Главный мировой коллекционер трех обезьян Эмиль Шуттетхельм обратил наше внимание на предметы, ранее не попадавшие в сферу интересов — опасные бритвы.
Бритва — вещь интимная и, если можно так сказать, ритуальная. Редко встретишь бо́льшую привязанность владельца, причем передающуюся по наследству из поколения в поколение. Поэтому у производителей весьма актуален вопрос создания успешного брэнда, ведь приученный, лояльный потребитель снова придет за бритвой той же марки.
В Германии многие производители бритв компактно сосредоточены в историческом центре металлообработки — городе Золинген (округ Дюссельдорф земли Северный Рейн — Вестфалия). Компания Шеффер унд Кох (Schäfer & Koch) с начала XX в. известна бритвами под брэндом «Kama» (по именам основателей, Карла Коха и Макса Шеффера.
Но, оказывается, это был не единственный брэнд производителей. На интернет-аукционах мы находим фотографии складных опасных бритв, отчего-то подписанных другой фамилией: Mäuser (Мойсер).
И на полотне клинка, и на его шейке (эрле), и на рукояти бритвы указан этот брэнд.
Конечно же, «Мойсер» повторено и на футляре и в сопроводительной документации.
Но, к примеру, на оборотной стороне шейки по-английски сказано, что бритва «произведена знаменитыми Шеффером и Кохом», а на некоторых футлярах написано (тоже по-английски) о создании в немецком Золингене из отличной шеффилдской (то есть английской) стали.
Вы, конечно, уже увидели, почему нас заинтересовали эти бритвы: логотип всюду сопровождается фирменным знаком — тремя обезьянами, которые не видят, не говорят и не слышат.
Если поискать по интернет-аукционам по результатам закрытых торгов, бритвы выпускались разных форм и размеров. Причем чаще всего они предлагались продавцами из Италии.
Попалась нам и «переходная» модель, правда, совсем «убитая»: на клинке и футляре надписи уже неразличимы, на эрле «Мойсер» и три обезьяны, а на рукояти «Кама».
Конечно, такой предмет мог быть и самосборным из деталей разных бритв.
И еще на одной бритве производитель пошел глубже и добавил третий бренд: у Шеффера и Коха есть бритвы «Мойсер», а среди них есть «Жемчужные бритвы» (Pearl's Razor). Надпись «Мойсер» с полотна клинка исчезла, ее место заняло изображение жемчужины в золотой раковине. А три обезьяны, повторенные дважды, фланкируют центральную картинку. Изображение на шейке и рукояти оставлено неизменным.
У всех продавцов бритвы в разном состоянии от идеального до плачевного, никто не знает или не говорит точные даты производства. Можно сказать только одно, что даже идеальные предметы не выглядят новыми. Некоторые продавцы называют возможный период от 1950-х до 1970-х гг.
Это немецкие товары, предназначенные на экспорт (о чем говорят исключительно англоязычные надписи на футлярах и самих изделиях). Причем как минимум большинство бритв попало в Италию (об этом свидетельствуют адреса продавцов и англоязычные тексты инструкций, которые напечатать дешевле, чем изменить штамп для металла). То есть это послевоенный экспорт.
Мы можем предположить, что изначальный брэнд «Кама» немцы-производители почему-то посчитали или недостаточно привлекательным для иностранцев, или встретили какие-то трудности в продвижении на зарубежные рынки, поэтому был придуман новый бренд. Вряд ли они рассчитывали на смешение с фамилией оружейников Маузер, известной всему миру, тем более сразу после войны. У «Маузера» буква «a» без надстрочных точек-умлаутов, отсюда и разница в чтении с «Мойзером».
Ну а три обезьяны должны были сделать товары привлекательнее и узнаваемее. Вряд ли в них вкладывался хоть какой-то смысл, они просто забавны и просто обязаны понравиться потребителям.
Судя по тому, что следы брэнда нам приходится откапывать по крупицам, расчет на обезьян не вполне оправдал коммерческие ожидания. Брэнд «Кама» на рынке известен лучше.
※