Для американского документального сатирического антирелигиозного фильма 2008 г. «Religulous» (от англ. religious — религиозный и ridiculous — смехотворный, в русском переводе «Верующие» и «Религиотизм») созданы постеры и упаковка с изображением трех обезьян с символикой трех авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама.
Одним из основателей и «лицом» английской рок-группы «Genesis» [дже́незис] был Питер Гэбриэл (Peter Gabriel), но в 1975 г. он решил покинуть группу, занявшись сольной карьерой.
Коллектив был на грани распада и долго искал нового солиста, было отвергнуто 400 претендентов, пока не попробовали в этом качестве своего же барабанщика Фила Коллинза (Phil Collins), имевшего опыт бэк-вокала. И выбор оказался удачным: группа стала весьма успешной в коммерческом плане. Фил не только пел, но и принимал участие в создании композиций и в их звучания. Из-за личных проблем коллектив мог потерять и Фила Коллинза, но после развода он полностью посвятил себя творчеству. На этот период и пришлось создание одиннацатого альбома группы, Abacab.
Альбом был более «поп», чем «рок», но пришелся по вкусу и критикам, и слушателям, став дважды платиновым. На некоторые песни были сняты видеоклипы, некоторые были выпущены в качестве синглов.
В оригинальном видеоклипе [смотреть ] на песню «Keep It Dark» авторы-исполнители (Бэнкс, Коллинз и Резерфорд) принимают позы трех обезьян
На обложке же пластинки-сингла с этой песней использована фотография статуэтки трех обезьян. Забавно, что оборотную сторону обложки украшает фото той же статуэтки сзади.
Фигурка показалась нам знакомой и действительно, в каталоге за 1932 г. английской фирмы Pearson-Page Co. (только-только переименовавшейся из John Jewsbury and Co Ltd.) нашлись очень похожие образцы разного размера:
Размеры даны в дюймах (от 31 до 73 мм), а цена — в шиллингах за дюжину.
Причем фирма называет себя «специалистами в репродукции меднолитых изделий». То есть оригинальная форма может принадлежать не им и быть намного старше. То есть «Дженезис» использовал фигуурку, известную в Британии около полувека (если не больше).
В рекламе затычек для ушей (берушей) от компании Ohropax немецкое рекламное агентство BBDO Campaign Düsseldorf использовала образы трех обезьян: Обезьяна «не слышу» (кикадзару) не закрывает уши руками, т. к. пользуется берушами.
Французский дом моды Луи Виттон (Louis Vuitton) давно превратился в мировую империю, захватывающую столицы и крупнейшие города Земли в том числе при помощи яркой и агрессивной рекламы. В бутиках Луи Виттона к сезонам распродаж 2014 г. обновилось оформление. Теперь там властвуют золотые пальмы и яркие обезьяны. Но самое сильное впечатление (судя по обилию фотографий в социальных сетях) на зрителей оказывает композиция, где три обезьяны закрывают лапками глаза, уши и рот. Только не себе, а манекенам, демонстрирующим одежду от Виттона. Интересная находка дизайнеров!
Интернет-гигант Google кроме поиска в Сети предлагает множество разнообразных сервисов, в том числе и электронную почту. А для того, чтобы успешно конкурировать на довольно тесном рынке, постоянно проводит улучшения своих продуктов.
27 февраля 2015 г. в различных социальных сетях русскоязычная служба Google объявила о нововведении. Теперь пользователь может игнорировать некоторые переписки в своем почтовом ящике, чтобы не получать назойливые уведомления о новых сообщениях. Улучшение не революционное, но, может быть, кому-то и облегчит пользование почтой.
Нам же интересна форма, в которой Google рекламирует новую особенность. Это картинка с кратким призывом, узнаваемым логотипом и классической композицией с тремя обезьянами. Изображения обезьяньих лиц геометричны, абстрактны, используют «плоский» дизайн с элементами фирменного стиля «Material Design» и цветовую гамму, пересекающуюся с почтовым логотипом. Но для привлечения внимания использованы акценты яркого красного оттенка — руки, закрывающие глаза, уши и рот. Очевидно, что для дизайнера объявления три обезьяны служат символом игнорирования нежелательной информации, что отражено в подписи-призыве.
Если отбросить ханжество, услуги «отелей на час» должны быть весьма востребованными в городах. Россия имеет не очень большой опыт создания таких отелей, но можно оглянуться на Японию. Всемирно известные рабу хотэру (гостиницы любви) сейчас считаются ярким проявлением японской культуры. В условиях традиционно достаточно тесного проживания с малым количеством комнат, когда дети делят жилье с родителями, возможность уединиться и расслабиться (не только любовникам, но и семейным парам) весьма важна. Кажется, мы в этом плане мало отличаемся от японцев, поэтому «отелям на час» должен сопутствовать успех (только если вдруг их не победят воинствующие моралисты).
Одной из первых российских цепочек «отелей на час» стала сеть со странным, но запоминающимся именем «Подушкин». Сеть активно рекламирует себя в социальных сетях, используя разные образы. И среди рекламных объявлений попадаются посты с тремя обезьянами. Пусть это всего лишь готовая, стоковая фотография, основная идея сообщения сразу ясна:
«...мы гарантируем всем нашим посетителям конфиденциальность пребывания, вне зависимости от их сексуальной ориентации, цвета кожи и конфессиональной принадлежности. Мы абсолютно толерантны!..»
23 июня 2016 г. в Великобритании прошел референдум о выходе из Европейского союза. С небольшим перевесом победили сторонники выхода. Недовольством результатами решили воспользоваться многие компании. Например, крупнейшая бюджетная авиакомпания Европы, ирландская Ryanair использовала в соцсетях провокационную рекламу.
В позах трех обезьян изображены ключевые фигуры, выступавшие за брексит (выход Британии из ЕС): Найджел Фараж (Nigel Farage), лидер Партии независимости Соединенного Королевства, Борис Джонсон (Boris Johnson), бывший лондонский мэр и Майкл Гоув (Michael Gove), министр юстиции Великобритании. В соответствующих подписях сказано «Не слышать Европу», «не видеть Европу» и «не говорить о Европе». Основной рекламный слоган гласит: «Планируете бежать? 24-часовая распродажа: 1 миллион мест по цене от 9,99 фунтов»
В России в год столетия октябрьской революции главной и, по сути, единственной темой оппозиции существующей власти служит борьба с коррупцией.
Главный рупор оппозиции — «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, главный повод, сплотивший его сторонников — фильм о коррумпированности номинально второго лица государства.
Это действительно чрезвычайно больная и неразрешимая в рамках существующей системы проблема. Государство, его органы и представители, ответственные за противодействие коррупционным схемам, выглядят на фоне перманентных скандалов с чиновниками всех уровней, мягко говоря, очень бледно. Даже показательные процессы, доведенные до конкретных приговоров суда, ничуть не меняют картину. Коррупция выглядит всеобъемлющей и системообразующей. Тотальный контроль за телевидением, практически полное подчинение иных СМИ, попытки подавления свободного распространения информации в интернете не спасают власть от недовольства населения и связанных с ним страхов. Попытки переключения внимания на иные информационные поводы работают все хуже и сопряжены со все большими издержками. Власть теряет повестку дня и тем интереснее попытки за ней угнаться.
Один из главных государственных органов, который призван бороться с коррупцией — Генеральная прокуратура Российской Федерации, возглавляемая в настоящий момент человеком с фамилией Чайка, неоднократно упоминавшейся в коррупционных схемах. Наш корреспондент сообщает о весьма любопытном рекламном плакате, встреченном в московском метро.
Генпрокуратура объявила конкурс на создание социальной рекламы под лозунгом «Прокуратура против коррупции». Конкурс проводится на площадке «Новый Взгляд» под крылом прокремлевской организации «Мир Молодёжи». Любопытно также, что председателем жюри конкурса является депутат-«гиперпатриот» от «Единой России» Сергей Железняк, равно известный многочисленными законопроектами, ограничивающими свободу распространиния информации и не менее многочисленными коррупционными скандалами.
Итак, реклама должна убедить общество (и, прежде всего, молодежь, конкурс-то молодежный), что прокуратура все-таки борется с коррупцией. На плакате трижды повторенная фотомодель закрывает рот, глаза и уши, повторяя классическую схему трех обезьян. Подписи призывают «Не молчи! Не закрывайся! Не отстраняйся!», что в сочетании с темой «прокуратура против коррупции» выглядит по меньшей мере двухсмысленно. К кому обращены призывы? К прокуратуре? Это она не говорит о коррупции, не хочет ее видеть и слышать о ней?
Не является ли Железняк тайным сторонником Навального?
После поражения в арабо-израильской «Войне Судного дня» (1973 г.) арабские страны объявили эмбарго на поставки нефти государствам, поддержавшим Израиль. Разразился мировой энергетический кризис, цена на нефть подскочила вчетверо.
Серьезнее всего кризис сказался на автопроизводителях. Эпоха огромных, мощных, быстрых и прожорливых машин завершилась навсегда. Мировые автомобильные компании задумались об установке дизельного двигателя на легковые автомобили. Дизель, ранее связывавшийся с тракторами, танками и тепловозами, должен стать конкурентом бензиновому мотору.
Дизельный двигатель несколько экономичнее бензинового и требует более дешевое топливо, на которое в некоторых странах действуют еще и налоговые льготы. Все было бы здорово, если бы не множественные недостатки: дизельный двигатель дорог, сложен в обслуживании, у него меньшая удельная мощность, он шумен и очень неэкологичен.
В январском номере британского журнала «Motor Sport» («Моторный спорт» ) за 1990-й г. 21-я страница была отдана под рекламу немецкой фирмы «Volkswagen». Иллюстрация была нетипичной для автомобильного издания и поэтому запоминающейся: не машины и не девушки, а три детеныша шимпанзе в позах, напоминающих классическую схему трех обезьян, но с одним отличием: один из персонажей вместо рта зажимает нос.
Рекламный слоган гласил:
«Не вижу дизеля. Не слышу дизеля. Не нюхаю дизеля.»
Трактовка неоднозначна. То ли обезьяны настолько консервативны, что знать не желают никаких шумных и пахнущих дизельных моторов, то ли наоборот, оценив преимущества дизельного Фольксвагена, не видят в нем традиционных для дизеля недостатков.
Текст с изрядной долей рекламных уловок сообщает, что дизельный двигатель от Фольксвагена очень экологичен, он выбрасывает в окружающую среду меньше оксида углерода (и это правда, но неэкологичен дизель не из-за этого, а из-за выбросов углеводородов, оксида азота и сажи, для дожигания которых и нужен каталитический нейтрализатор, превозносимый в следующих абзацах).
Как бы то ни было, эта старая реклама стала как никогда злободневной через четверть века. В 2015 г. компания Volkswagen попалась на махинациях именно с дизельными двигателями и их выбросами в атмосферу. Дело в том, что требования экологичности напрямую противоречат мощностным и динамическим характеристикам двигателя. Дизель можно «задушить» настройками, чтобы он почти не выбрасывал вредных веществ и он окажется очень вялым. И наоборот, резвый дизель, который нравится водителям, будет выбрасывать столько гадостей, что не понравится никаким тестам на экологические нормы. Фольксваген на своих дизельных машинах во время проведения тестов на выбросы переводил двигатели в особый «экологичный» режим, а на дороге отрывался по полной.
Обнаруженный американцами подлог пролил свет на масштабы аферы: 11 миллионов дизельных автомобилей по всему миру обманывали тесты на выбросы. Скандал Фольксвагена с выбросами (VW-Abgasskandal) часто называют «Дизельгейтом» (dieselgate) по аналогии с уотергейтским скандалом, стоившим Ричарду Никсону президентского кресла. А как мы помним, во времена Уотергейта одним из самых распространенных символов скандала были три обезьяны.
И теперь три обезьяны из старой рекламы применимы не только к потребителю, но и к самой компании Фольксваген: именно она скрывала правду о дизеле, не желая видеть, слышать и говорить о выбросах в атмосферу.
Доктор Джон Харви Келлог (John Harvey Kellogg) был странным человеком. Пропагандист здорового образа жизни, по сути создавший первый комплексный санаторий, в котором пациентов лечили диетами, клизмами и физическими упражнениями для своего времени придерживался весьма прогрессивных идей. Но у него были собственные взгляды на сексуальность и чувственность, любые проявления которых доктором порицались. Келлог ставил в пример тот факт, что ни разу в жизни не имел половой связи с собственной супругой. Все многочисленные дети доктора были приемными, на них, как и на пациентах Келлог разрабатывал свои идеи.
Главным врагом Келлога стала мастурбация. Ее он считал чистым злом и причиной множества болезней. Рекомендовал связывать руки, использовать специальные надеваемые клетки, пытки электрическим током, иные способы причинения физической боли и пр. Ради профилактики он сам себе провел обрезание в возрасте 37 лет и, практически, исцелился (на портрете выше он все еще подвержен зловредной привычке). Кстати, именно научными работами Келлога в США введена практика массового нерелигиозного обрезания мальчиков (91% белых мужчин США за исключением латиноамериканцев обрезаны).
Но мы немного отвлеклись, хотя главная тема нашей статьи близка. Келлог проповедовал важность диет. Мясные блюда вызывают чувственность и сексуальные желания, поэтому должны быть полностью исключены. Но подопытных (и пациентов, и детей) нужно чем-то кормить. Дальше будет пересказ известной легенды.
Однажды по какой-то причине на кухне заведения Келлога забыли готовое тесто. По одной из версий оно было пшеничным, по другой — кукурузным. Когда о тесте вспомнили, оно уже успело испортиться и засохнуть. Было жалко, что добро пропадает и Джон Келлог приказал раскатать и обжарить то, что осталось. Продукт подсыхал и надувался. То, что получилось в итоге, дали пациентам. Ко всеобщему удивлению, они съели странные хрустящие штуки охотнее обычных вегетарианских блюд. В версии, где тесто было пшеничным, Келлог экспериментировал, подбирая удачный рецепт, пока не остановился на кукурузе. В версии с кукурузным источником экспериментировать не требовалось и Келлог просто повторял случайный успех. Так были изобретены кукурузные хлопья, одна из основ диеты Келлога, спасающая от рукоблудия и заменяющая мясо растущим организмам.
Если же вернуться к документальным событиям, бизнес-потенциал продукта осознавал и сам Джон, запатентовав технологию (причем для любых злаков) 31 мая 1895 г. и основав компанию по производству хлопьев. Но то, что действительно нужно рынку, понял его брат, Уилл Кит Келлог, предложивший добавит в кукурузные хлопья сахар. Джон был против и братья разругались. Уилл основал собственную компанию по выпуску сладких хлопьев и завоевал рынок. Через какое-то время только его, Уилла Келлога компания по суду получила право на фамилию «Келлог». И именно сахарные хлопья, рекламировавшиеся как «здоровая еда», изменили пищевые привычки Америки, заняв место привычного завтрака.
Реклама «кукурузных хлопьев Келлога» всегда была яркой и агрессивной, используя различные приемы воздействия на основных потребителей (детей) и покупателей (мам), иногда встречая противодействие, когда реклама запрещалась, как вводящая в заблуждение о низкокалорийности продукта. Но это будет уже в XXI веке, а мы пока остановимся в 1980-х гг., когда всё было разрешено.
1980-й год. Компания «Kellogg's» запускает на телевидении новую видеорекламу хлопьев «Honey & Nut Corn Flakes» со слоганом «Аромат, который вы можете увидеть, услышать и попробовать». Одновременно с произнесением слогана на экране появляются три одинаково одетых ребенка разного возраста, закрывающие руками глаза, уши и рот.
Звучит навязчивая мелодия с вопросами, задаваемыми хором «Ты это видишь? Ты это слышишь? Ты ощущаешь этот вкус?» на что дети по очереди, разжав руки, отвечают. Потом для закрепления песня повторяется, но вопросы для разнообразия задают дети, а отвечает хор.
Очень типичная американская музыкальная реклама привлекла нас нестандартным использованием символики трех обезьян: маленькие обезьянки Келлога вместо того, чтобы не видеть, не слышать и не говорить, видят, слышат и пробуют на вкус этот питательный завтрак. Но для того, чтобы быть узнанными, герои ролика повторяют классические обезьяньи позы.
Очевидно, ролик был признан успешным, так как в следующем году появилось его продолжение. В нем под ту же мелодию уже другие, но не менее счастливые дети закрывают глаза, уши и рот своим счастливым родителям и бабушке.
Хлопья Келлога едят уже не только дети, но и все три поколения дружной семьи за общим столом, распевая веселую песенку.
В мире достаточно много популярных безалкогольных напитков. Один из них — «имбирный эль» (по-английски ginger ale), газировка со вкусом имбиря.
Вопреки названию, имбирный эль настоящим элем (родом пива) не является. Да и процесс брожения для его карбонизации (насыщения углекислым газом) вряд ли кто-то из производителей еще использует. Проще, дешевле и надежнее искусственно газировать напиток. А без брожения в «эле» не будет даже следов алкоголя.
Появился напиток, вроде бы, в Ирландии, но настоящую популярность получил в Америке. А ассоциируется часто еще с одной страной — Канадой.
Канадский фармацевт Джон Маклафлин (John J. McLaughlin) управлял одной из крупнейших аптек в американском Нью-Йорке. В то время газированная вода продавалась в аптеках в качестве лекарства, но многие покупатели полюбили газировки, особенно сладкие и ароматизированные.
Решив открыть собственный бизнес, Маклафлин в 1890 г. вернулся в Канаду, в Торонто и открыл завод по производству газированной воды. Разрабатывая рецепты вкусовых добавок, Джон Маклафлин обратил внимание и на имбирные эли, которые уже предлагали некоторые производители. Но свой вариант напитка, появившийся в 1904 г., фармацевт сделал менее сладким.
По аналогии с винами, которые могут быть «сладкими» и «сухими», газировку назвали «сухим» (dry) имбирным элем. Эпитет оказался удачным, продукцию заметили, а вскоре и вся компания была названа Canada Dry («канадский сухой»).
Постепенно главными покупателями стали американцы и основное производство было вынесено в США. А основной рост популярности и узнаваемости пришелся на период американского «сухого закона». Но вовсе не из-за того, что имбирный эль мог заменить американцам запрещенный алкоголь, а потому как делал приемлемым вкус любого, даже низкопробного самодельного алкогольного напитка: самогона, виски или бренди.
Как бы то ни было, компания Canada Dry всегда внимательно относилась к рекламе. Можно проследить, как год за годом выпускались весьма качественные красочные плакаты и журнальные страницы, рекламирующие напитки компании.
Мы обратили внимание на журнальную рекламу из далекого 1945-го г. Canada Dry на полную страницу рекламирует два своих продукта: содовую и имбирный эль. Причем не как самостоятельные напитки, а как добавки для коктейлей.
В верхней части страницы изображена статуэтка с классическими тремя обезьянами. Подписи тоже классические: у двух первых обезьян «Не говорить зла», «Не смотреть на зло». Но у третьей обезьяны часть подписи закрыта коктейльным стаканом (хайболом) и читается только «Слышать».
Рекламный слоган продолжает: «...но слышать что-то хорошее». И действительно, третья обезьяна открыла свои уши и слушает, как пузырится напиток в стакане.
Текст продолжает игру слов, противопоставляя «злу», от которого закрываются обезьяны, «добро» (goodness, можно передать как «доброкачественность» или даже «совершенство»), которое можно услышать. Коктейли с добавками Canada Dry оживают, пузырятся и искрятся до последнего глотка. А имбирный эль превращает скучный напиток в «шампанское».
Это весьма любопытный пример творческого переосмысления обезьяньей композиции. Но чтобы используемый прием сработал, аудитория должна быть хорошо знакома с оригинальной троицей и считывать комичность ее производной.
Кстати, компания Canada Dry существует и по сей день (теперь, вроде бы, принадлежит «Доктору Пепперу») и выпускает довольно широкий спектр «имбирных элей» в разных странах. В России продукция не является какой-то редкостью, правда, скорее всего, газировка будет привезена из Польши.
Но об обезьянах «Канадский сухой» больше не вспоминает.