & Turnbull 12 августа 2020 г. продал весьма любопытный лот.
Это такой же небольшой (25,5 см) восьмиугольный керамический поднос. И даже зеленая кайма похоже на музейный предмет с лютиками. Только украшают его не растения, а обезьяны, закрывающие лапками уши, глаза и рот. Причем средняя обезьяна сидит на дереве (весьма оригинальное решение композиции).
Обезьяньи фигуры подписаны по-английски: «я не слышу зла», «я не вижу зла» и «я не говорю зла».
Чем интересны эти обезьяны? Возрастом. Продавец датировал предмет примерно 1900-м г. Вполне вероятно, что его раписывал еще сам Карел Некола.
Представьте себе, одно из первых (если не первое) научное упоминание симмволики трех обезьян на Западе — это 1893 г. (Japan Society — London Transactions and Proceedings, том I, Лондон). Первое издание записок Редьярда Киплинга «От моря до моря», в котором он описал впечатления от скульптуры обезьян в японском Никко — 1899 г. И вот, практически, синхронное с ними появление символики на бытовой продукции широкого потребления. Причем, как и у Киплинга, с прямым упоминанием зла (что вряд ли было бы уместно в Японии).
Да, предмет продан за 1875 фунтов стерлингов (при ожидаемой цене 800—1200£).
PS Уже после публикации этой статьи мы увидели на сайте Эмиля Шуттенхельма еще один весьма любопытный предмет.
На фото один сосуд, показанный с четырех сторон. Легко заметить, что и сюжет, и стиль, и подписи на чаше соответствуют таковым на подносе выше.
И, хотя Эмиль не приводит дополнительной информации, кроме замечания, что у чашки три ручки, мы можем немножко дополнить описание. Это очень британский предмет, называемый «чашей любви»(по-английски loving cup). Такие сосуды известны с древнейших времен и использовались на пирах при братаниях. Участники церемонии пили из одной чаши. А много ручек нужно, чтобы при вашей очереди пить визави тоже держался за чашу обеими руками, чтобы руки были на виду и братающийся не мог втихаря использовать против вас оружие, пока вы заняты напитком. Хоть за чашей и клялись в любви, друг друга жестко контролировали. Позже этот обряд перешел в свадебную церемонию и из такой чаши теперь пьют жених с невестой, по сути поднося ее друг другу и делая это совместно. Красивая традиция!
И после этого, проверив интернет-поисковики, мы нашли еще один предмет:
Овальное блюдо 13×8 см украшено теми же обезьянами, что и поднос, только одна из них спустилась с дерева.
Здесь любопытна оборотная сторона: кроме клейма «Уимсс» там есть надпись, видимо подглазурная, оставленная художником при росписи: «T(homas) Goode & Co., London» — это название старого престижного лондонского магазина посуды, поставщика королевской семьи. Очевидно, блюдо делалось на заказ для этой лондонской марки.
Что нам рассказали эти предметы? То, что сюжет с тремя обезьянами не был случаен, его многократно воспроизводили. И что по крайней мере часть этих предметов предназначалась не для британской глубинки и вообще Шотландии, а шла сразу в столицу Объединенного Королевства.
Мы уже знаем, что курение табака было широко распространено в Японии. Курили и мужчины, и женщины, но не сигары, сигареты или крупные европейские трубки.
Японская трубка — кисэру (煙管) тоньше и длиннее обычной европейской, а чашка для табака у нее очень мелкая — объемом примерно с горошину. И табак для кисэру должен рубиться очень мелко.
И как любое действие японцы довели курение трубки до степени искусства. А сама трубка при этом служила признаком статуса владельца. Кисэру выполняли в дорогих материалах и всячески украшали.
Аукционный дом Bonhams 21 марта 2018 г. выставил в Нью-Йорке на торги богато украшенную сравнительно крупную курительную трубку кисэру.
К сожалению, сохранилось фото предмета лишь в одном ракурсе. Но и по нему мы можем изучить оформление трубки.
Традиционно трубки из металла выполняются из двух частей, собственно трубки (чаши) и мундштука, разделенных между собой. В нашем случае металлические части выполнены из серебра, а разделяет их ствол (чубук) из бамбука. На фото заметно, что он растрескался и усох. Общая длина трубки 25,1 см, но, судя по следам мундштука на бамбуке, он довольно свободно скользит, увеличивая или уменьшая длину предмета.
И чашку, и мундштук украшает довольно глубокий и выразительный рельеф, изображающий трех обезьян на ветвях хвойного дерева. Нам этого не видно, но продавец пишет, что это «семейство обезьян на соснах у скалистого водопада».
Но при этом продавец не заметил, что перед нами не просто анималистическая сценка. Присмотритесь: макака у чашки прикрывает лапкой рот, первая обезьяна на мундштуке закрывает уши, а вторая дремлет, прикрыв глаза. Это, безусловно, классическая композиция «не вижу, не слышу не говорю».
Серебряная основа, очевидно, подвергалась чернению, а детали изображения выполнены из желтого золота, красной меди и темного медно-золотого сплава сякудо. Использована трудоемкая техника инкрустации металла такадзоган. Изделие подписано именем мастера Мориюки.
Осталось заметить, что основное изображение размещено на передней стороне трубки и ориентировано так, что верх соответствует чашке, а низ — мундштуку. Так трубку видит владелец во время использования. То есть обезьянами, в первую очередь, должен любоваться пользователь трубки, а не окружающие его люди (для которых рисунок будет перевернут).
История итальянской фирмы «Селетти» (Seletti) из местечка Чиконьяра в Мантуе довольно любопытна.
Путешественник Романо Селетти увидел в Китае то, на чем можно делать деньги и со своим товарищем Луиджи Джолио организовал поставки в Италию в 1964 г. Это был банальный набор: одежда, фарфор, экзотическая бамбуковая мебель и предметы интерьера.
Бизнес оказался успешным и в него втянулось следующее поколение. С 1990-х гг. Стефано и Мириа Селетти уже не удовлетворялись перепродажей товаров, а организовали собственное производство в промышленных масштабах. Их предметы интерьера и, особенно, столовая посуда получили значительную известность, а название одной из коллекций, Estetico Quotidiano («Повседневная эстетика») стало девизом компании.
Селетти сделали ставку на яркие и необычные, часто мультикультурные образы и поэтому приглашают для разработки коллекций разнообразных сторонних дизайнеров, как профессиональных, так и самодеятельных, с незашоренным взглядом.
Скульптор, художник и дизайнер (профессиональный театральный декоратор) Маркантонио Раймонди Малерба (Marcantonio Raimondi Malerba) создал для компании «Селетти» коллекцию светильников, которые точно не назовешь обычными.
Очень динамичные, естественные и немного наглые обезьяны (в которых можно узнать макак) могут стоять и сидеть на полу или на столе, свешиваться со стен и потолка, раскачиваться на люстрах. И при этом освещать помещение.
Вообще-то у автора есть светильники разного размера: от крошечных мышей, до жирафов в натуральную величину, держащих в зубах классические люстры. Но нам (а судя по международной прессе и не только нам) больше запомнились обезьяны.
Вы можете выбирать из множества поз и размещений обезьяньих фигур. Каждая возможна в двух классических цветах: черная или белая.
Кто-то может назвать подобные вещи китчем и дурновкусием, а нам они кажутся забавными.
Всех показанных выше обезьян на момент написания этих строк при желании можно легко приобрести. Но мы начали эту статью из-за предметов, которые больше не выпускаются и доступны только на вторичном рынке.
Это не электрические светильники, а классические подсвечники-канделябры. Они несколько отличаются по стилю, обезьяньи фигуры в них статичны, а большее значение в общем образе приобретают элементы оформления — сами «рога» канделябра и декоративное основание.
Три обезьяны, прижавшись спинами друг к другу, закрывают лапками глаза, уши и рот. Над ними раскинулись пять «рогов» подсвечника, а на основании каждая фигура подписана по-английски: «See no evil», «Hear no evil» и «Speak no evil» («не вижу», «не слышу» и «не говорю зла» соответственно).
Канделябры тоже возможны в черном и белом вариантах, оба весьма декоративны. Сама компания-производитель определяет их стиль как «бурлеск» и это действительно игра в возвышенное и низменное, как в одноименной поэзии или музыкальном шоу.
В семье эмигрантов Арабовых из советского Узбекистана в США (происходят из бухарских евреев) из пяти детей был только один мальчик — Яша.
Закончив по программе помощи мигрантам курсы ювелиров, бывший Яков, а ныне Джейкоб (Jacob) некоторое время работал в ювелирной компании в массовом сегменте, но заодно и подрабатывал дома, делая изделия на заказ и неожиданно, что называется, «попал в струю».
Американская рэп- и хип-хоп-культура очень ценила внешнее проявление крутости, дорогие «цацки» (bling-bling). Рэпер просто обязан быть увешан толстенными золотыми цепями с огромными блестящими подвесками. И оказалось, что вкусы рэперов и узбекского ювелира вполне совпадают. «Ювелир Джейкоб» стал легендой, он упоминался во множестве музыкальных композиций. Рэп сделал имя Джейкобу и его компании Jacob & Co (кстати, фамилия ювелира тоже немного изменилась, потеряв конечную согласную для благозвучия, теперь это Jacob Arabo, немного на итальянский манер).
Следующим прорывом Джекоба Эрэбоу стали часы. Отец ему еще в детстве подарил ценные наручные часы, у которых, помимо основного циферблата, был второй, маленький, показывающий время в другом часовом поясе. И тогда Яша фантазировал, что было бы круче, если бы таких маленьких циферблатов было больше.
Когда Яша стал финансово успешным Джейкобом, он вспомнил детскую мечту. И хоть не был механиком, сумел донести идею до настоящих часовщиков, а уже как ювелир оформил созданный механизм в готовые часы. Пять циферблатов словно бы показывали время на пяти континентах. Часы заметили и они появились на фото звезд и журнальных обложках. Так Jacob & Co стала успешной часовой компанией.
Чтобы развить успех, Джейкоб решил двинуться дальше в том же направлении, усложняя механизм. Он обратил свой взгляд на турбийон.
Когда появились первые носимые (еще не на руке, а на цепочке в жилетном кармане) часы, они были весьма неточными. На ход влияло множество факторов: растяжение пружины, температура воздуха и даже притяжение Земли. Да, повернутые разной стороной к Земле часы шли с разной скоростью.
Решением последней проблемы озаботился еще в XVIII в. франко-швейцарский часовщик Бреге (Breguet), тот самый, про изделия которого писал Пушкин:
...Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед...
Так вот этот «Брегет» заставил часть механизма постоянно поворачиваться то одним, то другим боком вниз. Из-за притяжения Земли в одну половину поворота механизма часы спешили, в другую — отставали, а в среднем всегда показывали точное время, вне зависимости от положения.
Запатентованный под названием «турбийон» (по-французски tourbillon = «вихрь»), механизм был сложным и дорогим, его преимущества вряд ли перекрывали недостатки и поэтому он сохранился в нише элитных часов, применяясь более «для понта», чем для эффективности. Производители обычно выставляют турбийон наружу, прорезая в циферблате специальное окошечко, сложный механизм, оборачивающийся вокруг оси каждую минуту, привлекает внимание.
Вот к такому древнему турбийону, только еще более усложненному вращением по двум осям и пришел Джейкоб, разработав коллекцию часов «Астрономия» (Astronomia). Вращающиеся механизмы напомнили ему вращение планет по орбитам и ювелир добавил маленький крутящийся глобус, а в противовес ему чистый сверкающий бриллиант в особой огранке на 288 фасетов. И все это в прозрачном корпусе, позволяющем наблюдать сложные вращения. Короче говоря, дорого и богато.
Вы знаете, мы бы не взялись описывать изделия узбекско-американского автора без одной, а вернее трех деталей. Джекоба Эрэбо решил дополнить «астрономический» механизм фигурками обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.
Говоря о символике изделия, производитель рассказывает о вдохновении японской философией, называет имена обезьян (Мидзару, Кикадзару и Ивадзару) и утверждает, что они означают предохранение от зла в любой форме (то есть намекает, что часы станут оберегом.
А в дополнение говорится, что фигурками обезьян, вопреки своему отказу от собственности, владел Махатма Ганди.
Фигуры обезьян на фоне «звездного неба», в окружении сложной, стимпанковской механики и крошечной планеты Земля действительно выглядят загадочно.
Нам этот случай кажется любопытным не просто очередным использованием темы трех обезьян в часах и украшениях, интересно ее сочетание с «небесной механикой».
Са́мого известного из Брокгаузов звали Фридрих Арнольд (Friedrich Arnold Brockhaus), именно он оставил свой след в мировой культуре, создав немецкую энциклопедию (которая в России превратилась в Словарь Брокгауза-Ефрона).
Потомки продолжили его дело, в частности, правнук, Альберт Эдуард Брокгауз (1855—1921) руководил издательством Брокгауза (которое сохранилось и до наших дней). Но еще он был политиком, а также коллекционером. Он не только собирал, но и изучал японские брелоки-нэцкэ, написав одно из первых европейских исследований.
Почему мы заговорили об Альберте? Дело в том, что летом 2020 г. в немецком Кёльне с аукциона продавали нэцкэ из коллекции Альберта Брокгауза. И среди них был очень любопытный экземпляр.
Чем интересен этот предмет? Он довольно архаичен. Дело в том, что феномен японских нэцкэ во многом завязан на Европу. Именно мода на всё японское после открытия страны для внешнего мира в 1855 г. породила огромный спрос на прикладную скульптурную миниатюру. Выделились мастера нэцукэси и сложились школы, а сами произведения стали изощренными и самодостаточными.
Между тем, изначально нэцкэ — вполне функциональная часть традиционного костюма, брелок, держащий на поясе подвешиваемый, носимый с собой предмет и часто было достаточно более или менее гладкого сучка или части оленьего рога с отверстием для шнура.
Вот и наш нэцкэ близок к простоте изначальных типов, это часть рога с тремя вершинами и декоративные фигуры лишь следуют естественным формам.
На трех зубцах восседают три обезьяны из классической композиции, закрывающие лапками глаза, уши и рот. Сам рог при этом, очевидно, символизирует гору с тремя вершинами. Для всей Восточной Азии это архетипическое изображение горы и даже иероглиф «гора» построен из трех вершин: 山
Как тут не вспомнить центральное божество горы Хиэй к северо-востоку от Киото — Хиёси или Санно (山王). С одной стороны, это божество несет символику троичности, от трехчастного вертикального и горизонтального изображения его имени до воплощения сразу трех будд, а с другой, связано с обезьянами, как с посланниками-цукай.
Трех обезьян музейного уровня, изображенными с горой, мы можем вспомнить разве что в связи с загадочным предметом из Британского музея.
Ну а в нашем нэцкэ художник хоть и выполнил фигуры достаточно абстрактно, сумел оживить композицию, дав обезьян в разных позах: на коленях, с вытянутыми и поджатыми ногами и в разных ракурсах.
Альберт Брокгауз приобрел этих обезьян во время поездки в Лондон, если мы верно разбираем записи каталога, в 1908 г. у не менее любопытной личности. Японец Като Сёдзо ( 加藤章造) сам был коллекционером и дилером японского искусства в том числе для музеев.
Когда в 2020 г. предмет выставили на торги, аукционисты (Kunsthaus Lempertz KG) не оценили нэцкэ, указав ожидаемую цену в 180—220 €. Но результат аукциона составил 2750 €, в 12 с половиной раз (!) превзойдя оптимистичный эстимэйт. Видимо, прав был Альберт Брокгауз, заинтересовавшийся этим на первый взгляд заурядным предметом.