Исконно.ruТема: христианство

Три обезьяны в культуре и искусстве 3 обезьяны в культуре и искусстве Облако тем Облако тем Темы по алфавиту Темы по алфавиту

Обезьяны из пирога

ссылка ⚓

Обезьяны из пирога

Один из древнейших христианских праздников — Богоявление (Эпифания) — в православии больше связывается с событиями крещения Христа, а вот в католичестве это память о евангельском эпизоде поклонения волхвов (волхв — славянское слово, в западноевропейских языках это «короли» или «маги»). Праздник, приходящийся на 6 января, имеет множество традиций, одна из которых — непременный пирог волхвовПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Рецепт и внешний вид пирога разнится от региона к региону, но одна деталь неизменна — запеченный в пироге сюрприз.

Пирог волхвов
Пирог волхвов с бутафорской короной бобового короля. Франция

Традиция подобного пирога с сюрпризом восходит к дохристианским, древнеримским временам и вполне устойчива на протяжении всей европейской истории. В простейшем случае в пирог запекался обыкновенный боб. Пирог делили на всех участников, а тот, в доле которого находился боб, объявлялся «бобовым королем», главой праздника. Все присутствовавшие чествовали «короля», а он распоряжался застольем. К теме бобового короля многократно обращался (ни разу не повторяясь в композиции) фламандский живописец Якоб Йорданс, по его полотнам можно представить, как проводился праздник.

Якоб Йорданс. Бобовый король
Якоб Йорданс. «Бобовый король«, 1638 г. Холст, масло

Традиция никуда не делась и поддерживатся в ряде стран, только вместо боба в настоящее время часто запекаются специальные керамические или металлические фигурки-сюрпризы. Раньше на религиозную тематику (младенец Христос, ангелы или те же волхвы) а сейчас и вообще абстрагируясь от темы праздника, например, с героями диснеевских мультфильмов.

Коллекционирование фигурок из пирога волхвов стало отдельным увлечением — фабофилией. Так вот фабофилисты знают, что среди фигурок сюрпризов не редка тема трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

«Боб» для пирога волхвов с изображением обезьян «слушай, смотри, молчи»
«Боб» для пирога волхвов с изображением обезьян «слушай, смотри, молчи» (audi, vide, tace). Франция, 1987. Керамика. Примерно 25×20 мм

Вообще символика трех обезьян на удивление часто пересекается с темой трех волхвов. Обезьяны выступают их шутовским подобием. Мы уже отмечали подобный случай в Кёльне. В английском языке слышится созвучие трех волхвов «three wise men» (три мудреца) с тремя мудрыми обезьянами «three wise monkeys», так что шутки просто неизбежны.

Темы: [христианство][блюда] [еда и напитки]

На скрижалях Завета

ссылка ⚓

На скрижалях Завета

С. (Сидни) ХаррисАмериканского художника-карикатуриста, скрывающегося за подписью «S. Harris», можно назвать патриархом научной карикатуры. Кажется, нет отрасли человеческого знания, к которому не приложил перо таинственный «S.» (говорят, на самом деле его зовут Сидни, Sidney). Как минимум с 1955 г. он через комичное популяризирует науку, публикуя свои рисунки в том числе в научных журналах и учебниках.

Но нас привлекла одна из карикатур Сидни Харриса с нетипичной, религиозной тематикой. По задумке автора, она, скорее всего, антиклерикальная, высмеивающая основы христианства.

С горы спускается Моисей, бережно несущий полученные от Бога скрижали. На скрижалях вместо привычного декалога или традиционного еврейского алфавита изображены три обезьяны.Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам.

Карикатура Сидни Харриса с тремя обезьянами
Карикатура Сидни Харриса с тремя обезьянами

Почему обезьяны? Давайте вспомним оригинальные скрижали Завета. Пророк Моше (Моисей) на горе Синай получил от Бога две каменные плиты с начертанными словами, которые означали завет (договор) между Богом и евреями. Десять этических и культовых предписаний называют «десятью заповедями».

Моисей со скрижалями Завета. Гравюра Густава Доре
Моисей со скрижалями Завета. Гравюра Густава Доре

Список заповедей в разных источниках (Исх. 20:2—17 или Втор. 5:6—21)., разных переводах и разных конфессиях различен, приведем их вкратце:

Большинство синайских заповедей сформулированы в виде запретов: «не делай...», «не произноси...». Видимо, Сидни Харрис сопоставил эти запретами с запретами-отрицаниями, выражаемыми тремя обезьянами: «не смотри, не слушай, не говори».

Художник, пусть и в желании добиться комичного, оказался близок к истине. Трех обезьян действительно считают выражением некоего морального принципа (чаще всего при этом вспоминая цитату из Конфуция), однако, их источник, по-видимому, ближе не к иудаизму/христианству или конфуцианству, а к даосизму.

Да и если обратиться к Танаху/Ветхому Завету, в нем вполне можно отыскать прямые аналоги «обезьяньих» запретов в приложении к этическим нормам, к примеру, в Книге ИсаииПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (Ис. 33:14—16).

То есть уловленная автором аналогия вовсе не поверхностна. И она заставляет еще раз задуматься о значениях символики трех обезьян.

Темы: [христианство][иудаизм] [карикатура]

Основа эфиопского православия

ссылка ⚓

Основа эфиопского православия

Из всей Черной Африки с огромным разнообразием культур и цивилизаций лишь одна страна сохранила независимость со Средних веков — Эфиопия (древняя Абиссиния) — страна с интересной и загадочной историей.

Несмотря на то, что на территории Эфиопии в древнейшие времена возникла одна из африканских групп языков кушитские языки), официальным языком страны служит семитский язык амхара с оригинальной письменностью, возникшей под влиянием аравийского Сабейского царства (того самого, которое возглавляла библейская царица Савская, к ней мы еще вернемся).

В настоящее время Эфиопия не имеет выхода к морю, но территории нынешних Джибути и Эритреи — несомненно, исторически абиссинские земли, так что Эфиопию и Сабу (Шебу) разделяло всего лишь 26 км Баб-эль-Мандебского пролива. Вероятнее всего, в Африке существовала колония семитов из южной части Аравийского полуострова.

В Библии (и Танахе) говорится о визите правительницы Сабейского царства (даже не названной по имени) в Иерусалим к царю Соломону (Шломо). Уверившись в мудрости еврейского царя, аравийская царица принесла богатые дары и благословила его царство (с тех времен в Израиле началось процветание).

В еврейских, арабских и эфиопских (книга «Кебра Негаст») преданиях есть другие подробности отношений царицы Савской с Соломоном/Сулейманом/Шломо, в частности рассказывается об их сексуальной связи, от которой родился сын Менелик.

По достижении совершеннолетия сын Соломона был послан к отцу в Иерусалим, но долго там не остался, а собрал всех первенцев израильской знати и отправился с ними на родину, где получил трон. Цвет еврейской молодежи не просто так уехал в Сабу, но, якобы, увез с собой главную святыню — Ковчег Завета. Отчего-то выходцы из Израиля осели не в аравийской метрополии, а в ее африканской колонии, которая должна была превратиться в Новый Иерусалим. Кстати, эфиопы верят, что настоящий Ковчег Завета не утерян, а до сих пор мирно хранится в непримечательной часовне при церкви Марии Сионской в Аксуме.

Итак, эфиопы стали иудаистами, их цари — потомки Соломона, их страна — земля обетованная. Кстати, в 1977 г. Израиль официально признал фалаша (эфиопов, исповедующих иудаизм) полноценными евреями и с 1980-х гг. из-за гражданской войны в Эфиопии и массового голода, в ходе войсковых операций «Моше», «Йехошуа» и «Шломо» почти все эфиопские евреи были эвакуированы в Израиль.

Где-то в нач. IV в. на эфиопский престол взошел царь Эзана. С его именем связывают значительное расширение территорий и принятие христианства (за 6 веков до крещения Руси). В настоящее время около половины населения Эфиопии принадлежит к Эфиопской церкви. Христианство принято Эфиопией в ранней форме, до постановлений Халкидонского собора. Эфиопскую церковь относят к т. н. «древневосточным» церквям, а учение (несправедливо) называют «монофизитским»,(объявленным ересью тем самым Халкидонским собором). Сами древневосточные церкви предпочитают термин «миафизитство» и называют себя православными.

Эфиопское христианство своеобразно и сохраняет многие иудейские обряды, к примеру, эфиопы чтут субботу, соблюдают пищевые законы кашрута и обрезают детей на восьмой день жизни.

Еще одно следствие из раннего принятия христианства — эфиопы долго не знали иконопочитания. Лишь с XV в. постановлением одного из императоров Соломоновой династии введено почитание священных изображений. На формирование собственного эфиопского иконописного стиля, несомненно, влияли иллюстрации рукописных книг и, вероятно, давно возникшая египетская, коптская иконописная школа. Как бы то ни было, иконопись и стенопись чрезвычайно широко распространилась в Эфиопии. Эфиопские иконы ярки, выразительны и трогательно наивны.

Вот мы и подходим к основной цели нашего экскурса. В эфиопском городе Аксум, том самом, где хранится Ковчег Завета со скрижалями, столице древнеего Аксумкого царства, есть несколько церквей. Нас интересует одна из них, которую мы не можем правильно назвать. Дело в том, что мы знакомы с ней только по случайным фотографиям западных путешественников, эта церковь не входит в число главных достопримечательностей Аксума, затмевается Старой и Новой церквями Марии Сионской, часовней Ковчега и пр. У одного из путешественников (Adam Jones) она названа «церковью Иисуса» (Yesus Church), мы так и будем ее называть.

Внешний вид «церкви Иисуса» в Аксуме, Эфиопия
Внешний вид «церкви Иисуса» в Аксуме, Эфиопия

Стены церкви снаружи плотно расписаны изображениями святых и сценами из священной истории.

Фрагмент росписей церкви в Аксуме, Эфиопия
Фрагмент росписей церкви в Аксуме, Эфиопия

Нас интересует роспись полуколонны-контрфорса посредине между оконными проемами. Очевидно, место важное: слева изображено распятие с предстоящими, Богородица с Младенцем и архангелами, какие-то (возможно, месточтимые) святыые. Справа, видимо, евангельские события.

Если вспомнить программу росписи русских православных храмов, то в них на колоннах изображают «столпов церкви» — тех святых, на которых «держится вера». Соблазнительно думать, что и в Эфиопии колонна служит символом основы вероучения.

Фрагмент росписей церкви в Аксуме, Эфиопия, святые, закрывшие глаза, рот и уши
Фрагмент росписей церкви в Аксуме, Эфиопия, святые, закрывшие глаза, рот и уши

Мы затрудняемся определить, кто именно изображен на полуколонне и что по замыслу художника они изображают, но это явно святые с нимбами (атрибут, очевидно, не обязательный для изображения святого, но здесь явно обозначенный), закрывшие руками свои глаза, рот и уши. В нижнем фрагменте эта троица дополнена изображением путника с узелком, смотрящего вверх. Видимо, для мирянина, идущего по пути, эти фигуры служат нравственными ориентирами.

Нам было очень любопытно встретить аналогию с тремя обезьянамиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам в таком необычном месте. Сразу вспоминаются ангелы в английской церкви св. Павла в РоквардинеПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, призывающие не слышать, не видеть и не говорить зла, однако, в отличие от Англии, для эфиопской церкви сложно предположить независимое от «классических» обезьян происхождение композиции: роспись, видимо, относится, как максимум, ко второй пол. XX в. (это наше предположение, ничем не подтвержденное), ко времени глобализации, когда сувениры с тремя обезьянами широко известны по всей Африке.

Темы: [христианство][Эфиопия]

Творец и твари

ссылка ⚓

Творец и твари

Еще в XIX в. пропасть между библейской и естественнонаучной картиной мира стала непреодолимой. Наука отказывала чудесному вмешательсву Бога во все больших областях, так что стал ставиться под сомнение и процесс сотворения мира, изложенный в Ветхом Завете.

Реакцией на пошатнувшиеся религиозные основы стало движение креационизма, последователи которого утверждали верность концепции создания мира, всего живого и человека Творцом. А главной мишенью креационистов стал английский натуралист Чарлз Дарвин (Charles Darwin), опубликовавший работу «Происхождение видов», в которой, в частности, рассматривается гипотеза происхождения человека в результате естественного отбора от животных низшего порядка.

Антиэволюционистская карикатура, представляющая Чарлза Дарвина в виде обезьяны
Антиэволюционистская карикатура, представляющая Чарлза Дарвина в виде обезьяны

Наиболее ярким спор креационистов и эволюционистов вышел (и продолжается в настоящее время) в США, где (особенно на Юге и Юго-Востоке) традиционно велика религиозность населения. А самым известным проявлением этого спора стал т. н. «обезьяний процесс» (monkey trial) в 1925 г.

В штате Теннесси в этот год был принят закон, запрещавший учителям общественных школ и университетов отрицать библейское учение о происхождении человека и преподавать теорию эволюции. Среди противников закона, естественно, оказалось много преподавателей, которые одномоментно могли превратиться в преступников.

В качестве противодействия закону и был инициирован судебный процесс. Школьный учитель Джон Скоупс (John Scopes) вызвался (как оказалось позже) стать добровольной жертвой. Вообще-то он преподавал физкультуру, но, заменив биолога, рассказал на уроке о теории антропогенеза и был обвинен в нарушении нового закона.

Джон Томас Скоупс, 1925 г.
Джон Томас Скоупс, 1925 г.

Обвинительная сторона тоже готовила шоу. Процесс обещал стать громким, поэтому представлять обвинение вызвался трехкратный кандидат в президенты США Уильям Дженнингс Брайан (William Jennings Bryan), заботившийся о своей популярности.

Улицы Дейтона, в котором проходил суд, украсили плакатами, поставили палатки с лимонадом, девушки продавали сувенирных обезьянок, в уличных представлениях участвовали живые обезьяны, которых привезли якобы в качестве свидетелей обвинения.

Громкий процесс, конечно же, освещался прессой. Сан-францисский таблоид The San Francisco Examiner, к примеру, опубликовал карикатуру, посвщенную «обезьяньему процессу»: три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам не хотели говорить, слышать и видеть эволюцию. Вердикт «Виновен!» снимает все сомнения: под обезьянами художник понимал судей.

Карикатура на процесс Скоупса. The San Francisco Examiner, 22 июля 1925 г.
Карикатура на процесс Скоупса. The San Francisco Examiner, 22 июля 1925 г.

Кстати, учитель действительно был признан виновным и приговорен к штрафу, однако позже приговор был отменен по техническим основаниям. Трижды несостоявшийся президент умер через пять дней после победы в процессе, так и не успев покинуть Дейтон. Закон о запрете преподавания эволюции был отменен только в 1967 г. А жители Дейтона создали музей процесса и ежегодно устраивают его реконструкции.

Нам «обезьянья» тема чрезвычайно интересна, но историческая карикатура к судебному процессу не казалась достаточным поводом к особой статье, пока мы не встретили современных карикатур схожей тематики.

В настоящее время проблема сосуществования науки и религии никуда не делась. Никуда не делся и креационизм, только он стал принимать иные формы, вроде «научного креационизма» например, концепция «разумного замысла» (intelligent design), доказывающая на примерах невозможность построения некоторых сложных биологических систем путем постепенного улучшения в ходе естественного отбора.

Поддержка теории «разумного замысла» оказалась очень серьезной на самом высоком уровне, вплоть до президента Джорджа Буша (младшего). Преподавание «разумного замысла» пытались ввести в школах, пока в 2005 г. суд не признал теорию ненаучной. Закон Луизианы от 2008 г. позволяет преподвать «дополнительные» «научные» теории, под которыми критики тут же поняли креационизм.

Борьба вокруг теории эволюции снова вызвала волну карикатур с обезьянами, но, что интересно, теперь символику трех обезьян используют креационисты.

На первой, довольно тривиальной карикатуре три преподавателя-обезьяны, представляющих дарвинизм, не хотят ничего слышать, видеть и говорить на уроках о «разумном замысле».

Антидарвинистская карикатура с тремя обезьянами
Антидарвинистская карикатура с тремя обезьянами

Второй рисунок насыщеннее и эффектнее: ребенок идет в общественную школу, сгибаясь под тяжестью ранца с учебником эволюции. Вместе с эволюцией он несет злобных обезьян, которые закрывают мальчику глаза, уши и рот, гвооря при этом: «Не слушай о Творении», «Не смотри на Творение», «Скажи: „Нет Творца!“»

Креационистская карикатура с тремя обезьянами
Креационистская карикатура с тремя обезьянами

Справа от карикатуры приведена ссылка на цитату из Библии, Послание к Римлянам апостола Павла 1:18. В этом месте Бог гневается на людское нечестие, в частности на то, что люди божью истину подменяют своим ложным учением, забывая прославлять Творца, за что и получают соответствующую кару.

На наш взгляд, это весьма любопытные примеры использования символики трех обезьян!

Темы: [христианство][карикатура] [США]

Еффафа, прогоняющая обезьян

ссылка ⚓

Еффафа, прогоняющая обезьян

Совсем недавно православный проповедник, протоиерей Андрей Ткачев рассказал нам о том, что три обезьяны не противоречат христианскому мировоззрению. Интересное совпадение, но почти одновременно трех обезьян вспомнили и в Римско-католической церкви.

В немецком городе Варштайне (Warstein, земля Северный Рейн-Вестфалия) 9 сентября 2018 г. два небольших объединения приходов слились в одно общее и по этому поводу были устроены торжественные мероприятия в церкви Святого Креста в районе Белекке (Heilig-Kreuz-Kirche, Belecke).

Церковь Святого Креста в Белекке
Церковь Святого Креста в Белекке, Варштайн, Германия. Построена в 1961 г.

Руководил торжествами декан (dechant, католическая должность, аналогичная православному благочинному) Томас Вульф (Thomas Wulf), он же произнес проповедь и самым ярким ее моментом стала демонстрация трех обезьян.

Декан Томас Вульф демонстрирует статуэтки трех обезьян
Декан Томас Вульф демонстрирует статуэтки трех обезьян. Фото Ингрид Шмалленберг (Ingrid Schmallenberg)

Пастор Томас Вульф назвал трех обезьян символом позиции, которую по-русски вернее всего передать поговоркой «моя хата с краю...»: не вмешиваться ни во что и ничего к себе не подпускать. Причины могут быть разные: горечь и разочарование, последствия горя или страха, робость или желание комфорта.

А для противостояния этим обезьянам безразличия проповедник предложил одно волшебное слово: Еффафа! Так по-арамейски Иисус сказал, творя одно из своих чудес — исцеление глухонемого (Мк 7:34).

Дословно в синодальном переводе это слово передано как «Отверзись!». Христос открывает закрытые до того уши и рот и католики видят в этом событии глубокую символику.

Еще задолго до разделения церквей перед обрядом крещения начал совершаться предварительный обряд «отверзания» (apertio), когда над кандидатом-оглашенным произносилось то же слово «еффафа» как знак того, что будущий член церкви способен воспринять и передать учение.

Пастор завершил проповедь призывом: «Если вдруг вы почувствуете, что к вам подступают три обезьяны, молитесь за себя и за других, громко или тихо и используйте слово Божие: еффафа — отверзись!»

Нам этот случай чрезвычайно интересен тем, как христианство использует символику восточных учений. Да, в проповеди приведена самая примитивная из трактовок трех обезьян, но ведь фигурки, принесенные пастором, по его словам, много лет принадлежали ему лично и даже переезжали с ним с места на место. Вряд ли священник держал обезьян только из-за возможности отрицать их отрицания. Вероятно, они чем-то привлекали своего владельца. И нельзя не отметить прямо противоположное отношение к трем обезьянам у православного пастыря.

Темы: [христианство][Германия]

 Родительские темы

[религии] 
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
О проекте / координаты
Новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест