В пятом по величине городе штата Техас, Форт-Уорте (Fort Worth, отчего-то специалисты Роскартографии именуют его Форт-Уэрт) еще в 1934 г. был открыт первый в штате публичный ботанический сад. В настоящее время он занимает площадь 44 га и на ней разместился 21 тематический сад. Посещение всех бесплатно, за исключением двух: зимнего и японского сада.
Японский сад был создан в 1973 г. и множество растений и элементов оформления было привезено из города-побратима Форт-Уэрта — японской Нагаоки (長岡), префектура Ниигата.
На трех гектарах посетители могут увидеть все составляющие, которые обычно ассоциируются с японскими садами: сад четырех сезонов, сакура и японские клены, аж три пруда с карпами-кои, водопад, сад камней, чайный домик, пагода, горбатый мостик, площадка для наблюдений за луной и т. д.
И среди скульптур, украшающих сад, у посетителей популярны три каменные обезьяны.
Обезьянки размещены необычно: не вместе плечом к плечу, как обычно, а на крутом склоне друг над другом на ступенях (раньше деревянных, а теперь из местного камня). И фотографы привозят из сада эффектные кадры.
Нам этот случай интересен тем, что три обезьяны здесь служат посланниками культуры, одним из привлекательных и узнаваемых символов Японии.
Любопытно, но символика трех обезьян существует в Форт-Уэрте и за пределами ботанического сада, на одном из заборов можно увидеть профессионально исполненные граффити с тремя обезьянами.
※
Наверное в мире мало людей, которые ни разу не видели Хэлоу Китти. Это один из самых популярных и узнаваемых персонажей популярной культуры.
Японская компания Sanrio начала свой бизнес в 1960-е гг. с производства дешевых резиновых шлепанцев, но ее всегда отличало желание создать яркий и качественный дизайн для своих товаров, поэтому вскоре фирма стала приглашать профессиональных художников для их оформления. К 1970-м гг. ассортимент расширился и фирме были нужны новые рисованные герои, которые сделают товары более милыми и востребованными.
Дизайнер Юко Симидзу (清水 侑子) в 1974 г. нарисовала белую кошечку с красным бантом, само воплощение каваий — «прелестно миленького». Впервые киска появилась на виниловом кошельке. С одной стороны у нее была бутылка молока, с другой — аквариум с золотыми рыбками. И история началась...
Хотя персонаж разрабатывался, чтобы угодить девочкам предпубертатного возраста, кошка стала неимоверно популярной у всех слоев населения. Сейчас это вторая по доходности франшиза в мире (после покемонов) с миллиардными оборотами.
Во всем мире она ассоциируется с Японией, хотя каждый японец знает, что Хэллоу Китти (вернее, Харо Кити, ハローキティ) — чистокровная англичанка. Даже имя Китти у нее появилось из книги Льюиса Кэррола (так звали кошку Алисы из Страны Чудес).
В 2014 г. Китти с размахом отметила 40-летний юбилей и, несмотря на внушительный возраст, она полна сил, свежа и желанна. Изображения белой кошечки можно встретить на совершенно разных товарах. Не обошлось и без местных сувениров различных японских префектур, городов и достопримечательностей. Туристы с удовольствием купят не просто безделушку на память о поездке, а такую же безделушку, но с милой и модной кошечкой. Для таких кисок даже придумали специальное название — Гототи Кити (ご当地キティ — «местная Китти»).
У японского города Никко главная достопримечательность — синтоистское святилище Тосёгу, а один из его главных символов — три обезьяны, которые не видят, не слышат и не говорят. Так как же сувенир с Хэллоу Китти может обозначить Никко? Конечно же, позами трех обезьян! И не важно, что кошечка только одна, она может притвориться одной из обезьянок.
У Sanrio, владельца прав на белую кошечку, есть несколько менее популярных обезьяньих персонажей, но здесь не использовался ни один из них. Это просто обезьяны из Никко и Китти в обезьяньем костюме.
Любопытна отведенная Хэллоу Китти роль: она не говорит. Но у нее и так нет рта и по этому поводу у компании есть особые объяснения: когда у игрушки нет мимики, ребенок сам проецирует на нее свои эмоции, игрушка грустит и веселится вместе с ребенком. Есть и второе толкование: киска общается не языком, она говорит сердцем и способна донести «послание Sanrio» до любого уголка мира, вне зависимости от языка.
Чтобы не создавалось ощущение, что мы высосали статью из единственного брелока, приведем еще несколько примеров кисок Гототи:
Любопытно, что и неофициальное, «фанатское искусство» нередко связывает темы Хэллоу Китти и трех обезьян.
Так в граффити на заборе в бразильском Сан-Паулу три Китти не просто в обезьяньих позах, но еще и в деловых костюмах, очевидно, перед нами сатира на местных чиновников.
※
Совсем недавно православный проповедник, протоиерей Андрей Ткачев рассказал нам о том, что три обезьяны не противоречат христианскому мировоззрению. Интересное совпадение, но почти одновременно трех обезьян вспомнили и в Римско-католической церкви.
В немецком городе Варштайне (Warstein, земля Северный Рейн-Вестфалия) 9 сентября 2018 г. два небольших объединения приходов слились в одно общее и по этому поводу были устроены торжественные мероприятия в церкви Святого Креста в районе Белекке (Heilig-Kreuz-Kirche, Belecke).
Руководил торжествами декан (dechant, католическая должность, аналогичная православному благочинному) Томас Вульф (Thomas Wulf), он же произнес проповедь и самым ярким ее моментом стала демонстрация трех обезьян.
Пастор Томас Вульф назвал трех обезьян символом позиции, которую по-русски вернее всего передать поговоркой «моя хата с краю...»: не вмешиваться ни во что и ничего к себе не подпускать. Причины могут быть разные: горечь и разочарование, последствия горя или страха, робость или желание комфорта.
А для противостояния этим обезьянам безразличия проповедник предложил одно волшебное слово: Еффафа! Так по-арамейски Иисус сказал, творя одно из своих чудес — исцеление глухонемого (Мк 7:34).
Дословно в синодальном переводе это слово передано как «Отверзись!». Христос открывает закрытые до того уши и рот и католики видят в этом событии глубокую символику.
Еще задолго до разделения церквей перед обрядом крещения начал совершаться предварительный обряд «отверзания» (apertio), когда над кандидатом-оглашенным произносилось то же слово «еффафа» как знак того, что будущий член церкви способен воспринять и передать учение.
Пастор завершил проповедь призывом: «Если вдруг вы почувствуете, что к вам подступают три обезьяны, молитесь за себя и за других, громко или тихо и используйте слово Божие: еффафа — отверзись!»
Нам этот случай чрезвычайно интересен тем, как христианство использует символику восточных учений. Да, в проповеди приведена самая примитивная из трактовок трех обезьян, но ведь фигурки, принесенные пастором, по его словам, много лет принадлежали ему лично и даже переезжали с ним с места на место. Вряд ли священник держал обезьян только из-за возможности отрицать их отрицания. Вероятно, они чем-то привлекали своего владельца. И нельзя не отметить прямо противоположное отношение к трем обезьянам у православного пастыря.
※
Мы уже отмечали случаи, когда тема трех обезьян возникала на почтовых марках или открытках. Но на открытках в роли обезьян были девушки, а сейчас мы обратимся к обезьянам непосредственно.
В собрании Музея изящных искусств (MFA), Бостон (Массачусетс, США) находятся японские почтовые открытки с изображением трех обезьян. Они поступили в музей в 2002 г. из частной коллекции (Leonard A. Lauder Collection) и какой бы то ни было информации о них попросту нет.
Обращает на себя внимание, что все три изображения выполнены в единой технике и манере, очевидно, одним и тем же художником, но не повторяют друг друга. Обезьянки поочередно меняют свои позы и автор не копирует свои работы, а создает композицию каждый раз заново, иначе наклоняя своих героев или выставляя вперед другую лапку.
Художник играет своими персонажами. Кажется, что это три кадра из наблюдения за жизнью обезьян.
И еще нужно отметить, что при всей упрощенности изображения автор копирует технику великих анималистов и, в первую очередь, конечно же, семьи Мори. Мех животных дается тонкими растушевками, в то время как лица и лапы переданы детально и четко.
※
В рецепт успешного телевизионного развлекательного канала входит много составляющих. И одним из главных компонентов может стать игровое шоу.
На самом популярном британском кабельном канале ITV2 только-только завершился показ популярного шоу «Остров Любви» (Love Island) и с августа 2018 г. в сетке вещания образовался пробел, который нужно заполнить. На замену пришли «Злые обезьяны» (или «Обезьяны зла», Evil Monkeys).
Эту передачу где-то в программе определили как «реалити-шоу», но реальность здесь, мягко говоря, своеобразная. По сюжету трое звездных участников — популярные телезвезды — отправлились за призом в миллион иен («миллион» всегда магически звучит, правда, в фунтах это меньше 7 тыс.) в «японские джунгли» (?!), но на самом деле их отобрали из-за того, что они — «самые яркие представители человеческого вида».
Герои оказались на острове, где ныне покойный ученый работал над развитием интеллекта у человекообразных обезьян. Попав в ловушку, представители homo sapiens оказались в «зоопарке наоборот», в котором «высокоинтеллектуальные» обезьяны наблюдают за людьми.
Обезьяны изучают «человечность» и задают героям разнообразные задания с той или иной степенью глупости и оскорбительности: нырять в обезьяньи экскременты, передавать сигналы жестами ног или получать электрические разряды за неверный ответ напарника. Мало того, герои в ходе выполнения квестов еще и ограничены в чувствах: кому-то закрывают глаза, кому-то уши, а кому-то рот.
Вот такое фантасмагоричное шоу должно развлекать англичан. За внешним бредом и дурачеством может скрываться острая сатира и, несомненно, передача насыщена аллюзиями на различные художественные произведения и культурные явления.
В сюжете можно увидеть отсылки к «Острову доктора Моро» Герберта Уэллса и линейке произведений «Планета обезьян», но нас сейчас интересуют только символика трех обезьян.
В английском языке человекообразных обезьян не принято называть «обезьянами» (monkeys), для них есть отдельное слово, не имеющее аналога в русском, apes. Тем не менее, в названии передачи о человекообразных apes использовано monkeys. Только потому, что обыгрывается устойчивое наименование фигурки трех обезьян — no evil monkeys («обезьяны без зла»). В шоу обезьяны наоборот со злом, Evil Monkeys.
А роли нечеловекообразных обезьян без зла отведены человеческим игрокам, которым закрывают глаза, уши и рот. Любопытно, что сами герои узнаю́т в своем состоянии не непосредственно трех обезьян, а изображающие их смайлики-эмодзи.
И еще сто́ит отметить, что идея издевательств над игроками, лишаемыми чувств, витает в воздухе. Правда, на отечественных экранах вместо интеллектуальных горилл и шимпанзе был бульдог, Гарик (Игорь Юрьевич) «Бульдог» Харламов.
※