В названии популярного японского музыкального коллектива Суйёби-но-кампанэра (水曜日のカンパネラ) слово «суйёби» по-японски значит «среда» (день недели), а вот «кампанэра» — передача итальянского campanella. Дословно это «колокольчик» (и инструмент, и цветок), однако это еще и фамилия, самым известным носителем которой был философ и писатель-утопист Томмазо Кампанелла (автор знаменитого «Города Солнца»).
Вне Японии группа известна в англо-итальянском варианте названия: Wednesday Campanella. То есть и по-английски это «Колокольчик» (или «Кампанелла») по средам».
Название странное, но песни коллектива вполне ему соответствуют — тоже необычны. Стилистическая основа у «средничных колокольчиков» — это, безусловно, электронная танцевальная музыка (EDM). Тематика — различные исторические личности и феномены популярной культуры. Солистка, сценическое имя которой пишется через знак подчеркивания KOM_I (Комай), может петь о сказочном «персиковом мальчике» и египетском боге Ра, о русской матрешке и дзэнском поэте Иккю Содзюне, об Аладдине и трех обезьянах.
Вот из-за трех обезьян мы и начали этот рассказ. Любопытно, что японоязычная песня названа по-английски Three Mystic Apes («Три мистические [человекообразные] обезьяны»).
В официальном канале Суйёби-но-кампанэра на Youtube можно увидеть яркий анимационный клип с первым куплетом и припевом из песни.
Так о чем же поет Комай? Давайте попробуем перевести этот куплет.
То, что это песня популярна (или потенциально популярна) в Японии, показывает ее использование в рекламе наушников фирмой Beats. Известная телеведущая полуяпонка Беки в роли успешной бизнес-вумен слушает в новых наушниках новую песню про обезьян.
Нам этот случай интересен, во-первых, тем, что три обезьяны выбраны темой коммерческого популярного искусства, а во-вторых, очевидным превосходством четвертой обезьяны над тремя товарищами. Совсем как у буддистского поэта семь веков назад.
※
Еще в XIX в. пропасть между библейской и естественнонаучной картиной мира стала непреодолимой. Наука отказывала чудесному вмешательсву Бога во все больших областях, так что стал ставиться под сомнение и процесс сотворения мира, изложенный в Ветхом Завете.
Реакцией на пошатнувшиеся религиозные основы стало движение креационизма, последователи которого утверждали верность концепции создания мира, всего живого и человека Творцом. А главной мишенью креационистов стал английский натуралист Чарлз Дарвин (Charles Darwin), опубликовавший работу «Происхождение видов», в которой, в частности, рассматривается гипотеза происхождения человека в результате естественного отбора от животных низшего порядка.
Наиболее ярким спор креационистов и эволюционистов вышел (и продолжается в настоящее время) в США, где (особенно на Юге и Юго-Востоке) традиционно велика религиозность населения. А самым известным проявлением этого спора стал т. н. «обезьяний процесс» (monkey trial) в 1925 г.
В штате Теннесси в этот год был принят закон, запрещавший учителям общественных школ и университетов отрицать библейское учение о происхождении человека и преподавать теорию эволюции. Среди противников закона, естественно, оказалось много преподавателей, которые одномоментно могли превратиться в преступников.
В качестве противодействия закону и был инициирован судебный процесс. Школьный учитель Джон Скоупс (John Scopes) вызвался (как оказалось позже) стать добровольной жертвой. Вообще-то он преподавал физкультуру, но, заменив биолога, рассказал на уроке о теории антропогенеза и был обвинен в нарушении нового закона.
Обвинительная сторона тоже готовила шоу. Процесс обещал стать громким, поэтому представлять обвинение вызвался трехкратный кандидат в президенты США Уильям Дженнингс Брайан (William Jennings Bryan), заботившийся о своей популярности.
Улицы Дейтона, в котором проходил суд, украсили плакатами, поставили палатки с лимонадом, девушки продавали сувенирных обезьянок, в уличных представлениях участвовали живые обезьяны, которых привезли якобы в качестве свидетелей обвинения.
Громкий процесс, конечно же, освещался прессой. Сан-францисский таблоид The San Francisco Examiner, к примеру, опубликовал карикатуру, посвщенную «обезьяньему процессу»: три обезьяны не хотели говорить, слышать и видеть эволюцию. Вердикт «Виновен!» снимает все сомнения: под обезьянами художник понимал судей.
Кстати, учитель действительно был признан виновным и приговорен к штрафу, однако позже приговор был отменен по техническим основаниям. Трижды несостоявшийся президент умер через пять дней после победы в процессе, так и не успев покинуть Дейтон. Закон о запрете преподавания эволюции был отменен только в 1967 г. А жители Дейтона создали музей процесса и ежегодно устраивают его реконструкции.
Нам «обезьянья» тема чрезвычайно интересна, но историческая карикатура к судебному процессу не казалась достаточным поводом к особой статье, пока мы не встретили современных карикатур схожей тематики.
В настоящее время проблема сосуществования науки и религии никуда не делась. Никуда не делся и креационизм, только он стал принимать иные формы, вроде «научного креационизма» например, концепция «разумного замысла» (intelligent design), доказывающая на примерах невозможность построения некоторых сложных биологических систем путем постепенного улучшения в ходе естественного отбора.
Поддержка теории «разумного замысла» оказалась очень серьезной на самом высоком уровне, вплоть до президента Джорджа Буша (младшего). Преподавание «разумного замысла» пытались ввести в школах, пока в 2005 г. суд не признал теорию ненаучной. Закон Луизианы от 2008 г. позволяет преподвать «дополнительные» «научные» теории, под которыми критики тут же поняли креационизм.
Борьба вокруг теории эволюции снова вызвала волну карикатур с обезьянами, но, что интересно, теперь символику трех обезьян используют креационисты.
На первой, довольно тривиальной карикатуре три преподавателя-обезьяны, представляющих дарвинизм, не хотят ничего слышать, видеть и говорить на уроках о «разумном замысле».
Второй рисунок насыщеннее и эффектнее: ребенок идет в общественную школу, сгибаясь под тяжестью ранца с учебником эволюции. Вместе с эволюцией он несет злобных обезьян, которые закрывают мальчику глаза, уши и рот, гвооря при этом: «Не слушай о Творении», «Не смотри на Творение», «Скажи: „Нет Творца!“»
Справа от карикатуры приведена ссылка на цитату из Библии, Послание к Римлянам апостола Павла 1:18. В этом месте Бог гневается на людское нечестие, в частности на то, что люди божью истину подменяют своим ложным учением, забывая прославлять Творца, за что и получают соответствующую кару.
На наш взгляд, это весьма любопытные примеры использования символики трех обезьян!
※
В Цусимском проливе Японского моря, километрах в 20 от побережья Кюсю в сторону Кореи лежит небольшой (17×15 км) японский островок Ики (壱岐島). Его долгая история сплошь состоит из войн, набегов, разорений и пиратских вылазок, тем удивительнее, что сейчас он знаменит совсем другим. Ики — место, где спят божества.
На маленьком базальтовом острове с населением едва ли 30 тыс. чел. расположено больше тысячи синтоистских святилищ. Путеводители рассказывают, что здесь самая большая плотность божеств-ками во всей стране.
Остров вулканический, гористый. На одной из его вершин (вторая по высоте точка острова) находится святилище Ондакэ (男嶽神社).
Святилище посвящено великому божеству Сарутахико (猿田彦) — достаточно многогранному персонажу синтоистского пантеона, одному из шести великих ками, главе земных божеств.
Его полное имя можно перевести как «великое божество, князь обезьяньего поля», видимо, поэтому Сарутахико часто связывают с обезьянами. Обезьяны служат посланниками великого ками, но и он сам может изображаться не только длинноносым бородатым воином, но и в обезьяньем облике.
Здесь в качестве отступления заметим, что приверженцы практик Ко-син, устанавливающие каменные стелы, на которых, видимо, впервые появляются три обезьяны, могли заменять центральное изображение характерного для Ко-син божества Сёмэн-Конго на Сарутахико, сопровождаемого тремя обезьянами. То есть великий ками связан не только с обезьянами как таковыми, но и с композицией «не видеть, не слышать, не говорить».
Но вернемся в Цусимский пролив. Очевидно, святилище Ондакэ почитает Сарутахико именно в обезьяньем проявлении, чем и заслужило славу: сложно утверждать наверняка, но, видимо, здесь самое большое в Японии скопление обезьяньих статуй.
Путеводители называют какие-то конкретные цифры, но вряд ли им можно доверять, т. к. количество скульптур, очевидно, постоянно пополняется и всегда можно выделить новых обезьян, вырезанных из камня. Можно лишь сказать, что обезьяньих фигур здесь «не одна сотня».
Обезьяны изображаются в разных позах, с разными ужимками и мимикой. Можно заметить, что у резчиков весьма популярна композиция с тремя обезьянами, причем некоторые воплощения, мягко говоря, необычны. Смеем предположить, что на острове Ики собрали самое большое количество каменных статуй трех обезян не только в Японии, но и в мире.
У туристов особо популярна одна из троиц, в которой центральная фигура, закрывающая глаза, оснащена не по-обезьяньи огромным мужским достоинством в напряженном состоянии, а ее коллеги обернулись в изумлении. И, хотя эта композиция, очевидно, совсем недавнего изготовления (2010-е, но не позднее 2014 г.) и, явно, несет долю иронии, фаллический культ в Японии распространен и естественен, а обезьяны в японской культуре издавна наделены символикой фертильности, так что ничего странного в этом нет.
Нам святилище интересно не только разнообразием композиций, но и примером того, как в скоплении обезьян выкристаллизовываются тройки «не вижу — не слышу — не говорю».
См. также, как тема трех обезьян на острове Ики отражена в компьютерной игре
※
Географию международных поездок премьер-министра Японии Синдзо Абэ (安倍 晋三) называют беспрецедентно широкой. При его предшественниках Япония по сути поддерживала тесные отношения лишь с тремя странами: США, Китаем и Южной Кореей, но Абэ изменил внешнюю политику, показав поистине глобальные интересы своей страны.
В сентябре 2017 г. Абэ принимал участие в саммите в Индии. Частью визита было посещение достопримечательностей. Синдзо Абэ со своей супругой Акиэ осмотрели старинную мечеть Сиди-Саид в в Ахмадабаде (штат Гуджарат) и отправились в исторический ашрам Сабармати, резиденцию Махатмы Ганди в 1920-х гг., а ныне национальный музей.
Ганди разработал учение «стойкости в правде» (Сатьяграха) и решил со своими последователями создать общину-ашрам. Лучшим местом для ашрама по его мнению стал кишащий змеями пустырь на берегу реки Сабармати между тюрьмой и крематорием. Там он с 1917 г. прожил 12 лет, оттуда начался знаменитый «соляной поход», конечным результатом которого стало обретение Индией независимости.
Но сперва британские колониальные власти захватили ашрам. Ганди пообещал, что вернется в ашрам только когда Индия станет свободной. Это произошло в 1947 г., но выполнить обет Ганди не смог, его убили индуистские экстремисты в 1948 г. А ахмадабадский ашрам Ганди превратился в один из самых посещаемых музеев страны.
Вернемся в наше время. Роль принимающей стороны для четы Абэ исполнял премьер-министр Индии и главный министр Гуджарата Нарендра Дамодардас Моди (नरेन्द्र दामोदरदास मोदी). В ашраме Сабармати он вручил гостям подарок — мраморые фигурки трех обезьян.
В индийских соцсетях тут же появились язвительные комментарии: «Моди демонстрирует Абэ индийские СМИ, которые не хотят ничего видеть, слышать и говорить против правительства».
Как можно замтить, подарок возпроизводит (правда, в ином порядке) более крупный памятник трем обезьянам, установленный на территории ашрама.
.Вся Индия называет композицию с тремя обезьянами «обезьяны Ганди», ведь именно он познакомил индийцев с их символикой. Между тем, ашрам Сабармати трех обезьян не знал. Ганди получил их в подарок в 1933 г., уже после его закрытия. Японский исследователь Митио Иида доказал, что дарителями были японские гости Махатмы. Вряд ли индийский и японский премьеры знают, что они завершили исторический круг, три обезьяны Ганди вернулись на свою японскую родину.
.Нам интересен этот случай не только неожиданным завершением исторического цикла через 84 года. Оказывается, три обезьяны могут служить целям дипломатии и объединять далекие культуры!
※
В этом разделе мы почти всегда рассматриваем либо обезьян, либо людей в позах обезьян. В данном случае все будет иначе: останется только обезьяний принцип, да и то не весь.
Итак, приступим. В современных военных действиях все большее значение приобретает радиоэлектронная борьба (РЭБ) — намеренное подавление электронных средств и каналов связи противника (и защита собственных от подобных воздействий). Наиболее эффективно радиоэлектронное подавление ведется с воздуха, а для этого создаются в том числе и специальные самолеты.
В военно-воздушных силах США используется как минимум 4 различных типа самолетов РЭБ, в частности, на базе самого распространенного военно-транспортного самолета «Геркулес» (Lockheed Martin C-130 Hercules) к 1982 г. был разработан самолет радиоэлектронной борьбы EC-130H Compass Call.
Самолеты 43-го электронного боевого авиаотряда (43d Electronic Combat Squadron) в составе 66-го авиакрыла аэродромного обслуживания (66th Air Base Wing) размещались в Германии на авиабазе Зембах (Sembach) неподалеку от города Кайзерслаутерн (Kaiserslautern). Понятно, что основным противником американских ВВС в Германии рассматривался Советский Союз и страны социалистического блока.
И вот мы подошли к основной цели нашей заметки. У коллекционеров сохранилась нашивка («патч») членов экипажа одного из американских «электронных Геркулесов» в Германии.
В центре изображен летящий прямо на зрителя «Геркулес», испускающий вниз молнии (осуществляя радиоэлектронное подавление). Сверху подпись: «The Electric Herc» («электрический Герк», очевидно, сокращение от «Геркулес»). А снизу девиз: «Hear No Evil, Speak No Evil» («не слушай зла, не говори зла»).
Вне всякого сомнения, летчики использовали девиз с изображений трех обезьян в американской традиции, опустив, однако, третью часть «See No Evil» («не смотри на зло»).
Самолеты РЭБ ставят помехи, не давая противнику осуществлять связь, управление и разведку. Противник становится глух и нем. Он не может сделать доклад и получить приказ, не говорит зла и не слышит зла.
Американцы принуждают противника становиться обезьянами.
※