В австралийском городе Сидней на углу улиц Джорджа и Ливерпуля есть примечательное двухэтажное здание красного кирпича в итальянизированном викторианском стиле. Оно действительно построено в викторианскую эпоху, в 1886 г. Здесь размещался австралийский банк. С закрытием банка в 1998 г. здание сменило профиль и к олимпийским играм в Сиднее здесь в 2000 г. появился паб. А отличать это питейное заведение от других стали три обезьяны, усевшиеся на козырьке над входом. Паб так и называется «3 Wise Monkeys» (3 мудрые обезьяны). Это одна из популярных и узнаваемых достопримечательностей Сиднея
Паб 3 мудрые обезьяны, Сидней, Австралия | Фигуры трех обезьян |
Адрес паба 3 Wise Monkeys:
Официальный сайт паба 3 Wise Monkeys:
Территория Израиля имеет вид узкого клина, направленного вниз, на юг. В самой южной точке, на острие этого клина находится курортный городок Эйлат (אילת), единственный израильский город на побережье Красного моря (в заливе Акаба, отделяющем Синай от Аравии). Эйлат сейчас по сути главный круглогодичный курорт страны и большинство населения тем или иным способом обслуживает и развлекает туристов.
Естественно, в Эйлате процветает насыщенная ночная жизнь, в нем немало баров и ночных клубов, а один из самых известных (но при этом не самый дешевый) находится у пятизвездочного отеля Royal Beach by Isrotel и называется Three Monkeys Pub (англ. «паб Три обезьяны», ивр. פאב המנקיס). Это заведение открыто каждую ночь и принимает гостей с 18 лет. В нем звучит живая музыка и часто играют приглашенные звезды разной величины. А социальные сети просто забиты фотографиями посетителей, позирующих у главного символа паба — трех крупных статуй обезьян, которые не видят, не слышат и не говорят.
Америка не была бы Америкой без голливудской «фабрики грез». Окраина Лос-Анджелеса с довольно диким названием «Остролистовая роща» вдруг стала ассоциироваться с богатством и роскошью. Небывалые деньги, приносимые бурно растущей киноиндустрией, потянули за собой развитие инфраструктуры отдыха, шопинга и развлечений. «Золотой треугольник» с Беверли-Хиллз стал желанной мечтой о блеске, славе и беззаботной жизни.
Ярких голливудских звезд должны обслуживать не менее яркие голливудские рестораны. А для того, чтобы запомниться, нужно найти свою изюминку, чем-то выделиться на общем фоне.
В 1936 г. Гарри Шугерман (Harry «Sugie» Sugarman) открыл ресторан «Tropics» («Тропики»). Это было одно из первых американских заведений, эксплуатирующих тему полинезийской (очевидно, в первую очередь, гавайской) экзотики. Гавайи еще не стали американским штатом, название Перл-Харбор еще мало кому знакомо, основные ассоциации связывались с благодатным климатом, природным изобилием и обнаженными туземными красотками. В интерьерах использовался бамбук и ротанговая мебель.
Ресторан действительно получил известность, этому помогала активная реклама всеми доступными способами. Среди рекламных образов вполне ожидаемые пальмы, прекрасные аборигенки (чаще всего топлесс) и, неожиданно, три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят. Сложно сказать, что именно подтолкнуло рестораторов к подобной идее. Да, пальмы с обезьянами — универсальный образ тропической экзотики (хоть и далекий от Полинезии). Но «три мудрые обезьяны» в довоенных США достаточно четко связывались с Японией.
Как бы там ни было, трех обезьян изображали в печатной продукции: на меню, в рекламе, на особых жетонах...
Ресторан сменил несколько владельцев и, похоже, адрес, но не сохранился до нашего времени. Нам достался только яркий пример применения символики треех обезьян в довоенной Америке.
Мы неоднократно отмечали популярность символики трех обезьян у владельцев заведений общественного питания по всему миру. Дошло время и до российского Дальнего Востока.
В самом центре Хабаровска (ул. Муравьёва-Амурского, 7), в цокольном этаже торгового центра «Лотос» открылось кафе «Три обезьяны». Правда, в дескрипторе официального логотипа заведения указан немного другой тип заведения: «Азиатская обжираловка».
У владельцев бизнеса это уже не первое заведение в городе и везде они предлагают не просто пищу, а игру, выстраивая небольшой закрытый мир. В «Трех обезьянах» это джунгли неопределенной географической принадлежности. В интерьере китайские бумажные фонари, персонал обращается к вам «господин», в меню японская лапша рамэн и вьетнамский суп фо бо...
...А на стене неожиданно может встретиться африканский девиз на суахили: «Акуна Матата!»:
И, конечно же, не обошлось без собственно обезьян, например, вот они не видят, не слышат и не говорят зла:
Короче говоря, три обезьяны для создателей заведения означают экзотику. Совсем как в Голливуде 1930-х гг.
Гей-бары и гей-клубы, заведения, обслуживающие гомосексуальных клиентов, известны достаточно давно. Где и когда появилось первое из них, уверенно сказать невозможно, свои истории есть во многих европейских городах, так одним из первых в новейшей истории случай зафиксирован в Англии: в 1810 г. была проведена облава на бар «Белый лебедь» (The White Swan) в Вестминстере, было казнено два содомита.
В Москве первым относительно официальным гей-клубом, видимо, был «Три обезьяны», открытый в 1995 г. Заведение в целевой среде стало культовым, в нем бывали не только звезды столичной богемной тусовки, но и Жан-Поль Готье, Марк Алмонд или Бой Джордж.
Клуб несколько раз менял адрес, переживал набеги и облавы, пока не закрылся в начале 2000-х гг.
14 июня 2019 г. «Три обезьяны» снова возродились. Один из организаторов прошлого заведения открыл клуб на новом месте под старым названием.
Новые «Три обезьяны», находящиеся рядом с зоопарком (ул. Большая грузинская 2/12), несколько сменили направленность, теперь это танцевальный ночной клуб со слоганом «Музыка, которой много». В клубе больше нет «темных комнат», но несколько танц-залов и много электрического света.
За время закрытия клуба в столичном гей-сообществе набрали популярность другие тематические заведения, так что новым старым «Трем обезьянам» придется постараться, чтобы вернуть прошлую славу.
Нам следует отметить, что минимум в 1990-х гг. символика трех обезьян была привлекательной в гомосексуальной среде российской столицы и, очевидно, одним из значений названия и логотипа читалось сохранение тайны клуба по интересам.