В украинском Николаеве есть (хоть и находится в тяжелом состоянии) оборонный Черноморский судостроительный завод, работавший на военно-морской флот СССР. В ходе работы образовывалось множество отходов цветных металлов, использовать которые повторно запрещалось из соображений надежности. Чтобы материалы не пропадали впустую, было принято решение наладить производство товаров народного потребления: из судовой бронзы изготавливали мелкую пластику: статуэтки, панно, пресс-папье, пепельницы и пр. Одним из самых дорогих изделий (целых 12 рублей) была пепельница, украшенная тремя обезьяньими фигурками. Один из редких случаев обращения к теме трех обезьян в СССР. Любопытно, что сперва изделия помечались знаком-логотипом завода «ЧСЗ», стилизованным под нос и надстройки корабля, и лишь потом решили, что «светить» оборонное клеймо не очень хорошо и стали ставить отдельную марку «НИМОР»
Мы уже отмечали тенденцию клонирования удачных зарубежных телесериалов. Если повторить (официально или не очень) историю, уже опробованную на аудитории, больше шансов добиться успеха.
Не являются исключением и полицейские сериалы. А если говорить о сериале с полицейской овчаркой, непременно вспомнится австрийско-немецкий «Комиссар Рекс» (Kommissar Rex), с 1994 г. триумфально прокатившийся по телеэкранам мира.
После завершения «Рекса» в Вене его подхватили итальянцы, перенеся действие в Рим. За итальянцами донашивали сериал словаки. И во многих странах были запущены подражания. Отечественным примером можно назвать «Возвращение Мухтара» (эксплуатирующий заодно и ностальгию по фильму 1964 г. «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным). Но не он один. На канале НТВ с 2016 по 2018 г. показывали многосерийный фильм с коротким названием «Пёс». Прокатчики происхождение фильма старательно умалчивают. Он снят в Киеве, но украинские создатели так же старательно обходят место действия. Это абстрактная полиция в абстрактном городе. Сериал изначально делался русскоязычным с планами продавать его русскоязычным зрителям, хотя основной зритель у сериала, безусловно, украинский (телеканал ICTV).
Сюжет незамысловат. Полицейского Макса Максимова (в исполнении российского актера Никиты Панфилова) выгоняют из органов, от него уходит жена, сам он уходит в запой, но смысл в жизни вновь появляется с немецкой овчаркой по имени Пёс. Макс с Псом на правах нештатных сотрудников вновь стали раскрывать разнообразные преступления (по случаю на небольшую серию). Приключения приправлены специфическим, не сказать, чтобы высокосортным юмором — и рецепт «жвачки для глаз» готов.
Нам интересна 19-я серия четвертого сезона. Она начинается со сцены квартирной кражи. Двое преступников ночью обносят квартиру, наполненную антиквариатом, но таинственная фигура, вышедшая из сумрака, сворачивает им шеи. Делом с двумя трупами заняты Макс, Пёс и коллеги. Ценности оказались в сохранности, пропала только дешевая фигурка обезьянки, приобретенная в антикварном салоне.
Макс, считая, что обезьянка может иметь какую-то значимость, допрашивает продавшего фигурку антиквара. Оказывается, всего обезьянок было три: не вижу, не слышу и не говорю и они разошлись по разным покупателям. К одному из покупателей они не успевают — тот тоже оказывается с переломленной шеей. А вот третьего успели предупредить — но тоже тщетно.
Надавив еще раз на антиквара, главный герой узнает, что тот занимался скупкой краденого, а обезьянки были украдены в аэропорту у пассажира, вернувшегося из Индии. Чемодан из-под обезьянок оказался предусмотрительно сохраненным, а с ним и адрес пассажира. Отправившись по указанному адресу, Макс застает таинственного убийцу с тремя обезьянками.
Мы слышим жалостливую историю убийцы. Его жена была безнадежно больна и врачи не могли помочь. В Индии он нашел шамана (?), а тот дал ему трех обезьян, которые могут исцелить от любой болезни. Но в аэропорту чемодан с обезьянами пропадает. А пока грустный антагонист собирал обезьян, ломая шеи налево и направо, его жена умерла.
Длительная сцена рукопашной битвы добра со злом и развязка нам уже не интересны.
Мы предпочитаем отметить, что символика трех обезьян продолжает завоевывать постсоветское пространство. И в массовом сознании (а сериал рассчитан на массового зрителя) она связана с экзотикой и мистикой, Индией и шаманизмом.
А сериал действительно массовый. И если в России он был не так заметен, на родине его одномоментно смотрел каждый пятый украинец, а общая аудитория в стране составила 29 млн чел. — огромный успех!
И еще отметим, что очень близкие к киношным по размеру и форме обезьянки нам знакомы, только в нашей коллекции они зеркальные (хотя существуют и цветные варианты). Скорее всего, реквизиторы перекрасили в черный первые попавшиеся фигурки.