Госсекретарь США с 1997 по 2001 г. Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright, урожденная Мария Яна Корбелова) известна помимо прочего тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории. Она надевала на встречу с президентом России Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян как знак отношения к ситуации в Чечне.
По российским «патриотическим» источникам известно как несколько вариантов историй о реакции на эту брошь (в грубом варианте Путин бросает фразу; «нам не страшны эти четыре обезьяны»), так и история о том, что Мадлен Олбрайт сильно пожалела о своем выборе украшения.
Подобное внимание к броши госсекретаря говорит о том, что послание в России не осталось незамеченным и след трех обезьян вполне ощутим.
Оказывается, имя фирмы Карла Фаберже не ушло в историю вслед за основателем. Брэнд Фаберже/Fabergé живет, хотя время от времени меняет своих владельцев. В 90-х гг. XX в. где-то в Германии под этой маркой выпускались различные ювелирные изделия, в том числе пробки для винных бутылок с резными фигурками из ценных пород камня. Одной из таких фигурок стала обезьяна из темного халцедона(?), которая не видит, не слышит и не говорит, то есть в композиции Масацугу Кайгёкусая.
В упряжи лошадей, особенно парадной и особенно у тяжеловозов, могут использоваться особые металлические подвески-украшения (англ. horse brass) в виде дисков или лунниц. Особую популярность они имеют в Великобритании и Ирландии: там есть большие общества коллекционеров, изучающих историю подвесок с римских времен. Естественно, подвески всегда декорировались различным образом, ведь это, если можно так сказать, ювелирное украшение для лошади.
Одна из довольно поздних (1960-е гг., Ирландия) подвесок привлекает необычным сюжетом: три монаха закрывают руками рот, глаза и уши (то есть образуют собой классическую группу трех обезьян). Здесь нужно отметить игру слов: по-английски «монах» (monk) созвучен «обезьяне» (monkey).
По кругу идет надпись «SPEAKE NO EVIL SEE NO EVIL HEARE NO EVIL». То есть на нарочито «устаревшем» английском «не произноси зла, не смотри на зло, не слушай зла»
Надпись на оборотной стороне интереснее. Она хоть и подыстерлась, но вполне различима: «YE 3 WYSE MONKS doe ye this and be ye happye». На том же вызывающем улыбку «старом» английском нечто вроде «3 мудрых монаха творите сие и будьте счастливы»
Украшение лошадиной упряжи Три мудрых монаха. Медный сплав. Ирландия, 1960-е гг. |
Издавна в Японии хорошо знаком и любим классический китайский роман У Чэнъэня «Путешествие на Запад» (1590-е гг.) о приключениях царя обезьян Сунь-Укуна. Только по-японски его имя читается как Сонгоку. О нем читали в первоисточнике и переложениях, его иллюстрировали и ставили по нему спектакли. В частности, сцены из романа популярны в театре Кабуки. Среди избранных моментов победа Сонгоку над полчищами врагов с помощью особых способностей. Волшебная обезьяна вырывала у себя клок волос и превращала их в маленьких обезьянок — свои подобия-клоны.
Сотня боевых обезьян стала популярным сюжетом для татуировок, отделки оружия и других «мужественных» способов применения.
В собраниях некоторых художественных музеев есть примечательные цубы (гарды японских мечей), использующие тему ста обезьян. Все они похожи между собой, различаясь в деталях и материале. Множество фигур дают простор художнику использовать разнообразные, часто забавные позы и композиции. В верхней части цубы обычно можно найти трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.
Американский дизайнер Джудит Лейбер (Judith Leiber) по праву именуется «королевой клатчей». Ее прославили косметички-минодьеры, всем своим видом выражающие роскошь, шик и гламур.
Джудит родилась в Будапеште в 1921 г. и стала первой женщиной, вступившей в будапештскую гильдию производителей сумок. Венгрию ей пришлось покинуть из-за нацистских преследований евреев, пропуск, по которому она пересекла границу, теперь хранится в музее холокоста в Вашингтоне. В 1963 г. Джудит Лейбер открыла собственное дело и теперь ее сумочки покупают различные знаменитости и супруги влиятельных людей.
Чем же привлекают такие отнюдь не дешевые косметички? Необычностью! Самые узнаваемые творения Джудит Лейбер выполнены в виде животных, плодов, цветов или сладостей (вспомните сумочку-пирожное из фильма «Секс в большом городе»). И традиционное оформление для таких ридикюлей — золото и стразы (кристаллы Сваровски).
Почему мы уделили столько внимания маленьким пафосным дамским аксессуарам? Дело в том, что Джудит Лейбер обращалась к теме трех обезьян, вернее, только одной обезьяны, заменяющей сразу трех.
Маленькая сумочка изображает собой обезьяну, закрывающую всеми своими лапками глаза, рот и уши. Мы помним, что подобная композиция предложена еще в XIX в. японским резчиком Кайгёкусаем (Масацугу) для традиционных аксессуаров — брелоков нэцкэ. И вот она снова повторена и опять для украшения аксессуара.
Но, в отличие от кайгёкусаевой обезьянки, обезьяна у Джудит Лейбер закрывается не полностью. Любопытство берет верх и она подглядывает в щелочку между пальцами одним глазом. Игривая деталь оживляет старую форму.
Сумочка предлагается в разных вариантах, но всегда блестящая, яркая и нескромно богатая.
Композиция с тремя обезьянами нередко встречается в ювелирных украшениях. Чаще всего это броши (как у Мадлен Олбрайт) или шейные подвески-кулоны. И три обезьяны в них изображены непосредственно в виде обезьян.
Небольшая австралийская компания Imogle, производящая украшения в технике 3D-печати, предлагает необычный медальон, воспроизводящий композицию с тремя обезьянами в абстрактно-минималистическом стиле.
Три свободные дуги пересекают округлые формы, изображающие лица, закрывая уши, рот и глаза. Как сказано в описании, дизайн этого элегантного украшения принадлежит французскому автору.
Имя Лоррейн Шварц (Lorraine Schwartz), американского ювелира еврейского происхождения сияет на звездном небосклоне. Это сейчас, пожалуй, самый востребованный брэнд дорогих украшений среди звезд Голливуда, артистов первой величины, топ-моделей, жен и подруг влиятельных (и состоятельных) людей.
Потомственный торговец алмазами, Лоррейн, переключившись на создание украшения, сохранила страсть к бриллиантам, причем к цветным: розовым, желтым, голубым...
В коллекции украшений от Лоррейн Шварц можно увидеть ожерелье с тремя обезьянами из золота с желтыми бриллиантами.
Сама Лоррейн рассказывает, что не знала значения обезьян, а идея украшения пришла ей в 2006 г. во время поездки в Гонконг, к торговцам нефритом. Там она увидела статуэтку с тремя обезьянами и образ прочно засел у нее в голове, пока не воплотился в драгоценном украшении.
То, что для Лоррейн Шварц символика трех обезьян связана именно с китайской культурой, можно заметить по круглым элементам на цепочке: это традиционные китайские символы удачи. Видимо, и все украшение целиком задумано в качестве «счастливого оберега» для его владельца.
Ну а для тех, кому и обезьян, и бриллиантов слишком много, есть «облегченный вариант» — подвеска только с одной обезьянкой.
Информационные технологии рождают новые социальные отношения. У нас на глазах развиваются новые типы объединений и коллективных проектов. К примеру, в противовес традиционным технологиям инвестирования запускаются кампании т. н. «краудфандинга» — сбора добровольных пожертвований на конкретные цели.
На одной из главных краудфандинговых площадок интернета — сайте Kickstarter — 1 мая 2017 г. завершается сбор средсв на небольшой художественный проект — выпуск комплекта эмалевых значков-брошей.
Американская художница Йоши Йошитани (Yoshi Yoshitani, с учетом японского происхождения имени возможен вариант передачи Ёси Ёситани) запустила краудфандинговую кампанию для воплощения своего художественного проекта. В результате участники должны получить авторские украшения — эмалевые значки (или броши), каждый из которых состоит из двух элементов, связанных цепочкой. Всего в серии планировалось шесть двойных значков — три «золотых»: «не вижу зла», «не слышу зла» и «не говорю зла» и три противостоящих им «серебряных»: «вижу зло», «слышу зло» и «говорю зло». Несомненно, что каждая из троиц соответствует традиционным трем обезьянам.
Кампания по привлечению средств построена в игровой форме, с применением технологии «достижений». Сначала инвесторам недоступны полные изображения будущих значков, они постепенно открываются по мере преодоления кампанией определенных пороговых сумм.
Первыми открылись «золотые» значки. Оказалось, что на одном конце цепочки у них голова восточной девушки с наушниками, очками или повязкой на рту, а с другой — цветы и уличное оружие, соответственно, бейсбольная бита, нож и кастет.
«Серебряные» значки состоят из морды (маски) восточного монстра и предмета, соответствующего определенному чувству. На момент написания этих строк (23 апреля 2017 г.) не была достигнута сумма для «разблокировки» значка «слышать зло» и «открытия» значка «говорить зло». Мы пока не можем знать, какой образ соответствует действию «говорить». Для «видеть» это бумажный фонарь, а для «слышать» — маленький двухмембранный барабан с подвесными колотушками (по типу дамару).
В этом художественном проекте нас заинтересовало наличие двух зеркальных составляющих: солнечной-золотой с отрицаниями и лунной-серебряной с чувствами-действиями. Взаимодействие противоположных значков автор показала на примере, разместив соответствующие значки крест-накрест. Становится понятным, что «барабаны зла» предназначены для девушки, а ее грозная бита — для монстра с головой псового животного.
И еще интересно, чем же закончится краудфандинговая кампания.
Собрание Музея изящных искусств (MFAH) города Хьюстон (Техас, США) не только включает исторические образцы художественных произведений, но и пополняется работами современных авторов.
В 2002 г. в музей поступила необычная брошь, созданная американской художницей и ювелиром Джуди Онофрио (Judy Onofrio).
В музейном описании кроме размеров (10,8×7,6×2,5 см), даты создания/приобретения и авторства ничего не сказано, так что давайте попытаемся самостоятельно рассмотреть этот предмет. Из необычных разнородных и разноцветных составляющих собрана цельная и совершенная композиция. Нам сложно отнести брошь к какому-то определенному художественному стилю, уж очень она эклектична, но весьма близким кажется «шебби-шик», имитация состарившейся роскоши.
Автор из потертой бижутерии, нескольких (игрушечных?) змей, старого медальона и целлулоидных фигурок трех обезьян собрала не только пышное украшение, но и некий текст, тайное послание.
Змеи (в красно-черных кончиках хвостов угадываются ядовитые американские аспиды) и букеты напоминают о райском саде и сцене грехопадения. Аспид — олицетворение Дьявола, отца зла, библейский Змей-искуситель.
В медальоне угадывается образ Авраама Линкольна (Abraham Lincoln), одного из наиболее популярных и успешных президентов США, отменившего рабство. В американской культуре Линкольн считается чрезвычайно строгим приверженцем моральных принципов. Среди цитат, приписываемых президенту и исторических анекдотов про него сложно выделить единственный, наиболее уместный для нашего повествования.
Линкольн любил задавать вопрос: «Сколько лап у собаки, если хвост мы назовем лапой?»
Ели отвечали: «пять» — он возражал:
«Нет, их по-прежнему четыре. Названный лапой хвост — еще не лапа!»
Под сенью нравственного президента восседают три обезьянки. По-английски они называются «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil» («Не слушай зла, не смотри на зло, не произноси зла»). То есть обезьяны пытаются сохранить моральную чистоту в ярком и кишащем змеями мире соблазнов.
И, наконец, под обезьянками, на отдельном свободном подвесе расположен красный элемент: то ли сердце, то ли плод (адамово яблоко, как знак грехопадения?)
В целом получаем моральный кодекс американца, использующий исторические и библейские аллюзии в связи с восточной символикой. Спасибо автору за любопытный образец и пополнение нашей коллекции!