В самом начале XVI в. португальские мореплаватели открыли удобную гавань, прикрытую островами в Индии на побережье Аравийского моря, так и назвав ее Bom Bahia («хороший залив»).
Когда португальская принцесса Катарина Брагансская (Catarina de Bragança) вышла замуж за английского короля Чарльза (Карла) II (Charles II), среди ее приданого были индийские острова, переданные таким образом британской короне. Крупнейший из подаренных островов англичане записали Бомбеем (Bombay).
Постепенно на острове возник и ширился одноименный город. Масштабные земляные работы объединили соседние острова, осушили заливные низменности и болота и Бомбей превратился в настоящие «Ворота в Индию», главный британский порт на этом побережье.
После демонтажа Британской Империи индийцы держались до 1995 г., а потом переименовали Бомбей в Мумбаи (в честь богини Мумба Деви).
Население города постоянно росло. Сейчас в исторической части Мумбаи (собственно на острове Бомбей) официально проживает больше людей, чем в Москве, но при этом его площадь в 16 раз меньше!
Долго так продолжаться не могло, поэтому была принята программа развития на материке городов-спутников, самым большим из которых стал Нави-Мумбаи (Navi Mumbai, бывший «Новый Бомбей», строительство с 1972 г.). Чтобы избежать концентрации населения, пригороды сразу закладывались мультицентричными. Одним из центров Нави-Мумбаи стал Каргар (Kharghar) на юге. Он активно застраивается (с 1995 г.), а в его амбициозных планах стать главным образовательным центром городской агломерации.
В новом городе мало не то что достопримечательностей, но и просто ориентиров. И вот где-то в 2012 г. (как рассказывают местные) появился главный ориентир в Каргаре. На важной развязке у центрального шоссе, связывающего Мумбаи со вторым по населению городом Махараштра — Пуной (Pune), поднятого в этом месте на эстакаду, установлена примечательная скульптурная композиция.
Три крупные обезьяньи фигуры в кепках изображены с сотовым телефоном, в наушниках и с биноклем. Очевидно, что перед нами композиция, производная от классических трех обезьян. Это «обезьяны наоборот», которые видят, слышат и говорят.
Мы помним, что композиция с тремя обезьянами в Индии связывается с именем Махатмы Ганди. И памятник индийцы тоже называют «обезьянами Ганди», только говорят, что это символ нового поколения, использующего всяческие гаджеты и технологии.
Общее отношение жителей и гостей города к памятнику доброжелательное, обезьяны нравятся, но смыслов в их символике никто не ищет. Композиция используется только в качестве ориентира, места встречи и прогулок.
※