Всю историю человечества добывание огня было не самым простым делом, пока не появились спички. Сперва они были огнеопасными, могли самовозгореться от случайного движения а использованная спичка продолжала тлеть, вызывая пожары. Кроме того, белый фосфор, входивший в состав воспламеняющей смеси, был крайне ядовитым. Более безопасную спичку изобрели в Швеции, именно она покорила мир, а компания с названием «Шведская спичка» (Swedish Match) до сих пор является мировым лидером в производстве спичек (а теперь еще и зажигалок). Шведская компания основывала и выкупала производителей спичек в разных странах, становясь монополистом на региональных рынках.
Спички из элитарного продукта, носимого в декорированных металлических футлярах, превратились в массовый дешевый товар. Сменилась и их упаковка, превратившись в простые и дешевые коробочки. Но зато на них появились яркие этикетки.
Моду на этикетки задавали те же шведы. Стандартный коробок стандартного размера украшался обычно простым, напечатанным малым набором красок (безусловно лидирует печать в два цвета: черный + красный) изображением. Но эти картинки для каждого рынка были своими. Обычно для дальних стран использовали местные символы или какие-то знаки престижа и прогресса, вроде велосипеда или паровоза.
Весьма популярным образом на спичечных этикетках стала обезьяна, причем особенно любима она была у производителей спичек в Японии (загляните в нашу подборку обезьяньих этикеток в Пинтересте, это любопытно). Но обезьяны на спичках встречались в самой Швеции, других странах Европы и в Индии.
Очень скоро яркие картинки со спичечных коробков стали предметом коллекционирования. Филуменисты (коллекционеры таких этикеток) могут подсказать, что в Индии можно найти спички с тремя обезьянами.
Можно рассмотреть, что на зеленой лужайке с деревьями на заднем плане сидят три обезьяны в красных колпаках, закрывающие лапками уши, рот и глаза. Возможно, это адаптация европейской картинки (см. в примере выше), те же три обезьяны одеты в более этнический вариант головного убора, приняли более этнические позы и изображены в более этническом окружении.
Как бы то ни было, производители спичек посчитали трех обезьян привлекательным для индийцев символом.
Более детально обезьян можно рассмотреть на более крупной упаковке спичек. Как видно по надписи, эта картинка украшала упаковку в половину гросса (дюжины дюжин), то есть 72 спичечных коробка. Здесь мы можем узнать в деревьях пальмы, а у тел, принадлежащих к «низшим» обезьянам увидеть головы с чертами, характерными больше для обезьян человекообразных.
Кроме надписи «Три обезьяны» (Three monkeys), указания числа спичек («в среднем 50 шт.»), названия товара «безопасные спички» и страны изготовления («произведено в Индии»), этикетку украшает логотип производителя — WIMCO.
WIMCO — это акроним от Western India Match Company («Западноиндийская спичечная компания»). Предприятие было основано в 1923 г. как дочерняя фирма шведского спичечного гиганта.
Мы не знаем даты выпуска спичек с тремя обезьянами, но можем уверенно сказать, что никак не раньше 1933 г., когда Махатма Ганди получил в подарок трех своих обезьян. Только после этого символика трех обезьян получила известность в стране (и теперь обезьян, отказывающихся видеть, слышать и говорить, в Индии называют не иначе как «обезьяны Ганди»).
Косвенно о популярности этикетки может говорить большое количество ее вариантов, то есть этикетка неоднократно переиздавалась. А еще попадаются реплики этой этикетки у иных производителей.
Более примитивная по рисунку этикетка явно копирует продукцию WIMCO, но на ней уже нет мелкого текста и логотипа. Производитель указан в нижней строке на тамильском (как нам кажется) языке. В надписи удалось различить название города Гадийяттам (Gudiyatham) штата Тамилнад.
То есть для дравидийцев-тамилов символика трех обезьян тоже привлекательна. Как тут не вспомнить стихи из древнетамильского «Наладияра»:
Коль с истиной знаком и к сплетням глух,
Слеп в отношении разврата,
Нем в осуждении собрата —
Не надобно тебе иных заслуг!
※