Собственный фарфор в Европе впервые получили в саксонском городе Майсене (Meissen), одним из его изобретателей стал алхимик Иоганн Бёттгер (Johann Friedrich Böttger). Первая фарфоровая мануфактура создана в 1710 г., а название города стало сверхпопулярной торговой маркой и своеобразным знаком качества.
«Мейсенский фарфор» или просто «мейсен» (до недавнего времени город по-русски предпочитали называть через «е») до сих пор высоко ценим, а ассортимент продукции постоянно расширяется.
В 2018 г. предприятие «Майсен» выпустило ограниченной серией довольно крупную (высота 41 см) интерьерную скульптуру, созданную молодой художницей Марией Вальтер (Maria Walther).
Это вариация на тему классических трех обезьян, которые закрывают глаза, уши и рот.
Скульптор значительно переработала композицию, посадив обезьян друг на друга и заставив их закрывать глаза и уши друг другу. Но главной новацией стало разнообразие видов. Чаще всего три обезьяны изображаются одинаковыми. Мария Вальтер выбрала трех приматов совершенно разной внешности и разного размера, получив сужающуюся вверх пирамиду.
В нижнем ярусе находится мускулистая горилла. У нее на плечах сидит мандрил, закрывающий горилле глаза руками. На мандриле же, в свою очередь, сидит совсем маленький примат, в классификации которого предприятие путается: то это карликовый маки, то какая-то длиннохвостая мартышка. На наш взгляд это классический лори, скорее всего, карликовый (лат. Nycticebus pygmaeus). То есть художница в поисках разнообразия обезьян вышла за рамки биологической классификации и добавила примата-полуобезьяну. Лори закрывает мандрилу уши своими ногами.
Животные изображены динамично и явно не рады ситуации: горилла скривила рот в недовольстве, мандрил испуганно кричит, а лори застыл, прикрыв рот лапками.
Можно предположить, что серия была успешной, потому что в следующем, 2019 г. серия была повторена, но в очень необычной раскраске: приматов покрыли камуфляжными пятнами.
На наш взгляд, визуально раскраска не самая удачная, т. к. скрадывает мелкие детали скульптуры. Но она дает повод задуматься над смыслами: возможно, невидение, неслышание и неговорение скрывает обезьян от внешнего внимания как камуфляжная форма военных.
Но и это еще не все. Скульптура была коллекционной и дорогой, но «Майсен» предложил более бюджетные варианты, пусть и не такие грандиозные. Вы можете приобрести фарфоровые пробки для бутылок, в которых повторены отдельно три персонажа из скульптурной композиции Марии Вальтер. Конечно, приматы на пробках не выдержаны в единых пропорциях и крошечный лори равен по размеру огромной горилле. Ну и персонажи вынуждены закрывать глаза, уши и рот собственными силами.
Пробки продаются отдельно, каждая упакована в фирменную коробочку с логотипом.
Для нас это любопытный случай развития классической композиции с тремя обезьянами и очередное подтверждение популярности их символики.
※