Победоносное шествие английского музыкального коллектива «Битлз» по ушам и сердцам меломанов мира вызвало ревность американцев. У Америки должны быть свои «Битлз»! И как грибы после дождя стали появляться «мальчиковые» команды в той или иной мере копирующие ливерпульскую четверку.
Одной из близких и успешных копий стал квартет «Манкиз». Их собрали в 1965 г. даже не ради концертов и пластинок. Они должны были играть подобие «Битлз» в телесериале, вдохновленном битловским фильмом «A Hard Day’s Night» о нелегкой жизни популярных музыкантов. Даже название подобрали близкое: с определенным артиклем «the», придающим значительности и нарочитой «ошибкой» в написании. У англичан «The Beatles» (вместо beetles — «жуки»). У американцев «The Monkees» (вместо monkeys — «обезьяны»). Неожиданно группа стала популярной именно в качестве музыкантов, а их композиции, например «I'm a Believer» актуальны и сегодня.
Совсем не удивительно, что группа, называемая «Обезьяны», использует «обезьянью» тему. Принять позы трех обезьян — вполне естественное комичное решение.
Интереснее, что когда немного постаревшие участники The Monkees 20 лет спустя вновь собрались для юбилейного турне, в рекламных публикациях опять появилась композиция с тремя обезьянами, но на этот раз с «обезьянами наоборот» — «слышу, вижу, говорю».
В джазовой музыке одна из ведущих ролей принадлежит клавишным инструментам. В историю джаза навсегда вписано имя выдающегося пианиста Эрла Хайнса (Earl Hines, 1903—1983 гг.), внесшего огромный вклад в технику джазового фортепиано.
Более всего Эрл Хайнс известен сольными выступлениями, но начинал карьеру он как лидер оркестра.
Переехав из Питсбурга в «столицу джаза» Чикаго, Эрл собрал коллектив, получивший значительную известность и стал выступать в «The Grand Terrace», джазовом клубе, контролировавшемся гангстером Аль Капоне. Капоне сделал Эрла Хайнса своим «личным пианистом», а радиотрансляции с выступлений покрывали всю Америку, сделав коллектив Хайнса самым «транслируемым» в США. Именно живые радиотрансляции принесли общеамериканскую популярность Эрлу Хайнсу и вырастили новое поколение джазовых музыкантов.
Но за популярность нужно было платить верностью гангстерам:
Эрл Хайнс не просто выжил, применяя тактику трех обезьян, но и стал всемирно известной звездой. Свою популярность получил и Аль Капоне, но она не спасла от ареста по обвинению в неуплате налогов. Из тюрьмы бывший главарь итальянской мафии в Америке вышел уже смертельно больным человеком.
Пианист пережил своего бывшего «хозяина» на 36 лет.
Нам в этой истории интересно то, что в период Великой депрессии образ трех обезьян был в широком ходу и был понятен и итальянскому мафиози, и негритянскому музыканту.
Кстати, смысл закона молчания и круговой поруки, вкладываемый в символику обезьян Аль Капоне, практически идентичен тому, что о трех обезьянах думают на родине мафии — на итальянской Сицилии.
Мы уже вспоминали, как участники американской копии английского квартета «The Beatles» принимали позы трех обезьян. Но им и положено, они назывались «Обезьянами». А что же у оргигинальных «Битлов»?
Как ни странно, при просмотре архивных фотографий «The Beatles» тоже можно найти трех обезьян. В 1965 г. Пол Маккартни (Paul McCartney) в серии из четырех снимков явно предстает в обезьяньих позах
То ли в том же 1965, то ли в следующем 1966 г. похожая фотосессия была и у Джона Леннона (John Lennon).
«Обезьяньи» фото Леннона попали в журналы, посмотрите, к примеру, на крупнейший германоязычный молодежный околомузыкальный журнал «Bravo».
Любопытно, что ни Маккартни, ни Леннон не ограничились тремя «классическими» обезьяньими позами. У Пола появилась «переходная» фотография с закрытым ртом и одним глазом, а у Джона — спокойный портрет, не закрывающий ничего (можно допустить влияние четвертой обезьяны) и самая абсурдная фотография, на которой певец кусает ботинок.
Среди музыкальных «металлических» групп весьма заметен лосанджелесский коллектив «Megadeth», а в экстремальном направлении «трэш-метал» (thrash metal) он считается звездой первой величины, одним из «великой четверки». Основал его неизменный лидер Дэйв Мастейн (Dave Mustaine) при довольно любопытных обстоятельствах. Дэйва выгнали из «Металлики» (Metallica), самой успешной трэш-метал группы мира. При создании нового коллектива им двигала жажда мести и реванша. Его группа должна была стать во всем лучше «Металлики», в частности, играть еще жестче и энергичнее, делая «трэш-метал» еще боле «трэш».
Но лидер группы смотрел не только на «Металлику». Для «Megadeth» он лично придумал талисман-маскот, видимо, принимая во внимание популярность маскота британской хэви-метал группы «Iron Maiden». На всех обложках альбомов этого коллектива изображался любимый фанатами устрашающий зомби по имени Эдди (Eddie). Дэйв Мастейн назвал своего персонажа Вик, Вик Рэттлхед (Vic Rattlehead).
Вик — человеческий склелет, но необычный: его глазницы наглухо заклепаны металлической пластиной, на месте ушей — пробки с обрывками цепей, а челюсти стянуты железными крючьями. Несмотря на ужасающий внешний вид, становится ясно, что образ навеян символикой трех обезьян «не вижу, не слышу, не говорю».
Появление персонажа описывается в композиции «Skull Beneath the Skin» («Череп под кожей»):
[...] |
[...] |
Поначалу Вик Рэттлхед изображался на обложке каждого альбома Megadeth, но после, похоже, группа стала им тяготиться и какое-то время оформители забыли о маскоте. Но фанаты хотели Вика и он вернулся. В 2006 г. проводился конкурс на творческом сайте DeviantArt на обновление образа Вика Рэттлхеда.
Британтского рок-певца Дэвида Боуи (David Bowie, 1947—2016) нельзя назвать самым успешным или самым знаменитым, но, безусловно, он один из самых (если не самый) влиятельный музыкант своего времени. Он столько экспериментировал, сменил столько жанров, стилей и масок, что оставил богатое наследие чуть ли не во всех направлениях музыки.
Выступал Боуи с 1962 г., но настоящая известность пришла к нему только с песней «Space Oddity» в 1969. Но нам сейчас интересно более позднее время, 1977 г.
Дэвид Боуи стал суперзвездой, выпустил уже несколько «величайших» альбомов и даже попробовал профессию киноактера, довольно успешно снявшись в главной роли в фантастическом фильме «Человек, который упал на Землю» (The Man Who Fell to Earth).
Но оставим на время британского певца. Второй наш герой — японский фотограф Масаёси Сукита (鋤田正義, Masayoshi Sukita). Его отец погиб во время Второй мировой где-то в Китае, но мальчик помнил, как до войны папа занимался фотографией, поэтому решил тоже стать фотографом. Сперва работал в рекламной студии в Осаке, потом перебраляся в Токио, стал фрилансером, все чаще работал в индустрии моды, часто путешествовал в США, в Нью-Йорк, где в тусовке Энди Уорхола вращалось множество звезд культуры и искусства. Там Масаёси Сукита делал портреты Джимми Хендрикса и Марка Болана (лидера группы T. Rex). Так Сукита стал фотографом рок-звезд. Но наибольшую известность ему принесло сотрудничество с Дэвидом Боуи, продолжавшееся более 40 лет.
Первая фотосессия Боуи у Сукиты состоялась в 1972 г. В следующем, 1973 г. фотограф пригласил певца в Японию и с тех пор каждый раз сопровождал Боуи во время визитов в Страну Восходящего Солнца.
Итак, апрель 1977 г. Боуи вместе с американским исполнителем Игги Попом выпустили совместный альбом «The Idiot» и для его продвижения музыканты отправились в турне, заехав и в Японию.
Масаёси Сукита делает фотоснимки рок-звезд в аэропорту, на пресс-конференции, в отеле. Но основная фотосессия проходит на съемной фотостудии в токийском квартале Харадзюку. Снимаются по очереди. Сперва Боуи, потом Игги Поп.
Как видно по фотосету, Боуи принимал различные, в том числе довольно странные позы. После фотосессии фотограф отобрал лучшие, на его взгляд, снимки и только их предоставил певцу.
Когда в том же 1977 г. Боуи выпустил самостоятельный альбом, знаменитый «Heroes», для его обложки выбрали странный портрет из токийской фотосессии певца и этот снимок стал самой знаменитой работой Масаёси Сукиты. Но нас сейчас интересуют три других снимка из этой фотосессии.
Дэвид Боуи последовательно повторяет позы трех обезьян, закрывая глаза, уши и рот. Вероятно, в поисках необычных образов фотохудожник и его модель обратились к местной, японской экзотике.
Хотя, если вспомнить фотосессии участников Битлз, обезьянничать можно и без связи с Японией.
Мы уже встречали трех обезьян (или людей в позах трех обезьян) на обложках музыкальных дисков. Все эти изображения можно отнести либо к притягательным, либо к занимательными. Но нам попалась обложка, которую можно назвать пугающей.
Французский музыкальный лейбл Trianon в серии «Классика для вас» (Classiques Pour Vous) выпустил виниловую пластинку «Музыка для мудрых детей» (Musique Pour Les Enfants Sages).
Ничуть не выдающийся альбом. Первая сторона открывается «Маленькой ночной серенадой» Моцарта и дополняется сочинением французского композитора Франсуа Адриена Буальдьё. На второй стороне — «Симфония игрушек» Гайдна (на самом деле не его, но здесь это не важно), «Детские сцены» Шумана и песня о чистом роднике без указания авторства.
Не сохранилось даже года выпуска диска. Можно только сказать, что пластинки в похожем оформлении «Трианон» выпускал в 1960-х — 70-х гг.
В качестве оформления конверта использована фотография трех старых потертых кукол, закрывающих руками глаза, уши и рот. На самом деле это коллаж, выполненный, как можно предположить, в технике многократной экспозиции. Это одна и та же кукла, повторенная оформителем трижды.
Темные тона и почти человеческие лица создают какую-то жуткую атмосферу. Мы не стали бы рекомендовать подобные диски детям.
А почему куклы приняли обезьяньи позы? Возможно, из-за названия альбома. Les Enfants Sages «мудрые дети», вероятно, напомнили оформителю традиционное для французского языка название трех обезьян — Les singes de la sagesse (дословно «обезьяны мудрости»). Вместо детей-анфан были взяты куклы с детскими лицами, а как мудрецов их заставили изображать обезьян.
Среди самых ярких явлений в культуре XX в. была рок-музыка. Сегодня почти сошедшая на нет, когда-то она доминировала.
В своем развитии рок двигался по нескольким направлениям, одним из которых было «утяжеление» музыки. Так сперва появился хард-рок, а из него «тяжелый металл», heavy metal.
«Металлическим» группам тоже стало тесно в общем жанре и направление продолжило дробиться, образуя множественные поджанры. Коммерчески привлекательным был стиль более приближенный к массовой популярной музыке, появился парадоксальный «легкий тяжелый металл», а внешне некоторые группы стали использовать образы, пришедшие из глэм-рока: яркие облегающие сценические одежды, пышные прически, обильный макияж. Подобный стиль вскоре назвали «глэм-метал» (от glamorous — «гламурный»). Глэм-металлические музыканты выглядели, скорее, андрогинами, в сравнении с брутальными классическими металлистами.
Это в полной мере касается американской группы из Лос-Анджелеса «Мотли Крю». Как и многие команды, она появилась на совместных репетициях музыкантов и название группы происходит от англ. motley crew («пестрая, разношерстная команда»), только записали название через модные в «металлической» культуре европейские умлауты: Mötley Crüe.
Первым по-настоящему глэм-металлическим альбомом «Мотли Крю» стал «Театр боли» (Theatre of Pain), изданный в 1985 г.
На обложке диска изображены традиционные веселая и грустная маски, с античных времен служащие символом театра, но нас интересует обратная сторона пластинки.
Участники группы в сценических образах изображены в виде трех обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят. Но они не сами закрывают себе глаза, уши и рот, за них это делают женские руки, прорывающиеся сквозь белый фон. Отдельно от остальных участников на контрастном черном фоне изображен светловолосый солист Винс Нил. Его прижимают сразу три пары женских рук. Вероятно, он символизирует собой инвертированный, обратный вариант четвертого обезьяньего запрета-отрицания в англоязычной культуре: have no fun («не получать удовольствия», в первую очередь, сексуального).
Эти же фотографии использовались в оформлении синглов с того же альбома и, конечно же, в различной не очень официальной (фанатской и пиратской) продукции.
Мы непростительно долго не возвращались к теме трех обезьян. На большой текст не хватает задора, а маленькие кажутся недостойными в подборке. Но нужно разорвать пагубное кольцо и начать хотя бы с маленькой темы. Извините, если статья покажется неформатной.
В экспериментальном музыкальном полнометражном мультфильме американской художницы, режиссера и аниматора Нины Пэйли (Nina Paley) «Сита поёт блюз» (Sita Sings the Blues) в довольно ироничной форме пересказывается индийский эпос «Рамаяна», а главная героиня Сита «исполняет» классические джазовые песни голосом Аннетт Хэншоу (Annette Hanshaw), американской певицы из 1920-х гг.
По сюжету после освобождения Ситы от демона Раваны ее возлюбленный Рама начал к ней холодно относиться. Сита же иллюстрирует это песней 1929-го г. "Mean To Me".
В видеоряде Рама избегает Ситу, Сита страдает и поет, а ей подыгрывает на разных музыкальных инструментах божественная обезьяна Хануман, верный слуга Рамы и Ситы.
Во время припева, на фразе «...Ты всегда ругаешь меня, всякий раз, когда кто-то рядом, дорогой...» (You always scold me / Whenever somebody is near, dear) на заднем плане можно заметить сразу трех Хануманов (ну или воинов из его войска, модель у них одна), принявших позы классических трех обезьян, закрывающих глаза, уши и рот.
Мы снова видим подтверждение, что в современной культуре (фильм вряд ли разумно относить к культуре индийской, его создательница — представитель западной, американской и еврейской культуры) символика трех обезьян появляется очень легко в связи с любыми обезьяньими персонажами.
Полная версия мультфильма свободно распространяется на YouTube и других видеосервисах. Песня "Mean To Me" начинается примерно на отметке 39:40