В семье эмигрантов Арабовых из советского Узбекистана в США (происходят из бухарских евреев) из пяти детей был только один мальчик — Яша.
Закончив по программе помощи мигрантам курсы ювелиров, бывший Яков, а ныне Джейкоб (Jacob) некоторое время работал в ювелирной компании в массовом сегменте, но заодно и подрабатывал дома, делая изделия на заказ и неожиданно, что называется, «попал в струю».
Американская рэп- и хип-хоп-культура очень ценила внешнее проявление крутости, дорогие «цацки» (bling-bling). Рэпер просто обязан быть увешан толстенными золотыми цепями с огромными блестящими подвесками. И оказалось, что вкусы рэперов и узбекского ювелира вполне совпадают. «Ювелир Джейкоб» стал легендой, он упоминался во множестве музыкальных композиций. Рэп сделал имя Джейкобу и его компании Jacob & Co (кстати, фамилия ювелира тоже немного изменилась, потеряв конечную согласную для благозвучия, теперь это Jacob Arabo, немного на итальянский манер).
Следующим прорывом Джекоба Эрэбоу стали часы. Отец ему еще в детстве подарил ценные наручные часы, у которых, помимо основного циферблата, был второй, маленький, показывающий время в другом часовом поясе. И тогда Яша фантазировал, что было бы круче, если бы таких маленьких циферблатов было больше.
Когда Яша стал финансово успешным Джейкобом, он вспомнил детскую мечту. И хоть не был механиком, сумел донести идею до настоящих часовщиков, а уже как ювелир оформил созданный механизм в готовые часы. Пять циферблатов словно бы показывали время на пяти континентах. Часы заметили и они появились на фото звезд и журнальных обложках. Так Jacob & Co стала успешной часовой компанией.
Чтобы развить успех, Джейкоб решил двинуться дальше в том же направлении, усложняя механизм. Он обратил свой взгляд на турбийон.
Когда появились первые носимые (еще не на руке, а на цепочке в жилетном кармане) часы, они были весьма неточными. На ход влияло множество факторов: растяжение пружины, температура воздуха и даже притяжение Земли. Да, повернутые разной стороной к Земле часы шли с разной скоростью.
Решением последней проблемы озаботился еще в XVIII в. франко-швейцарский часовщик Бреге (Breguet), тот самый, про изделия которого писал Пушкин:
...Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед...
Так вот этот «Брегет» заставил часть механизма постоянно поворачиваться то одним, то другим боком вниз. Из-за притяжения Земли в одну половину поворота механизма часы спешили, в другую — отставали, а в среднем всегда показывали точное время, вне зависимости от положения.
Запатентованный под названием «турбийон» (по-французски tourbillon = «вихрь»), механизм был сложным и дорогим, его преимущества вряд ли перекрывали недостатки и поэтому он сохранился в нише элитных часов, применяясь более «для понта», чем для эффективности. Производители обычно выставляют турбийон наружу, прорезая в циферблате специальное окошечко, сложный механизм, оборачивающийся вокруг оси каждую минуту, привлекает внимание.
Вот к такому древнему турбийону, только еще более усложненному вращением по двум осям и пришел Джейкоб, разработав коллекцию часов «Астрономия» (Astronomia). Вращающиеся механизмы напомнили ему вращение планет по орбитам и ювелир добавил маленький крутящийся глобус, а в противовес ему чистый сверкающий бриллиант в особой огранке на 288 фасетов. И все это в прозрачном корпусе, позволяющем наблюдать сложные вращения. Короче говоря, дорого и богато.
Вы знаете, мы бы не взялись описывать изделия узбекско-американского автора без одной, а вернее трех деталей. Джекоба Эрэбо решил дополнить «астрономический» механизм фигурками обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.
Говоря о символике изделия, производитель рассказывает о вдохновении японской философией, называет имена обезьян (Мидзару, Кикадзару и Ивадзару) и утверждает, что они означают предохранение от зла в любой форме (то есть намекает, что часы станут оберегом.
А в дополнение говорится, что фигурками обезьян, вопреки своему отказу от собственности, владел Махатма Ганди.
Фигуры обезьян на фоне «звездного неба», в окружении сложной, стимпанковской механики и крошечной планеты Земля действительно выглядят загадочно.
Нам этот случай кажется любопытным не просто очередным использованием темы трех обезьян в часах и украшениях, интересно ее сочетание с «небесной механикой».
※