Исконно.ruТема: декоративно-прикладное искусство

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Братья боевых кораблей

ссылка ⚓

Братья боевых кораблей

В украинском Николаеве есть (хоть и находится в тяжелом состоянии) оборонный Черноморский судостроительный заводПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, работавший на военно-морской флот СССР. В ходе работы образовывалось множество отходов цветных металлов, использовать которые повторно запрещалось из соображений надежности. Чтобы материалы не пропадали впустую, было принято решение наладить производство товаров народного потребления: из судовой бронзы изготавливали мелкую пластику: статуэткиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, панно, пресс-папьеПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, пепельницыПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и пр. Одним из самых дорогих изделий (целых 12 рублей) была пепельница, украшенная тремя обезьяньими фигурками. Один из редких случаев обращения к теме трех обезьян в СССР. Любопытно, что сперва изделия помечались знаком-логотипом завода «ЧСЗ», стилизованным под нос и надстройки корабля, и лишь потом решили, что «светить» оборонное клеймо не очень хорошо и стали ставить отдельную марку «НИМОР»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам

Пепельница с фигурками трех обезьян, бронза, Черноморский судостроительный завод
Пепельница с фигурками трех обезьян, бронза, Черноморский судостроительный завод

Темы: [декоративно-прикладное искусство][предприятия и организации, связанные с тремя обезьянами] [товары] [Украина]

Колодцы мудрости

ссылка ⚓

Колодцы мудрости

Что в городской среде может быть банальнее и скучнее чугунной крышки люка? А между тем в Японии нашли способ превратить эти элементы в незабываемые произведения городского искусства, настоящие изюминки дизайна. Почти в каждом муниципалитете страны разработаны люки со своим неповторимым рисунком. Чаще всего на люках изображаются какие-то местные символы. В пешеходных зонах, на тротуарах люки могут быть очень яркими, покрытыми разноцветными эмалями, но на проезжей части они остаются строгими.

За 20 лет программы благоустройства разработано несколько тысяч видов люков. И никак не удивительно, что на них нашлось место и трем обезьянам.

У г. Нагато на западе о. Хонсю есть онсэны (купальни при термальных источниках) 俵山 (Тавараяма). Местные легенды рассказывают о белой обезьяне, воплощении Будды Медицины. Дизайн крышки люка объединяет источник и легенды: три обезьяны совершают омовение в онсэне. В нижней части можно увидеть цветы азалии, которыми славится местность.

Крышка канализационного люка у горячих источников Тавараяма (префектура Ямагути)
Крышка канализационного люка у горячих источников Тавараяма (префектура Ямагути)

В Гёкуто (玉東町) на о. Кюсю тоже можно увидеть трех обезьян, но набор местных символов здесь больше: цветы и плоды мандарина, птичка камышовка (самая знаменитая певчая птица Японии, которую переводчики японской поэзии называют «соловьем») и в орнаменте по кругу листья дерева гинкго.

Крышка люка ливневой канализации, Гёкуто (уезд Тамана, префектура Кумамото)
Крышка люка ливневой канализации, Гёкуто (уезд Тамана, префектура Кумамото)

Темы: [декоративно-прикладное искусство][дизайн] [символы] [стрит-арт] [Япония]

Обезьяны для Форда

ссылка ⚓

Обезьяны для Форда

Оказывается, подарки «большим людям», созданные руками заключенных — не только советская/российская традиция.

В 1915 г. американский промышленник, изобретатель и основатель автокомпании Генри Форд получил необычный подарок из необычного места. Это была сложная многофигурная композиция (позже в музее Форда она будет именоваться «диорамой»), представляющая обезьян, развлекающихся в музыкальном баре. А подарил ее заключенный Массачусетской тюрьмы, некий Патрик Калхейн (Patrick J. Culhane).

Композиция с обезьяньим баром, подарок Генри Форду
Композиция с обезьяньим баром, подарок Генри Форду

Композиция не очень крупная (около 51×41 см при высоте 30 см), но действительно сложная, ее долго можно рассматривать с разных сторон: миниатюрные обезьянки пьют и закусывают, курят сигары и играют в азартные игры, повара готовят еду, официанты разносят напитки, а на сцене играет обезьяний оркестр. Нам здесь интересно пианино, вернее, украшение на нем. Музыкальный инструмент увенчан скульптурой трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, которые не видят, не слышат и не говорят. Конечно же, в том, что обезьяны украшают интерьер фигурками обезьян, автор заложил иронию. Но, тем не менее, мы понимаем, что в Америке начала XX в. символика трех обезьян чрезвычайно распространена.

Фрагмент композиции. Пианино со скульптурой трех обезьян
Фрагмент композиции. Пианино со скульптурой трех обезьян

А что стало с дарителем? Форд им заинтересовался и, как только скульптор-самоучка вышел на свободу, он получил рабочее место на сборочной линии в Кембридже (Массачусетс). А рабочие Генри Форда тогда получали небывалую зарплату — не менее $5 за смену.

Темы: [декоративно-прикладное искусство][народное творчество] [скульптура]

Для немецкой крыши

ссылка ⚓

Для немецкой крыши

В архитектуре разных регионов мира на крышах домов можно увидеть различные украшения. Русское название элемента кровли, верхнего гребня двускатной крыши «конёк» говорит нам о том, что почти обязательной была фигура коня. В Европе часты петушки на шпилях или «говорящие» украшения, посвященные тому, чем занимаются владельцы здания, например, на крыше верфи можно ожидать кораблик. Моду на украшения диктовали и архитектурные стили: в готику крыши венчали цветки крестоцвета а барокко приносит причудливых единорогов, драконов или орлов.

В настоящее время фигурки на крышах можно встретить у частных коттеджей с традиционной двускатной кровлей. Популярны коты, совы, драконы, шагающие по коньку лунатики в ночном колпаке или летящие над крышей ведьмы.

В немецком интернет-магазине «Colordach», зарегистрированном в Эспенау (район Кассель, земля Гессен), можно заказать украшения конька крыши (Dachschmuck) для стандартных черепичных кровель, а среди традиционных фигур встречаются три обезьяны «не вижу, не слышу, не говорю»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Украшение для крыши «Три обезьяны». Интернет-магазин «Colordach», арт. 80888
Украшение для крыши «Три обезьяны». Интернет-магазин «Colordach», арт. 80888

Керамические фигурки достаточно крупные (45 см), общим весом (с упаковкой) 36 кг.

Весьма любопытно, что три обезьяны свободно влились в традиционную немецкую символику, пусть и в несколько китчевом проявлении.

Темы: [декоративно-прикладное искусство][архитектура] [Германия]

Дело — табак

ссылка ⚓

Дело — табак

Табак попал в Японию сравнительно поздно, на рубеже XVI и XVII вв., очевидно, через голландцев, но курение распространилось быстро и повсеместно. Курить стали все и всюду, а единственным противником вредной привычки за всю японскую историю стал эксцентричный «собачий сёгун» Токугава Цунаёси.

Китагава Утамаро. Женщина, выпускающая трубочный дым. Фрагмент. Гравюра, 1792—1793 г.
Китагава Утамаро. Женщина, выпускающая трубочный дым. Фрагмент. Гравюра, 1792—1793 г.

Курили в Японии очень тонкие и длинные трубки с маленькими чашками (порция табака в них обычно меньше, чем в современной сигарете). Табак, трубку и иные принадлежности носили с собой. Так как в традиционном японском костюме отсутствуют карманы, мелкие носимые вещи в специальных футлярах крепились к поясу, называясь сагэмоноПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (下げ物, «подвешенное»). Табак носился или в мягком кисете из кожи или ткани, или же в твердой табакерке, тонкоцу (とんこつ).

15 апреля 2017 г. аукционный дом Jasper52 (Нью-Йорк) выставил на продажу интересный комплект сагэмоно, предназначенный для ношения табака: собственно табакерка-тонкоцу; скользящая бусина-одзимэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, не дающая подвешенной табакерке открыться и брелок-нэцкэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, при помощи которого табакерка крепится на поясе. Не представляя собой какой-то особой, выдающейся художественной ценности, этот комплект очень интересен для нас своим решением, ведь все три предмета в нем исполнены в виде трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Нэцкэ, обезьяна «не слышу»
Нэцкэ, обезьяна «не слышу»
Одзимэ, обезьяна «не вижу»
Одзимэ, обезьяна «не вижу»
Тонкоцу, обезьяна «не говорю»
Тонкоцу, обезьяна «не говорю»

Аукционисты относят комплект по дате к середине XIX в., а по стилистике к «народному творчеству» мингэй. Ожидаемая цена лота составляла 4,5—6 тыс. долларов. Лот не набрал требуемой суммы и был снят с торгов.

Комплект сагэмоно, три обезьяны, Япония, сер. XIX в.
Комплект сагэмоно, три обезьяны, Япония, сер. XIX в.
Темы: [декоративно-прикладное искусство][искусство] [скульптура] [Япония]

Не видеть, не слышать, не говорить и стучать

ссылка ⚓

Не видеть, не слышать, не говорить и стучать

Когда электрические звонки и домофоны еще не были изобретены, гостю приходилось стучать в дверь, чтобы привлечь внимание хозяев.

...Here's a knocking indeed!
If a man were porter of Hell Gate,
he should have old turning the key.
Knock, knock, knock!
Who's there, i' the name of Belzebub?..
William Shakespeare. Macbeth.
...Ну и стучат же!
Если быть привратником в аду,
там ключом навертишься вдоволь.
Стук, стук, стук!
Кто там, во имя Вельзевула?..
Уильям Шекспир. Макбет. Перевод М. Лозинского

Но и для эффективного стука в дверь существовала механизация. В отличие от, к примеру, английского «door knocker» (дословно «дверная стучалка»), какого-то признанного однозначного русского названия для этого приспособления не существует, поэтому мы будем именовать его условно «дверной молоток».

Дверной молоток — подвешенная на шарнире деталь, чаще всего выполненная из металла в форме собственно молотка или кольца (тогда она может служить еще и ручкой), позволяющая стучать и, обычно, не по дереву двери, а по ответной металлической части, неподвижно к ней прикрепленной.

Эти приспособления известны по всему античному миру, были широко распространены по городам в средневековье и дожили до наших дней в частных домах. Ничуть не удивительно, что дверной молоток, выставляемый на всеобщее обозрение, часто активно украшался.

Чаще всего приспособление выполняли в виде маскарона — лица, маски или морды животного. Это был своеобразный страж дома, часто пугающего облика: в виде грозного божества, страшного хтоничекого чудовища или хищного зверя. Очевидно, один вид молотка должен был отпугнуть всякого посетителя, имеющего недобрые намерения. Во время господства в архитектуре стиля классицизм почти все формы молотков были вытеснены львиными головами, держащими в пасти подвижное кольцо-рукоять.

Другой распространенный сюжет — человеческая рука. Молоток по своей функции заменяет руку, без него гостю пришлось бы колотить в дверь кулаком. Вот средневековые художники и иронизируют, делая замену кулака в форме кулака. Со временем и такая форма наполнилась иной символикой, например, женская рука может держать яблоко, отсылая к теме грехопадения.

Дверной молоток. Аббатство Волюизан, Франция
Дверной молоток. Аббатство Волюизан, Франция
Дверной молоток в виде головы льва. Кафедральный собор Бремена, Германия
Дверной молоток в виде головы льва. Кафедральный собор Бремена, Германия
Дверной молоток в виде женской руки. Трухильо, Испания
Дверной молоток в виде женской руки. Трухильо, Испания

Дверной молоток — первая часть дома, с которой соприкасался гость и он мог сразу настраивать на нужный лад. Хозяин прямо с порога мог демонстрировать свои ценности и предпочтения: у охотника молоток в форме дичи или охотничьей собаки, у любителя лошадей — в виде лошади или подковы, у членов тайных обществ — в виде тайных символов, например, пчелы.

На сайте электронной коммерции Etsy у продавца из Великобритании появился необычный товар: дверной молоток из медного сплава в виде трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Дверной молоток с тремя обезьянами

Под одиноким деревом на утесе сидят три обезьяны. На ленте над ними в виде девиза надпись «Не говорить зла, не видеть зла, не слышать зла», снизу различима подпись «Три мудрые обезьяны».

Дверной молоток с тремя обезьянами

Продавец пишет, что предмет reclaimed (восстановлен), что для медной пластики, возможно, означает «отлит по старой модели». Будем думать, что это если и не оригинал, то копия достаточно старой вещи.

Нам интересно что кто-то в Британии решил связать свой дом с тремя обезьянами и объявить об этом первому встречному прямо с порога.

Темы: [декоративно-прикладное искусство][Великобритания]

Порно втроем

ссылка ⚓

Порно втроем

Международный аукцион eBay — нескончаемый источник неожиданностей. На этот раз у продавца (похоже, профессионального торговца антиквариатом) из Великобритании появился необычный лот.

Нет, в пепельницахПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам нет ничего выдающегося. Их изготавливали (и изготавливают) в разных уголках земли из разных материалов с разным художественным уровнем.

Пепельница с тремя обезьянами. Великобритания (?), 1930—50-е гг. (?), алюминиевый сплав (?)
Пепельница с тремя обезьянами. Великобритания (?), 1940—50-е гг. (?), алюминиевый сплав (?)

Судя по фотографиям, пепельница выполнена кустарно и довольно грубо, видимо, литьем из алюминиевого сплава. Технология литья из алюминия довольно проста и доступна как на крупном производстве, так и в маленьких мастерских. Алюминий — материал стратегический, используемый в авиации. Его массовое применение в промышленности пришлось на время Второй мировой войны, после войны он стал широко доступен и в быту. Именно к околовоенному периоду (1940—50-е гг.) продавец предположительно и относит свой товар.

Пепельница с тремя обезьянами. Вид сбоку
Пепельница с тремя обезьянами. Вид сбоку

Необычной эту вещь делает скрытая, оборотная сторона. На обороте в столь же грубой манере изображена вульгарная сцена группового секса.

Пепельница с тремя обезьянами. Оборотная сторона
Пепельница с тремя обезьянами. Оборотная сторона. Детали изображения скрыты по цензурным соображениям

«Озорными» изображениями на «мужских подарках» тоже сложно удивить. Порнография — заметная часть человеческой культуры с древнейших времен.

Нам здесь интересно сочетание. Целомудренные три обезьяны являются буквально оборотной стороной развратной композиции. Прикрывая глаза, уши и рот, они словно покрывают распутство, становясь немыми соучастниками скрытой сцены.

Темы: [декоративно-прикладное искусство][Великобритания] [порнография]

Воссоздание античности

ссылка ⚓

Воссоздание античности

Имя американского скульптора Роберта Ингерсолла Эйткена (Robert Ingersoll Aitken) помнят некоторые историки искусства, архитекторы и нумизматы: по его эскизам в 1915 г. были выпущены памятные монеты, приуроченные к открытию Панамского канала — восьмиугольные золотые 50 долларов — самая большая и самая дорогая (за исключением новейших инвестиционных) монета США. Но мы сейчас не о ней.

Роберт Эйткен много работал в медальерном деле, создавая как медали различных организации, так и просто памятные знаки и украшения. Вот одна из таких медалеподобных плакеток нас заинтересовала.

Плакетка «Не видеть зла, не говорить зла, не слышать зла». Роберт Эйткен, 1909 г. Диаметр 153 мм. Медный сплав, золочение (во многом утрачено)
Плакетка «Не видеть зла, не говорить зла, не слышать зла». Роберт Эйткен, 1909 г. Диаметр 153 мм. Медный сплав, золочение (во многом утрачено)

Эйткен часто работал в стиле классицизма (пусть и с прививкой ар-нуво), ему, к примеру, принадлежат статуи на неоклассическом здании Верховного суда США, всем своим обликом цитирующем высокую античность. К античности отсылает нас и изображение на плакетке. Три женских профиля украшены подчеркнуто античными атрибутами: лавровым венком, диадемой с узором меандра и лентой, скрепляющей волосы. Персонажи прикрывают рукой ухо, рот и глаза.

В верхней части написан девиз: «Не видеть зла, не говорить зла, не слышать зла». Внизу подпись автора: «Эйткен».

Вполне вероятно, что автор имел в виду вполне конкретные образы-персонификации. Давайте просто попробуем угадать имена этих женщин, ничего не утверждая.

С венком победителя вполне может быть Слава, то есть античная Фама. Она призывает не слушать, очевидно, дабы не поддаваться гордости и высокомерию.

Профиль дамы в диадеме американцы узнают по монетам. Возможно это Свобода, римская Либертас. Она предпочитает опустить глаза и прикрыть рот рукой. Уж не самоограничение ли это, не знак ли границ свободы, закрепленных еще Декларацией прав времен французской революции:

...осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом...

А о Законе нам поведает третья дама, ведь она может оказаться Справедливостью (античная Юстиция, она же Фемида). Ее-то всегда традиционно изображают с повязкой на глазах, так как она должна принимать взвешенные решения беспристрастно, не взирая на авторитеты. У автора сохранилась повязка, правда она переехала на лоб, а глаза закрыты рукой, чтобы больше соответствовать классической композиции с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Оборотная сторона плакетки
Оборотная сторона плакетки

На обороте плакетки размещено кольцо для подвеса (перед нами явно настенное украшение) и мелкая строка копирайта по кругу: «COPYRIGHT 1909 BY A.B.TEBBS. PAT.APPD.FOR.»

Начало производства плакетки явно датировано: 1909 г. С тех времен их выпущено немало в разных размерах и материалах. На крупных интернет-аукционах у вас всегда есть хорошая возможность встретить подобный экземпляр. Не можем однозначно утверждать про настоящее время, но еще в 2016 г. производились «музейные реплики» плакетки Роберта Эйткена, продаваемые в качестве сувениров. Это больше века популярности!

Современная реплика плакетки
Современная реплика плакетки

Нам этот случай интересен продолжительной популярностью образа, навеянного тремя обезьянами и его смешением с античными мотивами.

Роберт Ингерсолл Эйткен
Роберт Ингерсолл Эйткен
Темы: [декоративно-прикладное искусство][США]

Украшая Чикаго

ссылка ⚓

Украшая Чикаго

В Чикаго (штат Иллинойс, США) рядом с международным аэропортом Мидуэй, на улице Саус-Пуласки-роуд многие проезжающие мимо обращают внимание на оформление дома №5516 (5516 S Pulaski Rd, Chicago, IL 60629). Простой кирпичный фасад украшают три серых панно с обезьянами, которые не видят, не слышат и не говорятПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Дом №5516 по улице Саус-Пуласки-роуд, Чикаго, Иллинойс, США
Дом №5516 по улице Саус-Пуласки-роуд, Чикаго, Иллинойс, США

Это не гипс или цемент. Панно выполнены в технике резьбы из известняка.

Панно с тремя обезьянами с дома на Саус-Пуласки-роуд
Панно с тремя обезьянами с дома на Саус-Пуласки-роуд

Дом построен в 1955 г. и не сохранилось ни истории, почему были выбраны обезьяны, ни имени художника, однако чикагская телекоммуникационная компания WTTW в программе Джеффри Бэра (Geoffrey Baer) «Спросите Джефри» (Ask Geoffrey) провела маленькое исследование и нашла братьев этих обезьян.

В другой части Чикаго (№4035 N. Sawyer Ave) есть дом, построенный в 1959 г., украшенный похожими панно.

Дом №4035 по улице Норт-Сойер-авеню, Чикаго, Иллинойс, США
Дом №4035 по улице Норт-Сойер-авеню, Чикаго, Иллинойс, США

Более того, где-то в пригороде, на Ривер-Форест дом 1957-го г. постройки украшен более крупными по масштабу панно, повторяющими обезьян из города с чуть отличающимся фоном.

Панно с обезьяной «Не слышать зла» из пригорода Чикаго. Известняк. 1957 г.
Панно с обезьяной «Не слышать зла» из пригорода Чикаго. Известняк. 1957 г.

Вот про последнее здание сохранилась статья в газете «Chicago Tribune», которая поинтересовалась у застройщика поводом изображения трех обезьян. Застройщик ответил, что никакого особого повода нет, добавив:

Сам факт, что они [три обезьяны] вызвали этот разговор и интерес означает, что идея выполняет то, ради чего задумывалась.
Перевод Исконно.ru

Тогда газета сама предположила в обезьянах символику хороших добрососедских отношений.

То есть перед нами не отдельное чудачество, а серия украшений жилых домов. Безусловно, у заказчика и автора были личные мотивы и симпатии при выборе тематики панно, но, видимо, главной целью была коммерческая. Как минимум во 2-й пол. 1950-х гг. в США три обезьяны могли сделать здание более привлекательным.

Темы: [декоративно-прикладное искусство][архитектура] [США]

Какой кошелек?

ссылка ⚓

Какой кошелек?

Международный аукцион eBay уже не первый раз служит для нас источником любопытных находок.

У профессионального продавца cgc66 из США среди огромного количества антикварных лотов нас привлек футляр-кошелек.

Кошелек для монет, Япония, 1880—1920 гг.
Кошелек для монет, Япония, 1880—1920 гг.

Яркий подвесной футляр (сагэмоно) на металлической цепочке с металлической застежкой продавец определил как кошелек для монет. Конечно же, он мог служить и для других целей, например, для переноски табака, но мы, вслед за продавцом, тоже будем называть предмет кошельком. Его размеры невелики: по ширине ок. 146 мм (5 и 3/4 дюйма), в высоту ок. 92 мм (3 и 5/8 дюйма) и в толщину ок. 22 мм (7/8 дюйма). Цепочка из белого металла (медный сплав или серебро) длиной примерно 108 мм.

Кошелек, вид спереди
Кошелек, вид спереди

Внешняя поверхность выполнена из ткани с рисунком дракона в облаках. Ткань для своего возраста (а продавец датирует предмет довольно широко от позднего периода Мэйдзи до Тайсё, 1880—1920 гг.) выглядит очень неплохо, заметны только потертости по углам.

Внутренняя часть кошелька
Внутренняя часть кошелька, устройство замка

Изнутри кошелек кожаный, с узором в виде цветов. Запирается футляр металлическим замочком с единственным шпеньком на собственно кошельке, входящим в ответное отверстие на клапане.

Но нас больше всего интересует лицевая сторона замочка, то фигурное украшение (маэканагу), которым замочек прикрыт.

Украшение кошелька, три обезьяны, белый металл
Украшение кошелька, три обезьяны, белый металл

Кошелек украшают декоративные фигуры трех обезьян. Художник выбрал строго симметричную композицию. Обезьянки изображены достаточно подробно, с тонкими деталями. В них легко можно узнать макак, причем макак именно японских (с короткими хвостами).

Данная вещица была бы просто довольно любопытным образцом применения образа трех обезьян в японском прикладном искусстве, если бы обезьянки не показались нам знакомыми. И точно! На сайте Эмиля Шуттенхельма в разделе пряжек для ремней мы видим очень похожих обезьян.

Пряжка для ремня с тремя обезьянами
Пряжка для ремня с тремя обезьянами. Фото с сайта three-monkeys.info

Очень близкая, практически идентичная композиция оказывается разъемной пряжкой, причем правая обезьяна (не говорю) отделяется от своих коллег по незаметному шву.

Это уже не просто один предмет и даже не серия. Похоже, что фурнитура с тремя обезьянами по одному рисунку производилась для разных предметов.

Жаль, что мы не знаем размеров пряжки! Если грубо прикинуть размеры украшения на кошельке, пропорционально общим габаритам предмета, должно получиться что-то около 55×40 мм. Если для пряжки использовалась та же модель, на ремень останется меньше 2 (скорее, 1,5) см, а это довольно мало. Узкий брючный ремень вряд ли бывает у́же 3 см. То есть перед нами либо очень маленькая пряжка, либо для кошелька и пряжки использовали обезьян разного размера, но с одним рисунком.

PS На момент написания этих строк кошелек все еще продавался на eBay за 450 американских долларов и у вас есть возможность приобрести его.

Темы: [декоративно-прикладное искусство][Япония]

Индо-шведская спичка

ссылка ⚓

Индо-шведская спичка

Всю историю человечества добывание огня было не самым простым делом, пока не появились спички. Сперва они были огнеопасными, могли самовозгореться от случайного движения а использованная спичка продолжала тлеть, вызывая пожары. Кроме того, белый фосфор, входивший в состав воспламеняющей смеси, был крайне ядовитым. Более безопасную спичку изобрели в Швеции, именно она покорила мир, а компания с названием «Шведская спичка» (Swedish Match) до сих пор является мировым лидером в производстве спичек (а теперь еще и зажигалок). Шведская компания основывала и выкупала производителей спичек в разных странах, становясь монополистом на региональных рынках.

Спички из элитарного продукта, носимого в декорированных металлических футлярах, превратились в массовый дешевый товар. Сменилась и их упаковка, превратившись в простые и дешевые коробочки. Но зато на них появились яркие этикетки.

Моду на этикетки задавали те же шведы. Стандартный коробок стандартного размера украшался обычно простым, напечатанным малым набором красок (безусловно лидирует печать в два цвета: черный + красный) изображением. Но эти картинки для каждого рынка были своими. Обычно для дальних стран использовали местные символы или какие-то знаки престижа и прогресса, вроде велосипеда или паровоза.

Спичечная этикетка с тремя обезьянами, Англия Спичечная этикетка с иллюстрацией к Битве Обезьяны с Крабом, Япония Спичечная этикетка с обезьяной из Московского зоопарка, СССР
Примеры спичечных этикеток с обезьянами из Англии, Японии и СССР

Весьма популярным образом на спичечных этикетках стала обезьяна, причем особенно любима она была у производителей спичек в Японии (загляните в нашу подборку обезьяньих этикеток в Пинтересте, это любопытно). Но обезьяны на спичках встречались в самой Швеции, других странах Европы и в Индии.

Очень скоро яркие картинки со спичечных коробков стали предметом коллекционирования. Филуменисты (коллекционеры таких этикеток) могут подсказать, что в Индии можно найти спички с тремя обезьянами.

Спичечная этикетка с тремя обезьянами. WIMCO, Индия
Спичечная этикетка с тремя обезьянами. WIMCO, Индия
Спичечная этикетка с тремя обезьянами. WIMCO, Индия (в двух вариантах)

Можно рассмотреть, что на зеленой лужайке с деревьями на заднем плане сидят три обезьяны в красных колпаках, закрывающие лапками уши, рот и глаза. Возможно, это адаптация европейской картинки (см. в примере выше), те же три обезьяны одеты в более этнический вариант головного убора, приняли более этнические позы и изображены в более этническом окружении.

Как бы то ни было, производители спичек посчитали трех обезьян привлекательным для индийцев символом.

Упаковка в полгросса спичек. WIMCO, Индия
Упаковка в полгросса спичек. WIMCO, Индия

Более детально обезьян можно рассмотреть на более крупной упаковке спичек. Как видно по надписи, эта картинка украшала упаковку в половину гросса (дюжины дюжин), то есть 72 спичечных коробка. Здесь мы можем узнать в деревьях пальмы, а у тел, принадлежащих к «низшим» обезьянам увидеть головы с чертами, характерными больше для обезьян человекообразных.

Кроме надписи «Три обезьяны» (Three monkeys), указания числа спичек («в среднем 50 шт.»), названия товара «безопасные спички» и страны изготовления («произведено в Индии»), этикетку украшает логотип производителя — WIMCO.

WIMCO — это акроним от Western India Match Company («Западноиндийская спичечная компания»). Предприятие было основано в 1923 г. как дочерняя фирма шведского спичечного гиганта.

Мы не знаем даты выпуска спичек с тремя обезьянами, но можем уверенно сказать, что никак не раньше 1933 г., когда Махатма Ганди получил в подарок трех своих обезьян. Только после этого символика трех обезьян получила известность в стране (и теперь обезьян, отказывающихся видеть, слышать и говорить, в Индии называют не иначе как «обезьяны Ганди»).

Косвенно о популярности этикетки может говорить большое количество ее вариантов, то есть этикетка неоднократно переиздавалась. А еще попадаются реплики этой этикетки у иных производителей.

Спичечная этикетка с тремя обезьянами, Южная Индия
Спичечная этикетка с тремя обезьянами, Южная Индия

Более примитивная по рисунку этикетка явно копирует продукцию WIMCO, но на ней уже нет мелкого текста и логотипа. Производитель указан в нижней строке на тамильском (как нам кажется) языке. В надписи удалось различить название города Гадийяттам (Gudiyatham) штата Тамилнад.

То есть для дравидийцев-тамилов символика трех обезьян тоже привлекательна. Как тут не вспомнить стихи из древнетамильского «Наладияра»:

Коль с истиной знаком и к сплетням глух,
Слеп в отношении разврата,
Нем в осуждении собрата —
Не надобно тебе иных заслуг!
Темы: [декоративно-прикладное искусство][спички] [товары]

Футляр из музея дизайна

ссылка ⚓

Футляр из музея дизайна

Совсем недавно мы разглядывали спичечные этикетки с тремя обезьянами. Казалось бы, тема закрыта если не насовсем, то надолго. Но нет. Буквально на следующий день нашлось продолжение, которое пришлось придержать, чтобы не частить.

В прошлый раз мы вскользь упоминали, что до появления дешевых спичечных коробков (англ. matchbox) спички носили в специальных украшенных футлярах (англ. matchsafe). Так вот в коллекции Смитсоновского музея дизайна Купер-Хьюит (Cooper Hewitt Smithsonian Design Museum) в Нью-Йорке, на Манхэттене обнаружился такой футляр для спичек, украшенный изображением трех обезьян.

Футляр для спичек с изображением трех обезьян Футляр для спичек с изображением трех обезьян
Футляр для спичек. Серебро. 6,3×4,2×1,1 см. Paye & Baker Manufacturing Company (?), Норт-Атлборо, Массачусетс, США, ок. 1900 г. (?). Смитсоновский музей дизайна Купер-Хьюит, Нью-Йорк. Инв. №1980-14-84

На плоской боковой стороне футляра в витиеватом картуше с несомненным влиянием стиля ар-нуво изображены три сидящие на общем постаменте обезьяны, сопровождаемые надписями Speak no evil, see no evil, hear no evil («не говорить зла, не видеть зла, не слышать зла»).

Музейщики очень аккуратно датируют предмет «около 1900 г.» и это любопытно. В 1893 г. английское Японское общество дает первое научное описание трех обезьян (Japan Society — London Transactions and Proceedings, том I, Лондон, 1893 г.). Получается, что в 1900 г. уже с другой стороны океана обезьяны изображаются на серийной продукции (хоть похожих предметов сходу не нашлось, у футляра все признаки серии).

Беглый поиск показывает правдоподобность музейных выводов. В более поздний период актуальность подобных предметов сошла на нет (изменились сами спички). Аналогичные по устройству и внешнему виду и близкие по стилю оформления футляры встречаются часто и их датировка близка к музейной. Указанная фирма действительно существовала и производила небольшие серебряные изделия и столовые предметы. Описание клейма правдоподобно, правда, применялось оно, вроде бы, со следующего, 1901 г. То есть мы можем уточнить датировку: «не ранее 1901 г.»

Но все равно взлет популярности стремительный. Напомним, что, к примеру, в 1909 г. баптистский педагог предлагал обучать американских детей на символике трех японских обезьян. Но у него подписи были еще в неканонической форме. А на этом, много более раннем футляре мы имеем сложившуюся классическую композицию. Именно так и с такими же подписями изображают обезьян для англоязычных потребителей уже больше века.

Темы: [декоративно-прикладное искусство][дизайн] [музеи] [спички] [товары]

Сердце, колокол, птица

ссылка ⚓

Сердце, колокол, птица

Среди популярных увлечений есть одно, совмещающее искусство и детскую игру. Это авторские куклы.

С одной стороны, художественная кукла — это самая настоящая интерьерная скульптура, с другой — вполне прикладной предмет, позволяющий ощутить себя ребенком.

Художники-кукольники регулярно проводят совместные выставки.

Выставка художественных кукол
Выставка художественных кукол

Во многих странах гостям выставок запомнилась одна композиция по мотивам трех обезьян. Только ее автор — Виктория (Вики) Фрибус из германского Эссена — назвала композицию наоборот: «Вижу, Слышу, Говорю».

«Вижу, Слышу, Говорю». Виктория Фрибус, 2018 г.
«Вижу, Слышу, Говорю». Виктория Фрибус, 2018 г.

Три девушки своими позами дают только намеки на жесты трех обезьян, не закрывая по-настоящему глаза, уши и рот, они действительно, видят, слышат и говорят. Композиция была бы банальной и избитой, не будь у каждого из трех персонажей своего атрибута.

«Вижу, Слышу, Говорю»
«Вижу, Слышу, Говорю»

Из натуралистично окрашенной полимерной глины выполнены только головки и руки девушек, ниже у них ажурный остов из медной проволоки, так что зритель буквально может заглянуть внутрь персонажа, в его душу.

Девушка «Вижу» дополнена сердцем. Очевидно, она видит биение сердца, чувства раскрыты для нее.

Девушка «Вижу»
Девушка «Вижу»

У девушки «Слышу» в груди колокол. Она внимает его звукам.

Девушка «Слышу»
Девушка «Слышу»

Атрибут героини «Говорю» — певчая птица. Видимо, это ее речь льется как птичьи трели.

Девушка «Говорю»
Девушка «Говорю»

Автор приглашает зрителя к совместному созданию смыслов. Для каждого персонажи могут означать что-то свое.

Виктория (Вики) Фрибус
Виктория (Вики) Фрибус

Нам всегда крайне любопытны производные композиции, меняющие классическую схему из трех обезьян. В этом случае художница предлагает действующим лицам уникальные атрибуты. Интересно, что один из них (певчая птица) совпадает с триптихом великого японского обезьяньего художника Сосэна Мори, но обезьяна Сосэна от трелей птицы закрывалась.

Темы: [декоративно-прикладное искусство][искусство] [куклы]

Матрешка для американцев

ссылка ⚓

Матрешка для американцев

Трудно представить более русский символ, чем традиционная матрешка — точеная деревянная раскрашенная кукла, разнимающаяся на две половинки и рекурсивно содержащая в себе свои уменьшенные копии.

Кажется, что матрешка глубоко архаична, но на самом деле ее возраст сравнительно невелик: впервые она увидела свет в конце 1890-х гг. Известны ее родители: токарь московской мамонтовской мастерской «Детское воспитание» Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин.

В поздних воспоминаниях токаря форму куклы он изобрел сам, отдав расписывать «глухую» (неразъемную) заготовку художникам. Но более распространена другая гипотеза: жена основателя «Детского воспитания» Анатолия Ивановича Мамонтова якобы привезла из Японии фигурку какого-то божества, «старца Фукурумы». Она-то и вдохновила художника на создание куклы.

Кем был «Фукурума» — версии разнятся. По одной версии на самом деле это один из семи богов счастья (ситифукудзин) Фукурокудзю (福禄寿). Он больше отвечает определению «старец» и начало имени совпадает. Это божество китайского даосского происхождения, действительно старец, изображения которого отличаются более или менее удлиненным лбом, иногда несущим явные признаки фаллического культа. Фигура Фукурокудзю с вытянутым лбом напоминает очертаниями грушу, именно такая форма и выбрана для матрешки. Часть исследователей предполагает, что японский «старец» был разъемным и весь комплект составлял полный набор из семи богов, вкладываемых один в другого. Это сомнительно, хотя в Загорске (ныне Сергиев Посад) в музее игрушки можно увидеть «многоместные» японские куклы, они достаточно поздние, можно предположить обратное влияние уже получившей славу матрешки на японские статуэтки.

По другой версии «старцем» был никто иной как первый патриарх буддистской школы дзэн (в Китае чань) Бодхидхарма, чаще называемый в Японии сокращенным именем Дарума (то есть совпадает окончание имени). Изображения Дарумы чрезвычайно популярны в стране Восходящего Солнца. В пользу этой версии говорит то, что часто роспись на фигурках достаточно абстрактна (как и на первой матрешке) а Бодхидхарма почти всегда изображается с накинутым на голову красным плащом (у матрешки голову закроет платок).

Матрешка, Фукурокудзю, Дарума
Слева-направо: знаменитая первая матрешка с черным петухом, кон. 1890-х гг.; Фукурокудзю, нэцкэ, слоновая кость, высота 4,3 см, подпись «Сибаяма», Япония, кон. XIX в.; Дарума (Бодхидхарма), современная скульптура (окимоно), керамика, 13,2 × 12,2 × 14,8 см, мастерская Рокубэйгама, Киото, Япония

Как бы то ни было, в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже матрешки получили золотую медаль как образец «национального искусства», именно с этого времени началась всемирная слава «национальной русской куклы» и одного из главных сувениров, которые можно привезти ранее из СССР, а теперь из России.

Теперь переходим к основной цели статьи. Американец Уолтон Конвей (Walton Conway) провел несколько лет в Советском Союзе, преподавая английский язык. Там у него и его русских знакомых родилась бизнес-идея: российские художники изготавливают матрешек, а Конвей ищет для них покупателей в США. Название совместного предприятия позаимствовали у Пушкина: «Золотой петушок» (Golden Cockerel). Дела шли с переменным успехом, пока в 1994 г. не поступил заказ на изготовление 40 000 матрешек в качестве рекламного сувенира для фильма «Быть Джоном Малковичем» (Being John Malkovich). Компания Конвея из маленького городка Бун (Boone) в Северной Каролине получила «неофициальный Оскар» от журнала Premiere за лучший промо-продукт в индустрии кинематографа. С тех пор от крупных заказчиков нет отбоя, а «Золотой петушок» превратился в одного из крупнейших в мире производителей матрешек.

Ассортимент «Золотого петушка» достаточно широк и, конечно, не ограничивается классическими образами девушек в сарафанах. Вот среди нестандартных матрешек мы и нашли трех обезьян.

Трехчастная матрешка «Три обезьяны», компания «Золотой петушок»
Трехчастная матрешка «Три обезьяны», компания «Золотой петушок»

В сопутствующем описании кроме размера (4 дюйма = 10 см) и того, что изделие произведено «Золотым петушком» нет никаких подробностей. На другом сайте (видимо, розничный агент «Петушка») сказано, что матрешки раскрашены вручную в российском Санкт-Петербурге.

Этот случай нам интересен не только тем, что три обезьяны коммерчески привлекательны на американском рынке. Художник или заказчик, тот, кто сгенерировал идею с обезьянами, невольно снова соединил японскую символику с русской, вернувшись к тому, как появилась русская точеная кукла.

Темы: [декоративно-прикладное искусство][куклы] [Россия] [США]

Новые куклы старого мастера

ссылка ⚓

Новые куклы старого мастера

Когда мы рассматривали традиционные (и не очень) матрешки, отметили их японское происхождение. И все главные кандидаты на роль японского отца русской деревянной игрушки отличаются от нее технологией изготовления, ведь матрешку делают на токарном станке, а фигурки божеств вырезают из твердых материалов или лепят из бумажной массы по технологии папье-маше.

Но в Японии есть своя точеная расписная кукла. Она старше матрешки и зовут ее кокэси (こけし). Чем-то она матрешку напоминает, но при этом выглядит иначе:

Традиционные куклы кокэси
Традиционные куклы кокэси

Относительно крупная головка традиционной японской куклы чаще всего вытачивается отдельно и насаживается на узкое длинное тельце без каких-либо признаков рук или ног. Простые формы игрушки ярко расписываются, обычно геометрическими и цветочными орнаментами. Так было в период Эдо, так продолжается и сейчас во многих местах.

Но со временем кроме традиционных народных кукол появились куклы авторские, не следующие традициям. У них другие пропорции и часто другие материалы. Новые кокэси (сингата, 新型) тоже быстро завоевали популярность.

Художник Мухицу Миядзима (宮島 無筆, род. в 1929 г.) начал изготавливать куклы в военный 1942-й г. Поначалу он делал вполне традиционные кокэси, но чуть позже, в 1940-х переключился на новые образцы. И именно авторские игрушки принесли художнику признание.

Вы, наверное, уже знаете, почему мы начали разговор о Мухицу. Верно, он в своих работах вспомнил о символике трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.

Куклы кокэси в позах трех обезьян. Мухицу Миядзима, сер. XX в.
Куклы кокэси в позах трех обезьян. Мухицу Миядзима, сер. XX в.

Кокэси, вид сзади
Кокэси, вид сзади

Кокэси, вид сверху
Кокэси, вид сверху

Кокэси, вид снизу, авторская подпись
Кокэси, вид снизу, авторская подпись

Фигурки предельно геометричны и абстрактны. Кокэси собраны из дерева двух оттенков и основная декоративная роль лежит на фактуре дерева, раскрытой под резцом мастера. В смелых вырезах намечены (только намечены) традиционные жесты, закрывающие уши, рот и глаза. А формы фигурок комплементарны, бочкообразным куклам слева и справа соответствуют вогнутые бока центральной кокэси.

Осталось сказать, что эти наборы производились серийно и вы еще можете найти их на интернет-аукционах и во многих частных коллекциях.

Для себя же отметим, что, обратившись к обезьяньей теме, художник оставил кукол человекоподобными. Это куклы, изображающие людей, изображающих обезьян.

Темы: [декоративно-прикладное искусство][куклы] [скульптура] [Япония]

Тройное рукопожатие

ссылка ⚓

Тройное рукопожатие

Символика трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят, достаточно популярна в Японии, поэтому ее пытаются использовать в прикладном искусстве.

Современное состояние панно с тремя обезьянами на фасаде священной конюшни в святилище Тосёгу, Никко, Япония. После реставрации в 2016 г.
Современное состояние панно с тремя обезьянами на фасаде священной конюшни в святилище Тосёгу (1636 г.), Никко, Япония. После реставрации в 2016 г.

В традиционном японском костюме нет настоящих карманов (в некоторых фасонах кимоно можно разве что-то положить в рукав). Но зато японец в кимоно всегда подпоясан, поэтому носимые с собой предметы можно или заткнуть за пояс, или подвесить к поясу на шнурке. Для последнего способа применяются специальные брелоки — нэцкэ (根付). Как небольшой аксессуар, нэцкэ часто выполнялся в дорогих материалах и украшался, зачастую изображая собой какие-то важные для владельца идеи.

Три обезьяны — привлекательная символика для нэцкэ. Мы с такими уже встречались в полном комплекте сагэмоно, состоящего из нэцкэ, бусины одзиме и шкатулки-табакерки тонкоцу.

Однако формат нэцкэ накладывает на композицию достаточно жесткие ограничения: предмет должен быть довольно маленьким, с округлыми очертаниями и без выступающих наружу частей (иначе брелок будет цепляться за одежду и окружающие предметы). Кроме того, нэцкэ воспринимается только с одной стороны и если, к примеру, посадить обезьян спиной к спине (как мы видели на втором предмете в обзоре из нью-йоркского музея Метрополитен), то одна или две задних обезьянки окажутся не видны на поясе владельца.

Видимо поэтому художники пытаются упростить композицию. Наверное предельным случаем такого упрощения будет обезьянка резчика Кайгёкусая (Масацугу). Три обезьяны заменились всего одной, закрывающей всеми лапами глаза, уши и рот:

Нэцкэ. Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»; янтарь; XIX в. 3,3×3,3×3,1; Масацугу Кайгёкусай. Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA, 5905 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California, United States), ID экспоната AC1998.249.87
Нэцкэ. Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»; янтарь; XIX в. 3,3×3,3×3,1; Масацугу Кайгёкусай. Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA, 5905 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California, United States), ID экспоната AC1998.249.87

Такая обезьянка действительно идеально вписывается в формат нэцкэ. Не случайно ее часто повторяли. Так в московском Музее Востока есть похожая нэцкэ, приписываемая Охаре Мицухиро.

И вот недавно парижский аукционный дом Beaussant Lefèvre показал предмет, доказывающий, что трех обезьян тоже можно подружить с классической формой нэцкэ.

Три обезьяны. Нэцкэ-мандзю, слоновая кость, вставки в глаза — коралл. Диаметр 4,4 см. Япония, период Эдо. Подпись: «Тоёмаса»
Три обезьяны. Нэцкэ-мандзю, слоновая кость, вставки в глаза — коралл. Диаметр 4,4 см. Япония, период Эдо. Подпись: «Тоёмаса»

Такая форма нэцкэ называется «мандзю» (饅頭) т. к. напоминает японцам одноименные пирожки со сладкой бобовой начинкой.

Предмет очень декоративен, почти орнаментален, обезьяны расположены симметрично, а особый настрой создает тройное рукопожатие в центре композиции.

Ожидаемая цена предмета 2—3 тыс. евро, но продан он за 5,5 тыс.

Темы: [декоративно-прикладное искусство][искусство] [скульптура] [Япония]

Символы непризнанной республики

ссылка ⚓

Символы непризнанной республики

Экономика «частично признанного государства» Абхазия официально держится на двух главных составляющих: сельское хозяйство и туризм. И для туристов в республике есть множество привлекательного: субтропический климат, море и горы, самобытная культура и многотысячелетняя история.

Отдых в Гагре, Пицунде или Новом Афоне весьма популярен у россиян.

Флаг Абхазии над крепостью в Пицунде
Флаг Абхазии над крепостью в Пицунде

И как на курортах любой страны мира, в Абхазии во множестве продаются сувениры. Может быть, нам только показалось, но в Абхазии продавцы особенно ценят символику трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят. Как иначе объяснить, что мы встречали разные примеры на каждом абхазском курорте?

Три кота. Гагра, Абхазия
Три кота. Сувенирная лавка на проспекте Ардзинба, Гагра, Абхазия

Многие сувениры, продаваемые в Абхазии, на самом деле делаются за ее пределами. Это обычная практика. Три деревянные кошки, закрывающие в Гагре глаза, уши и рот, не исключение. Можно ошибиться, но в России такие статуэтки появились (довольно давно) с подписями об Индонезии и острове Бали. Отметим для себя, что отдельные ценники стоят на каждой фигурке и продавцы могут запросто разлучить троицу.

Три обезьяны. Новый Афон, Абхазия
Три обезьяны. Новый Афон, Абхазия

В Новом Афоне мы видим сразу два варианта композиции. В окрашенном «под бронзу» обезьянки закрывают глаза, уши и рот друг другу, а вот формы фигурок позади них узнаются китайские предки, которые есть в нашей коллекции. Отметим только, что в оригинале их было 4 и позже в Пицунде мы увидим полный набор с обезьянкой, зажимающей пах.

Три обезьяны. Сухум, Абхазия
Три обезьяны. Сувенирный магазин на набережной, Сухум, Абхазия

В абхазской столице — Сухуме — мы опять встречаем несколько вариантов сувенирных обезьян, но для примера приведем один: довольно свободная композиция, обезьянки сидят на бревне, а на подножии написано «Абхазия» (как гармонично они смотрятся с горцами на заднем плане!). Для Сухума «обезьянья» тема вполне объяснима: там располагается крупный обезьяний питомник, который был важнейшим в СССР, одна из столичных достопримечательностей.

Три обезьяны. Пицунда, Абхазия
Три обезьяны. Сувенирная галерея (т. н. «Стекляшка»), Пицунда, Абхазия

И, наконец, в Пицунде ассортимент был самым разнообразным, частично повторяя сувениры с других курортов. Здесь мы приводим только одну керамическую статуэтку, воспроизводящую обезьян, прижатых спиной к спине. Заметим, что и здесь присутствует подпись «Абхазия».

Сувенирная бутылка в форме обезьяны в композиции Масацугу Кайгёкусая
Сувенирная бутылка в форме обезьяны в композиции Масацугу Кайгёкусая, вид сбоку
Сувенирная бутылка в форме обезьяны в композиции Масацугу Кайгёкусая, Абхазия

Самый необычный, на наш взгляд, предмет был приобретен (куплен в Сухуме, но попадался в Пицунде в разных вариантах окраски). Это керамическая бутыль, причем вполне функциональная, изнутри покрытая темной глазурью, хотя снаружи шероховатая и пористая.

Всего одна обезьянка использует все свои 4 конечности, чтобы закрыть глаза, уши и рот. Если вы знакомы с историей символики, наверняка знаете, что такую форму изобрел японский резчик брелоков-нэцкэ Кайгёкусай (Масцугу) в XIX в.

Нэцкэ. Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»; янтарь; XIX в. 3,3×3,3×3,1; Масацугу Кайгёкусай. Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA, 5905 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California, United States), ID экспоната AC1998.249.87
Нэцкэ. Обезьяна «Не слышу, не вижу, не говорю»; янтарь; XIX в. 3,3×3,3×3,1; Масацугу Кайгёкусай. Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA, 5905 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California, United States), ID экспоната AC1998.249.87

А теперь композиция для дальневосточного костюмного аксессуара используется для хранения вина в Закавказье. Удивительное путешествие образа!

Темы: [декоративно-прикладное искусство][Абхазия] [путешествия]

Саксонские приматы

ссылка ⚓

Саксонские приматы

Собственный фарфор в Европе впервые получили в саксонском городе Майсене (Meissen), одним из его изобретателей стал алхимик Иоганн Бёттгер (Johann Friedrich Böttger). Первая фарфоровая мануфактура создана в 1710 г., а название города стало сверхпопулярной торговой маркой и своеобразным знаком качества.

«Мейсенский фарфор» или просто «мейсен» (до недавнего времени город по-русски предпочитали называть через «е») до сих пор высоко ценим, а ассортимент продукции постоянно расширяется.

В 2018 г. предприятие «Майсен» выпустило ограниченной серией довольно крупную (высота 41 см) интерьерную скульптуру, созданную молодой художницей Марией Вальтер (Maria Walther).

Это вариация на тему классических трех обезьян, которые закрывают глаза, уши и рот.

Скульптура «Три обезьяны», фарфор. Майсен, Германия, 2018 г.
Скульптура «Три обезьяны», фарфор. Майсен, Германия, 2018 г.
Скульптура «Три обезьяны», фарфор. Майсен, Германия, 2018 г.

Скульптор значительно переработала композицию, посадив обезьян друг на друга и заставив их закрывать глаза и уши друг другу. Но главной новацией стало разнообразие видов. Чаще всего три обезьяны изображаются одинаковыми. Мария Вальтер выбрала трех приматов совершенно разной внешности и разного размера, получив сужающуюся вверх пирамиду.

В нижнем ярусе находится мускулистая горилла. У нее на плечах сидит мандрил, закрывающий горилле глаза руками. На мандриле же, в свою очередь, сидит совсем маленький примат, в классификации которого предприятие путается: то это карликовый маки, то какая-то длиннохвостая мартышка. На наш взгляд это классический лори, скорее всего, карликовый (лат. Nycticebus pygmaeus). То есть художница в поисках разнообразия обезьян вышла за рамки биологической классификации и добавила примата-полуобезьяну. Лори закрывает мандрилу уши своими ногами.

Животные изображены динамично и явно не рады ситуации: горилла скривила рот в недовольстве, мандрил испуганно кричит, а лори застыл, прикрыв рот лапками.

Можно предположить, что серия была успешной, потому что в следующем, 2019 г. серия была повторена, но в очень необычной раскраске: приматов покрыли камуфляжными пятнами.

Скульптура «Три обезьяны», фарфор. Майсен, Германия, 2019 г.
Скульптура «Три обезьяны» в камуфляжной раскраске, фарфор. Майсен, Германия, 2019 г.

На наш взгляд, визуально раскраска не самая удачная, т. к. скрадывает мелкие детали скульптуры. Но она дает повод задуматься над смыслами: возможно, невидение, неслышание и неговорение скрывает обезьян от внешнего внимания как камуфляжная форма военных.

Но и это еще не все. Скульптура была коллекционной и дорогой, но «Майсен» предложил более бюджетные варианты, пусть и не такие грандиозные. Вы можете приобрести фарфоровые пробки для бутылок, в которых повторены отдельно три персонажа из скульптурной композиции Марии Вальтер. Конечно, приматы на пробках не выдержаны в единых пропорциях и крошечный лори равен по размеру огромной горилле. Ну и персонажи вынуждены закрывать глаза, уши и рот собственными силами.

Пробки для бутылок с изображениями трех обезьян, фарфор. Майсен, Германия, 2019 г.
Пробки для бутылок с изображениями трех обезьян, фарфор. Майсен, Германия, 2019 г.

Пробки продаются отдельно, каждая упакована в фирменную коробочку с логотипом.

Пробка для бутылок с изображениями обезьяны «Не вижу» в упаковке
Пробка для бутылок с изображениями обезьяны «Не вижу» в упаковке

Для нас это любопытный случай развития классической композиции с тремя обезьянами и очередное подтверждение популярности их символики.

Мария Вальтер, скульптор
Мария Вальтер, скульптор

Темы: [декоративно-прикладное искусство][Германия] [скульптура]

 Родительские темы

[быт] [искусство]

 Дочерние темы

[ювелирное дело]
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
О проекте / координаты
Новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Яндекс Дзен Яндекс Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест