Исконно.ruОбезьянья муза бурятского самородка

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту
Обезьянья муза бурятского самородка

В конце 2019 г. нас привлекла выставка в Музее Востока (Никитский бульвар, д. 12-А, Москва). Кирилл Данелия представлял свою коллекцию японской гравюры, посвященной 47 верным ронинам.

Выставка действительно шикарная и при входе в музей посетителя встречает ее яркая афиша. Но чуть левее, в тени центрального анонса немного теряется другая выставка, проходящая в соседних залах: «Сэрэнжаб и Индира Балдано».

Государственный Музей Востока
Государственный Музей Востока

Скульптор Сэрэнжаб Балдано (1930—2014) давно стал легендой. Его считают своим и Бурятия, в которой он родился и к культуре которой принадлежал, и Казахстан, где художник прожил несколько десятилетий, где сложился его стиль и пришла известность, и Москва, где Сэрэнжаба встретили как уже знаменитого автора.

Главное, что запомнилось — лица и маски, затрагивающие какие-то вневременные, архетипические образы. Скульптор дает слово своему материалу — дереву и даже автопортреты Балдано выглядят экзотично.

Сэрэнжаб Балдано, автопортрет, 1974 г.
Сэрэнжаб Балдано, автопортрет, 1974 г.

В творчестве скульптора несомненны буддистские основы. Кроме того, постоянной темой Сэрэнжаба на протяжении времен было обнаженное женское тело. Третья замеченная нами тема необычна: обезьяны! Автор часто возвращается к теме животного-прародителя, обезьяны-первопредка.

Сэрэнжаб Балдано, панно «Мой предок», 2002 г.
Сэрэнжаб Балдано, панно «Мой предок», 2002 г.

И вот, наконец, мы подобрались к основному поводу нашей публикации. В углу одного из залов не очень удобно для обзора стояла цилиндрическая композиция «Не вижу, не слышу, ничего не скажу».

Сэрэнжаб Балдано, «Не вижу, не слышу, ничего не скажу», 1989 г.
Сэрэнжаб Балдано, «Не вижу, не слышу, ничего не скажу», 1989 г.

На тяжелом отрезке бревна размером с приличный пенек по боковой поверхности в неглубоком рельефе изображены три абстрактные обезьяны, закрывающие глаза, уши и рот.

Бурятский скульптор в своей казахской студии вырезал классическую композицию с тремя обезьянами. И не одну! На официальном сайте художника можно увидеть очень похожий (но, очевидно в меньшем масштабе) подсвечник.

Сэрэнжаб Балдано, подсвечник «Не вижу, не слышу и молчу», 1989 г.
Сэрэнжаб Балдано, подсвечник «Не вижу, не слышу и молчу», 1989 г.

Подсвечник датирован тем же 1989 г., то есть автор был увлечен темой трех обезьян, повторяя найденную композицию.

Очень жаль, что скульптора больше нет с нами и его уже не спросишь об источнике композиции и вкладываемом в нее значении.

Сэрэнжаб Балдано
Сэрэнжаб Балдано

И еще интересно, что тему трех обезьян мы находили у другой бурятской художницы и тоже в 1980-е гг.

Темы: [искусство] [скульптура]
QR-код сайта iskonno.ru
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь
Библиотека
Коллекция
Словарь по ножам
Четки
Басё
Исконно.ru iskonno.ru
о проекте / координаты
новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Дзен Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест