История появления популярных игрушек — плюшевых мишек любопытна и не всегда однозначна. Их любят по всему миру. На многих языках называют медведями (или производными уменьшительными словами), иногда добавляя материал — плюш, хотя большинство игрушек уже давно делается не из плюша. Но на английском, немецком, голландском, многих скандинавских и других языках такого медведя назовут именем Тэдди (Teddy bear, Teddybär, Teddybeer и т. д.).
С именем всё предельно ясно: медведей называют так в честь 26-го президента США Теодора (Тэдди) Рузвельта (Theodore Roosevelt).
В ноябре 1902 г. Рузвельт был приглашен на охоту в штате Миссисипи, где не стал стрелять в предварительно загнанного и привязанного медведя-барибала. История с медведем быстро разошлась по средствам массовой информации, став темой ряда политических карикатур. Крупный черный медведь в карикатурном изображении был заменен крошечным медвежонком...
Тема была горячей и коммерсанты придумали, как на этом заработать. Здесь уже история не так однозначна и первенство оспаривается.
По одной версии в Америке бизнесмен Моррис Мичтом (Morris Michtom, еврей российского происхождения, оригинальная фамилия Мишим) со своей женой Розой, увидев карикатуру на Рузвельта, придумали и изготовили игрушечного медведя, назвав его «медведем Тедди». Игрушка пользовалась популярностью, но серьезно заработать на ней не получилось: Мичтом/Мишим не запатентовал ни устройство, ни внешний вид, ни название медведя Тэдди. И только уже после смерти медвежьего изобретателя основанная им компания Ideal Novelty & Toy Company стала крупнейшим производителем кукол в США, попав в струю послевоенного бэби-бума. Компания просуществовала до 1997 г.
Но нам сейчас интересна вторая ветвь истории. По другую сторону океана, в Германии Маргарита Штайф (Margarete Steiff) задолго до описанных выше событий, аж в 1880 г. основала компанию, производящую мягкие игрушки (сейчас Margarete Steiff GmbH). Вообще-то она была портнихой и первые игрушки шила для развлечения, но клиенты стали покупать игрушки для своих детей и скоро хобби заместило профессию, Маргарита стала продавать только игрушки. Фирменной игрушкой Штайф первоначально был слон.
Бизнес рос, фирма увеличивала штат. Делом племянника основательницы, Рихарда Штайфа была разработка новых игрушек, поиск новых идей. Он проводил много времени в зоопарке, делая эскизы и наброски реальных животных. Одним из результатов его поисков стала модель 55PB — реалистичный медведь с подвижными лапами.
На ярмарке игрушек в Лейпциге в 1903 г. такого медведя увидел некто Герман Берг, местный закупщик американской компании George Borgfeldt & Company, заказавший сразу 3 тысячи этих игрушек, которые в США продавались уже как медведи Тэдди.
Мишки сразу же стали новым символом компании «Штайф», потеснив бывшую звезду — слона, а для компании открылись рынки всего мира.
Плюшевых медведей полюбили, они стали заметной частью массовой культуры. В мире сейчас очень много коллекционеров мишек. На коллекционеров обратила внимание и компания «Штайф», до сих пор являющаяся одним из крупнейших производителей этих игрушек. Помимо крупносерийной продукции всех размеров и разнообразных цветов, «Штайф» регулярно производит коллекционные образцы плюшевых мишек, снабжая каждый сертификатом с персональным номером и числом игрушек в партии.
Вот мы и добрались до настоящей цели нашего экскурса.
«Штайф» для своих поклонников выпустила необычную композицию сразу с тремя медведями. Мишки небольшого размера (ок. 12 см) выполнены из дорогого качественного натурального материала — шерсти альпаки и посажены на тонированное буковое основание. В сертификате к каждому набору указан его номер в партии из 1200 экземпляров.
Не требуется особенной наблюдательности, чтобы заметить, что мишки закрывают лапами свои глаза, уши и рот, то есть повторяют собой классическую композицию из трех обезьян.
Обезьяньи позы стали достаточным поводом для создания особенного набора, который должен понравиться преданным клиентам медвежьей компании.
※