С давних времен Голландия славилась искусной работой с деревом и хитроумными механизмами. И эти традиции сохранились и до наших дней.
В городе Бреда (Breda, тот самый, откуда родом художник Питер Брейгель Старший) есть компания с говорящим именем «100% Hout» (дословно с нидерландского «стопроцентное дерево»). Она предлагает различные сборные модели, конечно же, полностью деревянные — статические или, что намного интереснее, механические.
Механические модели могут совершать достаточно сложные действия, а покупатель, собирая их из готовых деталей своими руками, постигает основы механики.
Среди комплектов, продаваемых, очевидно, в расчете на англоязычного покупателя под маркой «Timberkits » (дословно «деревянные наборы»), одной из самых простых моделей является обезьяна.
При повороте рукоятки кривошипный механизм заставляет поднимать лапки у сидящей обезьяньей фигурки. Можно приобрести только одну обезьянку, но если соединить три таких модели, то они вместе могут образовывать традиционную группу из трех обезьян, время от времени закрывающих лапками рот, глаза и уши.
Почему именно в Голландии обратили внимание на трех обезьян? На это есть причина. Исторически именно через голландцев Япония и Европа поддерживали культурные связи. Даже в период полной самоизоляции Японии только голландским судам был разрешен, пусть и чрезвычайно ограниченный, вход в японские воды. Можно предположить, что Голландия одной из первых познакомилась с японской символикой трех обезьян и, видимо, предложила свою, отличную от остального мира ее интерпретацию.
Только в Нидерландах композицию с тремя обезьянами называют «Horen, Zien en Zwijgen» («слышать, видеть и молчать») и голландцев совсем не смущает, что это название не соответствует тому, что демонстрируют обезьянки. Тем не менее, трех обезьян в Нидерландах знают и любят и там, вероятно, больше всего коллекционеров трех обезьян относительно общей численности населения страны.
※