Символика трех обезьян многозначна, интернациональна и понятна любому человеку без каких-либо объяснений. Совсем не удивительно, что образ трех обезьян (или иных персонажей в их позах) часто используется в такой форме городского искусства, как граффити. Трех обезьян можно встретить на стенах и заборах практически любой страны.
Когда в Америке появилось художественное направление поп-арт, Кит Аллен Харинг (Keith Allen Haring) только родился. Но за свою недолгую жизнь Кит сумел оставить свой след в искусстве.
Киту Харингу удалось выработать свой собственный (пусть детский и наивный) стиль и свой набор образов и знаков.
Кит был уличным художником, много работал в стиле граффити. Его работы состояли из упрощенных до примитива фигур, очерченных жирным контуром. Иногда только контурные, иногда заполненные яркими акриловыми красками, его человечки и собаки скоро стали очень узнаваемыми.
Популярности способствовала скандальная слава: Кит Харинг был открытым геем и стал завсегдатаем звездной тусовки.
Кита приглашали расписывать стены школ, детских больниц и гей-клубов. Его стилистика была одинаково близка детям и гомосексуальному сообществу.
Кит Харинг добился значительной известности, участвовал в крупных международных биенале, организовывал персональные выставки, открыл собственный художественный магазин. Но в 1988 г. художник заразился СПИДом и тематика его работ изменилась
Кит Харинг развернул борьбу против замалчивания опасности СПИДа и в его работах настойчиво повторяются три фигуры, закрывающие на проблему глаза, уши и рот, повторяя тем самым композицию с тремя обезьянами.
Девизом работ стали фразы «Невежество — это cтрах», «молчание — это смерть» и «только вместе мы победим СПИД».
Розовый треугольник, появляющийся в работах Кита — знак ЛГБТ-сообщества, ведущий начало от обязательной нашивки на одежду в нацистских концлагерях для мужчин гомосексуальной ориентации.
Наиболее значительной по масштабам стала 34-метровая граффити-композиция «Вместе мы можем остановить СПИД» в Барселоне, выполненная в одном красном цвете.
Кит Харинг умер в начале 1990 г. в возрасте 31 года. Его запомнили как «мальчика, который продолжил рисовать», ЛГБТ-пропагандиста и протестного художника — борца со СПИДом.
25 мая 2020 г. полиция американского города Миннеаполис (штат Миннесота) задержала (якобы) за попытку расплатиться фальшивыми долларами крупного темнокожего мужчину, имя которого чуть позже узнал весь мир — Джордж Флойд (George Floyd).
При задержании белый 44-летний ветеран полиции для предотвращения возможного сопротивления придавил шею лежащего на земле Джорджа своим коленом и, не смотря на мольбы задержанного, что ему нечем дышать, не отпускал около 9 минут. В результате Джордж Флойд скончался.
Убийство темнокожего подозреваемого вызвало вспышку негодования, подтолкнув уже существующее движение Black Lives Matter (или BLM, дословно «жизни черных имеют значение») к массовым протестам против полицейского насилия и расизма, переросшим в беспорядки, грабежи и погромы. За время протестов в США погибло не менее 11 человек. Протесты распространились за границы не только штата, но и Америки. Различные акции отмечены во многих странах.
Убитый не был ангелом. Он был преступником-рецидивистом: многократно задерживался за кражи и хранение наркотиков, отсидел 4 года за вооруженное ограбление. Кроме того, вскрытие показало наличие в организме одновременно следов нескольких наркотических веществ. Но Джордж Флойд стал знаменем протестующих, главным символом движения BLM.
Тема убийства Флойда и протестов против расизма нашла отражение в произведениях уличных художников, прежде всего, в США. Но и в других странах на стенах и заборах появляются лики Джорджа Флойда.
Мы в этой статье рассмотрим граффити в Белфасте, столице Северной Ирландии.
Белфаст — город с длинной собственной историей протестов, сопротивления и вооруженных столкновений, очевидно, сочувственно относится к заокеанским акциям. Художники Микки Док (Micky Doc) и Марти Лайонс (Marty Lyons) изобразили портрет Джорджа Флойда на известной Международной Стене Граффити (International Wall of Murals, многочисленный стены Белфаста отгораживают католические районы от протестантских).
Главный герой повторен дважды: в центральном портрете и на земле у машины, придавленный коленом полицейского. На убийце бейсболка с трамповским лозунгом Make America Great Again («вернем Америке былое величие»). Позади полицейского возникают призраки Ку-клукс-клана (ультра-правой националистической и расистской организации). Нам же интересны три фигуры офицеров, отвернувшиеся от сцены убийства.
Трое отчего-то одинаково лысых полицейских повторяют классические позы трех обезьян: затыкают уши, закрывают глаза и рот, не обращая внимания на мольбы задержанного. Они не убивают, но своим молчанием они покрывают убийцу.
Вряд ли авторы хотели здесь оскорбить офицеров сравнением с обезьянами, но, как нам кажется, в композиции можно прочесть призыв к полиции солидаризироваться с движением Black Lives Matter.