В конце 2019 г. нас привлекла выставка в Музее Востока (Никитский бульвар, д. 12-А, Москва). Кирилл Данелия представлял свою коллекцию японской гравюры, посвященной 47 верным ронинам.
Выставка действительно шикарная и при входе в музей посетителя встречает ее яркая афиша. Но чуть левее, в тени центрального анонса немного теряется другая выставка, проходящая в соседних залах: «Сэрэнжаб и Индира Балдано».
Скульптор Сэрэнжаб Балдано (1930—2014) давно стал легендой. Его считают своим и Бурятия, в которой он родился и к культуре которой принадлежал, и Казахстан, где художник прожил несколько десятилетий, где сложился его стиль и пришла известность, и Москва, где Сэрэнжаба встретили как уже знаменитого автора.
Главное, что запомнилось — лица и маски, затрагивающие какие-то вневременные, архетипические образы. Скульптор дает слово своему материалу — дереву и даже автопортреты Балдано выглядят экзотично.
В творчестве скульптора несомненны буддистские основы. Кроме того, постоянной темой Сэрэнжаба на протяжении времен было обнаженное женское тело. Третья замеченная нами тема необычна: обезьяны! Автор часто возвращается к теме животного-прародителя, обезьяны-первопредка.
И вот, наконец, мы подобрались к основному поводу нашей публикации. В углу одного из залов не очень удобно для обзора стояла цилиндрическая композиция «Не вижу, не слышу, ничего не скажу».
На тяжелом отрезке бревна размером с приличный пенек по боковой поверхности в неглубоком рельефе изображены три абстрактные обезьяны, закрывающие глаза, уши и рот.
Бурятский скульптор в своей казахской студии вырезал классическую композицию с тремя обезьянами. И не одну! На официальном сайте художника можно увидеть очень похожий (но, очевидно в меньшем масштабе) подсвечник.
Подсвечник датирован тем же 1989 г., то есть автор был увлечен темой трех обезьян, повторяя найденную композицию.
Очень жаль, что скульптора больше нет с нами и его уже не спросишь об источнике композиции и вкладываемом в нее значении.
И еще интересно, что тему трех обезьян мы находили у другой бурятской художницы и тоже в 1980-е гг.
※