На российском телеканале «Ю» (а ранее на «Муз-ТВ») уже не один сезон выходит программа «10 поводов влюбиться» — игровая передача на тему знакомств не глядя. Студия несколько раз меняла свое оформление: была и подножьем Эйфелевой башни, и Колизеем, но после получила восточную (телеканал уверяет, что японскую) тему: красные бумажные фонари и имитацию экранов сёдзи. Первый уровень сцены оживляют три антропоморфные фигуры с азиатскими чертами лица и в позах «не вижу, не слышу, не говорю»
На музыкально-развлекательном телеканале Муз-ТВ в 2004 г. выходила не самая удачная игровая передача «Три обезьяны» с ведущим Гариком (Игорем Юрьевичем) «Бульдогом» Харламовым. За неверные ответы игроки лишались голоса, слуха и зрения (на нах надевались респираторы, наушники и очки).
Особенных зрительских симпатий игра не получила, но Гарик Харламов с нее начал серьезную карьеру телеведущего.
С ноября 2015 г. любое передвижение большегрузных автомобилей по дорогам России стало платным. Якобы грузовики тяжелее 12 тонн наносят особый вред дорожному покрытию, поэтому их необходимо обложить специальным сбором. Для обеспечения контроля и оплаты создана система «Платон», оператором которой без какого бы то ни было конкурса стала фирма Игоря Аркадьевича Ротенберга, сына небезызвестного миллиардера Аркадия Ротенберга, близкого друга президента Путина. Естественно, значительная часть собранных средств должна на деле идти молодому и успешному предпринимателю.
Сам факт и методы введения подобного сбора всколыхнул дальнобойщиков и привел к крупномасштабной забастовке в различных регионах России. Главным лозунгом бастующих стало «Нет Платону!»
Реакция властей на забастовку разнообразна: блокирование сайтов координаторов, навешивание на дальнобойщиков ярлыков «пятой колонны», «агентов США» и «Майдана». С другой стороны, ищутся какие-то уступки. Так размер штрафов (якобы до этого экономически выверенный), уменьшен практически на порядок, прорабатывается в компенсацию к вводимому сбору частичная отмена какого-либо налога с дальнобойщиков и т. п. Чаще же всего проводится полное замалчивание ситуации. По сути ярчайшее политическое событие конца года оказалось вне поля зрения рядового телезрителя. Молчат новостные каналы, молчит президент.
В постоянном лагере протестующих в подмосковных Химках среди лозунгов можно увидеть карикатуру на основные российские телеканалы, изображенные в виде трех обезьян, не желающих замечать протестов.
Победоносное шествие английского музыкального коллектива «Битлз» по ушам и сердцам меломанов мира вызвало ревность американцев. У Америки должны быть свои «Битлз»! И как грибы после дождя стали появляться «мальчиковые» команды в той или иной мере копирующие ливерпульскую четверку.
Одной из близких и успешных копий стал квартет «Манкиз». Их собрали в 1965 г. даже не ради концертов и пластинок. Они должны были играть подобие «Битлз» в телесериале, вдохновленном битловским фильмом «A Hard Day’s Night» о нелегкой жизни популярных музыкантов. Даже название подобрали близкое: с определенным артиклем «the», придающим значительности и нарочитой «ошибкой» в написании. У англичан «The Beatles» (вместо beetles — «жуки»). У американцев «The Monkees» (вместо monkeys — «обезьяны»). Неожиданно группа стала популярной именно в качестве музыкантов, а их композиции, например «I'm a Believer» актуальны и сегодня.
Совсем не удивительно, что группа, называемая «Обезьяны», использует «обезьянью» тему. Принять позы трех обезьян — вполне естественное комичное решение.
Интереснее, что когда немного постаревшие участники The Monkees 20 лет спустя вновь собрались для юбилейного турне, в рекламных публикациях опять появилась композиция с тремя обезьянами, но на этот раз с «обезьянами наоборот» — «слышу, вижу, говорю».
Один из развлекательных детских телеканалов России носит незатейливое имя «Детский». Его основная аудитория — дети от 6 до 12 лет, отсюда и наполнение: иностранные и отечественные анимационные сериалы и мультфильмы, перемежаемые собственными «разговорными» передачами. И среди собственных передач можно выделить «познавательно-развлекательный» «ЗанзиБар». Прописная «Б» в имени передачи не случайна. Авторы услышали в названии африканского танзанийского острова знакомую часть «бар», не взирая на детскую аудиторию, посчитали уместной игру слов и ввели главного персонажа — Занзи — кукольного орангутана, владельца бара.
Так как орангутан необразован и нецивилизован, всем — и уборщице, и официантке, и почему-то трубочисту — приходится учить бестолкового примата.
Интерьер передачи время от времени меняется, но чаще всего персонажи вещают из-за барной стойки. Неявная пропаганда употребления алкогольных напитков отягчается используемой символикой. Присмотритесь к вышеуказанному кадру: в его левой части в желто-зеленых тонах фрагмент культового портрета Боба Марли — рупора культуры регги и растафарианства с его обычно общественно порицаемыми атрибутами.
Но мы сейчас не об этом. Изучая картинки на стене в ЗанзиБаре мы встречаем разных забавных обезьян, в том числе и шимпанзе в позах трех обезьян цельной группой или отдельную фигуру «не слышу».
Да, это стоковые фотографии, скорее всего просто «найденные в интернете» и у дизайнера сцены, видимо, не было целей использовать символику именно трех обезьян, однако из всего множества забавных картинок с обезьянами были отобраны именно эти.
Телепередачи о путешествиях популярны. Зрители, которые могут себе позволить путешествия, смотрят их в качестве руководства, для остальных телеэкран — замена поездки. Но спрос рождает предложение и передач с каждым днем становится больше и больше. Программы почкуются и клонируют друг друга, появляются даже целые телеканалы, посвященные туризму. В условиях жесткой конкуренции сложно выжить, поэтому начинаются поиски «экологических ниш»: кто-то вещает только о гастрономическом туризме, кто-то — о ночных клубах мировых столиц, есть передачи для туристов-дайверов и туристов рыбаков... А на канале «Моя планета» Андрей Понкратов придумал для себя нишу медицинского туризма. В цикле передач «Мнимый больной» ведущий в разных странах испытывает на себе практики «нетрадиционной» (вернее, наоборот, традиционной народной) медицины.
Посетив Таиланд, Андрей Понкратов в сопровождении двух юных таек побывал в SPA-центре, где в ходе грязелечения их лица покрыли «омолаживающим» средством. Ведущий не смог улежать на процедуре и предложил устроить фотосессию. Грязевые маски эскортирующих барышень что-то затронули в памяти Андрея и он настоял на позах трех обезьян, хоть девушки, вроде бы, и пытались протестовать.
Андрей Понкратов в одной из передач называет себя «Человеком мира». Очень символично, что знак трех обезьян, давно вошедший в общемировую культуру переносится в дальние уголки планеты подобным космополитическим образом.
Дилемма «мультикультурализм или плавильный котел» на практике, похоже, разрешается в пользу винегрета: каждый остается в своем культурном поле, но пропитывается общей винегретной заправкой.
В рецепт успешного телевизионного развлекательного канала входит много составляющих. И одним из главных компонентов может стать игровое шоу.
На самом популярном британском кабельном канале ITV2 только-только завершился показ популярного шоу «Остров Любви» (Love Island) и с августа 2018 г. в сетке вещания образовался пробел, который нужно заполнить. На замену пришли «Злые обезьяны» (или «Обезьяны зла», Evil Monkeys).
Эту передачу где-то в программе определили как «реалити-шоу», но реальность здесь, мягко говоря, своеобразная. По сюжету трое звездных участников — популярные телезвезды — отправлились за призом в миллион иен («миллион» всегда магически звучит, правда, в фунтах это меньше 7 тыс.) в «японские джунгли» (?!), но на самом деле их отобрали из-за того, что они — «самые яркие представители человеческого вида».
Герои оказались на острове, где ныне покойный ученый работал над развитием интеллекта у человекообразных обезьян. Попав в ловушку, представители homo sapiens оказались в «зоопарке наоборот», в котором «высокоинтеллектуальные» обезьяны наблюдают за людьми.
Обезьяны изучают «человечность» и задают героям разнообразные задания с той или иной степенью глупости и оскорбительности: нырять в обезьяньи экскременты, передавать сигналы жестами ног или получать электрические разряды за неверный ответ напарника. Мало того, герои в ходе выполнения квестов еще и ограничены в чувствах: кому-то закрывают глаза, кому-то уши, а кому-то рот.
Вот такое фантасмагоричное шоу должно развлекать англичан. За внешним бредом и дурачеством может скрываться острая сатира и, несомненно, передача насыщена аллюзиями на различные художественные произведения и культурные явления.
В сюжете можно увидеть отсылки к «Острову доктора Моро» Герберта Уэллса и линейке произведений «Планета обезьян», но нас сейчас интересуют только символика трех обезьян.
В английском языке человекообразных обезьян не принято называть «обезьянами» (monkeys), для них есть отдельное слово, не имеющее аналога в русском, apes. Тем не менее, в названии передачи о человекообразных apes использовано monkeys. Только потому, что обыгрывается устойчивое наименование фигурки трех обезьян — no evil monkeys («обезьяны без зла»). В шоу обезьяны наоборот со злом, Evil Monkeys.
А роли нечеловекообразных обезьян без зла отведены человеческим игрокам, которым закрывают глаза, уши и рот. Любопытно, что сами герои узнаю́т в своем состоянии не непосредственно трех обезьян, а изображающие их смайлики-эмодзи.
И еще сто́ит отметить, что идея издевательств над игроками, лишаемыми чувств, витает в воздухе. Правда, на отечественных экранах вместо интеллектуальных горилл и шимпанзе был бульдог, Гарик (Игорь Юрьевич) «Бульдог» Харламов.