Исконно.ruТема: Россия

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Японский Левша в советской Сибири

 ссылкаЯпонский Левша в советской Сибири

В собрании Томского областного краеведческого музея есть одно необычное панно. Вернее, необычно не оно само (в мире известно немало аналогов), неожиданно его появление в Томске.

В глубоком рельефе на деревянной доске довольно близко повторяется резьба, украшающая конюшню в ритуальном комплексе Тосёгу, святилище-мавзолее японского сёгуна Токугава Иэясу в городе НиккоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Да, это самые известные в мире три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, приписываемые резцу полулегендарного скульптора Хидари (Левши) ДзингороПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Панно с тремя обезьянами из собрания Томского краеведческого музея
Панно с тремя обезьянами из собрания Томского краеведческого музея. Фото агентства новостей ТВ2

Томская реплика меньше оригинала, с менее глубокой резьбой и вместо полихромной окраски местами украшена фактурной обработкой поверхности (к примеру, шерсть обозначена штрихами-бороздками). Фронтально рисунок передан очень близко, но взаимное положение элементов в глубину заметно отличается, можно предположить, что панно создавалось по фотографии или подробной зарисовке оригинала из Никко. Известны, например, довоенные почтовые открытки с тремя обезьянами, любая из них могла послужить источником вдохновения.

Панно с тремя обезьянами. Общий вид
Панно с тремя обезьянами. Общий вид. Фото агентства новостей ТВ2

По словам сотрудников музея, о предмете не известно ничего, кроме поздней записи о поступлении от местной жительницы (Трегубовой) в 1945 г. Елена Анатольевна Малофиенко предполагает, что панно попало в Советский Союз в качестве «трофея» заключительного этапа Второй мировой войны — разгрома Японской империи.

Елена Анатольевна Малофиенко рассказывает о панно
Старший научный сотрудник научно-хранительского отдела Томского областного краеведческого музея Елена Анатольевна Малофиенко рассказывает о панно и символике трех обезьян. Кадр из видео агентства новостей ТВ2

Да, год поступления экспоната — сильный аргумент, однако, не решающий. Японские символы могли попасть в Сибирь и ранее: из военных конфликтов можно вспомнить советско-японские столкновения в Манчжурии, а до того японское участие в интервенции или русско-японскую войну начала XX в. Нельзя списывать со счетов и мирное приобретение. Кроме того, не нужно забывать огромное число японских военнопленных и перемещенных лиц, оказавшихся в Сибири. Ведь матер мог изготовить панно и на месте, а вручение в качестве подарков разнообразных поделок «сидельцев» — давняя советская и российская традиция. Здесь могло бы быть полезным определение вида древесины. С большой долей вероятности место изготовления соответствует ареалу произрастания дерева.

Фрагмент панно. Обезьяна Кикадзару (не слышать)
Фрагмент панно. Обезьяна Кикадзару (не слышать). Фото агентства новостей ТВ2

Кто же мог изготовить панно с тремя обезьянами? Если датировка верна, то резчик — японец или мастер, находящийся в зоне культурного влияния Японской империи. Интересно, что автор выбрал из произведений Дзингоро не куда более эффектных драконов, не знаменитую спящую кошку нэмури-нэко, не нагруженных разноплановой символикой карпов-кои, не, в конце концов, антропоморфный персонаж, которые у японского Левши, как и у античного скульптора Пигмалиона, по легенде, оживали. Резчик выбрал обезьян. Не были ли они связаны для него с именем Токугавы Иэясу, первого сёгуна из династии Токугава, завершившего объединение страны и создавшего ставку правительства в замке Эдо?

Любопытно, что противники Японии по Второй мировой войне пытались использовать символику трех обезьян в пропагандистских целях (см. листовку Союзнического Офиса Дальневосточного Взаимодействия)

Темы: [Россия][искусство] [музеи] [скульптура]

Пермские городские обезьяны

 ссылкаПермские городские обезьяны

В конце нулевых — начале десятых годов XXI в. российский предуральский город Пермь вдруг стал влиятельным культурным центром, настоящим ярким оазисом среди серой и унылой страны. Имя города, до того известное в мире только по геологическому периоду, когда вымерли трилобиты, вдруг снова зазвучало на международной сцене.

А вместе с крупными выставками и громкими театральными постановками в Перми расцвело и «городское искусство» — стрит-арт, меняющий городскую среду и сращивающий урбанистические территории с произведениями искусства.

Вдоль пермской Сибирской улицы у фонарных столбов стояли серые однотипные электрические шкафы. В 2012 г. группа «Креафиш» во главе с художником Александром Жунёвым в рамках стрит-арт фестиваля «Экология пространства» решила преобразовать обыденные элементы среды в арт-объекты. Так был создан триптих «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла», повторяющий традиционную композицию из трех обезьян Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Композиция «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла», Пермь, ул. Сибирская, квартал между ул. Луначарского и Екатерининской. Группа «Креафиш», 2012 г.
Композиция «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла», Пермь, ул. Сибирская, квартал между ул. Луначарского и Екатерининской. Группа «Креафиш», 2012 г.
В ролях обезьян: «не говорю» — Олег Иванов, «не слышу» — Александр Жунёв, «не вижу» — Василий Зюзюкин

Изображения выполнены в трафаретной технике по фотопортретам участников команды «Креафиш». При работе над созданием композиции проводился мастер-класс.

Александр Жунёв работает над элементом «Не слышу»
Александр Жунёв работает над элементом «Не слышу». Фото Олега Иванова (OLLF V.Ivanoff)

Нам здесь интересен и факт выбора «обезьяньей» темы, и авторы в роли обезьян. А еще любопытны комментарии зрителей, мягко говоря, неоднозначно трактующих символику.

Фрагмент обсуждения композиции посетителями «живого журнала» Олега Иванова (ollf_1)
Фрагмент обсуждения композиции посетителями «живого журнала» Олега Иванова (ollf_1)

Темы: [Россия][стрит-арт]

Государственный патриотический расизм

 ссылкаГосударственный патриотический расизм

4 августа 1961 г. родился будущий 44-й президент США Барак Обама (Barack Obama).

Через 53 года, 4 августа 2014 это событие вдруг приобрело чрезвычайную важность в Российской Федерации. Ко дню рождения американского президента на здании напротив американского посольства в Москве появился гигантский баннер с карикатурными изображениями Обамы в позах трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Баннер с изображением Барака Обамы в позах трех обезьян на доме по адресу Новинский бульвар, 18. 4 августа 2014 г.
Баннер с изображением Барака Обамы в позах трех обезьян на доме по адресу Новинский бульвар, 18. 4 августа 2014 г.

Ответственной за размещение баннера назвала себя некая «Инициативная группа Московских студентов». К тому же презднику были приурочены и иные мероприятия, например, запуск сайта happybirthdaykiller.com (то есть «С днем рождения, убийца»), с которого любой желающий мог скопировать «поздравление» Обаме, в котором перечислялись промахи и просчеты политики американского президента. В иллюстрациях к «поздравлениям» Барак Обама, как и на баннере у посольства изображался в детском коническом колпачке, так что можно предположить если не одного автора, то общую координацию акций вплоть до проработки макетов.

Если верить городским легендам (а не доверять им в этом случае у нас нет поводов), жилой дом на Новинском бульваре напротив американского посольства с давних времен использует КГБ/ФСБ для разведывательной деятельности, одним из следствий чего следует особая охрана и сложность допуска на крышу для монтажа баннера. А если в интернет-поисковик вбить фразу «баннер напротив американского посольства», станут ясными завидное постоянство и системность размещения гигантских полотнищ, перекрывающих окна квартир. Можно сделать очевидный вывод о санкциях самого высокого уровня на подобную «рекламную деятельность». «Новая газета» предполагала связь анонимных «баннерных» деятелей с членом пропутинской молодежной организации «Молодой гвардии Единой России».

Кем бы ни были исполнители и заказчики акции с гигантским плакатом, на наш взгляд, они преследовали единственную цель — выйти на расистское сравнение американского президента с обезьяной. Лозунг «Обама — обезьяна» широко расходился по стране и по интернет-просторам. Даже главный кремлевский пропагандист Дмитрий Киселев позволял себе комментарии, что «Обама размахивает руками, словно он в джунглях».

Чтобы вписаться в общий хор, авторам было необходимо изобразить Обаму обезьяной и тут подвернулся образ трех мудрых обезьян. Сказать, что выбор удачен, здесь нельзя: не каждый зритель прочтет в картинке именно обезьян, а если и прочтет, может быть вспомнит о мудрости и положительных коннотациях. Вероятно, авторы сами поняли недореализованность заказа, поэтому на следующий день на стену у американского посольства проецировался лазером анимированный портрет Обамы с заталкиваемым за щеку бананом — более доступная для целевой аудитории отсылка к обезьянам, совмещенная с сексуальым подтекстом.

О баннерной акции «молодых людей» дружно написали российские СМИ, в сети она набрала достаточное число ожидаемых комментариев от простого одобрения до фраз вроде «На месте плаката должна висеть сама обезьяна».

За 2014 г. уровень доверия к Бараку Обаме у россиян упал на 15%.

Почему мы обратили внимание на этот случай? В политической карикатуре символика трех обезьян используется очень часто, в том числе с вызывающе-провокативными целями, но скатывания в чистое расистское оскорбление, наверное, вспомнить больше нельзя. Пропутинские «молодые люди» открыли новые оттенки смысла.

Темы: [Россия][карикатура] [политика]

Калька с американского

 ссылкаКалька с американского

Большинство отечественных телесериалов являются либо прямыми клонами, либо продукцией «по мотивам» проверенных западных проектов. Успех американских медицинских сериалов, прежде всего ситкома «Scrubs» («Клиника») и драмы «House, M. D.» («Доктор Хаус») породил российский аналог — сериал «Интерны», стартовавший на телеканале ТНТ 31 марта 2010 г.

Сюжет не оригинален: молодые и неопытные врачи проходят интернатуру под руководством саркастического профессионала, постоянно попадая в неловкие ситуации.

Сериал набрал достаточную популярность и выходил на экраны на протяжении многих лет. Естественно, что время от времени требовалось обновлять актерский состав, вводить новых героев. Уже на излете популярности, в 2015 г. в число актеров попытались добавить кавээнщика Азамата Мусагалиева, играющего врача Тимура Алабаева, бывшего супруга одной из героинь-интернов, очевидно, в целях устроить более сложное переплетение романтических линий. Если вспомнить, что к началу 2016 г. сериал окончательно завершили, a posteriori можно сделать вывод, что ожидаемое оживление не очень помогло.

Тем не менее, у нас остался кадр из сериала, показывающий актеров трех призывов в образе трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам

Кадр из сериала «Интерны», 2015 г. Слева направо: Один Байрон (Odin Biron) в роли Фила Ричардса, Илья Глинников в роли Глеба Романенко и Азамат Мусагалиев в роли Тимура Алабаева
Кадр из сериала «Интерны», 2015 г. Слева направо: Один Байрон (Odin Biron) в роли Фила Ричардса, Илья Глинников в роли Глеба Романенко и Азамат Мусагалиев в роли Тимура Алабаева

Нам здесь любопытно использование символики трех обезьян в комичных целях, не очень характерное для российского кино. Но если рассматривать сериал потомком американской телекультуры, все становится на свои места.

Темы: [Россия][фильмы]

Креатив для прокурора

 ссылкаКреатив для прокурора

В России в год столетия октябрьской революции главной и, по сути, единственной темой оппозиции существующей власти служит борьба с коррупцией.

Главный рупор оппозиции — «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, главный повод, сплотивший его сторонников — фильм о коррумпированности номинально второго лица государства.

Протесты под лозунгами борьбы с коррупцией

Протесты под лозунгами борьбы с коррупцией

Это действительно чрезвычайно больная и неразрешимая в рамках существующей системы проблема. Государство, его органы и представители, ответственные за противодействие коррупционным схемам, выглядят на фоне перманентных скандалов с чиновниками всех уровней, мягко говоря, очень бледно. Даже показательные процессы, доведенные до конкретных приговоров суда, ничуть не меняют картину. Коррупция выглядит всеобъемлющей и системообразующей. Тотальный контроль за телевидением, практически полное подчинение иных СМИ, попытки подавления свободного распространения информации в интернете не спасают власть от недовольства населения и связанных с ним страхов. Попытки переключения внимания на иные информационные поводы работают все хуже и сопряжены со все большими издержками. Власть теряет повестку дня и тем интереснее попытки за ней угнаться.

Один из главных государственных органов, который призван бороться с коррупцией — Генеральная прокуратура Российской Федерации, возглавляемая в настоящий момент человеком с фамилией Чайка, неоднократно упоминавшейся в коррупционных схемах. Наш корреспондент сообщает о весьма любопытном рекламном плакате, встреченном в московском метро.

Рекламный плакат конкурса «Прокуратура против коррупции»

Рекламный плакат конкурса «Прокуратура против коррупции»

Генпрокуратура объявила конкурс на создание социальной рекламы под лозунгом «Прокуратура против коррупции». Конкурс проводится на площадке «Новый Взгляд» под крылом прокремлевской организации «Мир Молодёжи». Любопытно также, что председателем жюри конкурса является депутат-«гиперпатриот» от «Единой России» Сергей Железняк, равно известный многочисленными законопроектами, ограничивающими свободу распространиния информации и не менее многочисленными коррупционными скандалами.

Итак, реклама должна убедить общество (и, прежде всего, молодежь, конкурс-то молодежный), что прокуратура все-таки борется с коррупцией. На плакате трижды повторенная фотомодель закрывает рот, глаза и уши, повторяя классическую схему трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Подписи призывают «Не молчи! Не закрывайся! Не отстраняйся!», что в сочетании с темой «прокуратура против коррупции» выглядит по меньшей мере двухсмысленно. К кому обращены призывы? К прокуратуре? Это она не говорит о коррупции, не хочет ее видеть и слышать о ней?

Не является ли Железняк тайным сторонником Навального?

Темы: [Россия][агитация] [политика] [реклама]

 Родительские темы

[страны] 
Исконно.ru
Исконно.ru

Коллекция обезьян
Словарь по трем обезьянам
Три обезьяны в культуре и искусстве
Библиотека по трем обезьянам

Толковый словарь по ножам

Четки

О проекте / Координаты
Новости

Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест