Австралийский художник Том Кристенсен (Tom Kristensen; род. в 1962 г.) по происхождению из семьи европейцев, а по профессии специалист в садово-парковом дизайне. Но однажды он решил попробовать себя в традиционной технике цветной гравюры и теперь с успехом занимается искусством.
Художника явно притягивает Япония. Среди его работ есть серия в жанре кайдзю-манга с изображением традиционных монстров.
Давайте рассмотрим одну из гравюр, «Намадзу и сару» (сом и обезьяны). В многоцветной ксилографии (а для каждого цвета приходится вырезать свою доску) перед нами предстает гигантская рыба. Это сом о-намадзу. Он лежит где-то под морем, сдерживаемый силой богов. По японским легендам его движения вызывают землетрясения. Землетрясение рождает гигантскую волну, размывающую знак радиационной опасности, приводя к пламени пожара. Да, перед нами метафора ядерной катастрофы на японской АЭС в Фукусиме в 2011 г. Тогда волна цунами повредила систему охлаждения ядерных реакторов, персонал станции не успел предпринять необходимых мер, что привело к серии взрывов и выбросу радиоактивных материалов в окружающую среду.
Вернемся к картинке. Маленькие ученые обезьянки не выражают своими позами никакого беспокойства, видимо, именно они разместили на спине чудовища опасное содержимое и не видят, не слышат и не говорят о проблемах.
Любопытно, что связь трех обезьян с сомом, вызывающим землетрясения, отмечена и в традиционном японском искусстве. В американском музее Метрополитэн есть нэцкэ с похожей композицией.