Исконно.ruТема: периодические издания

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Обезьяны самородка

 ссылкаОбезьяны самородка

В 1917 г. мартовский журнал «Popular Mechanics» поделился с читателями открытием в Техасе негритянского скульптора-самородка. Среди его произведений первыми запечатлены три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Вырезка из «Popular Mechanics». Март 1917, стр. 393
Вырезка из «Popular Mechanics». Март 1917, стр. 393

Темы: [периодические издания][народное творчество] [скульптура]

Лицо с обложки

 ссылкаЛицо с обложки

В США существует, безусловно, культовый журнал, оставивший заметный след в американской культуре. Это Mad Magazine (англ. «Безумный журнал»). Появившийся в нач. 1950-х гг. как очередной сборник комиксов, он вскоре получил статус периодического сатирического издания и к 1970-м гг. достиг пика популярности, приучая нацию к здоровому скептицизму и прививая частичку цинизма и самоиронии. Позже знамя «Mad» перехватило телевидение, а теперь еще и интернет, но именно смелые публикации журнала на злободневные темы сделали такое возможным.

«Лицом» журнала стал Альфред Ньюман (Alfred E. Neuman, в ином написании Нойман) — вымышленный персонаж, рыжий лопоухий щербатый парень с асимметричным лицом и несколько идиотской улыбкой. Уже 60 лет почти на каждой обложке Альфред участвует в злободневных событиях, общается со знаменитостями или изображает их собой. Кого угодно: от Лоуренса Аравийского до Барака Обамы.

На обложке №36 (декабрь 1957 г.) перед нами сразу три Альфреда Ньюммана в позах трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Но это не классические позы это так называемые «обезьяны наоборот»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам, которые видят, слышат и говорят. Противоположны «трем мудрым обезьянам», вероятно, обезьяны безумные, обезьяны mad.

Обложка журнала Mad за декабрь 1957 г. (№36). Альфред Ньюман в позах трех обезьян наоборот
Обложка журнала Mad за декабрь 1957 г. (№36). Альфред Ньюман в позах трех обезьян наоборот
Темы: [периодические издания][карикатура]

Комичные щенки

 ссылкаКомичные щенки

Американскую компанию Harvey Comics знают по выпускаемым комиксам и, прежде всего, по одному из главных героев — дружелюбному привидению Касперу. Но на протяжении долгой истории у Харви было много других популярных персонажей. Один из комиксов был посвящен некой Блонди. Первоначально беззаботная девица, ищущая развлечения, Блонди вышла замуж за бойфренда Дэгвуда, постепенно становясь серьезной главой семьи, а роль главного комика перешла мужу. Популярность можно оценить по тому, что комикс издавался в 47 странах на 35 языках, по нему был снят киносериал и создана радиопередача. Издатели пытались максимизировать прибыль, поэтому использовали даже второстепенных персонажей. У Блонди и Дэгвуда жила собака Дэйзи с кучей мелких щенков, создавая множество поводов для комичных ситуаций. В 1950-х гг. Харви издали отдельный спин-офф комикс, посвященный только Дэйзи и ее щенкам.

Обложка комикса «Дэйзи и ее щенки» за июнь 1954 г. (№9). Щенки в позах трех обезьян
Обложка комикса «Дэйзи и ее щенки» за июнь 1954 г. (№9). Щенки в позах трех обезьян

На обложку №9 (июнь 1954 г.) вынесена сцена с нашкодившими щенками, которых ожидает нагоняй от матери Дэйзи. Три щенка в ожидании бури приняли позы трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Нам здесь интересны не только узнаваемость поз трех обезьян рядовым читателем, но и достаточность этой композиции для создания комичного.

Темы: [периодические издания][карикатура]

Враги-обезьяны

 ссылкаВраги-обезьяны

Еженедельный «журнал для каждого» «Liberty» («Свобода») издавался в Америке с 1924 г., а к началу Второй мировой войны стал одним из важнейших периодических изданий США. И, естественно, выдавал положенную порцию военной пропаганды.

Обложка журнала «Liberty» за 29 апреля 1944 г. Карикатура, изображающая японцев в позах трех обезьян
Обложка журнала «Liberty» за 29 апреля 1944 г. Карикатура, изображающая японцев в позах трех обезьян

В 1944 г. на обложку попала карикатура, так напоминающая творчество советского коллектива Кукрыниксы по отношению к немецким противникам. Американский карикатурист изобразил трех гротескно обезьяноподобных японцев, в ужасе принявших позы трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам под градом, очевидно, американских бомб. Офицер справа внешне очень напоминает премьер-министра Японии Хидэки Тодзио (правильнее Тодзё, 東條 英機), только отчего-то без усов.

Художник еще не знает, что через несколько месяцев Хидэки Тодзио возьмет на себя ответственность за поражение на Сайпане и уйдет в отставку, а в августе следующего, 1945 г. на Японию упадут уже другие, атомные бомбы и страна капитулирует. Тодзио после неудачного самоубийства будет схвачен и повешен как военный преступник.

Понятно, что изображение врагов в виде обезьян рассчитано на внутреннюю, американскую аудиторию. Любопытно, что союзники пытались сравнивать японцев с тремя обезьянами и в пропаганде, рассчитанной на японцев. Только чуть тоньше и корректнее.

Темы: [периодические издания][агитация] [карикатура] [США]

Надо мыслить позитивно

 ссылкаНадо мыслить позитивно

Художник-иллюстратор и карикатурист Дэн Пираро (Dan Piraro) с давних времен рисует периодический комический листок под названием «Bizarro». Его карикатурыПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам любимы по всему свету и посвящены совершенно разным темам. В том числе и трем обезьянамПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

В 2010 г. Дэн нарисовал трех шимпанзе с современными гаджетами, из-за которых их владельцы не видят, не слышат и не могут говорить.

Три обезьяны. Bizarro /Дэн Пираро/
Три обезьяны. Bizarro /Дэн Пираро/, 19 сентября 2010 г.

Идея не то чтобы оригинальна и нова, решение, что называется, «витает в воздухе» и обезьян в наушниках не изображает только ленивый. Но, видимо, три обезьяны серьезно зацепили автора «Bizarro», так что он в следующем, 2011 г. снова вернулся к той же картинке, предложив в этот раз действительно оригинальную интерпретацию.

Три обезьяны. Сила позитивного мышления. Bizarro /Дэн Пираро/
Три обезьяны. Сила позитивного мышления. Bizarro /Дэн Пираро/, 26 июня 2011 г.

Дэн Пираро повторил прошлогоднюю композицию, даже фон остался неизменным вплоть до последнего штриха, но вернул трех обезьян к самой что ни на есть классической схеме, они закрывают руками уши, глаза и рот. Оригинальны здесь только подписи.

Сама картинка называется «Сила позитивного мышления». В западной культуре композиция с тремя обезьянами именуется «не видеть зла, не слышать зла, не говорить зла», то есть через три отрицания, негативно. Дэн предлагает «позитивную» трактовку. Та обезьяна, что заткнула уши, может видеть и говорить зло. С закрытыми глазами можно говорить и слушать зло. А закрытый рот не мешает слышать и видеть зло. То есть обезьяны не настолько изолированы от зла, как считалось ранее. Спасибо, Дэн, ты раскрыл нам глаза (рот и уши)!

Дэн Пираро
Дэн Пираро
Темы: [периодические издания][карикатура]

Обезьяны дизельгейта

 ссылкаОбезьяны дизельгейта

После поражения в арабо-израильской «Войне Судного дня» (1973 г.) арабские страны объявили эмбарго на поставки нефти государствам, поддержавшим Израиль. Разразился мировой энергетический кризис, цена на нефть подскочила вчетверо.

Серьезнее всего кризис сказался на автопроизводителях. Эпоха огромных, мощных, быстрых и прожорливых машин завершилась навсегда. Мировые автомобильные компании задумались об установке дизельного двигателя на легковые автомобили. Дизель, ранее связывавшийся с тракторами, танками и тепловозами, должен стать конкурентом бензиновому мотору.

Дизельный двигатель несколько экономичнее бензинового и требует более дешевое топливо, на которое в некоторых странах действуют еще и налоговые льготы. Все было бы здорово, если бы не множественные недостатки: дизельный двигатель дорог, сложен в обслуживании, у него меньшая удельная мощность, он шумен и очень неэкологичен.

В январском номере британского журнала «Motor Sport» («Моторный спорт» ) за 1990-й г. 21-я страница была отдана под рекламу немецкой фирмы «Volkswagen». Иллюстрация была нетипичной для автомобильного издания и поэтому запоминающейся: не машины и не девушки, а три детеныша шимпанзе в позах, напоминающих классическую схему трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, но с одним отличием: один из персонажей вместо рта зажимает нос.

Реклама дизельных двигателей Volkswagen. Журнал «Motor Sport», январь 1990. Стр. 21.

Реклама дизельных двигателей Volkswagen. Журнал «Motor Sport», январь 1990. Стр. 21.

Рекламный слоган гласил:

«Не вижу дизеля. Не слышу дизеля. Не нюхаю дизеля.»

Трактовка неоднозначна. То ли обезьяны настолько консервативны, что знать не желают никаких шумных и пахнущих дизельных моторов, то ли наоборот, оценив преимущества дизельного Фольксвагена, не видят в нем традиционных для дизеля недостатков.

Текст с изрядной долей рекламных уловок сообщает, что дизельный двигатель от Фольксвагена очень экологичен, он выбрасывает в окружающую среду меньше оксида углерода (и это правда, но неэкологичен дизель не из-за этого, а из-за выбросов углеводородов, оксида азота и сажи, для дожигания которых и нужен каталитический нейтрализатор, превозносимый в следующих абзацах).

Как бы то ни было, эта старая реклама стала как никогда злободневной через четверть века. В 2015 г. компания Volkswagen попалась на махинациях именно с дизельными двигателями и их выбросами в атмосферу. Дело в том, что требования экологичности напрямую противоречат мощностным и динамическим характеристикам двигателя. Дизель можно «задушить» настройками, чтобы он почти не выбрасывал вредных веществ и он окажется очень вялым. И наоборот, резвый дизель, который нравится водителям, будет выбрасывать столько гадостей, что не понравится никаким тестам на экологические нормы. Фольксваген на своих дизельных машинах во время проведения тестов на выбросы переводил двигатели в особый «экологичный» режим, а на дороге отрывался по полной.

Обнаруженный американцами подлог пролил свет на масштабы аферы: 11 миллионов дизельных автомобилей по всему миру обманывали тесты на выбросы. Скандал Фольксвагена с выбросами (VW-Abgasskandal) часто называют «Дизельгейтом» (dieselgate) по аналогии с уотергейтским скандалом, стоившим Ричарду Никсону президентского кресла. А как мы помним, во времена Уотергейта одним из самых распространенных символов скандала были три обезьяны.

И теперь три обезьяны из старой рекламы применимы не только к потребителю, но и к самой компании Фольксваген: именно она скрывала правду о дизеле, не желая видеть, слышать и говорить о выбросах в атмосферу.

Темы: [периодические издания][реклама] [средства передвижения]

 Родительские темы

[средства массовой информации] 
Исконно.ru
Исконно.ru

Коллекция обезьян
Словарь по трем обезьянам
Три обезьяны в культуре и искусстве
Библиотека по трем обезьянам

Толковый словарь по ножам

Четки

О проекте / Координаты
Новости

Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест