Исконно.ruТема: СССР

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Ничего никому не скажу

ссылка ⚓

Ничего никому не скажу

Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу»

...Ничего не вижу, ничего не слышу,
Ничего не знаю, ничего никому не скажу...
Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой, Вероники Кругловой [смотреть Смотреть музыкальное видео  «Ничего не вижу», Вероника Круглова], Ирины Бржевской и Эдиты Пьехи.

Кадр из клипа Эдиты Пьехи «Ничего не вижу»
Кадр из клипа Эдиты Пьехи «Ничего не вижу»

Сложно сказать, подразумевал ли Лев Ошанин в стихах к этой довольно озорной песне символику трех обезьян или это просто совпадение. В воспоминаниях коллег поэта предполагается «древняя восточная символика», то есть без обезьян не обошлось.

А знали ли о трех обезьянах в Советском Союзе? Песня создана, видимо, в 1966 г. (для ансамбля «Дружба» с Эдитой Пьехой к фестивалю артистов эстрады «Весна-66»; этим же годом текст датируется в сборниках поэзии Льва Ошанина), а в 1968 г. увидел свет классический фантастический роман Ивана Ефремова «Час быка», в котором прямо упоминается (правда, в негативном ключе) символика трех обезьян. То есть для СССР того времени три обезьяны не были тайной.

Любопытно, что песня «Ничего не вижу» стала популярной не только на официальной советской эстраде, но и в советской контркультуре. Ее активно исполняли представители так называемого «сибирского андеграунда» — панкроковая группа «Гражданская оборона» или Янка Дягилева. Видимо, слова «ничего не вижу, ничего не слышу...» воспринимались «социально опасными» музыкантами в протестном ключе, как политическая сатира.

Если влияние обезьян на песню остается под вопросом, то влияние песни на обезьян несомненно. Во-первых, в русскоязычной среде очень часто любую композицию с тремя обезьянами могут назвать «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу» (или «не говорю»). Так вот это «ничего» — несомненный вклад поэта Ошанина. А во-вторых, закрепилась последовательность трех обезьян: «не вижу — не слышу — не говорю». Русскоязычный человек с большей долей вероятности назовет или изобразит обезьян именно в таком порядке в отличие, например, от англоязычного, где чаще иноая последовательность: «не слышу — не вижу — не говорю». Например, когда на советском оборонном заводе в украинском Николаеве начали производить скульптурные изображения трех обезьян, они расположились в соответствии со словами Эдиты Пьехи.

Темы: [СССР][песни] [стихи]

В противоположность коммунизму

ссылка ⚓

В противоположность коммунизму

Классик советской фантастики Иван ЕфремовПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам огромное внимание уделял социально-философской стороне описываемых миров. В своем, безусловно, основном произведении «Час быка» [Читать Читать текст книги Час Быка, Иван Ефремов] автор свел утопию с антиутопией. Сверхлюди, посланцы Земли, давно находящейся в состоянии светлого коммунистического счастья, прибывают на планету Торманс, населенную братьями-людьми, однако прозябающими под игом мрачного и уродливого олигархического капитализма.

Иллюстрация к «Часу быка», Галина Бойко и Игорь Шалито
Иллюстрация к «Часу быка», Галина Бойко и Игорь Шалито

Интересно, что в качестве символа, описывающего устройство общества-антиутопии, и при этом не просто чуждого, а противоположного коммунистическому обществу Ефремов выбрал статуэтку трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, принадлежащую главе олигархического «Совета четырех», управляющего Тормансом. Писателя не остановило даже то, что на чуждом Тормансе не было обезьян и тормансиане не должны были их знать: символика оказалась заманчивее правдоподобности.

Три обезьяны. Иллюстрация к «Часу быка», Галина Бойко и Игорь Шалито
Три обезьяны. Иллюстрация к «Часу быка», Галина Бойко и Игорь Шалито

Чтобы воспринимать мир во всей его красочности и глубине, надо обладать острыми чувствами. На столе у председателя Совета Четырех я видела символическую скульптуру. Три обезьяны: одна заткнула уши, другая закрыла лапами глаза, третья прикрыла рот. Так, в противоположность этому символу тайны и покорного поведения, человек обязан слышать все, видеть все и говорить обо всем.

Иван Антонович Ефремов
Иван Антонович Ефремов
Темы: [СССР][книги] [писатели]

Братья боевых кораблей

ссылка ⚓

Братья боевых кораблей

В украинском Николаеве есть (хоть и находится в тяжелом состоянии) оборонный Черноморский судостроительный заводПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, работавший на военно-морской флот СССР. В ходе работы образовывалось множество отходов цветных металлов, использовать которые повторно запрещалось из соображений надежности. Чтобы материалы не пропадали впустую, было принято решение наладить производство товаров народного потребления: из судовой бронзы изготавливали мелкую пластику: статуэткиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, панно, пресс-папьеПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, пепельницыПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам и пр. Одним из самых дорогих изделий (целых 12 рублей) была пепельница, украшенная тремя обезьяньими фигурками. Один из редких случаев обращения к теме трех обезьян в СССР. Любопытно, что сперва изделия помечались знаком-логотипом завода «ЧСЗ», стилизованным под нос и надстройки корабля, и лишь потом решили, что «светить» оборонное клеймо не очень хорошо и стали ставить отдельную марку «НИМОР»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам

Пепельница с фигурками трех обезьян, бронза, Черноморский судостроительный завод
Пепельница с фигурками трех обезьян, бронза, Черноморский судостроительный завод

Темы: [СССР][декоративно-прикладное искусство] [предприятия и организации, связанные с тремя обезьянами] [товары] [Украина]

Знак буржуазной жизни

ссылка ⚓

Знак буржуазной жизни

Наши корреспонденты присылают нам новые примеры использования символики трех обезьян в культуре, за что мы глубоко благодарны.

Британский драматург Фредерик Нотт (Frederick Knott) за свою жизнь написал всего три пьесы, две из которых оказались широко известны. Самым популярным оказалось детективное произведение «В случае убийства набирайте „М“» (Dial M for Murder, в отечественном переводе «Телефонный звонок»), написанное специально для телепостановки на BBC в 1952 г.

Вскоре телесценарий был адаптирован для театра, пьеса ставилась в Британии и США, где ее заметил гений триллера и мастер саспенса Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock), снявший по пьесе в 1954 г. одноименный фильм, признанный одной из лучших детективных лент США.

Пьеса пережила телепостановки в Германии и Индии, а в 1981 г. советская кинокомпания «Молдова-фильм» (творческое объединение «Лучафэрул») выпускает на экраны двухсерийный детектив «Ошибка Тони Вендиса». Позже, в 1998 г. состоится еще одна голливудская экранизация, «Идеальное убийство» (A Perfect Murder) с Майклом Дуглассом и Гвинет Пэлтроу, но мы остановимся только на советском фильме.

«Ошибка Тони Вендиса», Молдова-фильм, 1981 г.
«Ошибка Тони Вендиса», Молдова-фильм, 1981 г.

Сюжет советского фильма весьма близок к первоисточнику. Разве что действие перенесено из Лондона в Америку, да добавлены довольно натужные приемы, обличающие прогнившее капиталистическое общество.

Постановка камерная, почти всё действие происходит в одном помещении. Режиссер Василе Брескану разбавляет сцены вставками документальных съемок на улицах Нью-Йорка, а в качестве музыкального оформления использует композиции групп Pink Floyd и Kraftwerk, забыв указать их в титрах.

Итак, ушедший из спорта профессиональный теннисист Тони Вендис (в исполнении Игоря Костолевского) решает совершить идеальное убийство своей богатой жены (Милена Тонтегоде) руками бывшего однокашника (Александр Филиппенко), но планы неожиданно рушатся, а Тони придумывает новый хитроумный план. Детектив Джеймс Хаббард (литовский актер Вальдес Ятаутис) выводит Тони Вендиса н а чистую воду.

Причем здесь три обезьяны? Они тоже играют в этом фильме.

В самом начале второй серии детектив Хаббард приходит в дом Тони и его жены, представляется, осматривается и начинает расспрашивать о подробностях дела, расхаживая по комнате. Он подходит к шкафу, весь антураж которого должен символизировать безбедную зарубежную жизнь и берет в руки небольшую статуэтку.

Детектив Хаббард (Вальдес Ятаутис) рассматривает фигурку трех обезьян. Кадр из фильма «Ошибка Тони Вендиса»
Детектив Хаббард (Вальдес Ятаутис) рассматривает фигурку трех обезьян. Кадр из фильма «Ошибка Тони Вендиса»

Камера переключается на крупный план и мы видим трех обезьянок, которые не видят, не слышат и не говорят.

Три обезьяны. Кадр из фильма «Ошибка Тони Вендиса»
Три обезьяны. Кадр из фильма «Ошибка Тони Вендиса»

Прерывая свое пространное рассуждение, детектив замечает: «Хорошая вещь!» (очевидно, привлекая внимание зрителей к статуэтке), возвращает обезьянок на полку. Больше к ним в фильме не возвращаются.

Ни у Нотта, ни у Хичкока обезьянок нет. Вероятно, эта сцена придумана режиссером Василе Брескану. Что он мог пытаться выразить подобной символикой? В первую очередь, конечно же, тайну, с которой столкнулся детектив, тщательно скрываемую истину. Вспомним, что с похожим значением три обезьянки использовались в одной из экранизаций набоковской «Лолиты».

А откуда вообще могли взяться эти обезьянки в СССР? Посмотрим на них еще раз. Материал напоминает кость (или ее имитацию), фигурки выполнены резьбой, причем довольно грубо. Глядя на них, думаешь о массовой сувенирной продукции. Фигурки закреплены на дугообразном, видимо, деревянном постаменте с различимой двойной ступенькой.

На одном антикварном сайте нам встретилась если не аналогичная, то очень близкая композиция:

Три обезьяны. Фото с сайта АртАнтик (artantique.ru)
Три обезьяны. Фото с сайта АртАнтик (artantique.ru). Предмет №38399

Та же кость, грубоватая техника, дугообразная подставка из твердого дерева с двойной ступенькой. Похожие размеры (9 × 5,2 см). Разница только в мелких деталях.

Продавцы называют местом происхождения Китай и датируют предмет первой половиной XX в.

Китайская безделушка могла быть частью пестрого и, честно говоря, нелепого антуража, изображающего в кадре «западную жизнь», вместе с вожделенным значительной частью советского населения фирменным магнитофоном, алюминиевой банкой из-под пива или бутылкой водки «Смирнов», выставленной в качестве украшения интерьера.

Темы: [СССР][фильмы]

 Родительские темы

[страны]
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
О проекте / координаты
Новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Яндекс Дзен Яндекс Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест