Исконно.ruТема: музыка

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Обезьяны против жуков

ссылка ⚓

Обезьяны против жуков

Победоносное шествие английского музыкального коллектива «Битлз» по ушам и сердцам меломанов мира вызвало ревность американцев. У Америки должны быть свои «Битлз»! И как грибы после дождя стали появляться «мальчиковые» команды в той или иной мере копирующие ливерпульскую четверку.

Одной из близких и успешных копий стал квартет «Манкиз». Их собрали в 1965 г. даже не ради концертов и пластинок. Они должны были играть подобие «Битлз» в телесериале, вдохновленном битловским фильмом «A Hard Day’s Night» о нелегкой жизни популярных музыкантов. Даже название подобрали близкое: с определенным артиклем «the», придающим значительности и нарочитой «ошибкой» в написании. У англичан «The Beatles» (вместо beetles — «жуки»). У американцев «The Monkees» (вместо monkeys — «обезьяны»). Неожиданно группа стала популярной именно в качестве музыкантов, а их композиции, например «I'm a Believer» актуальны и сегодня.

Группа The Monkees
Группа The Monkees

Совсем не удивительно, что группа, называемая «Обезьяны», использует «обезьянью» тему. Принять позы трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам — вполне естественное комичное решение.

Участники группы The Monkees в позах трех обезьян
Участники группы The Monkees в позах трех обезьян
Участники группы The Monkees в позах трех обезьян

Интереснее, что когда немного постаревшие участники The Monkees 20 лет спустя вновь собрались для юбилейного турне, в рекламных публикациях опять появилась композиция с тремя обезьянами, но на этот раз с «обезьянами наоборот»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам — «слышу, вижу, говорю».

Участники группы The Monkees в позах трех обезьян наоборот в 1986 г.
Участники группы The Monkees в позах трех обезьян наоборот в 1986 г.

Темы: [музыка][США] [телевидение]

Пианист — обезьяна мафии

ссылка ⚓

Пианист — обезьяна мафии

В джазовой музыке одна из ведущих ролей принадлежит клавишным инструментам. В историю джаза навсегда вписано имя выдающегося пианиста Эрла Хайнса (Earl Hines, 1903—1983 гг.), внесшего огромный вклад в технику джазового фортепиано.

Более всего Эрл Хайнс известен сольными выступлениями, но начинал карьеру он как лидер оркестра.

Эрл Хайнс (на переднем плане). Сан-Франциско, 1958 г.
Эрл Хайнс (на переднем плане). Сан-Франциско, 1958 г.

Переехав из Питсбурга в «столицу джаза» Чикаго, Эрл собрал коллектив, получивший значительную известность и стал выступать в «The Grand Terrace», джазовом клубе, контролировавшемся гангстером Аль Капоне. Капоне сделал Эрла Хайнса своим «личным пианистом», а радиотрансляции с выступлений покрывали всю Америку, сделав коллектив Хайнса самым «транслируемым» в США. Именно живые радиотрансляции принесли общеамериканскую популярность Эрлу Хайнсу и вырастили новое поколение джазовых музыкантов.

Аль Капоне
Аль Капоне

Но за популярность нужно было платить верностью гангстерам:

...Al came in there one night and called the whole band and show together and said, «Now we want to let you know our position. We just want you people just to attend to your own business. We'll give you all the Protection in the world but we want you to be like the 3 monkeys: you hear nothing and you see nothing and you say nothing». And that's what we did. And I used to hear many of the things that they were going to do but I never did tell anyone. Sometimes the Police used to come in ... looking for a fall guy and say, «Earl what were they talking about?» ... but I said, "I don't know"...

Earl «Fatha» Hines. TV documentary, produced and directed by Charlie Nairn. UK ATV Television, 1975.

...Аль [Капоне] пришел в одну из ночей, позвал весь оркестр целиком и сказал: «Теперь мы хотим, чтобы вы узнали нашу позицию. Мы всего лишь желаем, чтобы вы, ребята, делали свое дело. Мы дадим всем вам защиту, но хотим, чтобы вы были как 3 обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам: вы ничего не слышите, вы ничего не видите и вы ничего не говорите». И мы так поступали. И я слышал много о том, что они собирались делать, но никогда никому не рассказывал. Иногда полиция приходила... в поисках козла отпущения и спрашивала «Эрл, о чем они беседовали?», но я отвечал: «Я не знаю»...

Эрл «Фатха» Хайнс. Телевизионный документальный фильм. Продюсер и режиссер Чарли Нэрн. UK ATV Television, 1975 г. Перевод с английского Исконно.ru

Эрл Хайнс не просто выжил, применяя тактику трех обезьян, но и стал всемирно известной звездой. Свою популярность получил и Аль Капоне, но она не спасла от ареста по обвинению в неуплате налогов. Из тюрьмы бывший главарь итальянской мафии в Америке вышел уже смертельно больным человеком.

Пианист пережил своего бывшего «хозяина» на 36 лет.

Нам в этой истории интересно то, что в период Великой депрессии образ трех обезьян был в широком ходу и был понятен и итальянскому мафиози, и негритянскому музыканту.

Кстати, смысл закона молчания и круговой поруки, вкладываемый в символику обезьян Аль Капоне, практически идентичен тому, что о трех обезьянах думают на родине мафии — на итальянской Сицилии.

Темы: [музыка][мафия] [США]

Обезьяны из «Битлз»

ссылка ⚓

Обезьяны из «Битлз»

Мы уже вспоминали, как участники американской копии английского квартета «The Beatles» принимали позы трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Но им и положено, они назывались «Обезьянами». А что же у оргигинальных «Битлов»?

Как ни странно, при просмотре архивных фотографий «The Beatles» тоже можно найти трех обезьян. В 1965 г. Пол Маккартни (Paul McCartney) в серии из четырех снимков явно предстает в обезьяньих позах

Пол Маккартни в позах трех обезьян
Пол Маккартни в позах трех обезьян, 1965 г.

То ли в том же 1965, то ли в следующем 1966 г. похожая фотосессия была и у Джона Леннона (John Lennon).

Джон Леннон в позах трех обезьян
Джон Леннон в позах трех обезьян

«Обезьяньи» фото Леннона попали в журналы, посмотрите, к примеру, на крупнейший германоязычный молодежный околомузыкальный журнал «Bravo».

Обложка германоязычного молодежного журнала «Bravo» (№5, январь 1966 г.). Джон Леннон в позах трех обезьян
Обложка германоязычного молодежного журнала «Bravo» (№5, январь 1966 г.). Джон Леннон в позах трех обезьян

Любопытно, что ни Маккартни, ни Леннон не ограничились тремя «классическими» обезьяньими позами. У Пола появилась «переходная» фотография с закрытым ртом и одним глазом, а у Джона — спокойный портрет, не закрывающий ничего (можно допустить влияние четвертой обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам) и самая абсурдная фотография, на которой певец кусает ботинок.

Темы: [музыка]

Талисман металлистов

ссылка ⚓

Талисман металлистов

Среди музыкальных «металлических» групп весьма заметен лосанджелесский коллектив «Megadeth», а в экстремальном направлении «трэш-метал» (thrash metal) он считается звездой первой величины, одним из «великой четверки». Основал его неизменный лидер Дэйв Мастейн (Dave Mustaine) при довольно любопытных обстоятельствах. Дэйва выгнали из «Металлики» (Metallica), самой успешной трэш-метал группы мира. При создании нового коллектива им двигала жажда мести и реванша. Его группа должна была стать во всем лучше «Металлики», в частности, играть еще жестче и энергичнее, делая «трэш-метал» еще боле «трэш».

Но лидер группы смотрел не только на «Металлику». Для «Megadeth» он лично придумал талисман-маскот, видимо, принимая во внимание популярность маскота британской хэви-метал группы «Iron Maiden». На всех обложках альбомов этого коллектива изображался любимый фанатами устрашающий зомби по имени Эдди (Eddie). Дэйв Мастейн назвал своего персонажа Вик, Вик РэттлхедПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (Vic Rattlehead).

Портрет Вика Рэттледа на полиграфической продукции, сопровождающей альбом «The System Has Failed»
Портрет Вика Рэттледа на полиграфической продукции, сопровождающей альбом «The System Has Failed», 2004 г.

Вик — человеческий склелет, но необычный: его глазницы наглухо заклепаны металлической пластиной, на месте ушей — пробки с обрывками цепей, а челюсти стянуты железными крючьями. Несмотря на ужасающий внешний вид, становится ясно, что образ навеян символикой трех обезьян «не вижу, не слышу, не говорю»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Появление персонажа описывается в композиции «Skull Beneath the Skin» («Череп под кожей»):

[...]
Prepare the patient's scalp
To peel away
Metal caps his ears
He'll hear not what we say
Solid steel visor
Riveted across his eyes
Iron staples close his jaws
So no one hears his cries
[...]
[...]
Готовьте скальп пациента
Содрать
Металлические заглушки в уши
Он не услышит, что мы говорим
Цельный стальной щиток
Приклепан напротив глаз
Железные скобы закрывают его челюсти
Так что никто не услышит его криков
[...]


Megadeth, «The Skull Beneath The Skin», живое выступление на арене Уэмбли, Лондон, Великобритания, 4 октября 1990 г.

Поначалу Вик Рэттлхед изображался на обложке каждого альбома Megadeth, но после, похоже, группа стала им тяготиться и какое-то время оформители забыли о маскоте. Но фанаты хотели Вика и он вернулся. В 2006 г. проводился конкурс на творческом сайте DeviantArt на обновление образа Вика Рэттлхеда.

Вик Рэттлхед на обложке альбома «Peace Sells... but Who's Buying?», 1986 г. Вик Рэттлхед на обложке альбома «Rust in Peace», 1990 г. Вик Рэттлхед в образе робота на обложке альбома «Dystopia », 2016 г.

Слева направо: 1. Вик Рэттлхед на обложке альбома «Peace Sells... but Who's Buying?», 1986 г.; 2. Вик Рэттлхед на обложке альбома «Rust in Peace», 1990 г.; 3. Вик Рэттлхед в образе робота на обложке альбома «Dystopia », 2016 г.

Темы: [музыка][личности, связываемые с тремя обезьянами] [символы] [США]

Дэвид Боуи в Японии

ссылка ⚓

Дэвид Боуи в Японии

Британтского рок-певца Дэвида Боуи (David Bowie, 1947—2016) нельзя назвать самым успешным или самым знаменитым, но, безусловно, он один из самых (если не самый) влиятельный музыкант своего времени. Он столько экспериментировал, сменил столько жанров, стилей и масок, что оставил богатое наследие чуть ли не во всех направлениях музыки.

Трансформации образа Дэвида Боуи

Выступал Боуи с 1962 г., но настоящая известность пришла к нему только с песней «Space Oddity» в 1969. Но нам сейчас интересно более позднее время, 1977 г.

Дэвид Боуи стал суперзвездой, выпустил уже несколько «величайших» альбомов и даже попробовал профессию киноактера, довольно успешно снявшись в главной роли в фантастическом фильме «Человек, который упал на Землю» (The Man Who Fell to Earth).

Но оставим на время британского певца. Второй наш герой — японский фотограф Масаёси Сукита (鋤田正義, Masayoshi Sukita). Его отец погиб во время Второй мировой где-то в Китае, но мальчик помнил, как до войны папа занимался фотографией, поэтому решил тоже стать фотографом. Сперва работал в рекламной студии в Осаке, потом перебраляся в Токио, стал фрилансером, все чаще работал в индустрии моды, часто путешествовал в США, в Нью-Йорк, где в тусовке Энди Уорхола вращалось множество звезд культуры и искусства. Там Масаёси Сукита делал портреты Джимми Хендрикса и Марка Болана (лидера группы T. Rex). Так Сукита стал фотографом рок-звезд. Но наибольшую известность ему принесло сотрудничество с Дэвидом Боуи, продолжавшееся более 40 лет.

Первая фотосессия Боуи у Сукиты состоялась в 1972 г. В следующем, 1973 г. фотограф пригласил певца в Японию и с тех пор каждый раз сопровождал Боуи во время визитов в Страну Восходящего Солнца.

Итак, апрель 1977 г. Боуи вместе с американским исполнителем Игги Попом выпустили совместный альбом «The Idiot» и для его продвижения музыканты отправились в турне, заехав и в Японию.

Масаёси Сукита делает фотоснимки рок-звезд в аэропорту, на пресс-конференции, в отеле. Но основная фотосессия проходит на съемной фотостудии в токийском квартале Харадзюку. Снимаются по очереди. Сперва Боуи, потом Игги Поп.

Часть фотосета Дэвида Боуи в апреле 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита
Часть фотосета Дэвида Боуи в апреле 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита

Как видно по фотосету, Боуи принимал различные, в том числе довольно странные позы. После фотосессии фотограф отобрал лучшие, на его взгляд, снимки и только их предоставил певцу.

Когда в том же 1977 г. Боуи выпустил самостоятельный альбом, знаменитый «Heroes», для его обложки выбрали странный портрет из токийской фотосессии певца и этот снимок стал самой знаменитой работой Масаёси Сукиты. Но нас сейчас интересуют три других снимка из этой фотосессии.

Дэвид Боуи в позе «не вижу зла». Апрель 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита
Дэвид Боуи в позе «не вижу зла». Апрель 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита

Дэвид Боуи в позе «не слышу зла». Апрель 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита
Дэвид Боуи в позе «не слышу зла». Апрель 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита

Дэвид Боуи в позе «не говорю зла». Апрель 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита
Дэвид Боуи в позе «не говорю зла». Апрель 1977 г. Токио. Фотограф Масаёси Сукита

Дэвид Боуи последовательно повторяет позы трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, закрывая глаза, уши и рот. Вероятно, в поисках необычных образов фотохудожник и его модель обратились к местной, японской экзотике.

Хотя, если вспомнить фотосессии участников Битлз, обезьянничать можно и без связи с Японией.

Масаёси Сукита
Масаёси Сукита с портретом Боуи с обложки альбома «Heroes»

Темы: [музыка]

Анфан терибль

ссылка ⚓

Анфан терибль

Мы уже встречали трех обезьян (или людей в позах трех обезьян) на обложках музыкальных дисков. Все эти изображения можно отнести либо к притягательным, либо к занимательными. Но нам попалась обложка, которую можно назвать пугающей.

Французский музыкальный лейбл Trianon в серии «Классика для вас» (Classiques Pour Vous) выпустил виниловую пластинку «Музыка для мудрых детей» (Musique Pour Les Enfants Sages).

Ничуть не выдающийся альбом. Первая сторона открывается «Маленькой ночной серенадой» Моцарта и дополняется сочинением французского композитора Франсуа Адриена Буальдьё. На второй стороне — «Симфония игрушек» Гайдна (на самом деле не его, но здесь это не важно), «Детские сцены» Шумана и песня о чистом роднике без указания авторства.

Не сохранилось даже года выпуска диска. Можно только сказать, что пластинки в похожем оформлении «Трианон» выпускал в 1960-х — 70-х гг.

Обложка пластинки «Musique Pour Les Enfants Sages» (Trianon, Франция) с тремя куклами в позах трех обезьян
Обложка пластинки «Musique Pour Les Enfants Sages» (Trianon, Франция) с тремя куклами в позах трех обезьян

Оборотная сторона диска
Оборотная сторона диска

В качестве оформления конверта использована фотография трех старых потертых кукол, закрывающих руками глаза, уши и рот. На самом деле это коллаж, выполненный, как можно предположить, в технике многократной экспозиции. Это одна и та же кукла, повторенная оформителем трижды.

Темные тона и почти человеческие лица создают какую-то жуткую атмосферу. Мы не стали бы рекомендовать подобные диски детям.

А почему куклы приняли обезьяньи позы? Возможно, из-за названия альбома. Les Enfants Sages «мудрые дети», вероятно, напомнили оформителю традиционное для французского языка название трех обезьян — Les singes de la sagesse (дословно «обезьяны мудрости»). Вместо детей-анфан были взяты куклы с детскими лицами, а как мудрецов их заставили изображать обезьян.

Темы: [музыка][дизайн] [Франция]

 Родительские темы

[искусство] [творчество] 

 Дочерние темы

[песни] 
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
О проекте / координаты
Новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест