Американский дизайнер Джудит Лейбер (Judith Leiber) по праву именуется «королевой клатчей». Ее прославили косметички-минодьеры, всем своим видом выражающие роскошь, шик и гламур.
Джудит родилась в Будапеште в 1921 г. и стала первой женщиной, вступившей в будапештскую гильдию производителей сумок. Венгрию ей пришлось покинуть из-за нацистских преследований евреев, пропуск, по которому она пересекла границу, теперь хранится в музее холокоста в Вашингтоне. В 1963 г. Джудит Лейбер открыла собственное дело и теперь ее сумочки покупают различные знаменитости и супруги влиятельных людей.
Чем же привлекают такие отнюдь не дешевые косметички? Необычностью! Самые узнаваемые творения Джудит Лейбер выполнены в виде животных, плодов, цветов или сладостей (вспомните сумочку-пирожное из фильма «Секс в большом городе»). И традиционное оформление для таких ридикюлей — золото и стразы (кристаллы Сваровски).
Почему мы уделили столько внимания маленьким пафосным дамским аксессуарам? Дело в том, что Джудит Лейбер обращалась к теме трех обезьян, вернее, только одной обезьяны, заменяющей сразу трех.
Маленькая сумочка изображает собой обезьяну, закрывающую всеми своими лапками глаза, рот и уши. Мы помним, что подобная композиция предложена еще в XIX в. японским резчиком Кайгёкусаем (Масацугу) для традиционных аксессуаров — брелоков нэцкэ. И вот она снова повторена и опять для украшения аксессуара.
Но, в отличие от кайгёкусаевой обезьянки, обезьяна у Джудит Лейбер закрывается не полностью. Любопытство берет верх и она подглядывает в щелочку между пальцами одним глазом. Игривая деталь оживляет старую форму.
Сумочка предлагается в разных вариантах, но всегда блестящая, яркая и нескромно богатая.