В в конце периода Муромати Япония была практически полностью закрытой страной. Однако японцы сумели познакомиться с голландскими высокими технологиями, в том числе с часовыми механизмами. Переосмыслив европейский опыт, японские мастера изготавливали механические игрушки каракури, приводимые в действие пружиной и совершавшие, порой, очень сложные последовательности действий.
Традиции сложных механичских кукол пригодились Японии намного позже. Японцы склонны нынешних роботов выводить из средневековых игрушек-каракури. Но еще и до робототехники традиции явно использовались. В послевоенные годы проигравшая в войне Япония нашла в победителях-американцах рынок сбыта различных товаров. В том числе механических игрушек. Только в 1950-е гг. основной движущей силой была уже не пружина, а электричество из батареек.
На многочисленных интернет-аукционах можно найти предлагаемых в разных состояниях Портрясающих обезьян (Amazing Monkey) Hy-Que от компании Rosko. Обезьяна действительно поражает спецэфектами: включается пожатием руки, моргает светом, вращает глазами, открывает рот, издает звуки и даже пускает дым из ушей! И при этом поочередно закрывает руками рот, глаза и уши. То есть перед нами электромеханическое воплощение трех обезьян в единой игрушке для американского рынка.
С давних времен Голландия славилась искусной работой с деревом и хитроумными механизмами. И эти традиции сохранились и до наших дней.
В городе Бреда (Breda, тот самый, откуда родом художник Питер Брейгель Старший) есть компания с говорящим именем «100% Hout» (дословно с нидерландского «стопроцентное дерево»). Она предлагает различные сборные модели, конечно же, полностью деревянные — статические или, что намного интереснее, механические.
Механические модели могут совершать достаточно сложные действия, а покупатель, собирая их из готовых деталей своими руками, постигает основы механики.
Среди комплектов, продаваемых, очевидно, в расчете на англоязычного покупателя под маркой «Timberkits » (дословно «деревянные наборы»), одной из самых простых моделей является обезьяна.
При повороте рукоятки кривошипный механизм заставляет поднимать лапки у сидящей обезьяньей фигурки. Можно приобрести только одну обезьянку, но если соединить три таких модели, то они вместе могут образовывать традиционную группу из трех обезьян, время от времени закрывающих лапками рот, глаза и уши.
Почему именно в Голландии обратили внимание на трех обезьян? На это есть причина. Исторически именно через голландцев Япония и Европа поддерживали культурные связи. Даже в период полной самоизоляции Японии только голландским судам был разрешен, пусть и чрезвычайно ограниченный, вход в японские воды. Можно предположить, что Голландия одной из первых познакомилась с японской символикой трех обезьян и, видимо, предложила свою, отличную от остального мира ее интерпретацию.
Только в Нидерландах композицию с тремя обезьянами называют «Horen, Zien en Zwijgen» («слышать, видеть и молчать») и голландцев совсем не смущает, что это название не соответствует тому, что демонстрируют обезьянки. Тем не менее, трех обезьян в Нидерландах знают и любят и там, вероятно, больше всего коллекционеров трех обезьян относительно общей численности населения страны.
Игрушечных солдатиков можно найти у разных народов и в разные исторические времена, но как массовое культурное явление это, безусловно, немецкое, прусское изобретение времен «Старого Фрица», короля Пруссии Фридриха Великого.
Солдатики массово изготавливались литьем олова в разъемные на две части формы, отчего изначально были несколько плоскими. Время шло и технологии менялись. Появились объемные формы из гибких, резиноподобных силиконов, позволяющие производить более объемные фигурки.
Но только солдатиками производители не ограничиваются, предлагая оловянную интерьерную скульптуру или только формы для нее.
На одном крупном немецком сайте, посвященном оловянным солдатикам, «Berliner Zinnfiguren» («Берлинские оловянные фигурки»), принадлежащем предприятию, существующему с 1934 г., можно найти силиконовые формы для трех обезьяньих фигурок «не вижу, не слышу, не говорю», либо заказать изготовление подобных фигурок.
Нам здесь интересны не художественные достоинства мелкой пластики (хотя художник постарался максимально разнообразить позы обезьян), но сам факт обращения к «обезьяньей» тематике среди военных миниатюр.
История появления популярных игрушек — плюшевых мишек любопытна и не всегда однозначна. Их любят по всему миру. На многих языках называют медведями (или производными уменьшительными словами), иногда добавляя материал — плюш, хотя большинство игрушек уже давно делается не из плюша. Но на английском, немецком, голландском, многих скандинавских и других языках такого медведя назовут именем Тэдди (Teddy bear, Teddybär, Teddybeer и т. д.).
С именем всё предельно ясно: медведей называют так в честь 26-го президента США Теодора (Тэдди) Рузвельта (Theodore Roosevelt).
В ноябре 1902 г. Рузвельт был приглашен на охоту в штате Миссисипи, где не стал стрелять в предварительно загнанного и привязанного медведя-барибала. История с медведем быстро разошлась по средствам массовой информации, став темой ряда политических карикатур. Крупный черный медведь в карикатурном изображении был заменен крошечным медвежонком...
Тема была горячей и коммерсанты придумали, как на этом заработать. Здесь уже история не так однозначна и первенство оспаривается.
По одной версии в Америке бизнесмен Моррис Мичтом (Morris Michtom, еврей российского происхождения, оригинальная фамилия Мишим) со своей женой Розой, увидев карикатуру на Рузвельта, придумали и изготовили игрушечного медведя, назвав его «медведем Тедди». Игрушка пользовалась популярностью, но серьезно заработать на ней не получилось: Мичтом/Мишим не запатентовал ни устройство, ни внешний вид, ни название медведя Тэдди. И только уже после смерти медвежьего изобретателя основанная им компания Ideal Novelty & Toy Company стала крупнейшим производителем кукол в США, попав в струю послевоенного бэби-бума. Компания просуществовала до 1997 г.
Но нам сейчас интересна вторая ветвь истории. По другую сторону океана, в Германии Маргарита Штайф (Margarete Steiff) задолго до описанных выше событий, аж в 1880 г. основала компанию, производящую мягкие игрушки (сейчас Margarete Steiff GmbH). Вообще-то она была портнихой и первые игрушки шила для развлечения, но клиенты стали покупать игрушки для своих детей и скоро хобби заместило профессию, Маргарита стала продавать только игрушки. Фирменной игрушкой Штайф первоначально был слон.
Бизнес рос, фирма увеличивала штат. Делом племянника основательницы, Рихарда Штайфа была разработка новых игрушек, поиск новых идей. Он проводил много времени в зоопарке, делая эскизы и наброски реальных животных. Одним из результатов его поисков стала модель 55PB — реалистичный медведь с подвижными лапами.
На ярмарке игрушек в Лейпциге в 1903 г. такого медведя увидел некто Герман Берг, местный закупщик американской компании George Borgfeldt & Company, заказавший сразу 3 тысячи этих игрушек, которые в США продавались уже как медведи Тэдди.
Мишки сразу же стали новым символом компании «Штайф», потеснив бывшую звезду — слона, а для компании открылись рынки всего мира.
Плюшевых медведей полюбили, они стали заметной частью массовой культуры. В мире сейчас очень много коллекционеров мишек. На коллекционеров обратила внимание и компания «Штайф», до сих пор являющаяся одним из крупнейших производителей этих игрушек. Помимо крупносерийной продукции всех размеров и разнообразных цветов, «Штайф» регулярно производит коллекционные образцы плюшевых мишек, снабжая каждый сертификатом с персональным номером и числом игрушек в партии.
Вот мы и добрались до настоящей цели нашего экскурса.
«Штайф» для своих поклонников выпустила необычную композицию сразу с тремя медведями. Мишки небольшого размера (ок. 12 см) выполнены из дорогого качественного натурального материала — шерсти альпаки и посажены на тонированное буковое основание. В сертификате к каждому набору указан его номер в партии из 1200 экземпляров.
Не требуется особенной наблюдательности, чтобы заметить, что мишки закрывают лапами свои глаза, уши и рот, то есть повторяют собой классическую композицию из трех обезьян.
Обезьяньи позы стали достаточным поводом для создания особенного набора, который должен понравиться преданным клиентам медвежьей компании.