В австралийском городе Сидней на углу улиц Джорджа и Ливерпуля есть примечательное двухэтажное здание красного кирпича в итальянизированном викторианском стиле. Оно действительно построено в викторианскую эпоху, в 1886 г. Здесь размещался австралийский банк. С закрытием банка в 1998 г. здание сменило профиль и к олимпийским играм в Сиднее здесь в 2000 г. появился паб. А отличать это питейное заведение от других стали три обезьяны, усевшиеся на козырьке над входом. Паб так и называется «3 Wise Monkeys» (3 мудрые обезьяны). Это одна из популярных и узнаваемых достопримечательностей Сиднея
Паб 3 мудрые обезьяны, Сидней, Австралия | Фигуры трех обезьян |
Адрес паба 3 Wise Monkeys:
Официальный сайт паба 3 Wise Monkeys:
Главная достопримечательность австралийского города Сидней, его «визитная карточка» — эффектное здание оперного театра («Опера-хаус»), взметнувшее свои «паруса» над Сиднейской гаванью. Шедевру датского архитектора Йорна Утзона уже более 40 лет, оно включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но присмотритесь к фото: строгие геометричные структуралистские формы нарушаются каким-то ярким цветовым пятном. Давайте подойдем поближе!
Целую неделю в первой половине февраля 2016 г. жители и гости Сиднея могли наблюдать яркую необычную композицию: перед Опера-хаус уселись в классических позах не вижу/не слушу/не говорю разноцветные обезьяны. Дело в том, что 8 февраля по восточному лунному календарю наступает новый год, которому в «китайском зодиаке» соответствует символ обезьяны. Австралийский художник Лоренс Тэн (Laurens Tan) создал эту композицию к празднику.
Фигуры обезьян совсем не маленькие, человек теряется в их масштабе. Обезьяны восседают на карандаше, на котором написано название Сиднея по-китайски: 悉尼.
С наступлением темноты в честь нового года Опера-хаус подсвечен китайским красным цветом и обезьяны тоже начинают светиться.
Ночью обезьяны не менее эффектны, чем днем.
Мы уже отмечали труднообъяснимую связь трех обезьян с алкогольными напитками и питейными заведениями. По всему свету владельцы дают своему бизнесу и товарам «оригинальные» названия, связанные с обезьянами. На этот раз у нас пример из Австралии. В штате Новый Южный Уэльс производятся вина трех сортов, объединенные общей маркой «No Evil» («Без зла»).
Не видит зла вино шардоне из региона Тумбарумба, не слышит — совиньон блан из Оринджа, не говорит же красный шираз из нижнего течения реки Мюррэй и долины Макларен.
Винные этикетки решены достаточно лаконично: одно и то же крупное лицо шимпанзе с белыми диагональными крестами, закрывающими глаза, уши или рот.
В самом начале мая 2017 г. в Австралии прошел суд по делу о трех обезьянах. Верховный муфтий Австралии Ибрагим Абу Мохаммед подал иск к издательскому дому, выпускающему сиднейскую газету «The Daily Telegraph». Газета обвинялась в клевете, в связи с публикациями в ноябре 2015 г.
В 2015 г. во Франции произошли крупные террористические акты. В январе совершено вооруженное нападениие боевиков на редакцию сатирической газеты «Charlie Hebdo», 13 ноября 2015 г. произошла еще более кровавая серия терактов, центральным эпизодом которой стала бойня в концертном зале «Батаклан». Теракты совершены исламскими боевиками.
События вызвали бурную реакцию по всему миру. Различные национальные, международные и религиозные организации выступили с осуждениями терактов, обеспокоенностью сложившейся ситуацией и выразили соболезнования французскому народу.
СМИ Австралии высказали претензию к религиозному главе исламской суннитской общины страны Ибрагиму Абу Мохаммеду в том, что он, якобы, публично не осудил французские теракты.
На обложке «The Daily Telegraph», конечно же, не без помощи «фотошопа» изображался верховный муфтий в позах трех обезьян. Заголовок гласил «Немудрый муфтий», а подписи под каждой из фигур — «Не видит проблем», «Не слышит озабоченности» и «Не говорит по-английски».
Муфтий выждал около года и решил оскорбиться. В суде он сумел доказать, что на своей странице в «Фэйсбуке» все-таки осудил теракты, как и ранее осуждал терроризм. Суд встал на сторону Ибрагима Абу Мохаммеда. На каких условиях стороны пришли к примирению ни представители религиозного деятеля, ни журналисты не сообщают, однако подчеркивают, что обе стороны удовлетворены.
Есть повод вернуться к событиям Второй мировой войны. На этот раз мы рассмотрим австралийские ВВС, «Королевские военно-воздушные силы Австралии» (RAAF).
Австралия вступила в войну в качестве доминиона Великобритании. Довольно много австралийцев воевало в Европе, Средиземноморье и Северной Африке, но, безусловно, главным для Австралии стал тихоокеанский театр боевых действий.
Первая половина войны проходила под впечатлением мощного шока от разгрома японцами сил Великобритании в Азии. Стала реальной угроза захвата Японией Австралии. Лихорадочными усилиями собирались военно-воздушные подразделения, способные отразить авианалеты и десанты. В то же время Австралия сблизилась с новым, более экономически мощным союзником — США.
После перелома на тихоокеанских фронтах окрепшие RAAF в составе союзнических соединений, в основном, занимались бомбардировкой и фронтовой штурмовкой японцев.
В собрании фотодокументов Австралийского военного мемориала (Australian War Memorial) нас привлек один кадр из 1945 г. (инв. №P04247.001). Как следует из подписи, трое военнослужащих Королевских ВВС Австралии (RAAF servicemen) позируют с тремя японскими солдатами.
Сложно предположить предысторию фотографии: как ВВС могли контактировать пусть даже с пленными солдатами неприятеля? Музей не опознал даже австралийских персонажей снимка.
Знаков различия не видно. И та, и другая сторона облачены в тропический вариант формы. Австралийцы в шортах. У японцев обувь с обмотками. На левом военнопленном можно различить таби с отделением для большого пальца. У него же между ног, очевидно, лежит форменное полевое кепи.
Австралийцы демонстрируют доминирование и презрение к пленному противнику, двое из трех победителей поставили ногу на побежденных, которых, в свою очередь, заставили принять позы трех обезьян.
На обороте фотокарточки сохранилась надпись:
What we waited nearly four years to see. Three RAAF members demonstrate with the assistance of the Imperial Japanese Army the age old story of the three monkeys — speak no evil, hear no evil, see no evil. |
Вот чего мы ждали почти четыре года. Три члена Королевских ВВС Австралии демонстрируют при содействии Императорской армии Японии стародавнюю историю трех обезьян: не говори зла, не слушай зла, не смотри на зло. Перевод Исконно.ru |
Мы хотим отметить, что для инициатора постановки (видимо, собственно безымянного австралийского (?) фотографа) и, очевидно, для доминирующих персонажей снимка — молодых австралийских военнослужащих — знакома композиция с тремя обезьянами. Можно вспомнить, что союзническое командование пыталось воздействовать на японцев при помощи трактовки символики трех обезьян.
Вполне возможно, что для австралийцев посадить противника в эти позы означало лишь унижение и сравнение с обезьянами. В этом союзники последовательны: и американцы, и англичане не отказывали себе в подобных аналогиях.
Современное обучение, как и все массовые мероприятия сейчас трудно представить без аудио- и видеооборудования. Ничуть не удивительно, что появились компании, предлагающие разработку и создание соответствующих систем.
В Австралии у фирмы 3 Monkeys AudioVisual («Три обезьяны, аудио и видео») из Западного Перта главные клиенты — школы. А в названии и логотипе компании используется символика трех обезьян.
Три одинаковых обезьяньих мордочки изображены с наушниками, очками, которые одновременно являются телевизионными экранами с цифрой «3» и микрофоном.
Решение логотипа, безусловно, оригинальное, хотя и аналоги можно найти, например, у английской медиакомпании.
Три обезьяны используются не только в рекламных презентациях, но и изображены на здании, в котором размещается компания.
О чем нам говорит этот случай? Хотя обезьян в Австралии не водится, три обезьяны здесь — узнаваемый и привлекательный образ.
Мы уже давно изучаем символику трех обезьян в мировой культуре и много поводов для публикаций нам дают интернет-аукционы, на которых встречаются самые любопытные артефакты.
В этот раз нам на глаза попалась миниатюрная бутылочка в форме трех обезьян.
Центральная обезьянка закрывает лапкой рот, а боковые — один глаз и одно ухо соответственно. То есть перед нами не классическая, а производная композиция, некоторая художественная игра.
Бутылочка выполнена из стекла и снабжена резьбовой пластиковой пробкой из какого-то реактопласта (бакелит?).
На разных интернет-ресурсах находятся варианты с пробками разного цвета, с сохранившейся или нет раскраской и иногда со следами и остатками жидкости темного или зеленоватого цвета.
Получается, что продукция была массовой. Но что хранилось в этих бутылочках? Большинство аукционистов сходится, на том, что парфюмерия. Но происхождение каждый называет разное: Германия, Франция или Голландия. Зато в датировке все единодушны: 1930-е гг.
И лишь на одной из бутылочек мы видим сохранившуюся этикетку «Devon Violets». «Девонские фиалки» — англоязычное название обычных душистых фиалок — одного из древнейших растений, используемых в парфюмерии.
Поиски аналогов показали, что парфюмерные бутылочки сложных скульптурных форм с раскраской снаружи, винтовыми пластиковыми пробками и похожими по стилю (но не идентичными) этикетками «Devon Violets» использовали английские производители, в частности, Lownds Pateman из города Торки (Torquay) в графстве Девон (тогда фиалки действительно девонские).
И пока мы искали английские флаконы, нашли еще один:
Продавец из Австралии выставлял на торги флакон в форме трех обезьян, но не такого массового производства. Это матовое стекло. Сами фигуры обезьян (они здесь более классические в сравнении с английскими) выдуты в форме, но горловина сформирована стеклодувами вручную. И пробка здесь не резьбовая, а внутренняя. Эта технология старее той, по которой сделаны бутылочки, приведенные выше. И смена технологий происходила все в те же 1930-е гг. То есть бутылочку осторожно можно датировать 1910—30 гг.
Продавец уверяет, что на донышке различима марка Imex и название аромата «лаванда и мускус». Беглый поиск показывает, что парфюмерная фирма с таким названием когда-то существовала а австралийском Сиднее.
Нам любопытно, что на разных концах земли примерно в одно время символику трех обезьян использовали для оформления мало связанной с ней продукции. Чем должны пахнуть духи в форме обезьян? Вряд ли фиалкой или лавандой. Но производители посчитали, что так парфюмерия станет привлекательнее.